Свет иных земель
АрхивЯ бы жил себе в России,
Да дали мне задание:
Поезжай, дружок, в Манхэттен -
Там расширь познание.
Борис Гребенщиков.
"Манхэттенские страдания"
Жизнь, слава Богу, переменилась. И сегодня можно больше не решать муч-чительнейших вопросов о Родине (непременно с большой буквы) и эмиграции (как правило - с маленькой), об Ответственности Перед Своим Народом (или - перед предками, которые устроили или попустили "это свинство" и сейчас "надо расхлебывать"), не полемизировать с товарищем Сталиным по вопросу: ответчик сын за отца или нет, не припоминать чеховских слов, что изменять жене лучше, чем изменять Родине, и вообще свести вопрос эмиграции или долгосрочного выезда за рубеж к проблемам этнической адаптируемости и экономическим факторам. А чего? Раньше можно было "поехать поработать на целину или на БАМ", сегодня - в Чикаго или Ванкувер. Наскучило - вернулся.
Другой разговор, что мысль, чеканно высказанная Квинтом Горацием Флакком еще две тысячи лет назад (я оттуда и название вводной статейки позаимствовал):
"И зачем так манит
Свет иных земель?
От себя едва ли
Бегством спасемся…" -
и сегодня представляется мне не лишенной резонов. Мои заграничные встречи с бывшими соотечественниками или здешние - с ними же, приехавшими "на побывку", только укрепляют это ощущение. Когда ты энергичен и задорен, ты из чистого любопытства или подозревая интересные задачи едешь поработать туда, туда и еще вон туда. После - возвращаешься. Или оседаешь. Когда уныл и обижен на жизнь, переезд разочаровывает тебя еще больше.
Бывают, правда, некоторые резоны, с которыми я просто не решаюсь спорить, хоть сам придерживаюсь иного мнения (тут вполне мог бы развести метафизику о связи поколений и наследовании ответственности). Привожу эти резоны, выдернув из статьи Игоря Ситорчука, заготовленной в тему, но по недостатку места места в ней не нашедшей:
"…у нас два сына. И совсем не хочется, чтобы через 8 лет старший оказался бы в армии против своего желания. Совсем не хочется, чтобы наши дети участвовали в войне и защищали, как ни странно, совсем не наши интересы".
Перманентный недостаток места для "темы номера", введенный недавно г-ном Кузнецовым, - вещь, на мой вкус, вполне правильная и заставляющая концентрировать тексты. Чтобы, как говаривают, "словам было тесно, а мыслям - просторно". Статья Дмитрия Симаненкова "Проблемы полезности Интернета с точки зрения рядового пользователя", пришедшая самотеком и ставшая закваской "темы", сама в нее не попала, поскольку "совпадает" только частично. Однако я попросил выпускающего редактора поместить ее непременно в этот же номер.
Следующая статья, "Иностранный специалист… Это звучит?", превратившаяся в основную, ибо дает вместе и взгляд сверху, и практические рецепты, и живые наблюдения, да к тому же - принадлежит перу человека энергичного и задорного, то есть лишенного занудства, была заказана живущей в Чикаго бывшей калининградке Татьяне Кудиной. Ее же я попросил прокомментировать поставленную дальше статью бывшего минчанина, ныне - американца Вадима Михайленко "Как найти работу программиста в США". Содержащая массу полезных деталей (многие из которых, однако, я вынужден был вырезать, борясь за журнальное пространство), концептуально она произвела на меня впечатление несколько менторское, а многие ее положения, высказываемые тоном непререкаемого авторитета - сомнительными. Однако, не желая лишать читателей этих самых "полезных деталей", я постарался сдемпфировать недостатки комментариями трезвой и ироничной Кудиной.
Чтобы проблема переезда не казалась решаемой чересчур легко, я завершил тему двумя небольшими опусами: заметкой главы одного из рекрутинговых агентств, полученной от ее автора, г-на Соловьева, Мариной Комиссаровой, соавтором этой темы, и почти юмористической (скорее, впрочем, саркастической) исповедью Марины Кисловской из Нью-Йорка - "Одной ногой в раю".
Мне хотелось еще поместить в "тему" статью одного моего близкого друга, несколько уже лет вместе с тесной компанией приятелей работающего на американские и японские программистские фирмы, буквально не выходя из московских домов, но, видать, материя это секретная (в смыслах как конкуренции, так и своеобразия чисто "договорных" отношений с их работодателями), так что я не только статьи не получил, но и сам остерегаюсь выносить на погляд имена, названия, подробности, факты. Могу только констатировать, что такой способ "работы за бугром" возможен, оплачиваем, требует минимальных тело- и душедвижений, но - вместе - и очень точно коммерчески-конъюнктурно угаданной узкой и глубокой специализации. Впрочем, отчасти (и опять от части какой-то скромной, с ощущаемыми умолчаниями), пробел этот заполнен уже упомянутой "заграничной" (в смысле - находящейся за границами "темы номера") статьей петербургского программиста г-на Симаненкова.