И все сбылось
АрхивНа прошедшей неделе в Москве открылась выставка "Комтек '98". Сергей Леонов и Николай Докучаев получили много интересной информации и готовят следующую тему номера как расширенный выпуск "Каналов".
Не всем так повезло. "На ВДНХ гораздо интереснее", - сказал какой-то юный друг компьютеров другому юному другу в толпе рядом со мной. "Нет, это не "CeBIT"", - мрачным эхом отозвался Евгений Козловский, слонявшийся среди выставочного великолепия в тщетной надежде набрать рассады для своего огорода. В Москву пришла весна. Сошли наконец снега. Пора начинать посевную, а полиэтиленовый пакет у Козловского в руке почти пуст. Эх, не следовало пускать его в Ганновер всего за месяц до Главной Российской Выставки!
Как известно, "Комтек" требует жертв и неизменно их получает. Один из давних читателей "Компьютерры", опытный программист, инвалид от рождения (по его собственным словам, двигаясь, качается и говорит смазанно) был выдворен с выставки охранником. Пытался объясниться, показывал документы, но тот в ответ предложил проспаться. Пропал билет. Читатель прислал письмо - не затем, чтобы пожаловаться, а так, "выпустить пар". На всякий случай даже указал, что выставили его еще до эвакуации первого павильона, в котором, якобы, нашли бомбу.
Жаловаться, конечно, бесполезно. Рассказываю просто так, для сведения всех, кто уже пострадал от рук гостеприимных хозяев и их наемников и кому еще предстоит пострадать - не в этот раз, так в следующий.
Приз за лучшую метафору отношений между выставляющими и посещающими следовало бы присудить стенду Dell Computer. На выставке, где всякий участник обычно старается как можно лучше использовать открытый для обзора периметр арендованного им пространства, московская Dell засела внутри вигвама из раскрашенного под известняк пенопласта. Он занимает две трети выставочного "квартала", но открыт только с одной стороны. С двух сторон - глухие стены, с третьей - стенд соседней фирмы. С четвертой, перед входом в вигвам, выставлено для отвода глаз несколько компьютеров и что-то такое написано про корпоративные системы и стоимость владения. Вигвам, естественно, не для публики.
Продолжая по инерции игру в неизвестных героев, я обнаружил, что ноутбуки, представленные CLR, удивительно похожи на ASUSовские. Почему-то я так и думал, но до чего ж приятно делать открытия самостоятельно! Зачем и ходить на выставки, как не за этим. Впрочем, можно и не ходить. Можно сравнить http://www.comtek.ru с сайтами других известных компьютерных выставок, например, http://www.cebit.de и http://www.comdex.com. Это вы можете сделать сами, не сходя с места, - а можете и не делать, поскольку результат вполне предсказуем.
Впрочем, вот одна непредсказуемая деталь: английский вариант сайта "Комтек" http://www.comtekexpo.com (он совершенно не похож на русский, но ничуть не более его содержателен) предлагает экспонентам дополнительные продукты и услуги, благодаря которым приток посетителей на свой стенд можно увеличить на пятьдесят пять процентов! Это - размещение информации в каталогах, подвешивание под потолком плакатов и предоставление воздушных шаров, привязываемых к стендам.
По-русски ничего подобного не предлагается - и это, надо признать, свидетельствует, что устроители еще не вполне утратили здравый смысл. Выставка рассчитана процентов на десять того количества людей, которые на нее приходят. Не хватает всего: автобусов, проходов, павильонов, участников, экспонатов…
В зависимости от точки зрения, "Комтек" способна приятно развлечь наблюдателя или погрузить его в пучину депрессии. Помню, как во время первой своей поездки за границу я старался не поддаваться усталости, заставлял себя смотреть, изучать, воспринимать, не отворачиваться от неприятного или непонятного, чтобы как можно больше вынести из этого редкого по тем временам приключения. А когда вернулся, явилась такая мысль: почему бы и к России не относиться как к незнакомой стране? Прожив тут всю жизнь, я не так уж много узнал и понял. Немногим больше, чем успевает иностранный путешественник, а во многих отношениях даже меньше.
Если угодно, мое предложение очень похоже на открытый Виктором Шкловским прием "остраннения". Что мы увидим, посмотрев на "Комтек" чужими глазами? Площадь, вигвамы, суровых воинов, озабоченных служителей, деловито снующих туда-сюда, и зевак, принадлежащих к совершенно другой жизни. Что заставило посвященных купить себе право на пять дней воздвигнуть свои алтари и разложить товары в этих вигвамах? Может быть, надежда, что на них обратят внимание верховные вожди и богатые покупатели, приезжающие из отдаленных провинций?
Что касается зевак - пусть скажут спасибо, что их за небольшие деньги допустили на площадь, великодушно предоставив возможность вблизи лицезреть полубогов, титанов компьютерного рынка, которых в другое время они могут увидеть разве что на обложке "ИнфоБизнеса". Не для зевак устроен это базар, напрасно беспокоят они служителей и воинов своими глупыми вопросами.
Действительно, "Комтек" представляет собою сугубо олигархическое мероприятие, а посещают ее в подавляющем большинстве не покупатели. Интересы молодых людей, из которых состоит выставочная толпа, очень далеки от реальных потребностей, обслуживаемых компьютерной промышленностью. К тому же многие фирмы переживают сейчас серьезные неприятности. Адекватная реклама выставки могла бы звучать примерно так: "Здесь вы можете полюбоваться на новый стенд фирмы Х, сфотографировать владельца фирмы Y, узнать подробности о неудачах дилеров фирмы Z и в последний раз видеть среди нас фирму…" Тьфу, чтоб не сглазить, давайте даже мысленно не называть никаких имен.
Сменим-ка лучше тему. Возьмем такой абстрактный вопрос: правильно ли поступают розничные торговцы компьютерами, делая ставку на некомпетентных покупателей? То, что ставка именно такова, вряд ли надо доказывать. Достаточно посмотреть на рекламу и послушать, как продавцы, окончившие трехдневные курсы НЛП, лихо отшивают всякого рода доморощенных знатоков.
Понятно, что на первой волне массовой компьютеризации самые быстрые и легкие деньги делаются именно на несчастных жертвах пропаганды, решивших, что компьютер это так же просто, как телевизор. Но после первого столкновения с реальностью каждый пользователь добавляет к списку своих жизненно важных связей телефончик компьютерно-грамотного приятеля, и не одного.
В прежние времена система жизнеобеспечения граждан была по преимуществу бартерной, но теперь автомеханики, дантисты, адвокаты, репетиторы, милиционеры и прочие частные практики начали брать плату за свои услуги. Консультанты по применению PC несколько задержались в любительском статусе, отчасти потому, что их время дороже, а требуется его больше. Однако, за любовь или за деньги, любой нормальный покупатель обязательно советуется со своими гуру и старается заманить с собою в магазин одного из них.
Короче, моя теория такова: чтобы клиенты были довольны, продавцу следовало бы нацелить маркетинг компьютерных продуктов и услуг для дома прямо на частных консультантов. И вот недавно я наткнулся в Cети на сайт http://www.handtech.com, принадлежащий фирме Hand Technology. Сходите и убедитесь: уже создан реально работающий бизнес, основанный на этой идее. Между прочим, оба высших должностных лица фирмы - выходцы из фирмы Dell, и это не покажется случайностью, если вы вспомните ее историю.
Напоминаю мой новый адрес для конфиденциальной переписки: