Картинки для разминки
АрхивСегодня выпуск "Досугов" необычен. В нем очень много картинок. И это не случайно: я попытаюсь с одного наскока заткнуть дыру, которая существует и расширяется уже много лет. Эта дыра - практически полное отсутствие у нас (в России и вокруг нее) такого класса задачек (и в том числе механических головоломок), как "задачи из коробочки". Конечно, "пятнашки" известны всем, но на этом все и заканчивается. А на Западе такие головоломки называются Sliding Piece Puzzle и очень популярны. Механические sliding puzzles имеются почти в каждой семье, им посвящены книжки, телевизионные конкурсы и все остальные атрибуты, характеризующие то общество, у граждан которого есть не только конституционное право на отдых, но и время для этого самого отдыха.
Картинка 1.
Картинка 2.
Картинка 3.
Картинка 4.
Суть всех задачек очень хорошо иллюстрируется картинкой 1. В ее левой части - коробочка 2х3, в которой одна (черная) клетка пуста, а в остальных лежат единичные квадратики. Каждый такой квадратик можно двигать в пустую клетку (как в пятнашках), а цель передвижений - добиться ситуации, изображенной в правой части картинки. Здесь изображены два из пяти исходных квадратиков (красный и зеленый), причем они должны поменяться местами. Что будет при этом находиться в остальных клетках - значения не имеет, именно поэтому остальные клетки помечены вопросиками. Задача состоит в том, чтобы перейти от левой части к правой, причем постараться сделать это за наименьшее число ходов.
Картинка 5.
Задачка с картинки 1 очень проста, а первой интересной задачкой моей подборки является картинка 2. В ней нужно передвинуть вертикальный синий прямоугольник в противоположный угол квадрата. При этом поворачивать прямоугольники, конечно же, нельзя, - только сдвигать.
Картинка 6.
Задача с картинки 3 является первой из серии "классических": создателем этой головоломки является то ли С. Лойд, то ли Г. Э. Дьюдени (эти два знаменитых головоломщика очень часто спорили друг с другом о приоритете). Удивительно, но при всей простоте ее условия решить ее очень непросто. Впрочем, это же относится и к большинству следующих задач. Несколько из них тоже можно смело отнести к классике жанра: см. картинки 4, 5, 6 и 7.
Картинка 7.
Картинка 8.
Картинка 9.
В классических головоломках этого типа есть несколько стандартных ограничений: размеры поля 4х5, причем свободными являются только две клетки, а остальные заполняются квадратом 2х2, пятью прямоугольниками 2х1 и четырьмя маленькими квадратиками. Как правило, нужно перенести большой квадрат симметрично относительно его начального положения. Почти удовлетворяет всем этим свойствам картинка 8 - в ней синий квадрат нужно вытащить из окружения остальных фигурок. Должен сразу сказать, что она очень сложная: я сумел ее решить только после того, как сумел затащить синий квадрат в правый нижний угол, переставить остальные фигурки, снова вытащить квадрат из этого угла вверх, снова сделать сложную перестановку фигурок. Только потом квадрат снова можно перемещать в правый нижний угол и уже оттуда - на место. Может, кто-то обнаружит более короткое решение? Мне было бы очень интересно…
Картинка 9 показывает, как можно самому придумывать новые "коробочки". Получилась она так: я взял картинку 5 и удлинил на 2 клетки вниз. А потом заметил, что маленькие квадратики можно легко переставить в самый низ картинки. Решение этой задачи аналогично решению ее прототипа, но длиннее.
Картинка 10.
Картинки 10 и 11 - задачи, придуманные в Японии в последние несколько лет. Японцы вообще очень любят подобную гимнастику ума. Может, в этой черте их национального характера и надо искать истоки "японского экономического чуда"?
Картинка 11.
В задаче с картинки 11 требуется собрать из двух уголков прямоугольник 2х3 в правом верхнем углу. При этом есть даже два варианта - один изображен на картинке, а во втором этот прямоугольник расположен вертикально.
Картинка 12.
А последняя задачка - небольшая шутка. Это хорошо известная задача о расхождении кораблей в канале. Два желтых "корабля" надо отправить влево, а два красных - вправо. Но все дело в том, что традиционным способом это можно сделать только за 36 ходов (ходом считается перемещение на 1 клетку). А кратчайшее решение - 32 хода. Найдете? Желаю успехов. Пишите мне, как обычно, по адресу kk@knop.spb.ru . Да, чуть не забыл. Программку, которая позволит вам прорешать некоторые (не все!) из этих задач, можно найти в Интернете: www.damtp.cam.ac.uk/user/aykc1/comp/newslide.html
Она написана под Windows 95, но сравнительно невелика по объему (50 килобайт архива) и проста в обращении.