Слияние "Паруса" и "Галактики" - что это принесет клиентам?
Архив23 апреля на выставке "Comtek '98" корпорации "Галактика" и "Парус" объявили о слиянии. Название новой объединенной корпорации еще не подобрано, но это не останавливает начало процесса.
Рыночная стратегия объединенной корпорации будет направлена на развитие успеха на традиционных для компаний рынках и на увеличение доли присутствия в региональной пищевой промышленности, а также в оптовой и розничной торговле.
Управленческая стратегия предусматривает переход от холдинговой системы к единой корпоративной системе управления филиалами. Руководство объединенной корпорации предполагает иметь четкий план слияния к концу мая.
За последний год уже прошел ряд объединений, которые объявлялись равными. Первыми были Price Waterhouse и LVS. Равенства в итоге не последовало, и судьба объединенной компании по известным причинам еще более крупного слияния не очень понятна. Вторым заметным слиянием стали "Белый ветер" и "ДВМ". О дальних результатах говорить еще рано, но объединенный концерн выглядит достаточно успешным и заметным.
Предполагаю, что в нынешнем случае соединение усилий двух сильных и успешных софтверных фирм позволит им лучше бороться за места на рынке. Тем более что пересечений у них было не так много, и взаимное влияние может помочь в дальнейшем освоении традиционных сфер влияния.
Времени на самостоятельное изучение ситуации было пока маловато, поэтому привожу те высказывания, которые сделали руководители "Паруса" и "Галактики".
Александр Карпачев, генеральный директор корпорации "Парус"
Надо внимательно рассмотреть, чего приобретает и теряет каждая из сторон в процессе объединения. Мы считаем, что нам хватило мудрости, если позволительно так высказаться, предотвратить конкурентную борьбу в тех нишах рынка, где наши интересы в процессе продвижения начали пересекаться. Классические рынки "Паруса":
1. Бюджетная сфера - образование, здравоохранение, культура, силовые структуры, социальная защита. Здесь мы практически монополисты, держим от 80 до 100% покупающих организаций, то есть тех, кто может купить, а не просто существующих. Мы надеемся, что постепенно в разряд покупающих перейдут все. У нас давно есть такой своеобразный барометр: если в какой-то сфере коммерческие организации начинают платить "Галактике", то через год-полтора начнут платить и бюджетники.
2. Оптовая и розничная торговля. Здесь лидер - "1С". Они специализируются в основном на бухгалтерских задачах, мы же стараемся выходить на уровень предприятия, рассчитывая в дальнейшем на активное использование наработок "Галактики", в частности, по использованию кассовых аппаратов.
3. Страхование, как крупное, так и мелкое.
4. Строительство.
Но особенно сильными мы себя чувствуем во всех субъектах федерации и ближнего зарубежья, научились учитывать специфику взаимоотношений на этом уровне, активно участвуем в региональных проектах - это энергетика, телекоммуникации, газоснабжение, текстильная, мясомолочная, хлебная, сахарная, водочная промышленность и другие. Мы считаем, что продвижение в регионы для нас стратегически важно и обоснованно.
Нам интересен большой опыт "Галактики" в области крупных информационных систем. Мы знаем, что рынок уже не даст столько человеко-часов, сколько потребуется для самостоятельного освоения. Мы также ценим добротное имя "Галактики", подтверждающееся целым рядом очень успешных проектов.
Консолидация приведет к увеличению совместного воздействия на рынок, к расширению сфер деятельности. К традиционным рынкам "Паруса" добавятся рынки управления производством, проекты в области энергетики, телекоммуникаций федерального масштаба, где исторически сильна "Галактика".
Наше слияние - это не только и не столько объединение программистских решений. Это объединение для рывка на рынке.
Дмитрий Черных, председатель наблюдательного совета корпорации "Галактика"
Мы с самого начала стремились попасть на рынок крупных корпоративных решений и закрепиться на нем. Думаю, что нам это вполне удалось. Об этом свидетельствует более чем 2000 успешно внедренных установок нашей системы. Но в этом продвижении мы совсем упустили рынок мелкого и среднего бизнеса. Такие компании, как "Парус", уже захватили его, и без борьбы не отдадут. Самостоятельные попытки вернуться туда за счет внедрения облегченных версий наших продуктов мы расцениваем, как коммерчески сомнительные. С другой стороны, для работы с крупными клиентами решения "Паруса" еще недостаточно проработаны, и здесь мы выглядим лучше - заказчики требуют именно тот уровень поддержки, который обеспечиваем мы.
Поэтому первая причина объединения - снять у клиента противоречие выбора между "Галактикой" и "Парусом". Конкурентная борьба нужна, но до определенных пределов. Не стоит мешать друг другу в продвижении. Помогать - гораздо эффективнее.
В стране явный дефицит умелых и грамотных специалистов в области информационного обеспечения. У нас не хватает людей для внедрения наших решений и обеспечения их успешного функционирования. Перекупать в конкурирующих компаниях - дорого и неперспективно, можно легко сломать рынок труда. А если люди не работали непосредственно в этих компаниях, то они ничего нужного нам не умеют.
На сегодня в "Парусе" 1200 человек, а в "Галактике" около 500 человек. Объединив эти ресурсы, мы сможем решать все проблемы мобильнее и качественнее.
Уверен, что в мировом масштабе мы не конкуренты решениям SAP. Но если рассматривать только пределы России и СНГ, то борьба идет, и, прежде всего, на крупных предприятиях, особенно на тех, которые стремятся выйти на западные рынки. Ведь одним из действующих в мире условий отбора кандидатов для взаимодействия является наличие современной системы управления, возможность "прозрачного" аудита. Если предприятие хочет в реальные сроки, при умеренных инвестициях решить наиболее острые управленческие проблемы, то использование наших продуктов может оказаться предпочтительнее.
Мы не боимся показывать списки наших клиентов. Все данные обнародованы, их можно взять в открытых источниках. Некоторые же наши конкуренты, заявляя громкие цифры, как только речь доходит до конкретных имен, уходят от прямых ответов. Также хочу подчеркнуть, что мы не ставим перед собой задачи как можно больше продать лицензий. Продано - это еще не инсталлировано и внедрено. Мы же стремимся к максимальной функциональности у клиента, к обязательной поддержке. Каждая продажа должна завершаться полноценным внедрением. Только так можно сохранить и расширить рынок.
Николай Красилов, председатель правления корпорации "Галактика"
Мы намерены сохранить все лучшее, что есть у обеих сторон. Проведем обмен опытом, технологическими наработками, know-how, которые позволят нашим клиентам полнее решать свои проблемы. Объединение наших продуктовых линеек позволит составить такую, какую не может предложить ни один из российских производителей. Мы надеемся, что это актуально для всех категорий заказчиков, особенно для растущих. Также предусматриваем последующее наращивание мощности решений у клиентов, внедривших "Галактику" за счет наработок "Паруса", и наоборот.
Мы считаем, что наши решения хорошо соответствуют требованиям рынка и могут полностью удовлетворить почти любого заказчика. Мы уверены, что объединение усилит наши позиции и позволит гораздо эффективнее бороться именно на российском рынке с системами, предлагаемыми западными производителями.
Компания-подрядчик должна быть адекватна заказчику. Крупный заказчик не пойдет в компанию численностью 100 человек. Он понимает, какие ресурсы нужны ему для нормальной работы. К таким мы можем отнести "Юкси", "Лукойл", "Газпром", "Ростелеком" и другие компании федерального масштаба. Мы считаем, что объединение позволит заинтересовать именно этот круг заказчиков. Но не только это. Мы уверены, что можем дать средним и малым развивающимся компаниям наиболее успешные модели управления бизнесом, которые мы отработали на крупных, устойчивых предприятиях.
Особенно хочется отметить критерий "стоимость-эффективность", по которому мы превосходим многих. Наши программные продукты позволяют достигать при хорошей функциональности очень невысокой стоимости владения. Также мы следим за тем, чтобы заказчик был уверен в хорошей сохранности своих инвестиций в информационные технологии, чтобы по мере роста не возникало проблемы постоянного дорогостоящего переучивания сотрудников.