Управление документами в корпоративных сетях
АрхивИ в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры...
можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? - я спрашиваю.
Н.В. Гоголь. Ревизор
Пока документ хорошенько не отлежится,
нельзя запускать его в дело!
Заповеди Бюрократа
В настоящее время все большее число корпоративных заказчиков ставит на первый план внедрение в своих компаниях систем автоматизации работы с документами. Однако, по мнению специалистов, объективно интерес к таким системам растет быстрее, чем опыт и квалификация разработчиков. Что же мы имеем?
С самого начала осмысленной и организованной деятельности племен, народов, фирм и контор документ являлся основой такой деятельности, а работа с документами всегда была, есть и будет актуальной для любой компании. В течение многих веков во всех уголках Земли создавались и наполнялись информацией библиотеки, архивы, банковские сейфы и хранилища, придумывались и внедрялись разнообразные системы для работы с документами. Но главной проблемой во все времена было решение Парето-оптимальной задачи по созданию системы, которая бы обеспечивала минимальную стоимость хранения и копирования документов, быстрый поиск и коллективное использование информации.
Применение в конце прошлого века микрографических архивов позволили сократить стоимость хранения и копирования документов на фотопленку, но функции поиска и коллективного использования остались идентичны бумажному документообороту.
Настоящий качественный прорыв в решении этих проблем обеспечило появление компьютерных систем и корпоративных сетей. Произошел переход от бумажных документов к их электронному образу за счет автоматизации процедур сканирования и распознавания текстов документов. Расширились возможности поиска информации, возможности одновременной работы с одним документом нескольких пользователей, в том числе удаленной и распределенной работы. Значительно сокращены затраты на хранение и копирование документов за счет использования специальных массивов хранения данных, оптических и магнитооптических роботизированных библиотек. На базе этих возможностей, тогда же, появились первые docflow и workflow системы, обозначаемые теперь общим понятием системы управления документами (СУД) и работающие с образами документов, файлами различных офисных приложений и динамическими объектами.
Карикатура <kar_.TIF>
В последнее время происходит сращивание СУД с технологическими системами, например, с финансовыми и бухгалтерскими системами автоматизации. Главным требованием такого объединения является предоставление возможности работы в СУД наряду с документом-файлом, документом-образом, также и с документами, собираемыми по установленным технологическим алгоритмам и правилам из различных (разноформатных, распределенных и т. п.) структурированных баз данных корпорации. Сейчас это наиболее актуальная, но из-за сложности реализации и наименее разработанная область автоматизации электронного документооборота.
|
Существующие системы данного класса являются заказными, ориентированными лишь на конкретные схемы бизнес-процессов компаний, со специфическими ограничениями. В качестве примера таких workflow-систем можно назвать комплекс автоматизации инвестиционной компании - Stock Route, разработанный российской фирмой "ВЕСТЬ АО" и внедренный в инвестиционной компании "Альфа-Ринако". Данная СУД автоматизирует финансовое делопроизводство и обеспечивает связь делопроизводства с бухгалтерской системой "Алеф-Бухгалтерия".
В недалеком будущем ожидается развитие интеллектуальных систем класса Business Intelligent System (BIS), предназначенных для поиска информации в архивах, хранилищах и базах данных корпораций и подготовки принятия решений топ-менеджерами, обеспечивая получение ими ответов на сформулированные "естественным" языком запросы типа "Какие из моих поставщиков наиболее предпочтительны по ценам поставки, качеству сырья и рискам?" или "Почему себестоимость продукции регионального предприятия отличается от стандартов компании?" На основе полученных результатов менеджеры могут в дружественной интерфейсной среде, доступной для слабо компьютерно продвинутых руководителей, формировать задания (процессы СУД), строить схемы ответственности и задавать контрольные параметры исполнителям. Пример одной из первых BIS в составе Oracle Applications 11 - новой версии известной системы комплексной автоматизации предприятий - был продемонстрирован на недавней конференции Oracle в Сан-Диего.
Но это технические и функциональные характеристики СУД, а как же человеческий фактор? Процесс или задачу в СУД, упрощенно представляемой машиной для обработки документов, могут выполнять несколько типов исполнителей: сервер, программное приложение или человек. Характер деятельности специалиста в системе управления корпорацией и, в частности, в workflow system, напоминает работу на конвейере по обработке информации. Но ответственности, знаний и умения для такой работы требуется значительно больше, чем на поточной линии по упаковке макарон. Стрессовое состояние, чувство неуверенности усугубляют всевозможные фискальные системы СУД, предоставляющие начальникам формализованные данные о качестве и скорости обработки заданий исполнителями, видеокамеры фиксируют их поведение на рабочем месте, а попробуй еще по ошибке запросить данные из защищенной пачки документов, разборок с первым отделом не избежать. Человек все время чувствует себя "под колпаком у папаши Мюллера". При этом над ним постоянно довлеет реальная перспектива замены его, как "винтика СУД", программным агентом (приложением-роботом), который не будет ошибаться, болеть и отвлекаться на перекуры и перерывы. Я ожидал мнений и статей по этим проблемам, но так как системы электронного документооборота почти нигде не используются у нас в полном масштабе, эти негативные факторы еще не "достали" персонал, и, соответственно, писать пока не о чем.
В представленных вашему вниманию материалах выпуска содержатся статьи о применяемых на российских предприятиях и в учреждениях СУД, оценка их возможностей и перспектив развития.
Ответ на вопрос, какие системы документооборота, для каких задач, для какого персонала компаний лучше использовать, попробовал дать в своей статье Дмитрий Казанский. Здесь нет рецептов, специфика конкретного бизнеса, наличие или отсутствие программистов и другие предпосылки образуют зачастую сложную комбинацию, поэтому неочевиден путь создания информационного пространства предприятия и внедрения системы документооборота. И для выработки разумного пути автор советует обратиться к отечественным фирмам - системным интеграторам, которые по роду своей деятельности умеют видеть картину комплексно.
В статье Станислава Короткого приводится его точка зрения на принципы построения систем автоматизированного документооборота крупных предприятий, опирающаяся на имеющийся в этой области собственный опыт и опыт компании "ВЕСТЬ".
|
С подходом компании Microsoft к организации электронного документооборота дал нам возможность ознакомиться Алексей Орлов, менеджер по продуктам семейства BackOffice. Суть его заключается в предоставлении разработчикам систем и пользователям технологии Microsoft Exchange, обладающей необходимой функциональностью для создания полномасштабных корпоративных СУД. Достаточно четко формулируется предлагаемая Microsoft классификация таких систем. Специальные продукты и приложения для СУД, поставляемые независимыми разработчиками программного обеспечения создали ряд решений по автоматизации деловых процессов, которые расширяют инфраструктуру системы Exchange. Интересной является также идея расширения архитектуры Microsoft Exchange в плане концепции ее превращения в "концентратор автоматизации деловых процессов" (workflow hub).
Материал Николая Никольского о конкретной СУД, реализованной его компанией.
Свои отзывы и впечатления по выпуску приложения присылайте по адресу: alexand@computerra.ru.