Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сам себе Мосфильм

Архив
автор : НИКОЛАЙ ИВАНОВ    08.09.1998

Основы монтажа и озвучивания любительских фильмов на "Макинтоше".

Не боги горшки обжигают

Видеокамерой нынче никого не удивишь. Она стала бытовым прибором, не более экзотическим, чем телевизор или чайник. Столь же неудивительно, что видеокамера активно используется. Каждый может почувствовать себя Джорджем Лукасом или Никитой Михалковым - пока снимает. Правда, результат этих съемок так же далек от номинации на "Оскар", как Москва от Голливуда. Многие вспомнят томительные просмотры любительских фильмов с бесконечными панорамами, унылыми пейзажами, пустыми разговорами, а также и вовсе непонятными изображениями ("А это я забыл камеру выключить... Ничего, сейчас перемотаю").

Автору фильма остается лишь один шаг для достижения достойного результата - небольшой монтаж да наложение звуковой дорожки. Казалось бы, что может быть проще! Поставь два видеомагнитофона и перепиши нужные фрагменты с одной кассеты на другую, избавляясь от ненужного материала. Однако как мучительно трудоемок этот процесс: просмотреть исходный клип, наметить его начало и конец, перемотать, включить воспроизведение и - в нужный момент - запись; потом - следующий фрагмент, потом - еще, и еще... И как ни старайся вовремя нажать кнопку записи, провалы между отдельными сценами остаются. Титры? Можно и титры: написал фломастером на листе бумаги, снял и смонтировал.

Правда, с фонограммой могут возникнуть сложности. Бытовые видеомагнитофоны не позволяют микшировать звук от различных источников, поэтому у начинающего видеоинженера есть лишь две возможности - оставить звук исходного фрагмента, либо записать новую звуковую дорожку, используя, скажем, проигрыватель компакт-дисков.

Очевидно, теоретическая возможность монтажа существует. Однако немногие подвигнутся на такой титанический труд даже при наличии двух видеомагнитофонов, набора подходящих кабелей и свободного времени. Лучше уж оставить все как есть, а досуг провести более осмысленно: сесть за "Макинтош" и сыграть в Descent, или провести очередную боевую операцию против сил зла в Myth: The Fallen Lords...

Стоп. У вас есть "Макинтош"? Тогда вам, пожалуй, удастся смонтировать вполне качественный видеофильм, не превращая квартиру в склад аппаратуры и джунгли проводов. Взгляните на заднюю панель вашего "Мака". Если вы видите два (или три) разъема, подобных тем, которыми оснащен любой видеомагнитофон, то у вас, скорее всего, есть все, что нужно.

Вы, очевидно, слышали о существовании компьютерных студий видеомонтажа. Вы также, наверное, слышали, что студии эти невероятно дороги и сложны, поэтому недоступны простым смертным. Однако не все знают, что основой таких студий зачастую являются обыкновенные "Макинтоши", оснащенные, правда, большими объемами памяти, высокоскоростными жесткими дисками, профессиональными платами ввода/вывода видео и специальным программным обеспечением. В погоне за максимальным качеством видеоматериалов, пригодным для телевизионного вещания, общая стоимость студии, естественно, не столь важна.

С другой стороны, делая фильм для себя и своих друзей, нет необходимости добиваться "вещательного" качества. Современный персональный компьютер с разумной и доступной по цене конфигурацией вполне может играть роль домашней видеостудии. Что же касается сложности процесса, то скоро вы убедитесь: с монтажом видеофильма вполне способен справиться обычный человек.

Начало большого пути

Попробуем себя в качестве монтажера/редактора/звукооператора и смонтируем любительский фильм, используя "Макинтош" Performa 6400 в одной из стандартных конфигураций: Apple TV/Video System. В комплект этого ПК входит специальная плата ввода/вывода стандартных видеосигналов (а также мультисистемный ТВ-приемник, но для решения нашей задачи он не потребуется). К плате прилагается программа VideoShop фирмы Avid (1). Все остальное программное обеспечение, необходимое для работы с видео, а именно, технология QuickTime, является частью операционной системы "Макинтошей" и уже установлено на вашем компьютере (2). В дополнение к этому нам понадобятся кабели для подключения видеомагнитофона к компьютеру, три провода с разъемами RCA ("тюльпан"): один из них будет нести видеосигнал, а два других - правый и левый канал звука. Такие кабели (если у вас их почему-либо не оказалось) продаются в каждом магазине бытовой электроники, не говоря уже о Митинском рынке. Первое действие, которое необходимо предпринять для редактирования видеофильма, - это ввести исходные материалы в компьютер, или, как еще говорят, оцифровать их, то есть преобразовать в цифровой вид, доступный пониманию ПК. (На видеокассете информация записана в так называемом аналоговом формате, и компьютер может лишь воспроизводить, но не редактировать такой материал). С творческой точки зрения - самый простой этап, поскольку требует чисто механических действий. Подготовим видеомагнитофон к воспроизведению, подключив его к компьютеру (видеокабель - в гнездо видеовхода, аудиокабели - в гнезда соответствующих каналов) и загрузив в него кассету. (Вместо магнитофона можно использовать видеокамеру).

Рис.1

Включим "Макинтош" и запустим программу Avid VideoShop. При этом автоматически создается новый проект, и на мониторе появляются соответствующие окна (рис. 1): "монтажный стол" (Sequencer) и "экран" (Canvas). Монтажный стол, как понятно из названия, - основное место работы над фильмом; экран предназначен для просмотра внесенных изменений. В информационном окне отображаются подсказки, таймер и другие нужные данные. Отложим пока описание процесса монтажа - прежде нам следует ввести видеоматериалы в компьютер.

Рис. 2

В меню Windows выберем пункт Recording (запись). На экране появилось новое окно, отображающее сигнал, поданный на видеовход компьютера, иначе говоря, исполняющее роль этакого телевизора (рис. 2). Пока воспроизведение не включено, изображение (естественно) будет черным. Обратите внимание, что на мониторе появилось дополнительное меню Recording, позволяющее изменять параметры записи. Поскольку процедура ввода фрагментов оказывает решающее влияние на качество фильма, остановимся на выборе параметров подробнее.

Компьютер, очевидно, может обрабатывать ограниченное количество информации в единицу времени (в нашем случае - кадры в секунду). В свою очередь, один кадр изображения телевизионного формата с приемлемым качеством цвета занимает около 600 Кбайт; частота смены кадров не должна быть меньше 20 в секунду, чтобы движение не выглядело дергающимся. Следовательно, для записи клипа с допустимым качеством компьютер должен "проглатывать" около 12 Мбайт данных (для наглядности, восемь с половиной 3-дюймовых дискет) в секунду. Если быстродействия ПК не хватает для оцифровки видеофрагмента, то некоторые кадры при записи будут пропущены. Пропуск одного-двух кадров изображения человеческий глаз скорее всего не заметит, но "провалы" в звуковой дорожке более очевидны.

Запись видеоданных может происходить в оперативную память или сразу на жесткий диск. Оцифровка в память происходит значительно быстрее, следовательно, вероятность того, что отдельные кадры будут пропущены, меньше; однако емкость диска во много раз больше. Поэтому короткие фрагменты (длительностью несколько секунд) лучше записывать в память, если ее установлено много (помните: одна секунда видеозаписи займет примерно 12 Мбайт).

Можно уменьшить объем памяти, занимаемой клипом, сжимая его "на ходу". Правда, операция сжатия отнимает у процессора драгоценные такты; в конечном счете это значит, что вероятность пропуска кадров при записи возрастает.

Пункты Video On и Sound On позволяют включать запись, соответственно, изображения и звука. К примеру, монтируя видовой фильм (вроде отчета о поездке в Анталию), необязательно вводить в компьютер звук - лучше потом наложить музыкальный фон. В этом случае мы можем смело отключить звук при записи, тем самым немного повысив качество изображения: на обработку звука не будет тратиться время. Или же мы запишем материал в два прохода: сначала только видео, затем только звук. Впрочем, имея достаточно быстродействующий компьютер (например, "Макинтош" G3), можно не заботиться о мелочах и вводить изображение и звук одновременно.

   

Рис. 3                                                            Рис.4

Рис. 5

Различные параметры записи видео и звука задаются пунктами Video Settings (рис. 3-5) и Sound Settings (рис. 6-8).

   

Рис. 6                                                            Рис. 7

Рис. 8

Для изображения мы можем выбрать алгоритм сжатия (Compression). Но постараемся обойтись без сжатия, потому что оно, как мы уже говорили, снижает качество изображения. Выберем в меню None (без сжатия). Здесь же укажем частоту кадров. Величина, равная 20, является удовлетворительной. Изменение качества оцифровки и точности цветопередачи немедленно отображается в окне справа; характеристики изображения (Image) - яркость, контраст и цветность - регулируются подобно тому, как это делается в телевизоре.

Источник видеосигнала (Source). В нашем "Маке" установлена плата видеоввода, способная воспринимать полный видеосигнал (Composite, то, что обычно поступает с видеомагнитофона) и S-Video (некоторые камеры имеют соответствующий разъем). Кроме этого, у нас есть телевизионный приемник, с которого также можно записывать изображение (чтобы выбрать нужный телеканал, следует перейти к пункту TV, см. рис. 5).

Параметры работы программы VideoShop. Если бы мы пользовались сжатием, то могли бы выбрать режим сжатия ПОСЛЕ записи (Post-Compress), а не во время ее, чем повысили бы качество клипа. Маркер Preview Video ("Просмотр во время записи") лучше оставить неотмеченным, опять же для более качественной оцифровки.

Схожим образом устанавливаем параметры записи звука.

Источник (рис. 7): линейный вход, микрофон или "внутренний" (встроенный проигрыватель компакт-дисков, плата видеоввода либо ТВ-приемник).

Сжатие - снова обойдемся без него.

Качество оцифровки (рис. 8): частота около 20 кГц и разрядность 8 почти всегда достаточны.

Прежде чем перейти собственно к записи, решим, сможем ли мы записать клип в оперативную память, или же нам придется использовать жесткий диск (раньше мы подсчитывали, какой объем может занять фрагмент). Для задания этого параметра в меню Recording служит пункт Record to RAM ("Записывать в оперативную память"). Здесь же (пункт Video Size) выбирается формат клипа. Следует помнить, что увеличение формата требует от компьютера большей мощности, поэтому увлекаться не стоит.

Несколько правил, соблюдение которых позволит повысить качество записи. Во-первых, надо сократить все фоновые операции до минимума: завершить все программы, кроме VideoShop; отключить режим общего доступа и сеть AppleTalk вообще; хорошо бы избавиться и от программы Finder, но это не так просто. Во-вторых, следует отключить виртуальную память. Впрочем, VideoShop предупредит вас об этом при запуске. В-третьих, если запись производится на диск, можно увеличить дисковый кэш до 2-3 Мбайт.

Теперь, когда параметры заданы, мы можем начать запись фрагментов. Нажмем кнопку воспроизведения на видеомагнитофоне. В окне появится изображение. Если это именно то, что мы хотим записать, нажмем кнопку. Во время оцифровки все остальные функции компьютера как бы замирают, чтобы обеспечить наилучшее качество видеоматериалов. Когда выбранный нами фрагмент закончится, остановим запись, щелкнув кнопкой мыши. Повторим эти действия для всех интересующих нас фрагментов. Они автоматически окажутся в папке Recording Folder.

Муки творчества

Рис. 9

Пора обратить наш взгляд на монтажный стол (рис. 9). Его окно отображает информацию в двух режимах: порядок следования (Storyboard view) и временная шкала (Time view). Первый удобен в начале работы, пока мы всего лишь подбираем наиболее удачную последовательность клипов, составляющих фильм. Перейдя к изображению временной шкалы, мы сможем установить длительность каждого эпизода с точностью до одного кадра, а также точно настроить эффекты переходов от одного фрагмента к другому. Фильм может содержать практически неограниченное число дорожек четырех типов: изображение, звук, MIDI (3) и титры. При воспроизведении информация со всех дорожек накладывается, причем, когда речь идет об изображении, та дорожка, которая находится в окне монтажного стола выше, будет перекрывать остальные. Это позволяет использовать эффекты, вроде "картинки в картинке".

Рис. 10

Пользуясь меню Desktop, откроем папку, в которой хранятся только что записанные нами клипы. Хотя имена файлов (Untitled Movie 1 и т. д.) не говорят о многом, разве что о порядке, в котором вводились фрагменты, разобраться в содержимом клипов нам помогут картинки, которые создала программа VideoShop. Найдем фрагмент, с которого будет начинаться наш фильм, и перенесем его при помощи мыши на дорожку видео в окне монтажного стола (рис. 10). Звуковая составляющая клипа (если она была) при этом попадет на звуковую дорожку синхронно с изображением. Точно так же разместим все остальные фрагменты. Порядок следования эпизодов изменить столь же легко: выбираем фрагмент мышью и переносим его на новое место в пределах дорожки видео.

Выбранный в данный момент клип всегда отображается в окне экрана. Поместив на монтажный стол несколько клипов и нажав кнопку воспроизведения, мы можем просмотреть их в заданной нами последовательности с любого кадра. Информационное окно (рис. 11, справа) показывает текущее время фильма.

Рис. 11

Выбрав нужные фрагменты видео и определив порядок их следования, перейдем к созданию звуковой дорожки. Например, сделаем так, чтобы видеоряд сопровождала соответствующая музыка. Для этого мы используем обычный (музыкальный) компакт-диск. Вставим его в дисковод "Мака" и выберем "диск" в меню Desktop. Перенесем нужную мелодию на звуковую дорожку с помощью мыши, после чего перед нами появится окно записи с компакт-диска. Здесь мы не только сможем задать параметры оцифровки, которые обсуждались выше, но и выбрать ту часть произведения, которая нас интересует (каждая лишняя секунда записи занимает больше 1 мегабайта на диске, поэтому не будем записывать лишнее).

Теперь нам осталось точно состыковать эпизоды и обеспечить их синхронизацию со звуковой дорожкой. Пусть момент раскрытия лилии совпадает со звучанием начального аккорда песни Quinn "It's a Beautiful Day", а смена эпизодов происходит одновременно со вступлением Фредди Меркьюри. Переведем монтажный стол в режим временной шкалы, нажав кнопку (см. рис. 12).

Рис. 12

Видно, что длина видеофрагментов не соответствует длительности звучания мелодии, поэтому нам придется подгонять их (мы можем добавить лишние кадры в клип безо всякого отрицательного эффекта, но выкинуть мешающие слова из песни, увы, нельзя). Для начала перенесем клип "Кавказ" к тому месту, где вступает голос певца. Для этого включим воспроизведение и запомним нужный момент, пользуясь шкалой времени или окном информации. Передвинем курсор к красной полоске под клипом, "схватим" фрагмент и переместим так, чтобы его начало совпало с соответствующим местом фонограммы. Обратите внимание, что курсор изменяет свой вид в соответствии с производимой операцией (рис. 13).

Рис. 13

Теперь надо продлить этот клип до конца звуковой дорожки. Выберем инструмент растяжения (Stretch). Поместив курсор на правую границу фрагмента изображения (вид курсора снова изменится), "растянем" клип до требуемой длины (рис. 14). Мы могли бы, наоборот, сократить звуковую дорожку, подведя курсор к ее краю и потянув влево.

Рис. 14

Теперь займемся лилией. Снова запустим наш фильм сначала и заметим нужный момент фонограммы (для простоты можно включать и выключать воспроизведение, нажимая клавишу пробела). Для удобства разрежем клип "Лилия" в месте, соответствующем началу раскрытия цветка (инструмент "Ножницы"). Чтобы безошибочно определить начало движения, можно изменить масштаб временной шкалы: одно деление - один кадр (рис. 15).

Рис. 15

Разрезав фрагмент на две части, сместим их, чтобы граница приходилась на определенный нами момент фонограммы (рис. 16). Растянем оба фрагмента так, чтобы они заполнили всю шкалу. Фильм, собственно, готов. Осталось внести финальные штрихи.

Рис. 16

Попробуем сделать более плавным переход между клипами. Выберем нужный участок фильма (рис. 17). Нажмем кнопку редактирования перехода (Transition). Выберем подходящий эффект (его действие условно показывается под списком) и нажмем кнопку Build Effect (создать эффект).

Рис. 17

Добавим в наш фильм титры. Для этого нужно создать специальную дорожку (Title track). Теперь выберем фрагмент, в котором должен появляться текст, и нажмем кнопку с буквой "Т". В появившемся окне мы введем текст, зададим шрифт и цвет букв, а также выберем эффект - строка, бегущая справа налево.

Наконец, поработаем над фонограммой. Пусть ее громкость плавно нарастает в начале фильма, а затем так же плавно уменьшается в конце. Подведем курсор к началу тонкой линии под звуковой дорожкой, обозначающей громкость, и потянем линию вниз. Ее изменившаяся форма (рис. 18) показывает, что громкость будет плавно повышаться. Аналогичную операцию проделаем в конце фонограммы.

Рис. 18

Путь к широкому экрану

Теперь нам осталось только познакомить широкую общественность с плодами нашего творчества. Для этого у нас есть два способа. Первый - попросту записать фильм на видеокассету (пункт Print to Video, вывести на видео) в меню File. Правда, для этого потребуется дополнительное устройство: преобразователь компьютерного видеосигнала в обычный. Apple выпускает такое приспособление под названием Apple Presentation System; впрочем, многие производители компьютерной техники предлагают аналогичные устройства. Здесь следует отметить, что формат обычного видеоизображения в формате PAL составляет 768х576 точек; если мы вводили исходные материалы в меньшем формате, то при записи на кассету, естественно, качество изображения будет не самым хорошим за счет зернистости. Впрочем, родные и близкие, которые, скорее всего, будут нашими зрителями, простят нам эти погрешности.

Второй способ является более прогрессивным и позволяет охватить более широкую аудиторию. Это - запись фильма в формате QuickTime (Save as Movie в том же меню File). Файл в таком формате может распространяться на CD ROM, сменных дисках вроде Zip и даже на дискетах (если поместится: объем нашего 30-секундного ролика превысил 5 Мбайт). QuickTime - один из распространенных стандартов, используемых в сети Интернет; поместив его на свою домашнюю страничку, мы сможем добиться поистине глобального признания. Этот тип файлов может воспроизводиться не только на "Макинтошах", но и на платформе Wintel (Windows+Intel), так что несовместимость не должна нас беспокоить.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что компьютерный монтаж видеофильмов - не такое уж и сложное занятие. Пусть вас не пугают технические детали и кажущаяся сложность работы: непривычным это выглядит только на бумаге. Стоит только самому попробовать "вживую", и вы легко приноровитесь к особенностям нелинейного монтажа. Кстати, большинство программ аналогичного назначения (например Adobe Premiere) не очень отличаются от VideoShop по интерфейсу и приемам работы - ведь все они построены вокруг одной и той же, разработанной Apple, технологии QuickTime. Познакомившись с одной программой, считайте, что вы знаете все.

Кстати, о термине "нелинейный монтаж". Теперь вы легко поймете его отличие от традиционного, линейного. Вспомните, как в начале статьи мы представляли себе монтаж с помощью двух магнитофонов: перемотка, перемотка и еще раз перемотка. Это и есть линейный монтаж. Работая же в программе VideoShop, мы могли мгновенно переместиться к любому кадру нашего фильма и произвести над ним (над отдельным кадром!) любую операцию.


1 Эта фирма известна тем, что выпускает профессиональные студии цифрового нелинейного монтажа на базе "Макинтошей".

2 Чтобы убедиться в этом, выберите "Найти" (Find) в меню "Файл" (File) программы Finder и в поле поиска наберите "QuickTime". Результат должен быть похож на то, что изображено на рис. 2. Если файлы QuickTime не найдены, попробуйте переустановить МакОС в режиме простой установки (Easy Install).

3 MIDI - специальный формат записи музыки; хранит не сами звуки, а инструкции по их извлечению для компьютера или электромузыкального инструмента; позволяет создавать очень компактные музыкальные файлы.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.