Косоугольная любовь
Архив1. Подписать мир. 2. Объявить войну.
"Цивилизация"
Можно ли говорить о любви с первого взгляда между детьми и компьютерами? Сомневаюсь. Для малыша компьютер - в лучшем случае игрушка, притом довольно сложная, а любить непонятное трудно (ведь и в телевизоре дети любят не сам прибор, а любимых героев сказок, воплощающих на экране мечты юного зрителя). Так что любовь к компьютеру может возникнуть только у детей, достаточно повзрослевших, чтобы осознать все возможности, которые предоставляет компьютер. О любви же компьютеров к детям (даже будь компьютеры разумны) и говорить не приходится - любить своих мучителей не за что.
Таким образом, если отбросить случаи настоящей, немотивированной влюбленности, то отношения детей и компьютеров - это отношения угнетателей и угнетенных. Сие утверждение остается справедливым, даже если ребенка усадили за компьютер насильно, - ведь может же Верховный Владыка быть человеком, который тяготится своим положением и с превеликой радостью поменялся бы местами, скажем, со своим шутом.
В принципе подобные отношения складываются у ребенка с любой игрушкой, и это вполне благотворно сказывается на детской психике. Не будь игрушки, ребенок чувствовал бы свою ничтожность в таком огромном мире. Компьютер в этом смысле выгодно отличается от игрушечного паровозика тем, что помогает ребенку самоутверждаться огромным числом способов, тогда как в случае с паровозиком выбор весьма беден.
Если бы компьютер нес только психологические выгоды, ему и тогда цены бы не было. Однако этот универсальный по своей сути инструмент находит бесчисленное множество применений. Так, с помощью компьютера вы можете пополнить багаж знаний и развить способности ваших чад. Для этого, во-первых, есть специальные обучающие игры. Правда, в нашей стране их не очень много, да и легально купить подобную игру не так легко (надо иметь желание и деньги, точно знать, чего хочешь, и жить в крупном городе). Но если очень постараться, то можно найти вполне приемлемую программу для изучения, например, английского языка (перелетающая с предмета на предмет пчелка помогает ребенку быстрее запомнить незнакомые слова) или географии (падающие, как в "Тетрисе", фигурки имеют очертания стран мира).
Во-вторых, можно использовать для обучения вовсе не предназначенные для этого программы. Например, Microsoft Word в сочетании с проверкой орфографии - для обучения правописанию, или, если так уж хочется, для развития навыка устного счета - считать убитых какодемонов (как сказал мне один фанат "Doom", в этой игре действительно есть существа с таким названием).
В-третьих, можно дать ребенку поиграть в обычные игры, надеясь, что он самостоятельно, стихийным образом чему-нибудь научится. Так, "Тетрис" развивает способности к абстрактному мышлению, а "Doom", при всей его непривлекательности, развивает реакцию (и, кроме того, дает выход агрессивным инстинктам. Ведь гораздо дешевле раз в год менять разбитую клавиатуру, чем каждую неделю за свой счет вставлять соседям разбитые окна). На применении обычных компьютерных игр для обучения я остановлюсь подробнее.
Рассмотрим для начала стратегические игры, например "Warcraft II" или гораздо более полезную "Цивилизацию". Играя в первую из них, ребенок твердо усваивает идею взаимосвязанности различных объектов, действий и событий. Не нарубив должного количества леса, нельзя построить катапульту; без поддержки воинов, вооруженных мечами, лучники бессильны; и даже самые могучие рыцари могут погибнуть от одного движения пальцев скрюченного в три погибели колдуна. Все должно быть в меру: увлекшись лишь одним аспектом игры и оставив без внимания другие, победы добиться трудно.
Если же взять "Цивилизацию", то здесь круг новых знаний значительно шире. Оставим в стороне часто появляющиеся на экране поучительные тексты, рассказывающие об истории каких-нибудь египетских пирамид (как показывает практика, их обычно не читают), - в игре и без этого много полезного. Пользуясь английской версией, ребенок дополнительно обучается языку, причем благодаря частому повторению новые слова запоминаются твердо. Игроку требуется быть не только полководцем, но и экономистом, дипломатом и мудрым властителем, заботящимся о развитии науки и общественном устройстве государства. Хотя, скажем, науке уделено сравнительно мало внимания, игра дает представление об основных научных достижениях человечества и их взаимосвязи. Часто приходится решать вопрос о том, следует ли инвестировать средства в долгосрочные научные исследования или же уделить внимание более насущным проблемам. Открытия ученых, с одной стороны, помогают государству вырваться вперед, но, с другой стороны, этим не следует чересчур увлекаться - вспомните о высокоразвитой Римской Империи, которая была сметена ордами невежественных кочевников-варваров.
Хотя дипломатия в "Цивилизации" и сводится к набору довольно простых действий, тем не менее игра позволяет усвоить простые житейские истины, например такую, что иногда следует забыть о гордости и заплатить более сильному соседу дань. Все части игры удивительным образом переплетены: развитие экономики тормозится тоталитарным устройством общества и приходится вводить демократию, научные достижения ведут к росту благосостояния, не говоря уже о тривиальном влиянии войны на экономику.
Надо заметить, что после "Цивилизации", вышедшей довольно давно, появилось много новых стратегических игр - например "Империализм", где та же самая идея развита и оформлена много сильнее. Но "Цивилизацию", ставшую классикой жанра, приобрести гораздо легче: полистайте местные газеты и журналы, и вы обязательно наткнетесь на объявления игроманов, желающих обменяться играми.
Из достойных внимания можно назвать игру "SimCity" и ее продолжения - стратегию с немного отличной идеей: здесь вы выступаете в роли мэра небольшого - поначалу - поселения. Строить город здесь гораздо сложнее, чем управлять государством в "Цивилизации". Играя в "SimCity", ребенок получает начатки знаний по экономике, он узнает о том, что всякий товар должен где-то и кем-то производиться и где-то и кем-то продаваться. При этом каждый житель города желает, с одной стороны, жить неподалеку от места работы, но, с другой стороны, подальше от источников загрязнения (а это и есть места работы!). Электричества он хочет побольше, а электростанций поменьше - и так далее до бесконечности. Возвести большой город, живущий по принципу самоокупаемости, в "SimCity" совсем не просто даже на самом низком уровне сложности при отключенной опции "стихийные бедствия". Поэтому я рекомендовал бы эту игру только для детей не младше восьми лет. Кроме стратегий, можно предложить всевозможные головоломки, хотя они в большинстве своем имеют некомпьютерные прототипы.
Упомянутые выше игры хороши для обучения и развития ребенка. Для развлечения же лучше всего подходит жанр "квест", где персонаж игры, действуя по указаниям игрока, должен решить некую задачу (спасение принцесс, расколдовывание заколдованных, поиск сокровищ и т. д.). Например, не так давно вышедшая отечественная игра "Братья Пилоты" делает серьезную заявку на вытеснение своих алогичных (и туповатых) зарубежных конкурентов. Эти игры традиционно отличаются красочной мультипликационной графикой и качественным звуком (больше им отличаться нечем, так как идея практически не меняется от игры к игре). В них можно играть одновременно "вмногером", советуясь и споря по поводу дальнейших действий, поэтому я бы рекомендовал их для вечерних семейных "проигрываний".
Возвращаясь к теме "Компьютер и дети", можно предложить также несколько других способов использования компьютера детьми. Здесь и обучение программированию, и развитие навыков работы с компьютером, и рисование, и музыка, и много чего еще. Только не следует впадать в крайности, как, например, случилось в одной из московских школ, где компьютеры применялись для заучивания школьниками таблицы Менделеева (использовавшаяся для этого программа была весьма изощренной, она постепенно наращивала число строк таблицы, задавала вопросы в случайном порядке, просила заполнить все клетки таблицы и т. д.). Вряд ли подобный способ использования компьютеров повысит успеваемость учеников по химии. Гораздо более привлекательным мне кажется обучение программированию с помощью простенького языка управления роботом, который ходит по плоскому лабиринту в четырех направлениях и выполняет различные команды, например, "пока на севере свободно - шаг на север", или "закрасить поле 9x9 в шахматную клетку", или "выбраться из лабиринта" и пр. Подобные приложения прививают детям такие навыки, как разбиение задачи на составные части, подбор оптимальных алгоритмов и отладка готовой последовательности действий. Компьютер учит ребенка подчинять могучий электронный инструмент и управлять им, а уж для чего это пригодится вашим детям - вам решать вместе с ними. Во всяком случае, править городами и империями они уже умеют.