Источник возбуждения
АрхивПорнография - (от греч. porno's - развратник и …графия), вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и пр.…
БСЭ
У человека, знакомого с Интернетом не понаслышке, сомнений нет: порнография составляет весьма существенную и самую назойливую и лезущую в глаза часть Сети. У человека, знакомого понаслышке, сомнений еще меньше: порнография - это основной наполнитель Интернета. Порядка 90 процентов. Начав заниматься исследованием этой темы, я порой был готов с этим согласиться.
В данном номере мы не будем касаться всего, что принято называть NetSex. Мы будем говорить только о распространении через Интернет эротического и порнографического материала и не затронем проблемы виртуального секса и пр. Мы также постараемся особо не касаться морально-этического аспекта проблемы.
Я также не хотел бы превращать эту тему номера в обзор порноресурсов. Желающие найти тут пикантные ссылки и, уж тем более, обнаженную натуру будут разочарованы. Итак, ввиду последних инициатив ГТК РФ, я начинаю опасаться прохождения таможни. Практический интерес будет представлять только обзор Алексея Узуева, посвященный программам parental control. В основном же мы будем говорить о порнографии в Интернете как о бизнесе.
|
Порнобизнес пришел в Интернет первым. Еще бы - информационная среда, полностью свободная от каких либо законодательных запретов, дающая полную анонимность, - о чем еще мечтать производителям порносодержания, довольно нещадно затираемым в своем "твердом" (бумажно-видео) варианте.
Именно порнобизнес стал первооткрывателем путей Интернета. За примерами далеко ходить не надо. Те же рекламные баннеры, ныне встречающиеся на каждом шагу, обязаны своим появлением именно порносайтам. А уж о том, что именно порносайты первыми серьезно взялись за Интернет-коммерцию, и говорить не надо. Не то чтобы, например, системы оплаты по кредитным карточкам появились в Интернете только в угоду порнодельцам, но то, что долгое время основными пользователями этих систем были посетители порносайтов - очевидно.
Нынешние обороты Интернет-порнографов уже вышли на уровень, достаточный, чтобы, по крайней мере, избежать презрительных усмешек в свой адрес. Речь идет в основном, конечно, об американских источниках. Вообще, американская порнография - явный лидер на рынке. До недавних пор доля сетевой порнографии была невелика (по суммам, а не по количеству контента), однако будущее, как и во всех других отраслях информационной промышленности, - за Интернетом. И это уже начинает проявляться.
Главное, что усваивает человек, начав смотреть порнуху в Сети: она бывает двух видов. Платной и бесплатной.
Самое смешное, что бесплатная довольно точно отражает суть Интернета как информационной среды, а вторая является ярким примером успешного сетевого бизнеса. (Из всего уже сказанного может возникнуть впечатление, что для меня порнография является главенствующим ресурсом Сети. Честно говоря, это не так, да если было бы и так - не ваше это дело, но не понимать, что порнуха, это очень серьезная часть Интернета, нельзя.)
Подробней: бесплатная порнография, это, во-первых, обмен картинками и пр. при свободном общении. USENET, IRC, WEB - различными способами люди обмениваются порнухой. Причем, если она хорошего качества, то, значит, взята скорее всего из платного источника, если плохого - сделана каким-то любителем. Вообще, количество желающих раздеться и заняться любовью перед камерой в мире очень велико, и Интернет дал им возможность удовлетворять свои эксгибиционистские пристрастия. Казалось бы, все, такое количество конкурентов убьет бизнес на корню. Но деньги так просто не сдаются. К тому же пока еще ничего не ясно с перспективами правовой борьбы с порнографией в Интернете, а разрозненным любителям сложнее, чем организованным структурам. И, в итоге, практически все любительские (amateur) ресурсы явно или неявно находятся "под крышей" бизнес-структур. Возможно, сами любители и не берут деньги за свои услуги, но за вход на их сайт вы заплатите какой-нибудь системе типа AdultSights. Возможно, не заплатите вообще ничего. Но порнобизнес идет в ногу со временем, а подчас и опережает его. Реклама посещаемых сайтов уже способна приносить деньги. Лидеры- Playboy, Penthouse (может быть, лидеры только из-за своего бренда)- имеют по несколько миллионов посещений в день, не сильно отставая от Netscape или Disney (кстати, почему-то все порносистемы, предупреждая посетителя о том, что входит он в опасную зону, в качестве пути бегства предлагают именно диснеевский сайт).
Итожу сказанное: все ресурсы приемлемого качества имеют под собой платную основу. Платим ли мы своими деньгами или просмотром рекламы, без денег мы их не оставим.
Однако организованность порнобизнеса в Сети- вещь довольно призрачная. Несмотря на все вышесказанное, есть впечатление, что бизнес все-таки вымирает. Бизнес не продавца порноконтента, но его создателя. Ведь, казалось бы, кто будет платить деньги профессиональным моделям, фотографам и пр. когда миллионы людей предлагают свои услуги бесплатно. "За показ". И тут выясняется, что порнобизнес абсолютно ничем не отличается от любого другого. И даже Интернет не способен ничего изменить. Playboy, Penthouse, Hustler, которые платят немалые деньги своим профессионалам, и не думают отказываться от их услуг, и при этом все равно остаются лидерами. И в Сети, и за ее пределами. Они принесли с собой в Сеть все свое хозяйство, все свои наработки. Это великолепно изученный контингент, профессиональные фотографы и модели, способность чутко следить за вкусами своих потребителей и сверхкачественно им угождать. Интернет со своими феноменальными возможностями feedback, обратной связи, это, наверное, то, о чем профессионалы мечтали всегда. Голосования за "девушку месяца" и пр. получают невиданное ранее количество участников.
Все это весьма привлекает рекламодателей, и в итоге крупные игроки уже начинают получать от Сети прибыль, сравнимую с прибылью своих off-line проектов.
Аналогичная ситуация складывается с любым информационным бизнесом, пришедшим в Интернет. Да, Ziff-Davis пришел и лег на всех брюхом. Но Интернет-новости, все же, это не только ZDNet. C|net, например, не имел за спиной многих лет работы на рынке. Он был сетевым проектом с самого начала и пока что соперничает с ZDNet на равных. Точно так же и в сетевом порнобизнесе у "Плейбоев" хватает достойных конкурентов. Тех, кто сразу начинал сетевые проекты и использовал все достоинства Сети. Пример: amateur.com.
Кроме того, Интернет послужил причиной появления новых, неизвестных до этого способов зарабатывания денег. Уже упомянутые выше системы типа AdultSights, Adult Check и другие - это просто-напросто системы вырабатывания денег из воздуха.
Объединив под своим крылом по сути бесплатные источники содержания, сняв с их владельцев головную боль о возможной противоправности их существования, системы верификации возраста, как заправские рэкетиры, начинают стричь купоны. Как с самих владельцев сайтов (чтобы войти в семью, надо заплатить взнос и платить постоянно предоставлением рекламных площадей), так и с желающих эти сайты посещать. Трудно даже подсчитать, скольких зайцев одновременно убивает такая система. Кроме непосредственно взносов граждан, господа имеют доходы от рекламы, как баннерной, так и рассылочной: давая свой e-mail адрес по любому из запросов на любом из порносайтов, знайте, вы попали в списки рассылки какого-нибудь из спам-агенств. Для подтверждения своего совершеннолетия требуется предоставить номер кредитной карточки, и не пропадать же этому товару зря. Вероятность того, что с вашего счета стащат все деньги, не так уж велика, все-таки это не закоренелые бандиты, но просто так тоже ничего не бывает. Отступая от темы, замечу для незнающих, что для проведения денежной транзакции достаточно только номера кредитки. Имя, адрес владельца, expiration date могут не совпадать с реальными, но если номер правильный - деньги уйдут. Другое дело, что потом, заполнив немало бумаг, вы можете опротестовать транзакцию. Но факт остается фактом.
Из других чисто интернетовских нововведений, безусловно, стоит отметить развитие исключительно порно поисковых систем. Правда, ни одна из них пока не стала в своей отрасли аналогом Yahoo! или AltaVista, и поэтому рекламные бюджеты еще довольно скромны, но поскольку общеизвестно, что главной проблемой Интернета является поиск нужной информации, у этих систем наверняка- светлое будущее.
Однако есть в порнобизнесе что-то, что отличает его от любого другого не в лучшую сторону. Это его навязчивость. Стоит только захотеть окунуться в этот мир, как он захватит тебя с головой. С каждым днем волна порноспама, обрушившаяся на меня за последние время, увеличивается. Под волной я в данном случае понимаю конечно же пару-другую сообщений в день, но и это- много: раньше-то не было ни одного! Зовут смотреть на очередные бесплатные on-line шоу, но очередные тонны бесплатных картинок. Тянут жадные щупальца к номеру моей кредитной карточки. Ха, не скажу. Вон, Кузнецов, как он пишет, своей рискнул, а у моей срок истекает почти через год, жалко, мало ли чего…
Порнобизнес стремится стать максимально цивилизованным, но, отчасти ему этого не дают, отчасти и сами с усами. В любом случае вещи типа незаметного для меня выкачивания содержимого моей кредитки доверия не прибавляют.
А что в России? Нельзя сказать, чтобы в российском Интернете, как прежде во всей стране, не было секса. Но то, что есть, отстает от мировых стандартов порядочно. По большей части российские ресурсы- это просто перекачанные картинки с западных сайтов. Ресурсы эти обычно плохо оформлены и не пользуются большой популярностью. Однако самый интересный факт состоит в том, что подавляющее большинство российских сайтов более или менее эротичной или порнографической тематики составляют сайты с, скажем так, юмористическим наполнением. В российском Интернете над сексом смеются. При этом российский порнобизнес (в off-line варианте) имеет годовой оборот 5 млн. долларов, по официальным, и 25, по неофициальным данным. Последним, как обычно в нашей стране, верить можно больше. Но не все так плохо. Хоть и тяжелой походкой, но на просторы российского Интернета выходит наш отечественный порнобизнес. Наши аналоги ихних "Плейбоев" с "Пентхаузами" - "Андрей", "Медведь" и прочие мужские журналы- осваивают Сеть. Более того, уже появляются и коммерческие проекты. Свой сайт, как способ саморекламы, есть у изготовителей порнофильмов (возможно, и нелегальных, кто их разберет). Правда, пока купить фильм по кредитной карточке сразу на сайте нельзя, но я думаю, что это - временное явление. Порнобизнес во всем мире был и остается одним из двигателей прогресса. Это естественно, так как сам инстинкт размножения - двигатель главный. Я ни в коей мере не защищаю, но и не обвиняю порнографию и ее сторонников. Каждый имеет право жить так, как он хочет. Давайте и мы будем относиться к этому чуточку проще. Make love NOT war.
Статистика Яndex
Содержание эротических и порноресурсов в русской зоне Интернета - около одного процента.
Список наиболее популярных слов (во всех словоформах), поступающих как запрос для поисковой системы (данные за последние пять месяцев. Самым популярным за этот период стало слово "реферат" - оно встречается в 0,673% всех запросов):
- секс 0,393%
- порно 0,312%
- эротика 0,155%
- порнография 0,071%
- половой 0,068%
- порнуха 0,018%
- извращение 0,005%
Итого: 1,022%
(Интересно, что эти цифры довольно точно согласуются с долей ресурсов!)
Удельный вес слов:
- секс 38,45%
- порно 30,53%
- эротика 15,17%
- порнография 6,95%
- половой 6,65%
- порнуха 1,76%
- извращение 0,49%
Сколько раз встречается то или иное слово в русском Интернете (база yandex.ru)
- половой: 15655
- секс: 10245
- порнография: 2033
- эротика: 1768
- порно: 774
- извращение: 590
- порнуха: 260
Или в процентах:
- половой: 49,98%
- секс: 32,71%
- порнография: 6,49%
- эротика: 5,64%
- порно: 2,47%
- извращение: 1,88%
- порнуха: 0,83%
При сравнении с запросами наблюдается естественный эффект: запросы ближе к устной речи, чем тексты ("порно" и "порнуха" более разговорно, чем "порнография", см. также слово "половой").
Данные любезно предоставлены менеджером лингвистических проектов Яndex Еленой Колмановской.