Страховка в Internet, или Компьютер в роли кровного мстителя
АрхивО страховании в Internet пишут очень много, в том числе и самые солидные деловые издания. Этому виду бизнеса пророчат большое будущее.
Причин тому несколько. Всеобъемлемость киберпространства позволяет клиенту выбрать ту страховую фирму, которая предложит наилучшие условия. (На россиян, к сожалению, это пока не распространяется. Российский страховой рынок закрыт от наиболее надежных мировых компаний.)
Изобилие информации в Internet позволяет ознакомиться с историей фирмы, прежде чем отдать ей предпочтение. Это очень полезно и страховщикам, и клиентам: всегда, а особенно когда рискуешь оказаться один на один с бедой, полезно знать, с кем имеешь дело, насколько данная организация честна и обязательна по отношению к своим клиентам. И не стоит питать иллюзий. О недобросовестности страховых компаний я слышал даже от сотрудников международных финансовых организаций. Причем речь шла не об однодневках из стран "третьего мира", а о довольно известных фирмах… Наконец, страховая фирма может, благодаря изобилию сетевой информации, с большей достоверностью вычислить риск страхового случая и установить более обоснованные страховые тарифы - это и повысит ее конкурентоспособность, сделав более привлекательной для клиентов, и позволит ей иметь достаточные резервы на случай массовых бед - таких, к примеру, как недавнее наводнение на Одере. В этом случае фирма будет спасена от банкротства, а ее клиенты от нищеты.
Но все это касается именно экономической страховой деятельности. Той, которая обозначается немецким словом "Versicherung" (от sicher - безопасный). Или английским словом "Insurance" (от sure - уверенный, несомненный). Той деятельности, которая заключается в солидарном распределении рисков среди многих страхователей с помощью страховых фирм (страховщиков).
Но в последнее время появились сообщения о применении Internet и для той формы страховки, которая лучше всего обозначается по-русски и происходит от слова "страх".
Эта форма деятельности происходит от одного из самых древних и самых широко распространенных институтов человечества - кровной мести.
Действительно, обезопасить себя можно по-разному. К примеру, купцы, боящиеся потерять свой корабль и груз, еще в античные времена начали создавать общества взаимного страхования. Они объединяли свои капиталы, и, если один из кораблей погибал, его стоимость возмещалась владельцу владельцами уцелевших (и принесших доход!) кораблей.
Но вот страхование жизни… Конечно, существовали товарищества, в которых в случае смерти одного из его членов остальные принимали на себя обязательства по обеспечению семьи умершего. Но были и другие общества, которые стремились обезопасить себя не от стихийных бедствий, а от людей. И в случае насильственной смерти одного из членов общества убийцу или членов его семьи или рода также настигала смерть.
Рода в племенном обществе, кровные братья в варварских цивилизациях переходного времени, тайные общества и союзы античности и средневековья, уголовные сообщества новейшего времени - все они жили по законам кровной мести. Жизнь их членов ограждал закон неумолимого возмездия, и, как правило, находилось мало желающих идти против него.
Кровная месть сохраняется и в политической практике современных государств. Когда в ответ на попытку покушения на бывшего президента США с линейного корабля по иракским объектам запускаются крылатые ракеты, то это типичный пример кровной мести, которую, несомненно, одобрили бы герои "Илиады" или "Беовульфа".
Об эффективности кровной мести много писал Александр Исаевич Солженицын в "Архипелаге Гулаг". Единственным народом, не сломавшимся в сталинских лагерях смерти, нобелевский лауреат называл вайнахов - чеченцев и ингушей, а институтом, защитившим их, он считал кровную месть.
Убийства бригадиров и нарядчиков, всех, сотрудничавших с советской властью, избавили вайнахов от каторжного труда в местах спецпоселения, куда они были сосланы во время Второй мировой войны. Власть ответила расстрелами. Но за каждого расстрелянного вайнахи мстили убийством. Резали часовых, резали оперов, резали замполитов… И власть отступила. Казавшаяся непобедимой сталинская машина смерти состояла из обычных людей, которые тоже хотели жить… Так что даже против самого популярного и самого кровавого на то время политического учения институт кровной мести был достаточно эффективен!
Но это все касается лишь тех обществ, которые сумели сохранить свою родовую структуру. А как быть большинству людей, живущих в современном "атомизированном" мире, в котором приходится рассчитывать только на себя, да к тому же и нежелающих убивать? Кто защитит их в том случае, когда с этой задачей не справляется государство, или кто защитит их от государства?
Выход из этой ситуации существует. Выход, полностью сохраняющий эффективность кровной мести и к тому же не вызывающий моральных протестов даже у сторонников движения ненасилия. Большинство крупных современных организаций, которыми являются как государственные институты, так и крупнейшие корпорации, имеют секреты, огласка которых принесет этим организациям ущерб куда больший, чем убийство некоторого числа функционеров. Этим пользуются давно и успешно. Каждый уважающий себя политик держит у доверенных лиц конверт со сведениями, которые следует огласить в случае его смерти или уголовного преследования. Знаете, был такой французский политик Пуанкаре, по прозвищу "Война". Когда он умирал, то, в соответствии с канонической легендой, обвел взглядом собравшихся у постели журналистов и прошептал с усмешкой: "Если я расскажу вам все, что знаю, то никто никогда не согласится умирать за родину…"
Но это, конечно, титаны. А ведь даже и небольшой чиновник-приватизатор знает немало такого, что может испортить жизнь многим "сильным мира сего". Именно в этом секрет безнаказанности кое-кого из тех, кем недовольна пресса.
А вот бывший агент британской разведки Т. использовал для страховки самые передовые технические средства. После того как его вышибли из МИ-6, знаменитой "Интеллидженс Сервис", он упорно настаивал на том, что его увольнение незаконно, и добивался рассмотрения дела в трибунале. Понятно, что в этом ему было отказано, - ну какая секретная служба согласится на рассмотрение ее деятельности в суде! Вместо этого министр иностранных дел в правительстве консерваторов М. Рифкинд, при котором происходила эта история, добился судебного запрета для Т. вообще высказываться по вопросам его прошлой деятельности. Молодой (33 года) профессионал оказался без работы и вдобавок со сложными отношениями со своим бывшим начальством. Положение - не позавидуешь…
Т. нашел выход в следующем. Он скрылся в Испании, а перед этим разместил на паре серверов (неизвестно где) подробный отчет о своей разведывательной деятельности, включая список завербованных агентов. Через влиятельную лондонскую газету "Observer" Т. предупредил свое начальство о том, что если в течение недели на серверы не поступит условный сигнал (что будет в случае смерти или ареста Т.), то вся эта информация станет достоянием гласности, а также и конкурирующих разведслужб…
Таким образом, для осуществления самой древней институциональной операции - кровной мести - Т. привлек компьютер. Найти серверы, на которых размещена конфиденциальная информация, задача куда более сложная, чем найти иголку в стоге сена. Ее можно сравнить только с поиском иголки на игольной фабрике. Поэтому можно считать, что Т. обезопасил себя, во всяком случае, на какое-то время. Это показывает, что сетевая жизнь уже начинает походить на жизнь настоящую. В ней уже появляются даже свои "кровные мстители". Правда, "мстители", пользующиеся высокими технологиями и не проливающие крови, - должна же все-таки цивилизация оказывать благотворное влияние на человеческие нравы, подобно тому, как автомобилизация покончила с конокрадством,
Но бескровными эти "мстители" являются лишь в первом приближении. Ведь агентов, завербованных Т., после оглашения списка в случае наступления "страхового случая", их правительства скорее всего казнят. Но такова уж человеческая природа, и сеть лишь модифицирует способы ее проявления!