Юзверь жил, юзверь жив...
Архив
|
Современный компьютер находится примерно на той же ступени развития, на какой пребывал детекторный приемник лет 70 тому назад. Простой человек, не специалист и не любитель ("пользователь"), с приемником обращаться не мог: слишком много надо было уметь и даже знать. Ничего не скажу насчет Apple - не работал; но IBM-совместимая машина для обыкновенного человека недоступна. Сам наблюдал. Много раз. И не надо говорить мне, что старое поколение непривычно к компьютеру, а потому не может им овладеть. Неправда. Дело вовсе не в этом. К новому поколению это тоже относится. Не в том дело, что хакеры - люди молодые, а главные бухгалтеры - пожилые волки, которых не переучишь. Современный компьютер сделан так, что требует особого обучения, необходимости овладения навыками, которых раньше не было. Никакая техника, требующая овладения специальными навыками, не будет иметь шансов на укоренение.
Да, технику охоты на мамонтов мы забыли. Но для того чтобы с воплями бежать, загоняя их в яму, или метать копье, или кидать камни, - не нужны особые навыки. Нужна лишь тренировка тех, которые у нас уже есть. Мы с рождения приспособлены для бега, кидания камней и метания копий. У нас природа такая. И если понадобится опять охотиться на мамонтов - всё вспомним.
Вы никогда не задумывались, почему у автомобиля скоростью управляют с помощью ног, а правят руками? Почему бы не наоборот? Ведь специальный навык - направлять автомобиль ногами, а ускорять-тормозить руками - можно выработать. Приходится же инвалидам вырабатывать подобные навыки.
А секрет прост: сидя на коне, мы управляем скоростью именно с помощью ног, а бег его направляем руками. Наверное, можно было бы сделать так, чтобы было наоборот; но это никому не пришло в голову. Что может быть естественнее ускорения с помощью ног? Это - биологично. Мы ведь не на руках ходим.
Биологичен ли компьютер? Отвечаю: нет. Современный компьютер не биологичен. Для работы с ним нужны специальные навыки, которые приходится приобретать долгим и сложным путем. Умение писать или читать тоже не относится к биологическим навыкам, но это - тот минимум, без которого уже совсем нельзя. Смысл всякой техники в том, чтобы облегчать жизнь, а не усложнять ее. И - насколько можно - использовать уже имеющиеся навыки, а не заставлять вырабатывать новые. Apple (которая всегда первая в таких вещах), как только железо позволило, тут же соорудила Newton. Хотя пишущая машинка существует уже лет 150, писать ручкой нам все равно привычнее.
Вроде бы элементарная вещь: умение набирать текст с клавиатуры. Пишущие машинки появились потому, что надо было делать много легко читаемых бумаг - от документов правительств до детективных романов. Это была особая профессия; причем в США - мужская. Работа на пишущей машинке считалась тяжелой. Собственно, так оно и есть. Научиться не просто, и навык этот настолько специфичен, что больше нигде, никогда и ни при каких условиях не нужен. Умение работать на клавиатуре - это только умение работать на клавиатуре, и больше ничего.
Посмотрите на человека, который впервые садится за компьютер. Перед ним - экран с непонятными для непосвященного изображениями и надписями. Что-то бегает, что-то стоит на месте. Почему? Что происходит - не понятно. Куда и чем надо нажимать - не известно. Клавиатура - что лес темный. Какова связь между ней и экраном? Между экраном и тем, что происходит внутри компьютера? Почему иногда при нажатии клавиши на экране появляется буковка, а иногда происходит черт знает что? Взгляните на руку, держащую мышку; какие неуклюжие, неестественные движения. Человек попадает в мир, где все не так, как в привычной реальности. Виртуальная заэкранная действительность требует совсем иного обращения, чем привычная нам материальная. Здесь, в материальном мире, можно взять с полки книгу, открыть, почитать, поставить на место. Можно взять бумагу и ручку, сесть к столу и написать что-то. Компьютерная реальность построена по совершенно другой логике. Это логика удобства использования машины, а не наших привычных навыков. Нормальному грамотному человеку труднее привыкнуть работать на компьютере (то есть набирать на клавиатуре текст, управляться с мышкой, освоить интерфейс со всеми его хитростями, не говоря уж о настройке BIOS и операционной системы), чем всаднику пересесть в автомобиль. Педаль газа и руль меньше отличаются от стремян и поводьев, чем виртуальная реальность - от материальной.
В компьютерном мире мы становимся привидениями, действуя через своих виртуальных двойников. Двойников надо создать. К двойникам надо привыкнуть. Не то они не станут выполнять наших приказаний. Так что продвинутому пользователю - он же квалифицированный юзер, он же юзверь (хотя некоторые толкуют это очаровательное слово несколько иначе), - солнце еще будет светить. В обозримом будущем вымирание г-ну Юзверю не грозит.
Каста квалифицированных пользователей, занимающих промежуточное положение между профессионалами и чайниками, еще долго останется посредником между компьютерами и людьми. Как первые chauffeur’ы, то есть "истопники", были посредниками между своими варварскими автомобилями (которые они любили и обихаживали так же, как мы - компьютер) и пассажирами. Автомобилю пришлось научиться требовать минимума от своих пользователей, иначе первобытные chauffeur’ы до сих пор возили бы нас на своих колымагах, с презрением поглядывая на непосвященных. Навыки, необходимые ныне для вождения автомобиля, естественны и минимальны. Нужные знания почти равны нулю.
Верный признак касты - особый жаргон, непонятный для непосвященных. Тайна, известная лишь избранным, воплощается в специфическом языке. Что скажут обыкновенному человеку загадочные слова и выражения "шпрот", "нафигатор", "деблохер", "зухель", "мастдай", "нетварь", "сидюк на писюке", "батоны топтать", "качать файло", "стучать форточками", "намылить мессагу", "послать на три кнопки" и многое другое, столь же колоритное? Вроде и по-русски - а не поймешь ни слова. Во всякой развитой профессиональной деятельности специфических терминов и словечек немало, но это уже не жаргон; это - терминология. Специальные слова, точно обозначающие предмет или явление. А жаргон существует для различения своих и чужих, для того, чтобы отделить посвященных от непосвященных; это - знак касты.
На Западе то же самое. Люди там такие же, только еще меньше нашего привычные к ненужным усилиям по освоению новых навыков, которые неизвестно зачем нужны. На машине можно ездить, не зная, куда заливается бензин; это нормально. Зачем тратить зря свои мысленные способности, которых в нашей скоростной цивилизации и так катастрофически не хватает? Бензин пусть заливает специалист. Компьютер пусть чинит профессионал. Для езды на машине или печатания на пишущей машинке нужна лишь тренировка; это еще можно терпеть, потому что без этого не обойтись. Но чтобы совладать с виртуальной реальностью, нужно знание. Без него и навыков не приобретешь.
Каста не может быть довольной, когда ее размывают. Любая - что астрологическая, что компьютерная. Она сопротивляется. Касте невыгодно, чтобы не нужно было становиться посвященным. Она будет сражаться за свои угодья до самого конца. Она с этих угодий кормится. Чем непонятней - тем лучше. Чем меньше посвященных - тем больше на каждого из них придется профанов. А профаны - это деньги. Это ходячие кошельки, которые всегда с готовностью открываются, когда надо узнать свою собственную судьбу или заставить работать какой-нибудь мастдай.
Поэтому пахари компьютерных полей никогда не полюбят Стива Джобса, Питера Нортона, Билла Гейтса и всех тех, кто пытается идти путем, по которому развивалась вся доступная нам техника: минимальной сложности при максимуме естественности (биологичности) и функциональности.
Слава Богу - с компьютером уже можно общаться, не зная программирования. Чтобы добиться этого, понадобилось лет пятнадцать. О профессионалах речи нет; на то они и профессионалы, чтоб программировать. Но и г-н Юзверь с удовольствием попрограммирует; он даже будет считать, будто без программирования нельзя и говорить о том, что знаешь компьютер. Это точно: действительно, не зная программирования, нельзя знать компьютер. А зачем его знать? Чтобы бороться с программными глюками? Чтобы вместо занятия своим прямым делом возиться с дебаггерами, краками и патчами?
До сих пор не убывает удивление: почему продукты от Microsoft имеют бешеный успех? Несмотря на все баги, глюки и ляпы? Откуда сие?! А все оттуда же: Microsoft пытается сделать компьютер биологичным, естественным. Не удалось купить лицензию на оконный интерфейс у Apple - сделала свой. Не пошла "полуось" - сотворила "окошки". Windows 3.xx завоевали мир со скоростью, окончательно удостоверившей, что люди хотят иметь дело с виртуальной реальностью, минимально отличающейся от обыкновенной. Windows 95 развили успех. Каста получила удар и возмутилась: у нее отнимали хлеб.
Но путь этот только начат. До сих пор еще я не видел владельца РС-совместимой машины, будь то в учреждении или в домашних условиях, вокруг которой не толклись бы продвинутые юзеры. (Совсем недавно спас другу винчестер: повреждение загрузочной записи. Вылечил добрый доктор Нортон. Элементарно; но для этого нужно знание и опыт.) Что будет делать бухгалтерша, когда "винды" откажутся запускаться? Или любимая "1С: Бухгалтерия" рухнет под тяжестью собственных багов?
Замечательно: фирма получает свой основной доход не от продажи программ, а от обслуживания их! Да еще гордится этим. То есть тем, что никто без специально обученных учителей не в состоянии освоить работу с программой, которая к тому же все время норовит выкинуть что-нибудь этакое! А ведь гордиться-то надо бы другим: программой, которая вообще не требует никакого обслуживания. Надежной, как холодильник "Мир", и простой в освоении, как плоскогубцы.
Каста будет стоять до последнего, преодолевая сопротивление Стива, Питера, Билла и сонмища "чайников", которым компьютер нужен для того, чтобы легче, удобнее и производительнее стало работать, а не для исследования его недр. Посвященные недовольны: нортоновские утилиты умеют самостоятельно обновляться через Интернет, при этом не трудясь даже сообщать пользователю, что они оттуда скачали и как и куда это все установили. А теперь то же самое умеют делать и "винды". Профессионалы издеваются: скоро скопировать файл в "форточках" можно будет не иначе как с помощью команды голосом, при этом проведя его через трехмерный лабиринт с монстрами. Что для этой операции скоро потребуется как минимум Voodoo2, а то и не существующий пока в природе Voodoo3.
А почему бы, собственно, и нет? Разве мы живем в двумерном мире? Разве мы не привыкли к трехмерным вещам? Разве нам не естественно взять в руки документ, открыть его или переложить на другое место? И разве нам не привычно отдавать своим слугам команды голосом?
Можно сколько угодно издеваться над стремлением сделать "междумордие" в стиле книжного шкафа или рабочего стола с выдвигающимися ящиками и прочими привычными для нас вещами. Да, без трехмерности тут не обойтись. Да, на это потребуется тьма вычислительной мощности. Возможность работы за компьютером всякого человека, а не только посвященного, оплачивается 90 процентами ресурсов, идущих на рисование картинок на экране. Каста возмущена. Она ругается. Страницы компьютерных изданий раскаляются от горячих слов. Но это ничего не изменит. Так уже делают и будут делать. Билл Гейтс никогда не бывает первым; он бывает только вторым, но там, где он прошел, остальным уже ловить нечего. Несомненно, следующая операционка будет трехмерной, если производители железа не подкачают. Программы управления голосом совершенствуются (то есть пока усложняются) и требуют мощности, мощности и еще раз мощности. Иначе беседа с компьютером будет разговором слепого с глухим. (А кто-то говорит, что производители железа обогнали производителей софта… Дайте мне спокойно посмеяться. Минута смеха удлиняет жизнь на день.)
Разница между нашей кастой продвинутых пользователей и тамошней в том, что там - нормальный рынок. То есть необходимая услуга будет оплачиваться, а конкуренты не дадут заснуть на лаврах. Фирма типа FastHelp.com возьмет на себя заботы по обслуживанию вашей машины, если вы сами не в состоянии этого сделать. А фирма, которая выпускает программы, постарается, чтобы эти деньги не прошли мимо нее: сначала сама станет сопровождать свои продукты, а потом вынуждена будет под давлением конкуренции делать их так, чтобы с ними справился любой компьютерный дурак. (Который может быть гением, скажем, в математике или поэзии.) Поэтому у них г-да Юзвери потихоньку вымирают, становясь работниками в фирмах по обслуживанию и сопровождению и прочее тому подобное. Наша каста будет покрепче: рынка для профессионализации нет (да наш г-н Юзверь и не стремится стать профессионалом; слишком хлопотно), зато есть программные продукты, требующие сопровождения и обслуживания; а главное - сам компьютер, который так же далек по функциональности и простоте использования от телевизора, как сам телевизор - от детекторного приемника. Вся реклама насчет того, что "вы покупаете не компьютер, вы покупаете возможность работы с текстами и бухгалтерскими документами", - всего лишь реклама. Работать все еще приходится не с документами, а с компьютером.
И пока Билл, Питер и Стив не придумают чего-нибудь такого, что станет с ходу понятным каждому непосвященному (трехмерный "живой" интерфейс с голосовым управлением?), наш г-н Юзверь будет чувствовать себя спокойно. Его касте дел хватит.
Так что, если кто-то хочет гуманитарных технологий, - то это технологии биологизации компьютера. Не внедрить, конечно, в него живые клетки (а вы что подумали?..). Надо сделать интерфейс естественным. Не просто дружественным (ведь надо же такое придумать! а пришлось: бывают и враждебные интерфейсы, в самом прямом смысле слова), а таким, чтобы каждый, подошедший к компьютеру, даже если он его никогда не видел, сел бы и смог начать работать.
Тот, кто это сделает, самого Большого Билла обгонит.
А уж вот можем ли мы это сделать…
Не знаю. Тут я - пас.