Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Рука об руку

Архив
автор : Михаил Попов   16.09.1998

Цифровое телевидение сегодня напоминает слона, которого ощупывают слепые, - каждый видит "зверя" по-своему.

Цифровое телевидение сегодня напоминает слона, которого ощупывают слепые, - каждый видит "зверя" по-своему. Одни - как нечто интерактивное и мультимедийное, другие - как решение проблемы пропускной способности Интернета, для третьих - это Web-серфинг на телеэкране. Не пытаясь объять необъятное, заострим внимание на одном из важнейших аспектов цифрового ТВ, а именно - сближении (или, как сейчас модно говорить, конвергенции) телевидения и персональных компьютеров.

Об этом, в частности, говорил Роберт Стернс (Robert Stearns), старший вице-президент по вопросам технологии и развития корпорации Compaq Computer, выступая на организованном год назад издательством Forbes форуме по управлению и политике (The Forbes Forum on Management and Policy). По его мнению, об информационных технологиях лучше спрашивать действительных знатоков Интернета, многие из которых еще учатся в школе, а заодно поинтересоваться их мнением о сближении ТВ и ПК.

Если же спросить о конвергенции у инженера, то можно услышать что-то вроде такого клише: "конвергенция является потоком разных технологий, производств и проектов, которые все более переплетаются между собой, используя общий язык цифровой информатики". Верно, конечно, но уж больно сухо, безжизненно.

"А хотите узнать, что такое конвергенция на самом деле? Спросите вашего сына-школьника о том, что он хочет получить в подарок ко дню рождения? -Больший винчестер, память и, пожалуйста, более быстрый модем! - Это и есть конвергенция в действительности".

Итак, для американских (и не только) школьников современные технологии не являются чем-то абстрактным, интеллектуализированным, холодным. Это "поколение конвергенции" бежит (подчеркиваю: бежит) по информационной магистрали к использованию совсем других понятий. Сегодняшние дети вырастут завтра в массового потребителя, уровень ожиданий и притязаний которого будет чрезвычайно высок. Конвергенции брошен вызов, и разработчикам придется напрячь все свои силы, чтобы поспеть за молодым поколением, по мере того как его представители начнут все более интенсивно выказывать свои предпочтения.

Промышленность ПК в мире, а в США особенно, откликнулась на эти новые предпочтения тем, что превратила ПК в технологический инструмент конвергенции для миллионов американцев (более 34 миллионов год назад). Согласно данным Census Bureau, 98 процентов всех студентов и школьников США пользуются компьютерами в школе и/или дома.

Как считают в Compaq, следующим значительным проявлением конвергенции станет распространение цифрового телевидения. Очевидно и неоспоримо то, что технологии ТВ и ПК сближаются невероятно быстро. Однако никто не считает, что большинство людей захочет смотреть телепередачи на небольших экранах ПК, сидя за столом. Но несмотря на то, что Compaq гордится именно ПК, она не видит будущее как войну платформ. Сейчас люди используют компьютер и смотрят телевизор. При этом все стремятся иметь и то и другое, поэтому здесь нет ситуации "или - или". Именно поэтому в будущих технологиях телевидения будут присутствовать технологии персональных компьютеров.

В силу столь тесных отношений между двумя технологиями альянсы корпораций (например, Digital Television Team, куда входят Intel, Compaq, Microsoft и Lucent Technologies) стремятся к тому, чтобы конвергенция была полной. Разрабатываются стандарты цифрового телевидения, которые действительно отвечают потребностям рынка.

Для большинства сегодняшних участников промышленности ТВ, широковещателей (броадкастеров), производителей оборудования, а также для публики перспективы цифрового ТВ ограничиваются тем, что "картинки станут больше и реалистичнее, а звук станет еще естественнее". Все это неплохо, но это довольно ограниченное видение.

А вот сегодняшние школьники, то есть будущие потребители, особенно те, кто привык общаться через электронную почту, в чатах, играет в видеоигры и, конечно же, сидит в Интернете, уже не мыслят удовольствия без взаимодействия, иными словами - интерактивности. Очевидно, ее невозможно достичь без недорогих широкополосных двунаправленных каналов связи и широчайшего выбора информационных ресурсов. А что касается хороших картинок и звучания, то это должно быть по определению...

С этой точки зрения представление о будущем телевидении формулируется очень просто: оно должно включать не только видеоизображения высокого качества и замечательный звук, но и оперировать графикой, шрифтами и практически безграничным доступом к WWW, большая часть возможностей которого поддержана интерактивно.

Кроме того, есть уверенность в том, что будущее цифрового ТВ будет основано на открытых стандартах, подобно тому, как работает большая часть индустрии ПК - в отличие от тех частных закрытых решений, которые предлагают нынешние корпорации телевещания и системы кабельного широковещания (например, телевизионные приставки типа WebTV).

В традиционной манере производители телевизоров намерены всех убедить в том, что цифровые телевизоры обязательно будут обладать гигантскими экранами, а их цена зашкалит за 3 тыс. долларов. Но, очевидно, это не массовый путь. Нужна альтернатива: в будущем ТВ должно быть доступно в широком спектре устройств, совершенно разного стоимостного уровня. Поэтому нужно предвидеть те последствия, к которым приведет появление различных аппаратов, адресованных совершенно разным категориям потребителей - с разными требованиями и возможностями. На самом деле все эти устройства можно условно отнести в одну из трех категорий.

В первую категорию попадают нынешние мощные многоцелевые ПК, которые расширят свои функциональные возможности и обогатятся приложениями. Именно в этом аспекте ПК становится персональным атрибутом каждого члена семьи. Два компьютера в доме - довольно обычное явление в США. Я знаком со многими москвичами, для которых это тоже обычное дело. Однако большинство людей, которые хотят просто смотреть телевизор, вряд ли будут тратить 1,5-2 тыс. долларов для приобретения такого комбинированного устройства и сидеть за столом, глядя в экран компьютера. Не станут они и запоминать URL - только для того, чтобы смотреть текущие новости. Необходимо учесть, что психология зрителя отличается от психологии путешественника по Всемирной паутине. Если второй привык активно извлекать нужную ему информацию, то первый - сидеть перед экраном и пассивно потреблять ее.

Поэтому для большой аудитории потребителей предполагается объявление некоторых новых продуктов, новой категории, которую можно описать как гибрид ПК/ТВ, предназначенный для жилого помещения: он обладает полной функциональностью персонального компьютера и большим экраном с возможностью просмотра широковещательных и кабельных телепрограмм.

Но это не конец истории цифрового телевидения. Есть третий вид продуктов: устройства, которые выглядят и действуют почти как современные телевизоры - и даже стоят почти так же, - стартуя от 500 долларов. Однако это полностью цифровые аппараты, что обеспечивает интерактивность через устройства типа пультов дистанционного управления.

Любая из этих трех категорий ориентирована на прием цифрового широковещания. Традиционные производители ТВ, по их собственным оценкам, собираются продать около 1 млн. телевизоров с большим экраном в 2005 году. Всего один миллион. Это в то время, когда в домах граждан США будет 40-50 млн. компьютеров, способных принимать цифровые телепередачи. И это только компьютеров. Не учтены многообразные устройства других типов для приема цифровых телепередач. Вот какова разница в количестве глаз, смотрящих в разные экраны.

Говоря о глазах, нужно определить, что они видят перед собой. Модель вчерашнего дня: все смотрят несколько каналов в течение больших промежутков времени - если уж включился, то включился. Другим поставщикам информации в это время почти невозможно привлечь внимание зрителя.

Нет никакого сюрприза в том, что современное телевидение совершенно не удовлетворяет запросам потребителя. Исследование, проведенное агентством Inteco, показало, что более чем 18 млн. американцев смотрят телевизор меньше времени, чем проводят за экранами компьютеров.

В исследовании, проведенном PC Meter, было обнаружено, что наибольшая часть онлайновой активности приходится на промежуток с 7 до 10 часов вечера - как раз во время самых дорогих для рекламодателей передач ТВ.

Особое внимание следует обратить на то, что препятствий как таковых на пути слияния технологий компьютеров и телевизоров не существует. Однако несомненным затруднением на пути конвергенции являются настроения некоторых телевизионных компаний и производителей бытовой электроники. Продолжая полагаться на чересстрочную развертку (interlaced display format), даже на цифровую, они ограничивают свою способность удовлетворить запросы пользователя в качественном видео- и Web-контенте. С этой точки зрения, упоминая о ТВ недалекого будущего, нужно делать ударение на значение Digital TV.

Время, конечно, расставит форматы по местам. Чтобы ускорить этот процесс, вокруг цифрового ТВ, как в любой бурно развивающейся области, создается множество альянсов, союзов и прочих организаций. Их основная задача - выработка и распространение стандартов, и от того, насколько успешной будет эта деятельность, зависит будущее Digital TV.

Интересно, что альянсы, как правило, не конкурируют, а дополняют друг друга. Их типичный состав представлен, с одной стороны, компьютерными, а с другой, широковещательными компаниями. Характерно, что в различные объединения входят одни и те же компании, особенно это типично для компьютерной стороны. Имена Intel и Microsoft мелькают практически везде. Пока перспективы различных направлений не до конца определились, крупные игроки предпочитают ставить на нескольких лошадей сразу, в надежде, что какая-нибудь из них придет к финишу.

Броадкастеры, наоборот, обычно входят в какой-нибудь один альянс, стремясь занять в нем доминирующее положение. Если они и объединяются, то в основном по территориальному признаку. Такое поведение вполне объяснимо - вещательная компания и так многим рискует, меняя стандарты, и не может позволить себе вести вещание одновременно во многих форматах.

Рис.1.

Примером такого альянса является европейское объединение вещателей, производителей, сетевых операторов и регулирующих организаций под названием Digital Terrestrial Television Action Group (DigiTAG). Вещать члены группы будут, как следует из названия, с наземных передатчиков, зона действия которых покроет почти всю Европу (рис. 1). Некоторые из них уже работают, например, в Германии. DigiTAG оттолкнулся от идеи трансляции обыкновенных телепрограмм, рассчитывая впоследствии наполнить их мультимедийным и интерактивным содержимым. Стандарт вещания под названием DVB-T (Digital Video Broadcasting Terrestrial) утвержден Европейским (ETSI) и Международным (ITU) телекоммуникационными союзами. Чтобы смотреть цифровые передачи, потребуется или специальный телевизор, или приставка к обыкновенному. И то и другое уже начали или вот-вот начнут выпускать европейские и японские фирмы (Pace, Philips, Hitachi, JVC, Kenwood, NEC, Nokia, Sony и другие). Интересно, что Соединенные Штаты в DigiTAG представлены лишь одной компанией - Scientific Atlanta.

28 июля 1998 года другой союз, именуемый ATVEF (Advanced Television Enhancement Forum), опубликовал проект спецификаций для усовершенствования телепрограмм. Учредителями альянса стали компании CableLabs, CNN, DirecTV, Discovery Communications, Intel, Microsoft & WebTV Networks, NBC Multimedia, NDTC Technology (TCI), Network Computer, Public Broadcasting Service, Sony, Tribune, The Walt Disney и Warner Bros. К ним примкнуло еще более десятка других, не менее известных имен. Основной идеей разработок ATVEF было скрещивание традиционной формы подачи информации с контентом Интернета. Вот расхожий пример такого гибрида: при показе футбольного матча зритель (пользователь?) сможет запросить состав команды, личные данные игроков и т. д. Более наглядный для рекламодателя образец: в самый волнующий момент фильма на экран выплывает надпись "Вы хотите такие же джинсы, как у Ди Каприо? Купите немедленно всего за $69,99!".

ATVEF работает в тесном контакте со многими промышленными группами и организациями, - к примеру, OpenCable, Digital Video Broadcasting (DVB), Advanced Television Systems Committee (ATSC), World Wide Web Consortium (W3C), Society of Motion Picture and Television Engineers (SMPTE), - разрабатывающими стандарты для будущего телевещания. Окончательную версию спецификаций планируется опубликовать в четвертом квартале этого года. В первой половине 1999 года предполагается выпуск первых совместимых приемников и трансляция телепрограмм.

Первичным механизмом доставки содержания будет IP-мультикастинг - однонаправленное вещание. Не останавливаясь подробно на технических деталях, можно отметить, что основой вещания станет UHTTP (Unidirectional HTTP). Принимающее устройство предоставит зрителю возможность переключения между потоками информации, однако это мнимая интерактивность - обратной связи зрителя с вещателем на данном этапе пока не будет.

Спектр устройств для просмотра таких программ все тот же - специальные телевизоры, недорогие приставки к уже существующим приемникам, а также персональные компьютеры. Предполагается прозрачная интеграция телевидения с WWW - щелкаешь на ссылке в теле обычной страницы, и попадаешь в телепрограмму.

Рис.2.

Поскольку конвергенция означает слияние WWW и TВ, к ней имеют прямое или косвенное отношение практически все, кто занимается разработками в этих областях. Не остается в стороне и "общественный надзиратель" за Интернетом, консорциум W3C. Вполне пригодным для телевещания оказывается недавно одобренный им стандарт MPEG-4. В отличие от MPEG-1 и MPEG-2, это способ не просто воспроизведения, но, скорее, взаимодействия с информацией. Наследуя основные достижения алгоритмов кодирования, MPEG-4 в то же время представляет собой нечто вроде оболочки, объединяющей различные типы содержания. Поддерживается естественная трансляция, синтезированный контент (голос, анимированные модели), двухмерная и трехмерная графика, язык описания сцен и указатели URL (рис. 2). В зависимости от наполнения MPEG-4 выдвигает различные требования к полосе пропускания: от очень скромных (2 кбит/с для речи, 5 кбит/с для видео) до весьма значительных (5 Мбит/с для качественного видео, 64 кбит/с для звука CD-качества). Плюс ко всему разработчики стандарта утверждают, что он естественным образом поддерживает защиту авторских прав - речь идет не о каком-то конкретном механизме, а о "зацепках" (hooks), позволяющих такой механизм реализовать. Намеченный к выходу в октябре (версия 1) и декабре (версия 2), MPEG-4 может оказать существенное влияние на интеграцию TВ и WWW.

Интересно, что практически все компании и альянсы, связанные с цифровым телевидением, обещают представить первые новинки (или начать вещание) примерно в одни и те же сроки: в конце нынешнего - начале следующего года. Так что западному зрителю ждать осталось совсем немного. Нам же придется запастись изрядным терпением. Конвергенция Интернета и телевидения происходит, увы, не сама собой, а требует значительных первоначальных инвестиций: сюда входит перестройка каналов вещания, продажа новых, еще не "раскрученных" устройств. О доверии инвесторов сейчас лучше не говорить, но в вынужденной отсрочке есть и положительные стороны - мы придем к цифровому телевидению, когда в нынешнем соревновании технологий и стандартов уже определятся победители. Проторенный же путь всегда легче.

Дополнительная информация

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.