Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Портрет "живого" SoundBlaster'а на полумертвом фоне

Архив
автор : Евгений Козловский   16.09.1998

Перемены, которые нам грозят (которые, собственно, уже наступили), затопчут напрочь, без надежд на восстановление, многое из живого, проклюнувшегося в эти не Бог весть какие легкие, но все же живые десять лет...

Где все не так, и все не то,
и все непрочно.
Который час, и то никто
не знает точно.

А. Галич

Мой приятель Миша Валиев, хозяин fLAKE, позвонил и попросил подвезти залежавшиеся у меня платы, которые я в разное время тестировал и описывал. Обычно спешки с этим у него никогда не бывало, помню, он все никак не мог выбрать время получить 1000 долларов за взятый у него монитор Nokia, а тут... "Что, совсем плохо?" - спросил я. "М-да... - ответил Миша. - Долги раздаю. И, соответственно, собираю. Боюсь, придется закрываться. Кстати, захвати SoundBlaster128, тут к нам пришел один экземплярчик Live! - на прощанье поменяю..."

Сказать честно, по теперешним замерзшим временам ни о каком Live! я и не мечтал, во всяком случае - в обозримом будущем. Прочитав о нем сразу две статейки в "Новостях" одного номера (#261, "Больше жизни у карт SoundBlaster" Алексея Узуева и "Игры в звуковом ореоле" Валерия Белунцова) - не каждая новинка удостаивается у нас такого сугубого внимания, - я слегка взгрустнул, но: "ничего, - подумал, - как-нибудь переживу; пережить бы и все остальное..." А тут, на тебе, пожалуйста!

Однако надо заметить, что ехал я в Сокольники совсем не в обычном праздничном настроении, а вовсе даже наоборот. Известие о том, что магазин fLAKE находится на пороге закрытия, пересилило и задавило все положительные эмоции.

Дело даже не в том, что я хорошо отношусь к Мише, а в том, что его магазин, из мне известных, всегда казался мне одним из первых и чуть ли не единственным цивилизованным компьютерным предприятием Москвы (помните "Огород" под названием "Стена"?). Не торговля абы чем и абы как, а очень придирчивый подбор товара - по преимуществу мониторов и видеокарт. И всегда все самое-самое свежее.

Кризис задевает всех. Наверное, закроется немало фирм, большая часть из которых - навсегда, - но если слетит один из монстров, чье имя у всех на слуху (чего, скорее всего, как раз и не произойдет), - я огорчусь... гомеопатически: на его месте в новое время вырастет два таких же. А вот магазинам вроде fLAKE нужно время, спокойное и длительное время, чтобы воспитаться. Помните, наверное, известный анекдот про газон, который, чтобы он был таким роскошным, надо всего-навсего подстригать раз в неделю в течение... четырехсот лет!

Господи! Другого родного этноса не дано, а этот до сих пор состоит из послушных рабов в такой пропорции с людьми гордыми, независимыми и готовыми на любые жертвы, чтобы защитить свою собственность и чувство человеческого достоинства, - что по нему может топтаться всякий, кому не лень и кто сумел оттолкнуть рвущихся на его место соперников... Это очень глубоко и серьезно. Читая Карамзина, понимаешь, что возникла эта пропорция не 17 августа, и не в 17-м году, а как минимум при князе Боголюбском. То есть и тогда - было только твердо зафиксировано...

Короче, похоже, что перемены, которые нам грозят (которые, собственно, уже наступили), затопчут напрочь, без надежд на восстановление, многое из живого, проклюнувшегося в эти не Бог весть какие легкие, но все же живые десять лет. После чего - через сколько же лет? - придется все растить снова, с нуля. До очередного, как сейчас говорится, кризиса.

Вот! Вместо того, чтобы говорить о плате. И все же - начнем.

Алексей Узуев, наш редактор "Новостей", - большой энтузиаст и знаток звука, он даже готовит тему - что-то вроде "Звук XXI века", - однако из Интернета узнаешь не все и не всегда все поймешь верно. Сразу замечу расхождения с действительностью - впрочем, совершенно мелкие - и сделаю уточнения (при этом даже готов допустить, что Алексей прав более, чем я).

Во-первых, он пишет, что "возможна загрузка до 32 Мбайт сэмплов в системную память компьютера". Я не заметил ограничений вплоть до 95,5 Мбайт, причем память отдается-забирается легко, на лету, одним движением ползунка на панели. У меня в распоряжении не было достаточного количества сэмплов, пришлось один и тот же грузить по несколько раз, но роковой предел в 32 Мбайт я перешел легко.

Далее. Алексей пишет, что под DOS, согласно независимым источникам, карта не работает. Я, конечно, не большой знаток DOS-игр, я даже не знаю, существуют ли таковые "из новых", - но не поленился и разыскал несколько старых, разной степени крутизны (вообще говоря, с DOS-играми при любых звуковых картах обычно хватало мороки).

Новая карта эмулирует SoundBlaster16, для чего вписывает в autoexec.bat вызов специальной инициализирующей программы. Поскольку мне эта самая эмуляция и на фиг была не нужна: я уж и не помню, когда работал под DOS, - я строчку вызова с легкой душой удалил, тем более что эмулятор все равно не инициализировался, требуя EMM386, о чем всякий раз, противно пискнув, сообщал при загрузке компьютера. Каково ж было мое изумление, когда при следующей загрузке строчка вновь оказалась в autoexec.bat?! Ладно, я подумал, что стер ее где-нибудь по соседству, скажем - в autoexec.bak, - и убрал снова. И снова она появилась. Тогда я ее стер еще раз, стер все autoexec.bak'и, .old'ы, .001'ны, а самому файлу autoexec.bat присвоил атрибут read only. Что ж вы думаете? Все повторилось. Строчка оказалась неубиваемой.

Полагаю, что, час-другой провозившись, я нашел бы, каким образом она туда попадает и как этого не допускать, например, удалить эмулятор из device manager'а. Новый SoundBlaster прописан там, как ему и положено, в группке Sound, video and game controllers под именем Creative SB Live!, а отдельно появилась группка Creative Miscellaneous Devices, включающая Creative MultiMedia Interface (вероятно, что-то связанное с DVD, к которым Creative, кажется, готов вполне, в отличие от фирм, вот уже полгода обещающих дать мне попробовать DVD-драйв) и Creative SB Live! SB16 Emulation. Которая отбирает и парочку DMA, и, что для меня куда страшнее, - лишнее IRQ (PCI'ная часть Live! вполне удовлетворилась десятым прерыванием). В связи с чем после установки карта не звучала, пока я насильственно не переставил IRQ-эмулятор с пятого прерывания, где у меня COM4, на седьмое, где висит LPT1. Как я понимаю, ни тому, ни другому в Windows 98 это прерывание не нужно и на фиг, поэтому обошлось без конфликтов и восклицательных знаков, - и все работает.

Впрочем, это отступление в сторону, а я про DOS. Устав мучиться с чудесами неубиваемой строчки, я решил, напротив, ее удовлетворить, для чего и установил EMM386. Эмулятор загрузился, продемонстрировал под DOS микшер и, кажется, работе Windows 98 не помешал. Проблемы же с играми были (правда, с "Синдикатом" и "Живыми шахматами" - никаких): "Команчи" не захотели запускаться в присутствии EMM386, а эмулятор отказывается запускаться без него. "Газонокосильщик" же сообщил, что предлагаемое SoundBlaster'ом нулевое DMA его не устраивает, а нужно только первое. Я загрузил Windows 98, вошел в device manager и с легкостью сделал переключение, которое не потребовало даже перезагрузки. После чего пошел в DOS-режим, где "Газонокосильщик" великолепно запустился.

У меня возникло чувство, что прежде, с AWE32, проблем с играми под DOS было больше.

Еще Алексей написал (снова - со слов, найденных им на одном из сайтов), что "есть проблема с записью цифрового потока с проигрывателя DAT через вход S/PDIF". Я не поленился, съездил к приятелю, притащил DAT-магнитофон. Увы, сколько ни крутил магнитофон вокруг компьютера, на какие кнопки ни жал, - ничего у меня не получилось. Но почему-то в глубине души осталось убеждение, что не получилось исключительно по каким-то незнаниям, а не потому, что "плохо работает". Ладно, поживем - увидим: придет же ко мне в гости рано или поздно какой-нибудь профессионал.

Карта цифрового расширения не требует слота, а вставляется в корпус подобно заглушке, соединяясь с основной картой специальным шлейфом, похожим на IDE'шный (но, как предупреждают в User Guide, им не являющимся). На ней есть два цифровых входа/выхода (с которыми, как я уже сказал, справиться не сумел), вход и выход для мелкого MIDI-разъема, вроде разъема PS/2 (с прилагаемым одним переходником на обычный, крупный), и, наконец, специальный выход для подключения многоканального цифрового усилителя от 7.1 Desktop Theater system фирмы Cambridge SoundWorks. Как я понял - "домашнего кинотеатра", коего никогда не имел, равно как и мои друзья.

Последняя, как мне показалось, неточность, обнаруженная в заметке Алексея, касается слов "демо-версия игры Unreal". Я, конечно, не проходил всех уровней, но у меня сложилось ощущение, что версия вполне рабочая: там написано "специальная редакция", что, кажется, относится к заточенным под новую карту звуковым эффектам. Эффекты и впрямь не просто впечатляют - по первому разу даже поражают. Вся комната заполняется самыми разными звуками, которые живут сами по себе, с разных сторон, в разных плоскостях, от разных источников. Притом, что третьей и четвертой колонки я себе все еще не установил. (Обратили внимание на это "все еще"?)

Все остальное в заметке, похоже, правда. Хотя я, разумеется, не мерил частотку выходного сигнала и производительность встроенного в карту процессора.

Кто помнит, в "Огороде" про SoundBlaster128 я написал, что звук после AWE32 изменился так, будто наконец помыли три года пылившиеся окна. Один мой постоянный корреспондент из Саратова, описывая приобретение какой-то левой и неизвестной, посему - недорогой, звуковой карты на отличном процессоре, написал, что говорит в таких случаях: "будто с колонок сняли войлок или толстый плед". М-да... Так и впрямь - точнее.

Но на сей раз такого эффекта не произошло: судя по всему, новый SoundBlaster является просто усовершенствованием предшествующего, а по основным показателям - чистоте усиления, точности работы ЦАП - от оного не отличается.

Зато буквально набит примочками. Описанная в статье Узуева технология Environmental Audio, превращающая (в звуковом смысле) по желанию вашу рабочую комнату то в концертный зал, то в тоннель, то в берег моря, то в пустую гулкую готическую церковь, то Бог еще знает во что, - при всей своей нехитрости (регулировка двух параметров: реверберации и хоруса, каждый из которых, впрочем, имеет головоломную, на десятки параметров, настроечную панель) создает удивительные по силе воздействия эффекты. (Когда я пишу "нехитрость", я имею в виду сам механизм настройки: для того чтобы эти эффекты создать, видно, и впрямь понадобилось сто человеко-лет). В число уже предлагаемых десятков настроек входят самые разные варианты "обстановки"; эффекты, наиболее подходящие для слушанья той или иной музыки; эффекты для записи караоке, на котором Запад прямо-таки поехал; а также список из бесконечного числа наиболее ходящих 2D- и 3D-игр.

Кстати, кто запомнил про проблемы у SoundBlaster128 с Quake II, - у новой карты их нету. И линейный вход вскочил в микшере на положенное место, правда, тем временем бегунок регулировки звука с панели управления AVer TV Phone исчез совершенно, и никакими переустановками с предварительной чисткой регистра восстановить его мне пока не удается.

В общем, новая карта напомнила мне рождественскую елку, стройную и красивую, увешанную не только блестящими безделушками, но и вполне съедобными яблоками, конфетами и печеньем. Программное сопровождение (я такого прежде и вообразить не мог: десяток дискет, сопровождавших три года назад AWE32, казался мне верхом изобилия) располагается на трех (!) компакт-дисках и содержит... Господи! Чего только оно не содержит! Я даже мечтал, чтобы Олег Дмитриев, наш Главный Верстальщик и Художник, изобразил новую карту в виде рождественской елки, в качестве ствола которой - специальный креативовский тулбар (наподобие панели Microsoft Office), а на ветках висят все игрушки, конфетки и яблочки. Я снимал их с экрана добрые полдня и наснимал штук двадцать, а мог бы - и еще не меньше. И так называемые SoundFont'ы (готовые сэмплы), и разные записывающие устройства, позволяющие, в числе прочего, монтировать звук к кино, и читалки, и распознавалки звуковых команд (английские, разумеется), и летающие говорливые попугаи, и многоканальные виртуальные магнитофоны, и специальная версия Cakewalk'а - Cakewalk Express Gold... Короче, даже простого списка-перечисления место, отведенное под "Огород", попросту не выдержит. Не говоря уже о столь замысловато задуманном оформлении...

На прощанье - проблема, с которой пришлось столкнуться при установке софта. После подключения драйверов компьютер зазвучал почти сразу (см. про переключение IRQ). Но софт для Environmental Audio не ставился никак: синий экран, глухое зависание. Надо полагать, Setup пытался перезаписать какие-то драйверы DirectX, находящиеся в работе. Возможности же легально и просто выгрузить их Windows 98, в отличие от Windows 95, не дает. Единственный придуманный мною выход - загрузиться в Safe-режиме и установить драйверы оттуда, хоть я побаивался, что номер не пройдет. Номер прошел. Все стало и заработало. Только... молча. Я запустил установку еще раз, уже в режиме нормальном, компьютер снова завис, но не так глухо и страшно, а уж после этой перезагрузки все и работало, и звучало. Однако на решение проблемы несколько часов все же ушло. Чего вам не желаю, но призываю быть готовым и терпеливым.

А стоит новая плата, включая цифровую добавку, три компакта и даже микрофон на ножке, - всего 200 или 205 долларов.

Отдаю себе отчет, что по нынешним временам это "всего" должно звучать как издевательство. Однако поверьте: издеваться ни над кем вовсе не намерен, напротив - имею ощущение, что издеваются над всеми над нами. Кто? В высшем смысле - мы сами же и издеваемся. Тем, что попускаем...


Live (прил.) - 1) живой, Syn: living;
2) живой, деятельный, энергичный, полный сил;
3) жизненный; реальный; животрепещущий (компьютерный словарь "ЛИНГВО").

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.