Скатертью дорога
АрхивКак известно, американцы путешествуют много. С другой стороны, судя по сообщениям отечественной прессы, в условиях кризиса и многие наши соотечественники задумались о перемене мест - благо вопрос об увеличении квот на въезд в США иностранных специалистов уже практически решен. Вот некоторые новости из жизни американских путешественников, которая все сильнее переплетается с Интернетом.
Сначала хорошая новость для тех, кто любит путешествовать дешево. Компания priceline (www.priceline.com), о начале деятельности которой "Компьютерра" сообщала около года назад, процветает и собирается расширять спектр предлагаемых услуг. Напомню, что priceline.com выступает в роли брокера между желающими дешево купить и недорого продать. Изюминка ее работы состоит в том, что покупатель называет ту цену, которую он готов уплатить, Priceline сканирует предложения от продавцов - и если хотя бы одно из них удовлетворяет запросам клиента, последний получает товар за назначенную им цену, а разница остается в кармане Priceline. Фирма даже взяла патент на такой способ ведения бизнеса, хотя, по мнению специалистов, при случае защитить права на него в суде будет нелегко. Priceline начала с торговли авиабилетами - и очень успешно. Билеты на самолеты представляют собой специфический товар: цены на них колеблются в больших пределах. Продавцы дешевых билетов (а билеты резко падают в цене, когда перевозчику становится ясно, что заполнить все места в салоне вряд ли удастся) не любят афишировать низкие цены - и конфиденциальность, предлагаемая Priceline, им на руку. Покупателей тоже радует возможность выяснить, есть ли в наличии билет по сходной цене, не обзванивая десятки агентств. В результате по своей известности Priceline занимает сейчас второе место среди сайтов электронной торговли, уступая только Amazon.com. С момента начала операций в апреле этого года фирма продала около 50 тыс. билетов на сумму более чем 20 млн. долларов. А с середины октября Priceline.com предложит на тех же условиях бронирование мест в гостиницах. Возможно, эта услуга станет более популярной, чем продажа билетов: Priceline даст хорошие возможности выйти на клиента множеству конкурирующих между собой и поэтому не стесняющихся снижать цены (которые, как и в случае с билетами, варьируются в зависимости от наполняемости) небольших малоизвестных гостиниц. Так же как и с билетами, при покупке которых клиент не может выбирать конкретную авиакомпанию или точное время отправления, Priceline введет некоторые ограничения на выбор отеля, в частности, по его расположению в городе. С 15 октября заказывать номера можно будет в двенадцати крупнейших городах США, а к концу года их число дойдет до тридцати. Помимо этого, с 15 октября через Priceline можно будет оформить страховку на жилище, а с начала следующего года фирма распространит на всю страну услуги по продаже автомобилей, которые она пока оказывает только в Нью-Йорке.
Для родственников и друзей тех, кто уже купил билет и отправился в полет, не лишней будет абсолютно бесплатная услуга фирмы The Trip.com (www.thetrip.com). Через Web-сайт этой компании можно в реальном времени получить подробную информацию о движении любого пассажирского самолета: когда он вылетел, где находится в данный момент и когда ожидается его прибытие в порт назначения. The Trip.com получает информацию от своего партнера - фирмы RLM Software, которая имеет доступ к системам Федеральной авиационной администрации (Federal Aviation Administration, FAA). Данные на сервере The Trip.com обновляются каждые три минуты. Информацию по интересующему рейсу можно получить не только через Web, но и по электронной почте. FAA выражает озабоченность тем, что эти данные могут быть каким-то образом использованы неподобающим образом и подумывает об ограничении доступа к ним, но такое ограничение может быть введено только законодательным путем. Впрочем, The Trip.com выражает согласие блокировать, при необходимости, доступ к определенным данным.
Озабоченность по поводу возможного вмешательства в частную жизнь граждан выражают и критики компании Pegasus Systems. Эта фирма владеет системой THISCO (The Hotel Industry Switch Company), которая обеспечивает онлайновое бронирование мест в гостиницах через принадлежащий той же компании сайт TravelWeb (www.travelweb.com) и другие Web-узлы. В ближайшее время на базе THISCO будет запущена новая система под названием Pegasus IQ, которая будет собирать данные об обслуживании постояльцев из компьютерных систем отелей. Таким образом, Pegasus будет известно, какие услуги заказывали клиенты гостиниц, куда они звонили и так далее. Более того, Pegasus будет распространять отчеты, составленные на основании этих данных, среди своих партнеров. Конечно, индивидуальные записи останутся конфиденциальными, но защитники неприкосновенности частной жизни опасаются, что отчеты Pegasus могут быть в дальнейшем использованы отелями и их партнерами для целенаправленной рекламы среди бывших постояльцев - такая реклама расценивается большинством американцев как вторжение в частную жизнь.
А отправляться в полет в начале 2000 года вряд ли стоит. Специальная комиссия американского Сената изучила вопрос о готовности транспортных компаний к наступлению роковой для компьютерных систем даты и пришла к выводу, что хотя критически важные системы, несомненно, будут полностью адаптированы и никаких катастроф, вызванных "багом 2000", не произойдет, возможны сбои менее важных систем, которые повлекут за собой задержки рейсов. Сейчас 62% транспортных компаний уже закончили работы по встрече тысячелетия, остальные 94% уверены в том, что успеют к сроку, но сенаторы считают эти данные чересчур оптимистическими. Кроме того, нет никакой уверенности в том, что международные рейсы не будут сорваны из-за проблем в других странах.