Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Игрушка для начальника (к вопросу о домохозяйках, живущих в сельской местности)

Архив
автор : АНДРЕЙ ДЯГИЛЕВ    16.09.1998

Раздача копеечных сувениров по детским садам в вашей ситуации сработает куда лучше, чем участие в дорогой престижной выставке. А может и нет...

Слово маркетинг обрело в России своеобразный смысл. Оно у всех на устах, но никто толком не знает, что это такое. То есть нет, есть люди, которые знают, но их очень мало, и их услуги ценятся очень дорого. За должностью "менеджер по маркетингу" в большинстве российских фирм скрываются либо рядовые рекламщики, либо пиары. Чаще - и то, и другое в едином лице. Поэтому лично у меня слово маркетинг вызывает профессиональную оскомину. Поэтому, когда мне на стол положили очередной программный продукт по маркетингу "БЭСТ-маркетинг" от фирмы "Интеллект-сервис", мои челюсти свело судорогой. Но что делать, работа обязывает, пришлось запустить. А когда запустил, не сразу сообразил, что то, что я вижу - это серьезный продукт, а не игрушка. Но когда разобрался, то понял: это всерьез, хотя и очень необычно.

Я не эксперт в области маркетинга и не берусь судить о достоинствах программы с точки зрения того, насколько эффективным инструментом является она в этой области. Меня привлекло другое. В свое время, когда Apple со свои "Маком" и Microsoft со своими Windows свели всю сложную систему команд операционных систем до уровня элементарного графического интерфейса, это породило много споров и вызвало в среде профессионалов волну скептицизма вплоть до полного неприятия нововведения. Однако это же позволило любому "чайнику" без особой подготовки при помощи мышки совершать ровно те же действия, что были доступны ранее лишь подготовленному специалисту.

История повторяется. Передо мной продукт, в котором вся мудрость сложной науки маркетинга сведена к примитивному графическому интерфейсу. Хотя, справедливости ради надо сказать, что нечто подобное мне уже доводилось видеть раньше у американцев. И, как следствие, для того чтобы стать "маркетологом на час" не требуется ни каких-то специфических познаний, ни владения специальной терминологией: достаточно уметь читать, щелкать мышкой и шевелить мозгами. Последнее - необходимое условие. Впрочем, без этого условия удачного бизнеса не сделаешь, а программа как раз и рассчитана на тех предпринимателей, кто уже сумел наладить свой бизнес, но кто пока еще не может себе позволить нанять НАСТОЯЩИХ специалистов по маркетингу.

Сам по себе процесс работы чем-то напоминает компьютерную игру: что-то вроде экономической стратегии. Для начала вы вводите информацию о себе, а потом начинаете объяснять программе, как вы видите свое положение на рынке, куда и как вкладываете средства. Вы заполняете всякие таблички, двигаете туда-сюда всякие ползуночки... Десятки позиций. Сам по себе процесс весьма увлекателен, ибо полон неожиданностей. К примеру, вы когда-нибудь задавались вопросом, кто чаще покупает ваш товар - замужние женщины или холостые мужчины? Вопрос, как станет ясно впоследствии, вовсе не идиотский и вовсе не лишен смысла. Впрочем, точных оценок программа от вас не требует. Достаточно самых общих фраз: "Вот здесь мы чуть-чуть лучше конкурентов, а здесь, пожалуй, здорово отстаем от них". Ошибаться тоже можно. Так даже интереснее.

Но вот, ответы на предварительные вопросы даны. И запускается процесс анализа. Вот тут-то, скорее всего, вас ждет неожиданность. Вы-то всю жизнь считали, что работаете на оптовый рынок, а программа вдруг утверждает, что ваша деятельность наиболее эффективна среди незамужних домохозяек, живущих в сельской местности. Не пугайтесь, так и должно быть. Просто одно из двух: либо вы неверно что-то заполнили, либо "не так" оцениваете положение своей фирмы на рынке. Скорее всего, и то, и другое.

Но ведь вы-то точно знаете, чего хотите. Какое положение вы стремитесь занять на рынке. Прекрасно! В программе достигнуть этого гораздо проще, чем в реальной жизни. Надо лишь вернуться назад и слегка подправить введенные данные. Так, чтобы результирующая диаграммка вас вполне устроила. Тут вас могут ждать сюрпризы. Ну кто бы мог подумать, что простой перенос рекламы из центральной прессы на дешевое местное телевидение сможет до такой степени поднять вашу эффективность (или наоборот, обрушить ее вниз, - зависит от ситуации)! И что раздача копеечных сувениров по детским садам в вашей ситуации сработает куда лучше, чем участие в дорогой престижной выставке.

И вот работа завершена. Вы чего-то там подправили, подвигали какие-то движки. Можно, в принципе, даже не осознавать, что и куда вы двигаете. Это как настройка карбюратора: подвигал - посмотрел, что вышло. Главное, чтобы конечный результат был именно тот, к которому вы стремитесь. Но вот, наконец, все получилось. А теперь смотрите, что вы там меняли. Именно это вы и должны будете проделать в реальной жизни для получения нужного результата. Игра окончилась, началась работа.

Впрочем, может так случиться, что вы сочтете, что проделать все это будет для вас слишком сложно и накладно. Что ж, значит, та позиция на рынке, которую вы для себя избрали, вам пока еще не по зубам. Но отчаиваться не стоит. Что вы там вводили поначалу? Какие данные? Как знать, может вам действительно имеет смысл обратить свое внимание на одиноких домохозяек, живущих в сельской местности?

Хотя я, честно говоря, не представляю нашего русского бизнесмена, который будет слепо следовать рекомендациям какой-то там компьютерной программы. Он даже рекомендациям специалистов - и то не следует. И поэтому, принимать выводы "БЭСТ-маркетинг" за чистую монету, или нет, об этом можно спорить бесконечно. А вот как некий элемент экономического ликбеза, чтобы поиграть на досуге, понять, что и как может повлиять на рынок, - самое оно.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.