Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Авгиевы конюшни подсознания

Архив
автор : Евгений Козловский   29.06.1998

Минул уже месяц, а я все никак не могу отойти от впечатлений последнего апгрейда и, пожалуй, не почувствую себя вполне спокойно и хорошо, пока не поделюсь до конца. О многом я уже рассказал в двух предыдущих "Огородах", но кое-что еще осталось нерассказанное. Будет ли вам от этого прок? Кто знает: возможно, мои глюки - это исключительно мои глюки, и ни у кого из вас карта точно так, как лежит у меня, не ляжет в жизни. Но возможно и наоборот, и я более или менее случайно набрел в своих блужданиях на тайны и секреты всеобщие, вполне типические. Однако даже в первом случае авось да удастся мне вас развлечь собственными приключениями. Ведь от того, что вам никогда в жизни не придется столкнуться лицом к лицу с профессором Мориарти, вы не читаете приключения Великого Сыщика с меньшим интересом. "Нашел с кем себя сравнить…" - слышу ироническое восклицание скептика, но переживаю его без особого напряжения, ибо прекрасно понимаю, в какой части провожу сравнение, а в какой на него и не покушаюсь. Ладно, довольно объяснений и оправданий, перейдем к глюкам и примочкам.

После того как у меня все более или менее установилось на новой BX-плате и начало потихоньку работать, в Device Manager вдруг обнаружился неожиданный желтый восклицательный знак. Напротив - чего бы вы думали? - дисковода A:. Я тут же заглянул на закладку Performance и обнаружил, что Windows 98 перевела диск в 16-разрядный режим. Практически же это означает, что работает он медленно и с натугой и что, например, операцию копирования дискеты провести невозможно: синий экран, зависания и прочие удовольствия.

Смотрю в первую очередь ресурсы. Там их всего-то: шестое, стандартное и неизменяемое прерывание, второй канал DMA да Input/Output Range: 03F2-03F5. Ничто ни с чем не конфликтует. Стало быть, в чем дело? В железе… Странно немножко, что вдруг железо решило вылететь как раз в момент смены материнской платы и операционной системы, но чего в этой жизни не бывает. А может, нарушился кабельный контакт, пока я втыкал-перетыкал карты в слоты? Кажется, правда, что в период, когда дисковод переключился в 16-разрядный режим, я ничего не трогал. Но корпус-то был открыт!

Ладно. Для начала трогаю-шевелю места входов шлейфа в дисковод и в контроллер на "маме". Ибо еще по инженерному своему прошлому знаю, что 99 процентов проблем с электроникой коренится в отсутствии нужного или присутствии ненужного контакта. Вроде все прочно. Вынимаю, осматриваю внимательно штыречки на "маме": был в моей практике случай, когда у приятеля перестала вдруг работать клавиатура. Выяснилось, что, загоняя штекер в разъем, он умудрился загнуть одну из иголочек. Но нет, все в полном порядке. Подключаю дисковод к ближайшему разъему шлейфа, не перекрученному, куда обычно, когда дисководов два, подсоединяется дисковод B:. Указываю в BIOS Setup свопинг дисководов и соответствующие разрешения-запрещения. Все без толку. Иду в магазин, где менее полугода назад покупал дисковод за 15 баксов. Мне неловко: я ведь не уверен, что виноват именно он, но иду. Обменивают без слов: себе, надо полагать, дороже. Или протестируют, переклеят гарантийный лейбл да снова пустят в продажу. Возвращаюсь. Повторяюсь. Меняю кабель на новый. Глухо.

Вывод? Неужели погорел встроенный в "маму" контроллер? Неужели такую дорогую, такую новую "маму" - на помойку? Звоню Книжному. Он предлагает все те же ходы, что я уже проделал. Звоню в "Пирит". "О, - говорят мне, - такое быть может… У нас случалось… Чего-нибудь там по прерываниям глючит или устройства конфликтуют. Сегодня уж поздно. И вообще… А на той недельке подвозите компьютер, потычемся, посмотрим - глядишь, и выправим…"

Ну, вот тебе на! Везти компьютер! Да пока будут тыкаться и смотреть, вряд ли моя сложно устроенная система так и останется в неприкосновенности и кропотливым, политым потом трудом распиханные прерывания не перескочат какое куда с вероятностью восстановления, далекой от единицы…

Звонит Книжный. "Женя, вы выбросьте все, кроме видеоадаптера (без него просто компьютер не заведется), и посмотрите!" Ну да… Веселое занятие. Но, видать, все же придется… "Раньше-то у меня ведь работало… вместе со всем…" - пытаюсь я избежать собственноручных разрушений. "Это мало ли чего", - вполне авторитетно, хоть и не вполне понятно с точки зрения логики возражает Книжный. "А может, - хватаюсь я, как утопающий, за соломинку, - мне установить на другой диск мини-комплект Windows?" "Можно, конечно, - соглашается Книжный, но тут же и комментирует: - Только толку не будет…" Вешаю трубку. Оно, может, и не будет, но я хоть уверюсь в том, что это точно железо и что дисковод ведет себя так и в скромной конфигурации, и в Windows 95, а не только в Windows 98. А сказать честно, нажать два десятка раз на кнопку мышки гораздо легче, чем выкрутить полтора десятка винтов и вынуть шесть плат. Лень раньше нас родилась.

Загружаюсь со SCSI-винчестера и заказываю установку Windows 95. Спустя двадцать минут она завершена. Диск A: отлично работает в 32-разрядном режиме. "Ага, - сказали мы с Иваном Никифоровичем. - Железка-то ни при чем! Зря только продавцов потревожил. Сразу надо было! Но что же в Windows 98?"

Снова перезагружаюсь, теперь уже с IDE-винчестера, вхожу в Windows 98. И вижу отлично работающий в 32-разрядном режиме дисковод A:. Ну, то есть, хоть подозревай, что это немудрящее, 15 баксов стоящее устройство, едва ли не из одного моторчика и состоящее, имеет сложнейший BIOS с запоминанием настроек и прерываний! Разумеется, не имеет… Но что-то там на плате, с ее WinPlug&Play, могло скакнуть? IRQ? DMA? Черт их разберет! В редакции никто не сумел дать вразумительного объяснения явлению, и только скептический Кузнецов заметил: "Вы не радуйтесь, Евгений Антонович! Он у вас скоро назад в 16-разрядный режим перескочит. Windows 95…" - "98!" - возражаю я. "А, все одно! Windows - штука сволочная и ленивая: чуть у нее что не так - она первым делом спешит ограничения наложить. И самое главное - перевести по возможности все в 16-разрядный режим. Это еще с версии 3.1 у нее повелось. Правда, там 32-разрядный режим был редкостью и как бы бонусом…"

Прошло уже две недели. Пока не перескочил. Дай-то Бог. А рецепт - вот вам и рецепт. Насколько универсальный - не знаю, ибо не умею перевести диск A: назад в 16-разрядный режим. Если бы даже и решился на такое…

Теперь о сгоревшем Fujitsu, о котором я уже не раз упоминал. Тоже совершенно невероятная история. Заглянув в "Столичный негоциант" за новым SCSI-винчестером, я обнаружил у них в витрине забавное приспособление долларов, кажется, за 15: вставляется вместо заглушки в пятидюймовый слот и состоит из решетчатой хорошенькой лицевой панельки, фильтра-сеточки и двух рядом стоящих вентиляторов вроде тех, что ставили на 486-е процессоры. При нажатии на лицевую панельку она откидывается, и можно почистить забившийся пылью фильтр. Компьютер набит у меня, как вам известно, сверх головы, поэтому, решил я, парочка лишних вентиляторов не повредят никак.

Вернувшись домой, я извлек из корпуса Fujitsu, стоявший у меня в коробочке-рэке, от коробочки освободил, вставил вентиляционное устройство, а за ним, на салазках-переходнике с 3,5 на 5 дюймов установил Fujitsu. То есть проделал простейшие монтажные работы, которые вполне благополучно проделывал в своей жизни не одну сотню раз. Подключить шлейф наоборот к винчестеру было попросту невозможно: шлейф фирменный, асусовский, одна дырочка в нем залита пластмассой, так что и не перевернешь. Но, по опыту, подключение шлейфа наоборот к IDE-диску (в отличие от SCSI) не приводит ни к чему более страшному, чем этого диска необнаружение BIOS'ом и, соответственно, системой. Подключить наоборот питание тоже вроде никак нельзя: там и на штекере, и на ответной части есть эдакие скосы. Конечно, приложив серьезное усилие, можно все это расширить-раздать, вплоть до трещины на ответной части, - однако усилий таких я никогда не прилагаю, да и последующий осмотр подтвердил, что ничего не деформировано. Короче, я произвел вполне рутинную операцию и включил компьютер. Со стороны винчестера посыпались искры и повалил дым. Естественно, никем он не опознался и из системы исчез. Я извлек его из корпуса и с грустью, близкой к отчаянью, посмотрел на белый лишай пригара на микросхеме, на начисто перегоревшие полтора десятка ножек… На винчестере у меня стояла система и находилась папка "Мои документы". Причем, сархивированная не вполне: последнюю неделю прибывали материалы в тему номера, да так в "Моих документах" и оставались. "Не навеки ведь…" - легкомысленно думал я.

Главная Скорая Помощь - разумеется, Книжный. "М-да… - сказал он. - Я подумаю. И перезвоню". В ожидании перезвона я перебирал в уме варианты. Все они казались хуже горькой редьки. Наилучший - отдать на восстановление, говорят - есть такие фирмы. Винчестер гибнет, но информация спасается. Стоит это, правда, говорят, ужасно дорого… Книжный, позвонив, эту надежду-иллюзию развеял вполне. "Может, - сказал, - где за бугром такие фирмы и есть, но наши, заявляющие о подобной услуге, способны списать информацию только в том случае, если физическое расположение секторов на диске где-то сохранилось, а также FAT - но это и без фирм сделать нетрудно. А вот чтобы проанализировать каждый квадратный миллиметр и собрать это пуццли… И, уж конечно, это не сотню долларов стоить будет и даже не тысячу…" - "Что же делать?" - "Отыскать фирму, которая специализируется как раз по Fujitsu, взять у них точно той же модели винчестер, переставить с него на ваш контроллер и молиться о том, чтобы а) сами блины оказались в целости, б) чтобы информация о реальном расположении секторов оказалась записанной не в какой-нибудь флэшке контроллера, а как раз на блине. Вероятность спасения информации - процентов 50… ну… чтоб особо не обнадеживать - 35". И тут же, справившись в Интернете, сообщил, что по Fujitsu специализируется в основном "Пирит". "Слава Богу, - подумал я. - Как раз с ними у меня сейчас и происходят отношения, связанные с тестированием BX".

Наутро я позвонил в "Пирит" и получил разрешение приехать. Винчестер, хоть и купленный всего полгода назад, был из серии AT, которая уже не выпускается. А контроллер современной серии, BT, не подходил по ширине шлейфика. Человек из тестовой лаборатории, который со мной занимался, исчез где-то в недрах и, спустя минут двадцать, появился с точно таким, как мой сгоревший, винчестером, рабочим, снятым на время с какой-то действующей машины. И принялся перевинчивать контроллеры. Я ждал, как вы понимаете, с совершенным замиранием сердца. Но вот, компьютер загрузился и содержимое моего винчестера открылось в "Эксплорере", как на ладони, - в целости и неприкосновенности. "Идите, покупайте другой винчестер, будем копировать…" М-да… 200 баксов! Но это все же дешевле, чем потерянная информация. Когда процедура была окончена, я попытался оставить сгоревший винчестер в "Пирите": "Ведь контроллеры горят редко, чаще сыплются блины. Вдруг кто к вам придет именно с таким диагнозом. Я ведь ни денег у вас не прошу, ничего. Просто чтобы вещь не пропадала". "О, - ответили мне. - Его все равно никак нельзя провести. Да и незачем. Порченые винчестеры наш отдел рекламаций отправляет прямо на фирму. У нас договор…"

Печально… Положив в полиэтиленовый пакет оба винчестера, я направился домой. "Ладно, - подумал. - Есть ведь Фидо с конференцией по Hardware. Дам объявление - может, кому пригодится-повезет". И дал. И, спустя полсуток, получил от модератора ответ на английском, что, дескать, у них так все это не делается, что сперва надо не то какое-то прошение отправить, не то какой экзамен сдать, в общем - черт знает что! "Идите вы в баню! - подумал я. - Не хотите - не надо!"

А вы, господа, еще спрашиваете порою, и за что это "Компьютерра" так не любит Фидо!

А что же случилось с винчестером? Тайна сия велика есть. Книжный выдвинул предположение, что контроллер погорел еще до включения компьютера в сеть, что, когда я переставлял винчестер, занес на одну из нежных микросхем статическое электричество, которое его и сожгло. А уж при включении ток пошел по прожженным дорожкам и довершил дело. Возможно и так. Кто виноват? Наверное, я сам: производители электроники ведь всегда предупреждают о статическом электричестве. Просто длительный опыт безболезненного пренебрежения правилом приучает им пренебрегать. А зря…

И напоследок, как бы закольцовывая тему вентиляции, о температурном режиме Pentium II 350, разогнанного до 392. В первом "Огороде" из этой серии я утверждал, что температура на плате не поднималась выше температуры моего тела: 36,6. Но происходило это, когда компьютер был разобран и крышек на корпусе не было. Сказать честно, у меня прежде было предубеждение, будто система вентиляции, особенно в ATX, продумана так хорошо, что охлаждается компьютер в закрытом корпусе гораздо лучше, чем в открытом. Дудки! После закрытия корпуса температура ниже 40 градусов не опустилась ни разу. Но это и Бог с ней, порог нормы - 50.

Однако в одну из суббот я оказался на рынке на площади Гагарина, где торгуют всем: от черной икры и роликовых коньков до фотоаппаратов и пиратских дисков с программами. И приобрел второй диск "Полного Вагнера", записанный в формате MPEG Layout 3. Относиться к записям этого формата как к полноценным музыкальным записям все же, на мой вкус, невозможно - все как-то вяло и туповато, однако использовать их как справочно-информационные, при цене 60 рублей за 11 часов звучания, - можно вполне. Вот я и отнесся.

Придя домой, поставил слушать. Распаковка MPEG, как известно, является задачей, которая загружает процессор постоянно и очень сильно. На улице - жара. Спустя полчаса вызвал, сам не знаю зачем, асусовскую контрольную панель и… ужаснулся. Температура на плате была 49 градусов. А когда она поднимается выше - я помню по разгону тридцатипятимикронного Pentium II 300, - система начинает виснуть и падать. Да еще, говорят, и жизнь процессора заметно сокращается.

Что ж делать? Не слушать? Хороший вариант. Но не универсальный. Вдруг еще какие задачи решат загрузить процессор как следует. Дуть в щели корпуса? Поставить еще один вентилятор (у меня их стоит два, не считая двух маленьких, дополнительных, на передней панели)? Или, может, купить в комнату кондиционер?

Тут я вспомнил о программке CPUIdle, которую как-то уже упоминал и которую отключил, успокоившись насчет 36,6. Вспомнил о рассказе Сергея Леонова, который сообщил, что механизм перевода процессора в кратковременный сон, когда к нему не обращаются, по умолчанию реализован, например, в Windows NT. Он ставил эксперименты: при холостой жизни системы температура всегда была очень низка, при намеренной нагрузке именно на процессор - на глазах повышалась. CPUIdle реализует эти возможности процессора в Windows 95, 98 и даже, кажется, 3.1. Программа абсолютно бесплатная, хоть автор, Andreas Goetz, и не возражает против 20 долларов на поддержку работ; я заглянул на сайт www.stud.uni-hannover.de/~goetz/ да и запустил версию. Температура стала падать прямо на глазах. Не слишком, правда, да и на улице слегка похолодало, - так что не могу похвастаться чистотой эксперимента. Однако с тех пор 49 градусов на термометре я не видел ни разу, - не больше 44. Что вполне терпимо. Последний релиз программы не нуждается в помещении ее ярлыка в папку StartUp, а добавляет закладку CPUIdle в Power Management Control Panel, с которой и можно включать программу, отключать.

Где-то я слышал, что CPUIdle несколько снижает быстродействие. Я не заметил. Но если даже в каких-то ситуациях это и происходит, - согласен давать эту цену за покой.

Чего желаю и вам.

И еще: по адресу www.angelfire.com/va/txboard/cooler.html появилась программка Rain, которая тоже занимается отдыхом процессора, но делает это под несколько другим углом: форсированно, как раз применительно к процессорам разогнанным. Сам пока не пробовал.

Все. Точка. Подсознание очищено. Больше о моих минувших приключениях - ни слова. Пора возвращаться к примочкам и мулечкам. Тем более что накопилось их за это время достаточно. А там и релиз Windows 98 грядет…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.