Как мы делали "Ау!"
АрхивЗачем домохозяйке Интернет?
Чтоб лучше и вкусней сварить обед!
Ну а зачем студенту WWW?
Чтоб знаний стало больше в голове!
Что может Web дать бизнесмену?
Уменье правильно и в срок назначить цену!
А для детей Всемирная, что значит Паутина?
Калейдоскоп миров, игрушек яркая картина!
А как в безбрежном море находить дороги?
Иди в "Ау!". Все в нашем каталоге!
Днем рождения "Ау!" можно считать 29 ноября 1996 года. В этот день на семинаре РОЦИТ "Что такое хороший Web-сайт" было объявлено о начале опытной эксплуатации каталога российских Интернет-ресурсов "Ау!". Участникам семинара был продемонстрирован работающий Web-сайт "Ау!".
Однако эта презентация могла бы и не состояться. Семинар уже начинался, а мы, разработчики "Ау!", спешно вносили последние исправления и устраняли последние ошибки. Web-сервер разместился на территории "Агамы", и трое из разработчиков - Андрей Лисин, Давид Вачадзе и я - сгрудились около компьютера и пытались запустить "Ау!". И это нам удалось. Когда член правления РОЦИТ Александр Орлов в конференц-зале ЦЭМИ, где традиционно проходят семинары РОЦИТ, набрал адрес http://russia.agama.com/au, все увидели работающий каталог. Помню, мы все тогда расстроились, что пришлось пропустить такой интересный семинар. К счастью, все семинары РОЦИТ стенографируются, и мы потом смогли узнать обо всем, что происходило, зайдя на Web-сервер РОЦИТ по адресу www.rocit.ru. В том числе и об успешном запуске "Ау!".
Конечно, история "Ау!" началась раньше. Я не могу сказать, когда идея создания каталога российских Web-ресурсов пришла в голову Юрию Евгеньевичу Поляку, заведующему лабораторией ЦЭМИ РАН. Когда летом 1996 года Юрий Евгеньевич пришел с этой идеей в недавно созданный РОЦИТ, она у него уже была вполне материализована. Была база данных на MS Access, созданная сотрудником лаборатории Поляка Алексеем Дыбенко, и эта база уже насчитывала около полутора тысяч записей. Притом, что, по разным оценкам, все наполнение российской части Интернета составляло от 500 до 1000 серверов. Идея публикации этой базы в Интернете, создания эдакого русского Yahoo, витала в воздухе. Но нужны были квалифицированные специалисты, нужна была техника, канал доступа в Интернет, для того чтобы эта идея смогла осуществиться и настольная база в Access'e стала видна всему миру. И все это притом, что проект начинался как абсолютно некоммерческий.
РОЦИТ взял на себя организующую роль. Он смог найти и объединить усилия специалистов двух компаний, "Ц Ви-6" и "Агамы", смог добиться спонсорской поддержки проекта.
Первая - рабочая - версия Web-сайта появилась у меня, наверно, через пару дней после того, как Алексей Дыбенко принес нам на дискетках свою аксессовскую базу. Традиционно принято ругать Microsoft, традиционно Microsoft'овская платформа считалась нетипичной для Web-приложений (правда, сейчас положение начинает меняться). Но уже тогда существовавшие программные средства позволили буквально за пару дней сделать доступ к базе данных из Web. То, что и сегодня часто расценивается традиционными Web-издателями как высший пилотаж, как технологии самой высокой сложности, с помощью Web-сервера от Microsoft и инструментария к нему делалось просто и элегантно.
Здесь нужно сказать несколько слов о том, почему все-таки для "Ау!" была выбрана платформа Microsoft. Причин было несколько. Одной из главных, наверное, являлось то, что русское отделение Intel сразу проявило интерес к проекту. Роль, которую играла и играет Intel в проекте "Ау!", менялась со временем, но интерес был с самого начала. А где Intel, там, как известно, и Microsoft. Даже офисы их московских представительств находятся в одном здании. Второе - использование технологий компании "Агама". Поисковый механизм "Ау!" разработан на базе агамовских технологий, которые исторически жили на платформе Microsoft. И, конечно, немаловажную роль сыграло то, что все мы, разработчики, не имели тогда еще большого опыта программирования для Интернета. Зато имели огромный опыт программирования для Windows.
Конечно, от первой рабочей версии до версии, выставленной в конце ноября для всеобщего доступа, прошел не один месяц. Хотя я и не могу сказать, что программирование упиралось в какие-то трудноразрешимые преграды, что приходилось проявлять чудеса смекалки и просиживать ночами у компьютера. Скорее, трудности были организационного плана. Нужно было добыть мощный компьютер для Web-сервера, хороший канал в Интернет. Нужно было сделать дизайн для сайта. Нужно было договориться с "Агамой" о совместной доработке ее технологии поиска. И все это притом, что проект был некоммерческим.
Проблему с каналом и с компьютером решили довольно просто. "Ау!" и "Апорт" всегда рассматривались как две разные части одного глобального проекта. У "Агамы" был относительно неплохой канал, и Intel выделила "Агаме" компьютер под Web-сервер для "Апорта". На этом же Web-сервере решено было разместить и "Ау!". Отсюда и первый его адрес - http://russia.agama.com/au.
Базу данных пришлось из Access перенести в MS SQL Server: все-таки Access - настольная СУБД и никак не рассчитана на работу в Интернете. Если, конечно, на ваш Web-сайт не ходят три человека в день. К счастью, весь процесс экспорта данных можно выполнить нажатием нескольких кнопок. Несколько месяцев после старта база "Ау!" так и пополнялась: примерно раз в неделю я, получив от Леши Дыбенко дискетки с очередной версией базы в Access'овском формате, ехал в "Агаму";, где и нажимал несколько заветных кнопок. И привозил на тех же дискетках обратно адреса, введенные посетителями "Ау!". Так работала репликация.
Потом у РОЦИТ появился свой канал. Спонсорская помощь от фирмы "Караван". Канал был не очень толстый, но сравним с тем, что имела "Агама". "Ау!" постепенно стал переезжать в РОЦИТ, где нам было проще его обновлять, администрировать и развивать. Действительно, постепенно, потому что сначала переехал SQL Server. Некоторое время так и жили - база данных в MS SQL Server находилась в РОЦИТе, а сам Web-сайт - в "Агаме", и обращение к базе шло через Интернет. Интересно, что ни перепрограммировать ничего не пришлось, ни на скорость доступа это заметно не повлияло. Но, в конце концов, решили и Web-сайт целиком перенести в РОЦИТ. С этого момента у "Ау!" сменился адрес: www.rocit.ru/au. Интересно, что под этим адресом и до сих пор его знает едва ли не половина посетителей (что видно из анализа логов), хотя у "Ау!" давно есть собственное доменное имя: www.au.ru.
Объединения локальных сетей ЦЭМИ и РОЦИТ невозможно было добиться по разным организационным причинам, и репликация базы через дискетки или более современный способ - через FTP - продолжалась. Но к лету 1997 года Фонд "Евразия" передал лаборатории Ю. Е. Поляка специально для поддержки "Ау!" несколько компьютеров, в том числе и компьютер для SQL-сервера. Теперь и рабочая копия базы была переведена из Access'овского формата в MS SQL, и между двумя SQL-серверами была налажена самая настоящая репликация через TCP/IP. Интересно отметить, что и перевод рабочей копии базы из Access в MS SQL практически не отразился на фронт-энде, оригинально разработанном Дыбенко для Access, который использовался группой Поляка для пополнения и ведения базы. Так была воплощена в реальность идея масштабируемости.
В ноябре 1997 года ("Ау!" как раз исполнился год) компания Intel объявила о полноценной поддержке двух проектов - "Ау!" и "Апорт". Пресс-конференция, посвященная этому событию, прошла в отеле "Марко Поло" 11 ноября 1997 года. К этому событию решили приурочить и смену внешнего вида "Ау!".
Смена дизайна "Ау!" до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. Точнее говоря, реакций ровно две: одним нравится новый внешний вид, другим нет. Новый дизайн был выполнен в несколько гротескной, вызывающей манере, с яркими, бросающимися в глаза красками, в духе неоновых рекламных щитов и дорожных указателей. Однако нельзя не согласиться с мнением Антона Никитина, Интернет-координатора фирмы Intel, что трудно не запомнить Web-сайт с такими броскими красками.
Примерно в это же время каталог "Ау!" получил свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ в РосАПО (Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем). Правообладателем "Ау!" стало ЗАО "Ви-6". Авторами проекта названы: Зотов Андрей Юрьевич (общее руководство проектом), Соркин Владимир Эрленович (разработка и реализация общей технологической схемы), Куликов Валентин Викторович (разработка программного обеспечения и Web-интерфейсов), Вачадзе Давид Михайлович, Поляк Юрий Евгеньевич (разработка классификаторов; разработка технологии аналитической обработки), Лыскова Татьяна Вячеславовна (разработка и реализация графической концепции), Дыбенко Алексей Николаевич (разработка структуры базы данных).
Последний глобальный поворот в жизни "Ау!" состоялся в самом начале 1998 года. "Ау!" переехал в "Демос" и расположился, таким образом, прямо в центре российского Интернета. Исчезли жалобы на плохую видимость сайта. Попутно решено было, наконец, зарегистрировать собственное доменное имя - au.ru. Сайт получил адрес Web, хотя и по старому имени - www.rocit.ru/au - по-прежнему можно на него попасть.
Смена провайдера была обусловлена тем, что молодая компания "Караван", обеспечивающая хостинг сайтов "Ау!" и РОЦИТ, оказалась уже не в состоянии справиться с ростом числа посетителей, вызванным их возросшей популярностью. Пришлось срочно искать более солидного провайдера, которым и стала компания "Демос".
Однако удаленное (от ЦЭМИ, от "Ви-6", от РОЦИТ) расположение сайта вызвало ряд новых трудностей. Появилась насущная необходимость удаленного администрирования сайта. Начало размещения рекламных баннеров и необходимость сохранения статистики показа баннеров вызвали резкий рост объема базы данных. Увеличение популярности "Ау!" привело к скачкообразному росту добавляемых посетителями ресурсов. Короче говоря, проблем и задач еще очень и очень много. Но мы верим в то, что они окажутся нам под силу, и каталог "Ау!" займет достойное место в российском Интернете и оправдает все те надежды, которые возлагаются на него.
Я не ответил на один маленький вопрос. Откуда вообще взялось название "Ау!", кто его придумал? Можно строить различные гипотезы, придумывать объяснения: "не дай себе заблудиться в дремучем русском Интернете", "как АУкнется, так и от-Click-Net-ся"… искать фонетическое сходство с несомненным объектом для подражания - Yahoo. Пытаться объяснить название желанием создателей видеть свое детище в верхних рядах алфавитных списков, причем обязательно рядом с "Апортом". Искать корни в далекой Австралии (www.au.ru = www.ru.au?). Но, боюсь, ответ уже погребен историей. Да и не все ли равно, кто и когда первый произнес это слово? За словом последовало дело, и увидели мы, что это хорошо. Так пусть же "Ау!" живет и развивается.