Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мы в ответе за тех...

Архив
автор : НАТАЛЬЯ ЗЕМСКАЯ    22.09.1998

- Поиграй! - Я сажусь и играю…
Льюис Кэрролл. "Алиса в Стране Чудес"

Обучение наших детей, может быть, самая большая наша проблема, ведь дети - наше будущее. В своих воспитательных методах мы чаще всего уверены, а вот вопрос "чему учить и как" начинает занимать наши головы даже раньше, чем ребенок научится говорить. Давно уже молодые родители столкнулись с проблемой выбора не только школы, но и детского сада, всевозможных репетиторов и гувернеров, чего еще несколько лет назад даже невозможно было представить. Прошли те времена, когда занятые родители оставляли весь процесс обучения на совести школы. Сейчас стало понятно, что школа просто не может уделить каждому отдельному ребенку достаточно времени, да и материальная база у большинства даже московских школ оставляет желать лучшего. Компьютерные классы есть почти во всех школах, но это скорее дань моде, да и двадцать средних компьютеров, предназначенных для написания всеми выпускниками стандартного программистского минимума, вряд ли помогут будущим врачам, исследователям и всем остальным непрограммистам использовать в дальнейшем этот ценнейший инструмент.

Зато во многих домах появились компьютеры, способные не только обеспечить работой старших членов семьи, но и вместить множество детских игр и развивающих программ, которые позволят детям в ближайшем будущем мигрировать на более сложные приложения и начать осваивать профессии старших членов семьи. Не об этом ли мечтают родители?

Всем известно, что чем раньше начать процесс обучения, тем больших успехов можно добиться. Самым продуктивным периодом в жизни человека можно считать младенчество и младший дошкольный возраст. Помните, как двухлетних японских детей обучали музыке? Да и иностранные языки легче даются детям до пяти лет. Ведь даже если просто вспомнить, как много различных навыков и знаний получает ребенок всего за один (правда, первый) год своей жизни, становится понятно, что упускать нельзя ни одного дня.

Современная наука смирилась с наличием так называемого феномена импринтинга, заключающегося в том, что самые первые впечатления после появления на свет оставляют неизгладимый след в мозгу ребенка. В первые минуты жизни младенец настолько открыт всему окружающему, что все, что он видит и слышит, формирует его отношение к жизни, восприятие нового и даже способность к обучению. Такое обостренное восприятие сохраняется еще некоторое время, но постепенно затухает, и происходит это довольно быстро. Пройдет всего несколько лет, и вам станет гораздо труднее воздействовать на ум маленького человека, потому что он - уже самостоятельная личность. В этом проявляется защитный механизм, оберегающий человека от излишних влияний, ведь повзрослевший ребенок сталкивается с избытком ощущений. Первые годы жизни ребенка проходят необычайно быстро, так что большинство работающих пап и мам не успевают ничего сделать, а ведь такой восприимчивости и готовности сознания к восприятию всего нового уже не вернуть.

Физиологическая наука, несмотря на то что учеными накоплен большой объем знаний о мозге и его функционировании, пока не может внятно ответить на вопрос о том, как происходит сам процесс обучения. Почему один ребенок может за короткий срок усвоить огромное количество информации, а другой, напротив, обладает способностями к ремеслу? Почему не все дети - отличники? Как заставить своего сына выучить математику, если ему нравится только история? Все это - большие проблемы для родителей, и родители вправе рассчитывать на то, что остальные взрослые им помогут. Конечно, можно закопаться в книжки и вынести из них несколько методических приемов, проверяя затем актуальность идей на собственном ребенке и своими силами. Но можно пойти другим путем. Я не говорю о приглашении частных учителей по множеству "предметов" и превращении "счастливого детства" в каторгу. Есть другой вариант: необыкновенное разнообразие всевозможных компьютерных игр.

Игры нужны детям не только для развлечения. Психологическая наука давно доказала, что воздействие игровой ситуации на психику и интеллект ребенка огромно. В подобной ситуации ребенок чувствует так глубоко, воспринимает все происходящее так ярко, что нравственные установки воздействуют сразу на подсознательные уровни его психики. Вы видели ребенка, поглощенного игрой? Он живет там, внутри этого нового мира, и принятые им решения исходят из глубины его души (что бы ни подразумевалось по этим словом). Игры могут развить совершенно разные стороны характера и ума. Неправильные жизненные установки, поданные в виде игры, могут травмировать детскую психику гораздо сильнее, чем любые слова учителя. Именно поэтому к выбору игр для ребенка нужно подходить с огромной ответственностью. К сожалению, богатство выбора имеет побочные эффекты: слишком много на рынке игр, в которые и взрослым-то нужно играть с осторожностью.

Хочу сразу оговориться: ответственность за выбор игры ложится только на вас, и принимать решение о ее приемлемости именно для вашего ребенка - только вам. Нельзя укорять производителя в том, что вас не устраивает графика или не нравится методика (обычно замаскированная разветвленным сюжетом и подкрепленная современными мультимедийными возможностями). Вы сами должны выбирать, что подойдет вашей семье, вы же не смотрите с детьми все телевизионные программы подряд?!

Мне кажется, сейчас уже никто не считает компьютерные игры безусловно вредными. Непонятно только, как выбрать игру, не травмирующую чувствительную детскую психику и развивающую лучшие качества характера. Например, хотелось бы, чтобы игры, развивая реакцию, не приучали ребенка к насилию. К счастью, компьютерный рынок в нашей стране уже достаточно развит, выбор огромен, и вам остается только потратить немного своего времени и еще меньше денег.

Я призываю родителей вместе играть с детьми. Совет, конечно, тривиальный, но от этого он не становится менее верным. Велико искушение занять ребенка интересным делом и потратить на себя высвободившееся время. Но компьютер не должен превращаться в лучшего друга вашего ребенка, это всего лишь инструмент, и он не может заменить человеческого общения. Гораздо лучше для всех членов семьи вместе играть и учиться или, по крайней мере, подробно обсуждать с ребенком его достижения и неудачи. И тогда компьютер может стать очень полезным предметом, по праву заняв свое место среди книг и игрушек.

Но это - программа минимум. А в перспективе компьютерная техника так глубоко внедрится в нашу с вами жизнь, что никому и в голову не придет сомневаться в ее полезности и необходимости. А наши дети уже не смогут представить дом без компьютера, такой умной и доброй машины. Только заложить в нее ум и доброту должны мы с вами. Уже сейчас.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.