Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Бог дал спектр. Кто им владеет?

Архив
автор : Игорь Гордиенко   27.07.1998

Тайны ITU

Как выразились Грегори Ресстон (Gregory Resston) и Джеффри Стейнберг (Jeffrey Steinberg), эксперты из Федеральной комиссии по коммуникациям США (FCC - Federal Communications Commission), "спектр [электромагнитных излучений] является природным ресурсом, обладающим уникальными свойствами". Спектр можно использовать - эффективно, и не очень. Этот ресурс нельзя создать либо разрушить (впрочем, временно испоганить, как и все на свете, - можно). В отличие от других природных ресурсов, спектр не исчерпывается во времени по мере его использования: то, как он использован сейчас, не является причиной для его будущего состояния. Тем не менее, "объем" спектра ограничен по частотному признаку.

Итак, спектр - общечеловеческое (и не только человеческое, но вселенское!) достояние. В этих условиях, казалось бы, совершенно оправданно существование в составе ООН такой организации, как Международный телекоммуникационный союз (ITU - International Telecommunication Union), которая в разных морфизмах действует уже более ста лет и по всем доводам разума должна была бы взять на себя благородное дело глобального распределения спектра и соблюдения стандартов пользования им.

Однако давайте внимательнее ознакомимся с весьма быстрым сайтом www.itu.int. Впечатление очень странное: провозглашаются глобальные благие цели, демонстрируются признаки бурной деятельности, много откровенной демагогии, списки помпезных мероприятий для "правительств и корпораций", но контент, действительно имеющий какую-то ценность, доступен только неким "зарегистрированным членам", либо - за деньги. Как стать "членом", я так и не выяснил - просто устал изыскивать на сайте вход на регистрацию (его, видимо, и нет: наверное, лицам по списку регистрационные номера высылаются фельдъегерской почтой!), а платить деньги за информацию непонятной ценности (что естественно предполагать, когда информация такого сорта продается) - просто неумно!

Из многочисленных, но малосодержательных открытых текстов сайта ITU можно понять, что координационная деятельность высокой организации сводится к анализу данных об использовании спектра, поступающих от национальных агентств, и к еженедельной рассылке совокупного списка распределения частот во всех странах все тем же агентствам. Дело, конечно, почетное и благое. Однако то же самое могла бы делать любая небольшая прибыльная корпорация - с не худшим качеством и, определенно, дешевле.

К чему я это рассказываю? А к тому, что роль ITU в международном управлении спектром, к сожалению, пока странно мала. Желая несколько нейтрализовать свою эскападу и не желая полностью отрицать заслуги ITU, напомню о важной роли, которую сыграл Союз в прошлогоднем замирении между сторонниками несовместимых модемных спецификаций передачи данных x.2 и K56flex. Впрочем, те, кто внимательно изучал материалы этого процесса, обратили внимание, что в составе согласительной комиссии присутствовали только представители от корпораций США - производителей коммуникационного оборудования.

Есть еще одна примечательная история из деятельности ITU. Как помнят умудренные специалисты, на просторах академических изысканий ITU произрастали некие 7-уровневые модели открытых сетевых систем. Они были столь хорошо формализованы, что никто до конца так не смог их воплотить. А вот нынешний банальный Интернет так и не вписался в эту модель - хотя и за уши его притягивали, и за другие органы.

Из всего этого вывод один: если назреет необходимость разбираться со спектром на глобальном уровне, то ITU сможет сыграть роль разве что свадебного генерала, а на самом деле только национальные агентства и операторы рынка смогут согласовать все непростые вопросы. И будьте уверены: никаких помех или наложений сигналов не будет. Это столбовая дорога. То есть, пора привыкать к мысли, что спектр - это объект нормальной рыночной деятельности, которая при разумном призрении государств всегда склонна к саморегуляции и образованию метастабильных эволюционирующих структур и отношений.

FCC и другие

Коль так незначительна пока роль международных органов в управлении и владении спектром, обратим взоры на опыт тех, кто "впереди планеты всей".

Собственно, именно разборки при дележе спектра между первыми радиостанциями, обслуживавшими массовую публику, послужили причиной создания в 1934 году одного из самых активных ныне государственных учреждений США - Федеральной комиссии по коммуникациям США (FCC), непосредственно подчиненной Конгрессу. Сайт FCC, расположенный на www.fcc.gov, приятным образом отличается от вышеупомянутого сайта ITU - прежде всего тем, что абсолютно вся информация (а она необычайно полна и объемна) предоставляется бесплатно и даже без каких-либо регистраций.

Ведомство отвечает за регулирование коммуникаций через среды любого типа: через вещество и посредством электромагнитных излучений, то есть через провода, кабели, радиосвязь (спутниковая связь как подвид) и т. д. Регулированию FCC подлежат телекоммуникации как на всей территории США, так и в международных масштабах.

В структуре FCC имеется шесть бюро:

  • массовой информации (MMB - Mass Media Bureau),
  • услуг на основе кабельной связи (CSB - Cable Services Bureau),
  • общих операторов (CCB - Common Carrier Bureau),
  • согласований и информации (CIB - Compliance and Information Bureau, ранее - Field Operations),
  • беспроводных телекоммуникаций (WTB - Wireless Telecommunications Bureau, ранее - Private Radio),
  • международное (International Bureau).

Имеется также несколько офисов (office), выполняющих более конкретные функции, нежели бюро. Для нашего предмета существенны функции Офиса инженерии и технологии (OET - Office of Engineering and Technology) и Офиса планирования и политики (OPP - Office of Plans and Policy).

Важно отметить, что FCC структурирована по признакам, не имеющим ничего общего с признаками среды, в которой осуществляются коммуникации. То есть, в противном случае можно было бы говорить о "Бюро беспроводных телекоммуникаций". Этого нет. Структурирование явно основано на функциональных признаках подразделений, что несколько архаично, но все еще наиболее эффективно для организаций, где основную работу выполняют люди. Итак, рассмотрим функции подразделений FCC в отношении регулирования спектра.

Бюро общих операторов, как и следует из названия, обеспечивает регламент и контролирует деятельность общих операторов - телекоммуникационных компаний, обслуживающих широкую публику и корпорации, в диапазоне радиочастот. Примеры такой практики - радиоканалы для телефонной и телеграфной связи общего назначения. CCB выдает лицензии на каналы радиотелефонии, назначает такие параметры, как частоты и мощности передатчиков, надзирает за сбором платежей с операторов, следит за тем, как они используют лицензированные участки спектра.

Бюро массовой информации регулирует радиовещание в диапазонах амплитудной и частотной модуляции и телевизионное вещание. MMB назначает радио- и телеоператорам частоты, мощности передатчиков и временные интервалы (в течение суток) дозволенной деятельности. Лицензии для телестанций выдаются, как правило, на пять лет, для радиостанций - на семь лет. В лицензиях оговариваются как технические условия, так и политика в отношении контента программ.

Бюро беспроводных телекоммуникаций, представляющее наибольший интерес для нашего повествования, регулирует использование спектра коммуникационными службами, работающими на бизнес, для частных лиц, разного рода бесприбыльных организаций, правительств штатов и местных властей. В состав услуг этого рода много чего включено: и частная наземная мобильная связь, и частная микроволновая связь между фиксированными пунктами, и связь для коммерческой авиации и судоходства, и радиолюбительство, и даже связь в бедственных ситуациях (disaster). Фактически, это бюро отвечает за все местные (domestic) беспроводные коммуникации, за исключением тех их видов, в которых задействованы спутники.

Бюро согласований и информации обеспечивает соблюдение законов и нормативов о коммуникациях, отвечает за меры безопасности в использовании радиоспектра и обеспечивает отчетность для FCC по всем этим вопросам. Это бюро является главным органом FCC, отвечающим за разрешение проблем помех в спектре.

CIB имеет представителей во всех регионах США, которые взаимодействуют с военными, государственными и местными инстанциями в практике и политике обеспечения надежной радиосвязи. Полевые (field) представительства CIB ведут постоянный мониторинг спектра, проверяют радиостанции, дают разрешения на открытие передающей аппаратуры, закрывают недозволенные источники сигналов, обеспечивают поддержку радионаведения для самолетов и судов в критических ситуациях.

Международное бюро было учреждено в октябре 1994 года - для того чтобы обеспечивать все взаимодействия FCC на международном уровне в согласовании глобальных программ телекоммуникаций и спутниковой связи.

Офис инженерии и технологии курирует общие вопросы эффективного использования спектра для негосударственных целей. По сути, этот орган выполняет роль технического советника FCC. Он дает рекомендации по распределению спектра, предлагает и устанавливает технические стандарты для пользователей спектра.

Об OPP речь пойдет ниже.

Итак, казалось бы, картина вполне завершенная. Но где же в спектре размещается правительственная связь, где коммуникационный сервис для нужд федеральных структур, например Министерства обороны, и т. д.? Все, все предусмотрено. В составе Министерства торговли (DOC - Department of Commerce) имеется созданное в 1978 году прямым указом президента США Управление национальных телекоммуникаций и информации (NTIA - National Telecommunications and Information Administration, www.doc.ntia.gov), а в этом управлении функционирует Офис управления спектром (OSM - Office of Spectrum Management). Именно NTIA готовит и формулирует политику президента и правительственных агентств в отношении телекоммуникаций, а OSM ведет глобальный надзор за распределением и использованием всего электромагнитного спектра. То есть OSM некоторым образом выполняет функцию надзора за деятельностью FCC в отношении управления спектром. Именно OSM готовит и публикует удивительно красивые карты распределения полного спектра в США, настенный вариант которых можно купить в FCC всего лишь за 3,25 доллара. И именно OSM держит контакт с тем самым ITU: отправляет сведения о национальном распределении спектра США и получает взамен базы данных с распределениями спектра в других странах мира.

Вообще, во время ползания по структурам правительственных учреждений США сама собой в сознание пришла параллель: ФАПСИ в России - то же самое, что NTIA в США. И когда американцы изумляются усложненным и, по-видимому, многократно дублированным структурам во множестве министерств и ведомств, регулирующих спектр, чиновники и эксперты отвечают: "кто-то должен регулировать, а кто-то - политику вырабатывать". Наверное, теперь и вам понятно (хотя бы в приближении), кто чем занимается.

 

Спектр - наше богатство

Сергей Баричев

Несмотря на существование и активную деятельность таких авторитетных организаций, как, например, Всемирная административная радиоконференция (ВАРК, WRC), порядок использования радиоресурсов в конкретных странах весьма разнообразен. Не является исключением и Россия, в которой действует своя, десятилетиями устоявшаяся практика (хотя, в последнее время и наметилась тенденция приближения российской системы распределения частот к мировым стандартам).

Очевидно, что радиоспектр является исчерпаемым (в конкретном времени и месте) ресурсом, поэтому любое государство, и Россия не исключение, заинтересовано в рациональном его использовании. Политику использования радиоресурсов в нашей стране определяет Государственный комитет по радиочастотам (ГКРЧ). Это межведомственная организация, призванная учитывать интересы всех пользователей радиочастот (операторов связи, метеорологических служб, служб военной и правительственной связи).

Одним из основных документов ГКРЧ является "Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации в диапазоне частот от 3 кГц до 400 ГГц". Документ, последняя редакция которого была принята 8 апреля 1996 года, определяет назначение и категорию каждого диапазона радиоспектра (гриф с этого документа был снят совсем недавно). В соответствии с таблицей, а также по согласованию с Министерством обороны и ФАПСИ, ГКРЧ выдает тем или иным субъектам разрешения на использование частот. При этом соблюдаются следующие принципы:

  • равенство прав юридических и физических лиц;
  • рациональное и эффективное использование спектра;
  • безопасность;
  • право государства вводить временные ограничения и запреты.

Кроме того, главным принципом, по крайне мере в российской практике, является недопущение передачи частот в собственность. Пользователь, получивший разрешение на использование данных радиосредств, получает права пользования, но не права собственника, которые регулируются соответственно разными законами РФ (Кодекс об административных правонарушениях и Гражданский кодекс).

Итак, любое физическое или юридическое лицо, желающее использовать то или иное радиосредство, обязано в первую очередь получить разрешение от ГКРЧ на использование конкретной полосы частот.

Вторым органом, в чьей компетенции находится использование радиочастот, является Главгоссвязьнадзор (ГлавГСН). Его задача - контроль правильности подключения и использования радиосредств на местах. Главгоссвязьнадзор следит за тем, чтобы все работающие устройства соблюдали установленные для них параметры (мощность, направленность и т. д.), то есть выполняли требования электромагнитной совместимости.

Основные руководящие документы Главгоссвязьнадзора:

  • Закон о связи;
  • постановление правительства #643;
  • Таблица распределения полос частот;
  • обобщенные и частные решения ГКРЧ;
  • постановления коллегии и приказы Министерства связи.

В то время как ГКРЧ дает право на работу в данном диапазоне частот, Госсвязьнадзор (ГСН) определяет конкретные параметры и осуществляет привязку радиосредств к местности. Чтобы получить разрешение ГСН, необходимо подать заявку в сопровождении ряда других документов. Кроме уже упомянутого разрешения ГКРЧ, среди этих документов большое значение имеет заключение Государственного специализированного проектного института радио и телевидения (ГСПИ РТВ). Данный институт поддерживает базу данных радиосредств, используемых на территории Российской Федерации. База представляет собой хранилище карт местности, на которые нанесены положение, частота и зона действия всех передающих средств. Принимая заявку, ГСПИ РТВ выдает заключение о том, что новое радиосредство не препятствует уже существующим и работающим в том же диапазоне. Поэтому заключение ГСПИ РТВ дает некоторую гарантию на качество будущей связи. На основе полученных документов ГСН принимает решение об удовлетворении или отклонении заявки.

Таким образом, решение ГСН является вторым и окончательным этапом, после которого юридическое или физическое лицо получает право на использование радиосредства. Использование же радиосредств без разрешения ГСН наказывается штрафом от 20 до 70 минимальных размеров оплаты труда с изъятием радиосредств.

Важно отметить, что в России практически нет радиодиапазонов, в которых допускается использование передающих средств без разрешения. Исключением является лишь небольшой диапазон для любительских радиостанций, работающих на частоте 27 МГц (с ограничением по мощности). Не так давно (протокол #39/7 от 26 августа 1996 года) ГКРЧ разрешил использование на безлицензионной основе сертифицированного оборудования беспроводной телефонной связи на короткие расстояния (то есть радиотелефоны), соответствующего европейскому стандарту DECT (диапазон 1890-1900 МГц). Забавно, что радиотелефоны, работающие, например, в диапазоне 900 МГц, так и остались персонами нон грата.

В нашей стране интересную судьбу имеет диапазон 2400-2483,5 МГц. В США он (как и диапазон 5725-5875 МГц) относится к категории ISM (Industrial, Scientific, Medical) и отведен под безлицензионное использование установками, предназначенными для промышленных, медицинских и научных целей; единственное накладываемое ограничение - мощность передающих устройств: 1 Вт в США и 100 мВт в Европе. За рубежом этот диапазон уже давно осваивается производителями оборудования для радиосетей. Однако если на Западе это оборудование используется в основном внутри зданий, то в России его стали использовать для построения охватывающих большие территории беспроводных сетей передачи данных. Существующий же в России порядок получения разрешений на использование средств построения подобных сетей (в основном Radio-Ethernet) представлял собой неудобную и утомительную процедуру.

По этой причине российская компания CompTek International, основной дистрибьютор оборудования фирм Aironet и Lucent Technologies, и организация БЕСЕДА 1 в течение полутора лет прилагали усилия для упрощения процедуры получения разрешения на использование радиосредств, работающих в диапазоне 2400-2483,5 МГц. И не безуспешно. 29 июня этого года было принято обобщенное решение ГКРЧ (#7/6), согласно которому "разрешается использование юридическими физическими лицами на вторичной основе отдельных радиочастот 2400-2483,5 МГц. без оформления частных решений ГКРЧ на каждого конкретного заявителя". "Вторичная основа" означает, что частоты используются без права предъявления претензий на помехи от устройств, имеющих разрешение на первичной основе (как правило, это службы военной и правительственной связи).

Благодаря этому решению процедура получения разрешений на радиосредства беспроводных сетей значительно упрощена. Правда, до сих пор в российской политике контроля за радиоспектром остается неопределенным тонкий момент, связанный с использованием радиосредств абонентами сетей (например, сетей передачи данных или сотовой связи). В любом случае, получение разрешений на каждого абонента - это забота оператора.

Кроме того, в ближайшее время можно ожидать роста количества радиосетей и соответственно оборотов компании CompTek, которая, по ее же данным (вполне правдоподобным), поставляет 80 процентов всего оборудования Aironet и Lucent. В планах CompTek - придание аналогичного статуса диапазонам 5150-5350 МГц и 5725-5875 МГЦ. В США они также относится к категории ISM, но массовое производство оборудования, использующего этот диапазон, еще не началось.

В заключение отметим, что в России сложились довольно строгие и централизованные механизмы использования радиоресурсов. Поэтому желающие использовать те или иные радиосредства, с одной стороны, должны потратить немало сил, времени и средств, чтобы получить разрешение. Но с другой, они получают гарантию (речь не идет о безлицензионных диапазонах типа DECT) отсутствия помех со стороны других владельцев радиосредств.


Спектр - на торги!

В настоящее время США как никогда нуждаются в распространении широких международных соглашений в сфере регулирования спектра. Это мотивировано прежде всего стремлением американских телекоммуникационных операторов и производителей оборудования найти гибкие и эффективные механизмы проникновения на рынки других стран. Оценивая позицию и повадки ITU, США в решении этих вопросов следует своей многократно испытанной тактике: главным механизмом построения схем регулирования спектра должна стать конкуренция.

Обсуждая возможные тенденции развития правовых норм в области телекоммуникаций, правительственные агентства сами признают свою слабость - они характеризуют себя как плохих предсказателей погоды на рынке. А вот наличие здоровой конкуренции на рынке распродаж спектра, по их мнению, - гарантия того, что спектр используется для общенациональных и частных целей наилучшим образом. Что это напоминает? А вот что: недавние реляции правительственных чиновников в отношении защиты приватности в Интернете, в отношении системы доменных имен, в отношении электронной коммерции. Это и есть стратегическое видение мира правительства США: американские корпорации должны регулировать сферу hi-tech в глобальных масштабах. Тогда и самим бряцать оружием не придется, да и другим уже в голову не придет.

Для продвижения здоровой конкуренции и либерализации рынка радиочастот FCC намерена и далее проводить политику все более гибкого распределения спектра. В чем она заключается? Во-первых, должны быть сняты все ограничения для выхода субъектов на спектр или участия в аукционах. Во-вторых, ведомство намерено в минимальной мере заниматься регулированием прав владения спектром - только в случаях доказанной необходимости. В-третьих, предпринимаются такие технические меры:

  • особое внимание уделяется упрощению и гибкости лицензирования в области статичной и мобильной видео- и голосовой связи, даже при наличии элементов спутниковых коммуникаций;
  • ужесточаются технические ограничения на используемые технологии и физические параметры лицензируемых технических средств - с целью стимуляции распространения новейшего маломощного радиочастотного оборудования;
  • повышается детализация определения спектральных характеристик и географической зоны действия лицензии - для построения систем гибкого агрегирования и разборки прикладных сервисов;
  • И, наконец, FCC не сидит сложа руки, а сама очень активно через WTB участвует в формировании открытого рынка для спектра: путем выставления на аукционы частотных диапазонов.

Офис планирования и политики (OPP - Office of Plans and Policy), входящий в состав FCC, впервые еще в 1986 году предложил выставлять частотные диапазоны на аукционы. После того как в 1993 году Конгресс утвердил все законодательные материалы по аукционам, именно OPP была отведена роль разработчика правил, наблюдателя и контролера по аукционам спектра. Роль технического сопроводителя аукционов возложена на Отдел аукционов и анализа промышленной деятельности (Auctions and Industry Analysis Department) - структуры внутри WTB.

Описывать технические процедуры и инструменты ведения аукционов на частотные диапазоны здесь совершенно невозможно - даже в кратком виде. Тем же, кто все-таки горит желанием узнать подробности, могу посоветовать сходить на сайт FCC - там есть все. Ну, а масштабы аукционов и их роль в индустрии беспроводных коммуникаций вполне характеризуются теми доходами в государственную казну, которые вносят счастливые пользователи "кусочков общего пирога" - спектра, вмонтированного в устройство Вселенной.

 

FCC Spectrum Auctions: Net Revenues - Аукционы спектра FCC: структура суммарных доходов в казну

C-Block Broadband & Reauction ($9,967M) - Широкополосные услуги персональной связи в частотах блока C (9,967 млрд. долларов)

MTA (Major Trading Areas) Broadband ($7,736M) - Широкополосные услуги в основных промышленных районах (7,736 млрд. долларов)

Broadband D/E/F Blocks ($2,523M) - Широкополосные услуги персональной связи в частотах блоков D/E/F (2,523 млрд. долларов)

Regional Narrowband ($395M) - Региональные узкополосные услуги (395 млн. долларов)

Nationwide Narrowband ($650M) - Общенациональные узкополосные услуги (650 млн. долларов)

Non-PCS Services ($1,656M) - Услуги, не входящие в группу обеспечения персональных телекоммуникаций (1,656 млрд. долларов):

WCS (Wireless Communications Services) ($14M) - Беспроводные услуги связи (14 млн. долларов)

Cellular Unserved ($2M) - Простая сотовая связь (Cellular Unserved) (2 млн. долларов)

LMDS (Local Multipoint Distribution Services) ($579M) - Местные услуги многоцелевого распространения информации (579 млн. долларов)

800 MHz SRM (Special Mobile Radio) ($96M) - Специальное мобильное радиовещание в диапазоне 800 МГц (96 млн. долларов)

SMR (Specialized Mobile Radio) ($204M) - Специальное мобильное радиовещание (204 млн. долларов)

MDS (Multipoint Distribution Services) ($216M) - Услуги многоцелевого распространения информации (216 млн. долларов)

DBS (Direct Broadcast Satellite) ($735M) - Прямое спутниковое широковещание (735 млн. долларов)

IVDS ($214M) - (Interactive Video & Data Services) - Интерактивные услуги видео и передачи данных (214 млн. долларов)

DARS (Digital Audio Radio Services) ($173M) - Услуги цифрового радиовещания (173 млн. долларов)


И все-таки не покидают сомнения: а хорошо ли торговать тем, что изначально в равной мере принадлежит всем и каждому - как воздух? Ведь пока никто не доказал, что человек не обладает органами для прямого восприятия и самовыражения в спектре электромагнитных излучений - впрочем, как не доказано и обратное.


1 Комитет БЕспроводных СЕтей передачи ДАнных, основан по инициативе CompTek в 1996 году. В настоящее время входит в Ассоциацию документальной электросвязи (АДЭ).

Хвосты

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.