Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Связь без…

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    15.06.1998

Нет, не без брака. Без лапши.

С тех пор как более года назад "Компьютерра" в немыслимых муках родила тему номера "Последняя верста", я все пытаюсь найти для себя ответ на поставленный тогда вопрос: представляет ли существующая внутридомовая телефонная прокладка какую-либо ценность в свете вдруг возникшей потребности граждан в скоростной цифровой связи - то есть в Интернете?

Я, конечно, проходил все это в институте, да и сам паял немало, однако, не полагаясь на память и не исключая возможности каких-то новых открытий, заранее пошастал по Сети. Между прочим, по ходу дела нашлась и цифра, за которой я долго гонялся: как сообщают, 95% телефонных абонентов в США подключены витой парой. Вот какова эта драгоценная медная последняя миля, о которой они так хлопочут.

Витая пара, естественно, дороже, чем два параллельных провода, - хотя бы потому, что материала на нее идет больше. По этой причине, или чтобы облегчить бесконтактное прослушивание переговоров (вроде, шучу, - а впрочем, кто ж его знает), в советской телефонии применялась почти исключительно "лапша". В западных источниках такая среда передачи информации упоминается лишь в беглых перечислениях для учащихся и сразу же отвергается за полной непригодностью - кроме, разве что, как на расстоянии в несколько метров.

Забавно: я нашел несколько десятков ошибочных упоминаний untwisted pair: так иногда раскрывают аббревиатуру UTP, что значит, как известно, Unshielded Twisted Pair, или неэкранированная витая пара. Где-то в Японии лежит даже словарик сокращений, в котором так и написано: мол, UTP это UnTwisted Pair, но в основном эта ошибка попадается в пресс-релизах и в газетных заметках.

Чтобы сделать витую пару, обычно складывали два куска провода, один конец привязывали к чему-нибудь, а другой зажимали в патрон дрели и крутили, свивая провода, как пряди в нитке. Если не из инженерных курсов, то из общей физики известно, что такая конструкция обладает одним интересным свойством: провода в ней как бы экранируют друг друга. Это, конечно, дебильное объяснение, зато без векторов.

Обычная (не витая) пара представляет собой растянутую рамку с током, которая излучает и принимает как хорошая антенна. При этом понапрасну теряется энергия сигнала, и создаются помехи. Но если скрутить те же самые провода, они будут работать как дорогой коаксиальный (что значит "соосный") кабель, который всем хорошо знаком, поскольку им обычно соединяют антенну с телевизором.

Когда-то, при генсеке Андропове, мы организовали локальную сеть. Передача данных осуществлялась по телефонной лапше: незабываемая двадцатимиллиамперная токовая петля, через которую на скорости 9600 bps подключались и терминалы, и компьютеры. Так вот, сотрудники уверенно отслеживали происходящее с помощью обычных транзисторных приемников, которые были почти в каждой комнате (по ним слушали радио соседней Польши).

Одиночное чириканье означало нажатие на клавишу терминала, обновление экрана в текстовом редакторе рождало характерное "ж-ж-ж", а при отправке текста программы на компиляцию и загрузке кода обратно в локальную управляющую микро-ЭВМ исполнялась целая сюита. Народ сперва ругался, а потом привык, и даже приспособился получать таким образом полезную информацию.

Я объясняю все это так подробно (и уже не в первый раз), потому что пресловутая "лапша" приобрела в наше время прямо-таки стратегическое значение. Если бы Большой Брат не жадничал и клал вместо нее витую пару, внутридомовую компьютерную сеть можно было бы построить сейчас даже на базе радиотрансляционной проводки, которая распространена гораздо шире, чем телефонная. По топологии она напоминает кабельное телевидение и, вероятно, могла бы быть приспособлена для двухсторонней передачи данных.

Недавно в "Компьютерре" я прочел статью Сергея Баричева "Новая жизнь телефонной пары". Заканчивается она мажорным аккордом: мол, телефонная "лапша" еще послужит нам в XXI веке. Баричев ссылается на испытания, проведенные одной из московских фирм, которая продает оборудование для создания так называемой ADSL (несимметричной цифровой абонентской линии).

С помощью этой технологии на расстоянии нескольких километров от узла связи по качественно выполненной телефонной паре можно принимать данные со скоростью до четырех, и даже до шести мегабит в секунду. В обратном направлении передача происходит гораздо медленнее, но это соответствует информационным потребностям большинства пользователей. ADSL не мешает работе обычной аналоговой телефонной "петли", у которой есть как минимум одно замечательное преимущество: возможность звонить, даже если в доме отключено электричество.

Я, естественно, полез на сайт и удостоверился: испытания, насколько можно судить, проводились в предположении, что на всю округу нашелся ровно один такой умник. Что ж, провайдеры "выделенки" решают свою традиционную задачу. К ним приходит клиент, они изыскивают для него телефонную пару и подключают каналообразующую аппаратуру. Клиентов пока немного, однако что произойдет, когда по телефонной "лапше", бестолково напиханной в коробки и каналы, пойдет два, три, четыре таких сигнала?

Если же принять во внимание помехи, которые DSL должна создавать радиооборудованию прямо сейчас, то владельцу лучше юзать ее втихаря и никому об этом не рассказывать. Да и то может найтись power neighbor, который в два счета вычислит загрязнителей эфира и разберется с ними. В ситуации, о которой я рассказывал, помехой являлась какая-то чахлая двадцатая или пятидесятая гармоника. Много DSL, работающих на разной, но гораздо более высокой скорости, создадут куда более интересную картину даже при всех современных кодовых ухищрениях. Вот если использовать DSL только как средство доставки IP под землей, сразу для целого многоквартирного дома, - это другое дело.

Я с восторгом опубликую данные, опровергающие мои предположения, если специалисты их представят. Но пока я вижу на сайте картинку, где над телефонной линией написано по-английски: это медная витая пара, а ниже следуют выводы: ADSL на московских линиях, в общем, пригодна, однако результаты - вдвое хуже, чем "у них". Разница, надо полагать, излучается в виде радиопомех, но об этом, как я подозреваю, испытатели помалкивают до поры. Зато бодро заявляют, что ADSL годится для любого модемного пользователя и решает проблему цифровой абонентской связи на основе существующих телефонных линий.

Войдет "лапша" в двадцать первый век или нет, от этого зависит очень многое. Прежде чем строить планы на будущее, имеет смысл разобраться, на что годится доставшееся нам наследие. Год назад на этом месте я задался вопросом: может, вовсе не телефонисты держат стратегичекую позицию, а совсем другие структуры? Ответа до сих пор нет. Может, вы его знаете?

Напоследок объявление. Издатель принял решение перевести "Компьютерру" на двухнедельный цикл, поскольку сейчас она приносит очень мало дохода. Следующий номер выйдет в начале июля, но, чтобы не терять навыка, я собираюсь писать колонки еженедельно. Очередная появится на www.snarky.com, потом будет еще одна, на бумаге, и так далее.

"Четыре колонки" главного редактора выходят в каждом номере "Компьютерры". Со мной можно связаться по адресу me@snarky.com или встретиться в Web Chat, который проходит дважды в неделю на www.snarky.com. Там же есть тексты старых "колонок". Письма читателей по умолчанию считаются конфиденциальными. Извините, у меня нет возможности вступать в переписку на бумаге.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.