Вопрос об основных
Архив(Окончание. Начало в предыдущем номере)
…, наверно, является господину Белову по ночам, рисуя кошмарную картину: доходы падают и возглавляемая им организация теряет работу кормилицы. Есть от чего закричать.
Короче, крик Белова это поэтическая вольность. IP-телефония "ограбит" не местных операторов, а дальних - то есть "Ростелеком". Что касается местных, то им бы лучше всего просто и честно получать свое прямо с потребителя, через реальные тарифы на реальные услуги.
По-видимому, IP-телефония вскоре будет легализована путем включения ее в список лицензируемых услуг. В своем заключительном слове председатель Госкомитета отметил, что в США этот рынок остается нерегулируемым, несмотря на все крики тамошних телефонных провайдеров. Я понял это отчасти как ответ Олегу Белову: мол, бывает и хуже.
Позволю себе два примечания. В Штатах на IP-телефонистов (и на провайдеров сетевых компьютерных услуг) нападают как раз местные телефонные компании. В числе прочего они хотели бы получать с них повременную плату, подобную тем пяти центам в минуту, которые им отчисляют провайдеры дальней связи. Абонентская повременка, вводимая в России, мне кажется все же правильнее, хотя поставить себя на место FCC я, конечно, не могу.
И второе: я написал, что IP-телефония будет легализована путем лицензирования. Сетевой интеллигент выразился бы иначе: свободная доселе IP-телефония будет поставлена под государственный контроль. Этот аспект я тоже понимаю, но, извините, мы живем в России. Здесь то, что не запрещено, по умолчанию не разрешено. Вот если лицензируется - тогда уж точно разрешено. Я недавно отвечал в "Письмоносце" одному программисту, который требовал ввести гослицензирование деятельности по разработке программ - именно так, ни больше ни меньше.
Надо отдать должное "Ростелекому": они, как мы видели, пытаются сдержать распространение новых технологий, но одновременно прикидывают, как бы их оседлать к выгоде для себя. Недавно "Ростелеком" объявил о планах создания системы российских "хребтов" Интернета - насколько я понимаю, путем отчасти перепрофилирования, отчасти наращивания контролируемой ими инфраструктуры. Эта тема была заявлена в числе трех главных вопросов, но не обсуждалась. Упомянули и пошли дальше.
Планы "Ростелекома" тоже интерпретируются как угроза свободе Сети, и тоже без достаточных оснований. Вот если он потребует ликвидации частных спутниковых каналов передачи данных, или ограничит в своей сети использование протоколов (например, чтобы запретить российским клиентам прямой доступ к американским почтовым серверам), или начнет фильтровать содержание Web, тогда будет о чем поговорить. Впрочем, я лишний раз убедился, что "Ростелеком" сам виноват в своей репутации. На коллегии Олег Белов, например, заявил: нам нужен свой, российский Интернет, а не их американский. Охота же ему пугать публику.
Теперь, наконец, позвольте перейти к главному пункту повестки заседания коллегии - к "вопросу об основных". Суть его исчерпывающе продемонстрировал следующий эпизод.
Для краткого выступления после основных докладов был приглашен управляющий одной из наиболее нашумевших провайдерских фирм, начавшей в прошлом году, вслед за самими телефонистами, предоставлять неограниченный доступ по цене ниже сорока долларов в месяц. Для ясности: ее называют "МММ Интернет". Он сам так сказал.
Интернет-мавроди (позвольте уж мне его так и называть) целиком потратил свое выступление на похвальбу, перемежаемую слабыми попытками отвести от себя обвинения. Токовал он неудержимо, и председательствующему пришлось, в конце концов, сгонять его с кафедры.
Следом выступил управляющий независимой телефонной компанией, которая предоставила фирме Интернет-мавроди без малого тысячу телефонных каналов для реализации его предприятия (в последнее время эта фирма сама занялась Интернетом и развивает альтернативную сеть для доступа к компьютерным услугам). Он саркастически заявил, что главная беда российского Интернет-провайдерства - техническая безграмотность. По его данным, на Интернет-мавродиевских телефонных номерах едва ли не круглосуточно висит орда неудовлетворенных клиентов, безостановочно долбающая телефонные узлы своей дозвонкой.
Собственно говоря, программа-минимум телефонистов состоит в том, чтобы ввести обязательное лицензирование провайдеров Интернета и добиться, чтобы они поддерживали в пределах разумного хотя бы два параметра: занятость входных линий и загрузку канала (включая и каналообразующую аппаратуру). И это вызвано, в общем, не заботой об интересах потребителей услуг Интернета. Занятые линии - это массовая дозвонка. Плохой канал - напрасный расход времени на линии. Клиент по часу пытается принять почту, скачать какой-нибудь файлик, дотянуться до сайта, хотя мог бы сделать это за пять минут и отключиться, экономя свои деньги и телефонные ресурсы. Вот только чаты в эту теорию не включены - а зря.
Третью колонку об этом же я писать не собираюсь, поэтому позвольте в заключение сообщить еще три мысли в режиме (как недавно выразился про мои писания один остроумный читатель) "соло на барабане".
Первое. Перегрузка московской телефонии - уже реальность. Вновь называлась цифра: всего 300 тысяч каналов в межстанционных соединениях и уже 200 тысяч пользователей Интернета. Отчасти, все это последствия советского развития: например, если бы студенты жили в кампусах, все было бы иначе.
Решения телефонисты видят по двум направлениям: ставить коммутационную аппаратуру нового поколения, которая рассчитана на новые потребности клиентов, и перехватывать компьютерный трафик на входе в телефонную сеть (это всякого рода DSL в сочетании с IP-каналами, доходящими до каждого телефонного узла). Третий (по-моему, единственный) путь, это, конечно, создание другой абонентской сети, не связанной с телефонной. Один из выступавших выразился очень четко: придется поставить пользование Интернетом под жесткий контроль и мало-помалу вытеснять его из телефонии в интересах ее выживания.
Второе: телефонные начальники анекдотически не понимают подробностей. Александр Крупнов рисовал в своем выступлении образ несчастного пользователя, который, чтобы получить доступ к Сети, часами крутит диск телефонного аппарата образца 1938 года. Глава одной общественной организации, взявшейся содействовать развитию Интернета в России, попросил членов коллегии, которые пользуются Интернетом, поднять руки, но сам испугался и настаивать на своем предложении не стал. Лучше бы он показал им, как работает модем.
Тем не менее, телефонисты отлично поняли суть дела. Я бы даже сказал, что развитию Интернета в России уже уделяется слишком много внимания. Лучше бы поменьше и - деньгами, как это делает тезка Сорос.
Третье: столичные фидошники, похоже, доигрались. Телефонисты заговорили о том, чтобы брать повременную плату с провайдеров. Повременка уравнивает всех абонентов в общей беде, но вскоре пользователей Интернета (и как бы не по всей России) могут заставить платить и за себя, и за неумеренно говорливых. А социальная база протеста сузится до пренебрежимо малой величины. Тут еще лужкономика… ну, ладно. Она сама и ее грядущие последствия - это отдельная печальная повесть.
Надеюсь в следующий раз объявить на этом месте о некой правозащитной акции, которую я обдумывал, сидя на заседании коллегии Госкомсвязи. А пока - пишите. Я отвечаю только по электронной почте. Письма читателей по умолчанию считаются конфиденциальными. Мой адрес: