Детский вопрос
АрхивПредложение выступить по теме данного номера застало меня врасплох. С одной стороны, компьютер и дети (точнее, дети и компьютер) - сфера моих интересов, с другой - я прекрасно помню два не слишком удачных обсуждения сходных тем: "Компьютер и образование" и "Дикий компьютер".
Квинтэссенцией последнего стало откровение преподобного Михаила Ваннаха, что домашний компьютер - явление того же порядка, что и народный автомобиль. Явление, полностью определяемое существованием понятия мидл-класс (здесь, видимо, уместно передать привет двум сотням тысяч уволенных в последние дни "мидлов"). Совершенно очевидно, что использовать (или, что то же самое, осознанно не использовать) компьютер в воспитании ребенка предстоит представителям этого самого среднего класса. Но допустим, для сохранения темы, что пациент скорее жив.
Сразу отмечу, что я принципиально оставляю за бортом несколько очевидных направлений. Довольно долго можно было бы рассуждать о вреде и пользе компьютерных игр. К примеру, о том провоцирует "Doom" агрессию или же, напротив, способствует выпуску излишнего пара, или о том, кто придумывает более полезные игры - ID или "Сид". Казалось бы, еще более благодатной темой является проблема подмены реального общения виртуальным, но она в чем-то сродни проблеме, отдавать домашнего ребенка в детский сад или нет. Следовательно, компьютер здесь вторичен, а речь идет о психологической проблеме произвольного ухода от общения с реальным миром.
Мне же, как человеку, проведшему полжизни в элитной (в хорошем смысле) Школе, интересней обсуждение тех плюсов и, разумеется, минусов, которые привносит компьютер в процесс воспитания будущего интеллектуала. Очевидно, подход к теме зависит не только и не столько от целей и навыков воспитателя, сколько от психологических и возрастных особенностей ребенка. Именно поэтому я разбил свои наблюдения на три части: первая посвящена детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, вторая - ученикам средних классов, а третья - старшеклассникам. Замечу: роль, которую я в своих построениях отвожу компьютеру, постепенно меняется от инструмента в чистом виде в начале до источника информации в конце.
Поскольку собственными детьми к моменту написания сего опуса я обзавестись не успел, а чужие ко мне попадают в возрасте от тринадцати и старше, первые два раздела написаны, что называется, с чужих слов, сдобренных, впрочем, авторскими ремарками.
Компьютер и дошкольное воспитание
Первая опасность, о которой должен помнить человек, решивший привлечь компьютер к воспитанию детей, заключается в определенной подмене навыков. Даже многие взрослые, использующие компьютер вместо авторучки, отмечают потерю навыка письма: они начинают пропускать буквы в словах, почерк становится неустойчивым и т. д.
Рассмотрим три основных навыка, которые мы пытаемся привить дошкольнику: считать в уме, складывать буквы в слова и рисовать то, что видишь.
Тема счета прозрачна. Чем больше работы делает компьютер, тем меньше работает мозг. Привлекать же компьютер в качестве тестера едва ли полезно, поскольку он вряд ли сравнится по эффективности с любящим родителем.
Идея использования компьютера в буквосложении (не путать со словообразованием), на первый взгляд, очень привлекательна. Казалось бы, чем она принципиально отличается от складывания магнитных букв на холодильнике? Однако при этом мы совершенно не учитываем, что одноходовку (слово - магнитные буквы) мы заменяем двухходовкой (слово - буквы, его составляющие - буквы на клавиатуре). Моя практика показывает, что учить нескольким вещам одновременно нельзя даже детей значительно старше.
К идее рисования на компьютере большинство моих собеседников относятся крайне скептически. Не говоря уже о чисто философской проблеме уникальности каждого детского рисунка, заметим, что, во-первых, большинству детей свойственно в процессе рисования поворачивать лист бумаги. Во-вторых, многие дети рисуют, лежа на полу, поскольку вид сверху (а экран компьютера - это вид сверху) для детей неестественен. Ну и, наконец, главный (с точки зрения взрослого) плюс компьютера - возможность Undo - мешает формированию такого столь необходимого ребенку умения, как превращение того, что сделано, во что-либо осмысленное.
Компьютер и средняя школа
Безусловно, именно этот этап первоначального накопления реальных знаний о мире наиболее пригоден для "омашинивания". Но ниша продолжает оставаться незаполненной. Разумеется, существует сорок сороков обучалок, но большинство из них не имеет никакого отношения к нашим образовательным стандартам и традициям. Но все же главной проблемой здесь мне видится не содержание (хотя к нему мы еще вернемся), а вопрос контроля знаний. Компьютер начисто лишен интеллекта, а потому контроль основан на совпадении с образцом: то есть мы имеем дело с тестированием, в то время как основной упор школьного образования (будь то предметы гуманитарного или естественного цикла) делается на анализ и синтез.
И в этом плане едва ли не единственной удачей (разумеется, при соответствующем подборе обучающего) следует считать то, что у нас называют "информатикой", будь это "Лего", "Лого" или "Робот", хотя, следует отметить, для формирования тех же навыков вполне пригодны планиметрические задачи на построение.
Возвращаясь к содержанию обучающих программ, следует отметить, что взрослые редко занимаются чужими детьми из абстрактного чувства любви к детям вообще. Скорее, им нравится сам процесс. А посему практически каждая обучающая программа - это либо удовлетворение собственных интересов, имеющих к детям косвенное отношение, либо бизнес. Разумеется, никто не отменял положения о том, что с детьми можно успешно заниматься только тем, что тебе нравится самому. Но, с другой стороны, никто не утверждал, что подобная искренность гарантирует успех начинания. Бизнес же в образовании в постсоветском обществе и вовсе редко дает положительный результат по двум диалектически единым причинам: предубежденность потребителя (основанная на опыте поколений, получивших неплохое образование безвозмездно, то есть даром) и бессовестность производителя (базирующаяся на мировом опыте, демонстрирующем раз за разом, что залог успеха - маркетинг, а не контроль качества).
Компьютер и старшие школьники
Российская образовательная система (а она, безусловно, основывается на европейской традиции) тоталитарна. И именно потому столь эффективна. Если угодно, в формировании либерального интеллектуала имеются две фазы - фаза подавления или муштры (она же формирования умений и навыков) и фаза протеста (формирования принципов). И вторая принципиально невозможна без первой.
Для первой фазы компьютер вреден, поскольку представляет собой инструмент, безусловно, демократический (сравните с учебником). Для второй, как это ни парадоксально, - тоже, поскольку требует от прививающего готовности и способности спорить не только с аргументами обучаемого, но и с заранее не известными ему "авторитетными" мнениями. И здесь мы напрямую подходим к теме "Окно в мир".
Говоря о компьютере в образовании подростка, мы чаще всего подразумеваем, что речь идет о компьютере, подключенном к Сети. В последнее время восторги по поводу того, что Сеть - соль цивилизации, стихают, скорее она (по Бродскому) - "…еще одно \\ отверстие, знакомящее с миром". Отверстие, надо сказать, столь причудливой формы, что возникает эффект замочной скважины. Дело даже не в том, что ребенок может случайно забрести на порносайт (может быть, это даже хорошо: станете едва ли не первым в истории человечества родителем, своевременно поговорившим со своим чадом о взаимоотношении полов). Проблема, скорее, в том, что Сеть - это собрание монологов, а образовательная ценность монолога, особенно никак не оцененного критиками, много ниже ценности диалога.
Здесь же мне хочется привести случай из личной практики, который может показаться лирическим отступлением, но только на первый взгляд. В силу того что дети, как я писал в самом начале, интересовали меня несколько более, нежели компьютеры, я занялся вопросами общей культуры. В частности, меня всегда волновало, что школьный курс литературы вычленяет русскую литературу из мировой, а потому первый мой опыт (кстати, довольно удачный) состоял в составлении списка для чтения. Оказалось, правда, что список, который я наметил на год, рассчитан скорее на три (причем для некоторых - на три жизни, а не на три года). Второй опыт (полностью провальный) касался мирового кино. Выяснилось, что привычный нам исторический, или, если угодно, хронологический, подход к той или иной сфере общей культуры применительно к кино не срабатывает. Не срабатывает, вероятнее всего, потому, что богатейший мир кино формально умещается в столетие, а для неспециалиста (не гурмана) и того меньше - лет в шестьдесят с небольшим: если про сэра Чарльза Чаплина слышали почти все, то про Бастера Китона - уже единицы.
Возвращаясь к основной теме: у меня есть серьезные опасения, что компьютер как источник информации способен внести сумятицу даже в те сферы образования, где до сих пор все было более или менее упорядоченно. Избыток и доступность информации представляется мне проблемой едва ли не большей, чем ограничение права на свободный доступ к ней. Прелесть классического (в современном, простите за каламбур, понимании этого слова) образования состоит в том, что оно является результатом тысячелетий поисков и метаний, преданий забвению и воскрешений из небытия. Да, мировая культура запросто могла остаться без Вивальди или Ван Гога, да, посмертное признание - ничто в сравнении с прижизненным, но, боюсь, в современном мире перекрестных ссылок выражение "древо познания" вряд ли возникло бы вообще.
Круг замкнулся. Начав с того, что компьютер призван облегчить процесс воспитания и образования, мы пришли к тому, что его применение требует от воспитателя дополнительного и весьма кропотливого труда, предшествующего решению основной задачи. Притом, очевидно, на нынешнем этапе развития цивилизации каждому придется проходить этот путь самостоятельно.
Где же выход? Выход, он же вывод, состоит в том, что компьютеру в образовании следует отвести если и не то же (сухое, темное, хорошо проветриваемое) место, что и прочим техническим средствам и методам обучения - проекторам, телеурокам, слайдам и учебным кинофильмам, то уж наверняка место рядом с воспитателем, а не воспитуемым.