Архивы: по дате | по разделам | по авторам

А он все летает кругами...

Архив
автор : Евгений Козловский   18.08.1998

Я сижу перед компьютером, а он все летает вокруг меня. Я напряженно вслушиваюсь: может, по спирали? Поднимается, подобно развитию общества? Опускается, на худой конец? Нет. Ровно на том же уровне, в горизонтальной плоскости, вокруг моей головы.

Помню, года три назад, когда купил за триста (!) баксов роскошный по тем временам Sound Blaster AWE32, все развлекался демонстрашкой 3D под DOS: там стрелял лихой ковбой, - то прямо в меня, то слева, то справа, а то и сзади. Правда, под Windows ковбой не запускался. Зато был стереовертолет, вместе со стереопоездом и стереоавтомобилем, которые вполне осязаемо проносились мимо не то справа налево, не то наоборот.

А вот тут вот - летает по кругу. Для еще большей осязаемости можно было бы в гнездо, отданное одновременно и линейному входу (так что от входа пришлось бы тогда отказаться), воткнуть еще пару динамиков и поставить их за спиной. Наверное, круги вертолета стали бы еще отчетливее. Но у меня и лишней пары динамиков нету (альтековские, про которые я писал полгода назад, у меня забрали назад в "КомпьюЛинк"; вместо них, правда, выдали покруче, "Ямаху", о которой ниже; но как была их пара, так и осталась), да и места, их расположить, - тоже: за спиной - жилое пространство, где хожу я и семья.

Впрочем, извернуться было бы можно: каких-нибудь этажерочек под компакты прикупить или, скажем, развесить книжные полки в шахматном порядке, чтоб гнезда остались (с проводами, конечно, пришлось бы побиться, ну да ладно!), - только вертолета я наслушался вдоволь в первый же день, а больше ничего, чтоб летало вокруг, на компьютере у меня нету.

Я, правда, не фанат игр: очень может быть, уже вышли такие (или выйдут вот-вот), где звук из-за спины будет очень важен (то есть что он - именно из-за спины). А что ж еще? Сесть в центре симфонического оркестра? В центре я не сидел никогда, и, наверное, из любопытства минут на десять посидеть было бы интересно… Впрочем, как не сидел? Сидел! В молодости. Играл и в духовом, и в симфоническом, и даже пару раз в "народных инструментов". На гобое. Но, когда играешь, слушаешь совсем не то.

Вспомнился по этому поводу замечательный старый анекдот про контрабасиста, ушедшего на пенсию и неделю спустя встретившего на улице товарища.

- Ну, как жизнь?

- Интересная. К нам в театр зашел, на "Кармен". Ты знаешь, там, где у нас от седьмой цифры пум-бум-бам-пум, - там, оказывается, веселенькая мелодия есть: трам-пам, пара-да-да-дам-пам, пара-да-да-дам-пам, пара-да-да-дам-пам-пам-пам-па-ра…

Короче, какой смысл в этом самом звуковом 3D, врубиться не могу никак. А обступают эти 3D не с трех, а буквально уже с шести сторон. Геликоптер летает с помощью новой звуковой карты (о которой, собственно, и речь) - Sound Blaster PCI128. Но и на сорокаваттных, одной из последних моделей, колонках YST-M100 от Yamaha (о которых речь тоже) рядом с включальной кнопочкой есть еще одна, с хитрой загогулинкой и товарным знаком YMERSION, запускающая собственное 3D, независимое ни от каких звуковых карт: Active Servo Technology. Правда, в колонки вертолет не записан, потому разобраться, есть это самое 3D или нету, мне не удалось никак. Больше скажу: к недавно приобретенной Libretto (о которой речь пойдет отдельно, в "Огороде" следующем или через) я искал PCMCIA-дисковод CD-ROM, перебрал много разных, пока не наткнулся на пришедшийся по сердцу восьмискоростной от Panasonic. Он мало что PCMCIA, он еще и SCSI, и, что бывает часто, - Diskman. Но не просто Diskman, а Diskman со встроенными динамиками. Эдакими малюсенькими колонками. Так на них и написано: "Spatializer 3-D stereo". Тут, при этой базе едва ли в пять сантиметров и простой стереоэффект представляется сомнительным, а туда же: "3-D stereo"! И переключатель на корпусе: "off" (имеется в виду именно 3-D stereo), и два положения, первое и второе. Щелкал переключателем туда-сюда… Ничего не понятно. Вроде с "on" лучше. А может, и нет. И потом: вертолет-то тоже в Diskman не зашит. Что должно быть 3D? Симфонический оркестр? Гребенщиков?

Короче, дело все это темное, непонятное, и, если б достоинства что нового Sound Blaster'а, что ямаховских колонок, что панасониковского CD-драйва только в этом самом 3D и заключались, в жизни бы не то что доллара - рубля лишнего бы не добавил.

Но, по счастью, достоинств полно и других.

Начну с Sound Blaster PCI128, полученного от давно известного - правда, совсем с другой, мониторно-видеокартной стороны - fLAKE. Карту я уже видел (слышал) на выставке в Ганновере, да разве ж там что услышишь, в суете и шуме-гаме. В Москве же она, судя по всему, появилась совсем недавно, и во fLAKE - в одном из первых.

Я вскрыл корпус: все PCI-слоты заняты, пришлось расстаться с одним из двоих "Монстров". Что я сделал, в сущности, без сожаления: не игрун, как уже написал, а насладиться возможностями и крутизной уже успел. К тому же так до меня ни одной игры и не дошло, которая реально, чтоб видно было, пользовала достоинства разрешения 1024х768. Извлек послужившую верой-правдой AWE32, плату длины неимоверной, едва влезающей в ATX-корпус: Sound Blaster PCI128 едва ли на четверть по площади потянет. Подключился. Загрузил драйверы. С Plug & Play произошли некоторые проблемы: MIDI-порт опознался, но старый почему-то не исчез, и до тех самых пор, пока я не удалил его из системы вручную, ни джойстик, ни MIDI-клавиатура видеться не хотели. Но это пустяки.

Вторые пустяки касались микрофона, доставшегося в наследство, в коробке-комплекте, от AWE32. Знаете, такой тоненький, дешевенький на подставке. Не фурычит - и все дела! Как известно, бытовые компьютерные звуковые карты обычно рассчитаны на мономикрофоны, оно верно и понятно. Но штекер у моего почему-то был трехконтактный, стерео. Трехконтактным было и гнездо на AWE32. А на 128-м, кажется, двухконтактное. Короче, в ожидании переходника или смены микрофона пришлось чуть-чуть пошатывать штекер в гнезде, пока не получился "правильный" контакт.

Какие еще замечены недостатки? Ну, пожалуй, не недостатки, а временные несовершенства, непременно сопровождающие выход любого продукта. Почему-то захрипел вдруг "Quake-II". Я проверил на добром десятке других игр, не пожалел тридцати рублей и приобрел на "Горбушке" последний писк моды: "Unreal". Все нормально, все отлично. А вот "Quake-II"… Но это мой "Quake-II", к тому же - вполне нелегальный: я знаю, что есть много версий, пачей, заплаток, и, не исключено, нужная давно уже лежит на каком-нибудь сайте. Второе: ползунок регулятора звука TV-тюнера Aver TV-Phone перестал регулировать телевизионный звук, а стал - компакт-диска. У 128-го Sound Blaster'а добавилось в миксере регулировок, ибо к обычному, AudioCD, приплюсовалось еще два звуковых гнезда на самой плате: для voice-модема (TAD/Modem Audio I/O) и для TV/IDE Audio Input (положа руку на сердце, подозреваю, что все три входа совершенно одинаковые, а прозвания им даны для крутости; поначалу обрадовался, что смогу подключить все три своих CD-драйва на звуковую плату, да не тут-то было: старые кабельки не подошли по разъемам, а в комплекте был всего один), - и вот, в результате, ползунок AIX переехал на две позиции дальше. А у Aver TV-Phone это почему-то не настраивается (во всяком случае - явно) и в read me предупреждается, что, если не соответствует, значит, миксер нестандартный и надо регулировать звук непосредственно с его помощью. Итак, вечный стандарт: Sound Blaster, - стал на время нестандартным! Однако не сомневаюсь, что совсем немного времени пройдет, и все станут подстраиваться именно под эту модель. Ибо вот-вот пропадут на материнских платах ISA-слоты, все станет PCI'ным, и не вижу, почему Sound Blaster'у не продолжить удерживать стандарт de facto.

Кстати об Aver TV-Phone и колонках Yamaha YST-M100. У первого есть эдакий телевизионного стандарта (разноцветные штекеры) выход, у последнего - добавочный, того же стандарта - вход. Вот, думал я, все проблемы и решатся: на Sound Blaster'е освободится гнездо для двух добавочных динамиков (хоть мне они и на фиг не нужны), а звук от тюнера будет поступать непосредственно в колонки. Господи, сколько ж я намучился, прежде чем выяснил, что ямаховский вход работает, а на выходе тюнера сигнала нету! Я имею в виду мой конкретный экземпляр: бывают разновидности. Ну да ладно! Вход при каком-нибудь следующем случае все равно пригодится, запас карман не тянет.

Итак, разобравшись с мелочами новой звуковой карты и честно про них вам доложив, спешу сказать главное: Sound Blaster PCI 128 звучит НА ПОРЯДОК ЛУЧШЕ, чем AWE32. Я, конечно, ничем не мерил, говорю исключительно по ощущениям, но звук стал таким, каким бывает свет в комнате, когда впервые года за три весною вымыли окна! Кроме того, разумеется, обычные для PCI-звуковых карт 48 кГц, 128-голосная полифония (тоже мне лично не нужная, но тем, кто записывает звук, - не лишняя), от 2 до 4 Мбайт, отнимаемых у основной RAM под сэмплы wavetable и, наконец, реальный (я проверял, проводя одновременно запись и воспроизведение) full duplex, открывающий все возможности для сведения многоголосых фонограмм, а также Интернет-телефонии и телеконференций.

Сто с небольшим долларов, которые стоит новая плата, по моему ощущению (воспоминанию о трехстах за AWE32 три года назад), - цена почти гомеопатическая; один мой приятель еще года не прошло как выложил за одну из моделей Turtle Beach впятеро больше, и я не уверен, что получил впятеро лучшие параметры.

Короче, как говаривал уважаемый Михаил Сергеевич, я понял, что другой альтернативы быть не может. Я не хочу таким образом принизить прочие новые модели звуковых карт, не пробовал, - но что эта хороша, заверяю категорически. Во всяком случае, если вы не профессиональный музыкант. А может, и если профессиональный, - только тут на мое мнение не рассчитывайте, слушайте сами.

Друзья-специалисты (и просто любители) снабдили меня сплетнями о том, что Creative недавно купила технологию то ли у одной известной фирмы, то ли у другой, - и вот результаты. Я даже докапываться не стал, и впрямь купила ли и у какой именно. Мне это не так важно. Мне важен звук.

Что же касается цены за ямаховские колонки… Вот убейте меня на этом месте - все равно не пойму, почему две, даже отличные, колонки с одним небольшим сабвуфером должны стоить дороже, чем вполне приличный музыкальный центр с не худшими по звуку колонками в комплекте! (Мне, при всех скидках, комплект должен обойтись в 275 долларов, значит, без скидок - под 400!) Потому, что колонки у компьютера - роскошь, а не средство передвижения? И что за роскошь извольте платить? Всякие приходящие мне по почте объяснения вроде особых магнитных экранов я отбрасываю: на те же места у монитора ставил колонки от музыкального центра Sony и разницы не видел. Что ж тогда еще?

Впрочем, цена - это единственная моя претензия к YST-M100 в комплекте с более старым по разработке сабвуфером от той же Yamaha: YST-MSW10. Все три элемента - деревянные, звучат чисто, стройно, едва ли не идеально (может, с более тупыми колонками я и разницы между звуковыми картами не заметил) и с явным запасом, напрочь лишены недостатков колонок от Altec, о которых я писал полгода назад: и регулировки, пусть не цифровые (что даже лучше, ибо тоньше), удерживаются при выключении компьютера, и высокие-низкие, если хотите, можете поднять-опустить, и, наконец, есть спасительное микрофонное гнездо на лицевой панели, убирающее одним нажимом на штекер назойливый звук какой-нибудь игры из комнаты в наушники на голове игруна-племянника. Ну, разве что сабвуфер менее мощен, чем у Altec'а, почему я и решил, когда "КомпьюЛинк" сказал: срочно возвращайте или покупайте, - взять набор: колонки Yamaha, сабвуфер - Altec. Но господин из "КомпьюЛинка" написал, что "Altec закончились. И со следующей недели будут сняты с прайса. Да и в любом случае Yamaha Sub. лучше (корпус - дерево, и качество не раз во всех тестах отмечали как лучший Sub)".

Ладно. Я не слишком уж переборчивый. Тем более что и впрямь ямаховский сабвуфер заметно… интеллигентнее. Вроде бы дает все, что надо, а вместе с тем и не выпячивается. С другой стороны, когда вы покупаете сабвуфер, вам, едва ли не по определению, слегка выпятиться охота. И Altec как раз это и позволял: стекла подрагивали, соседи, наверное, тоже, гости уверяли, что слышали, едва открывали дверь подъезда (а живу я на четвертом этажа).

Что ж. Получается - судьба. На которую я не ропщу. Мне даже приятно быть… поинтеллигентнее. Хотя бы благодаря сабвуферу от Yamaha.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.