Проблемы полезности Интернета с точки зрения рядового пользователя
АрхивПоследнее время журналисты, поддерживаемые Интернет-провайдерами, буквально обмазали медом все, что связано с Интернетом. Естественно, возникает реакция отторжения. Уважаемый читатель! Давайте снимем "розовые очки" и попробуем рассмотреть вопрос полезности Интернета по возможности объективно.
Не секрет, что в ходе перестройки и "первоначального накопления капитала", а попросту говоря, при переходе от социализма к капитализму, в Петербурге прекратилось финансирование военно-промышленного комплекса. В результате десятки тысяч высококлассных программистов, работавших в НИИ и КБ и выполнявших заказы оборонных предприятий, остались без работы и безо всяких перспектив на трудоустройство по специальности в будущем. Поэтому особенно заманчиво звучало рекламное объявление одного из Интернет-провайдеров: "Интернет позволит Российским программистам вырваться на международный рынок труда и, благодаря высоким профессиональным качествам, завоевать на нем ведущие позиции и получать достойное и по мировым меркам вознаграждение за свой нелегкий труд". К сожалению, после пяти лет работы с Интернетом и телеконференциями я пришел к выводу, что они во многом не оправдывают возлагаемых на них надежд по поиску высокооплачиваемой работы. Найти работу через телеконференции типа: alt.jobs, alt.jobs.overseas, alt.jobs.spam, alt.medical.sales.jobs.offered, bionet.jobs.offered, bionet.jobs.wanted, biz.jobs.offered, cspace.hmn.job, cspace.hmn.job.progr, cspace.hmn.job.transl, dux.job.spb.resume, dux.job.spb.vacancy, fr.jobs.d, fr.jobs.demandes, fr.jobs.offres, hepnet.jobs, medlux.misc.jobs, misc.jobs.contract, misc.jobs.misc, misc.jobs.offered, misc.jobs.offered.entry, misc.jobs.resumes, relcom.commerce.jobs, uk.jobs, uk.jobs.contract,uk.jobs.d, uk.jobs.offered, uk.jobs.wanted и т. д., очень трудно. Там сидят сплошь посредники и "рекрутинговые конторы". А это значит, что ваше резюме будут читать студенты-двоечники, да еще из гуманитарных институтов, ничего не понимающие ни в программировании, ни в разработке "железа". А значит, если вы не проработали 20 лет в IBM и у вас нет рекомендательных писем от самого Билла, шансов найти работу через рекрутеров у вас почти нет.
Все же изредка попадаются в телеконференциях и прямые работодатели. Это огромная удача! Ваши шансы получить контракт или поехать на заработки за границу резко возрастают.
Я лично знаю семь человек, получивших через Интернет контракты в Англии и США. Я знаю фирму, основанную нашим бывшим соотечественником, имеющую на сегодня около 150 открытых американских рабочих виз. Это очень и очень немало. Конечно, требования к претендентам чрезвычайно высоки! Причем не по специальности, а по знанию английского языка. Для примера могу сказать, что один мой знакомый - прекрасный программист, проработавший три года (!!!) гидом-переводчиком в Интуристе, имея прекрасные отзывы от иностранных туристов запоролся именно на проверке знаний английского языка. Так что выводы делайте сами! Думаю, сквозь столь суровые тесты на знание английского языка не пройдет и немалая часть коренных американцев и англичан, скажем, корейского, китайского, африканского, итальянского и французского происхождения.
С другой стороны, иногда в программистских Интернет-телеконференциях типа comp.os.ms-windows.programmer.controls, comp.os.ms-windows.programmer.graphics, comp.os.ms-windows.programmer.memory, comp.os.ms-windows.programmer.misc, comp.os.ms-windows.programmer.multimedia, comp.os.ms-windows.programmer.networks, comp.os.ms-windows.programmer.nt.kernel-mode,comp.os.ms-windows.programmer.ole, comp.os.ms-windows.programmer.tools.mfc, comp.os.ms-windows.programmer.tools.misc, comp.os.ms-windows.programmer.tools.owl, comp.os.ms-windows.programmer.tools.winsock, comp.os.ms-windows.programmer.win32 и comp.os.ms-windows.programmer.winhelp завязываются интересные дискуссии на профессиональные темы, в ходе которых может выясниться, что ваш уровень как программиста значительно выше уровня вашего оппонента из США. Иногда результатом таких дискуссий может быть контракт на разработку отдельных модулей той или иной программной системы, проблемы разработки которой и обсуждались в телеконференции! Поверьте, это вполне реальный путь получить заказ. Я сам несколько раз умудрился получить таким образом небольшие контрактики на разработку совершенно тривиальных вещей! Так например, мне удалось продать простенькую программку быстрого преобразования Фурье из 100 строк на С++ за 500 долларов.
А вот устроиться на работу с выездом за рубеж значительно трудней. Основная проблема - оформление рабочей визы, а не поиск работодателя. Убедитесь сами! Сделайте себе адрес электронной почты таким, чтобы было невозможно понять, из какой вы страны. Например, у меня припасен e-mail адрес digital_sound@bigfoot.com. Попробуйте понять, в какой стране живет его владелец! Теперь, используя этот адрес как обратный, свяжитесь с любой рекрутской конторой или прямым работодателем. Так как квалификация российских программистов действительно высока, все работодатели будут крайне заинтересованы в вас. Проверено неоднократно! Но не обольщайтесь… Работодатели страшно боятся заниматься оформлением рабочей визы, хотя стоит это всего 1500 долларов - треть обычной месячной зарплаты программиста в США. Видимо, проблема в том, что при оформлении заявки на рабочую визу работодатель должен лично явится в их "органы", и его тщательно проверят на предмет точной и полной уплаты налогов. Хотя не уверен, что дело обстоит именно так. Но факт есть факт: любое упоминание о том, что ты из другой страны и необходимо оформить рабочую визу, мгновенно приводит к прекращению переговоров и, видимо, не по финансовым или профессиональным соображениям.
Далее. Профессиональное общение на высоком уровне в телеконференциях затруднено: через телеконференции общается немало студентов. Они, конечно, не могут вас нанять на работу и очень часто сами согласны почти на любую работу за весьма невысокое по западным меркам вознаграждение. К тому же, квалификация западных студентов как программистов не очень хороша. Зачастую все ограничивается Visual Basic.
С другой стороны, если терпеливо и кропотливо вести дискуссии в телеконференциях, разъясняя студентам различные проблемы, можно в конце концов привлечь к себе и внимание более серьезных людей.
Не стоит пренебрегать и релкомовскими русскоязычными телеконференциями. Именно там можно познакомиться с коллегами и обменяться знаниями. Зачастую профессиональный уровень русскоязычных телеконференций во много раз выше уровня аналогичных англоязычных. Наиболее интересные или часто задаваемые вопросы в телеконференциях и ответы на них, как правило, собираются в отдельные файлы (так называемые FAQ) для каждой телеконференции. Они действительно содержат много полезной информации! Прежде чем атаковать телеконференцию своими вопросами типа "Почему это не работает?!!!" или "Как это запрограммировать???", стоит для начала прочитать FAQ для данной телеконференции. Весьма вероятно, что вопрос уже был обсужден и результаты находятся в FAQ. Эти FAQ, как правило, недоступны с поисковых машин или оказываются в конце списка результатов поиска и таким образом ускользают из поля зрения многих начинающих программистов.
Поэтому я привожу список программистских FAQ, доступных через Интернет по адресу http://rtfm.mit.edu:/pub/usenet-by-group: alt.binaries.multimedia, alt.books.technical, alt.comp.shareware, alt.comp.virus, alt.destroy.microsoft, alt.hackers, alt.lang.asm, alt.lang.basic, alt.math.iams, alt.os.windows95.crash.crash.crash, alt.windows95, comp.archives.ms-windows.announce, comp.archives.ms-windows.discuss, comp.binaries.ibm.pc, comp.client-server, comp.compilers, comp.compression, comp.databases, comp.databases.informix, comp.databases.object, comp.databases.olap, comp.databases.oracle, comp.databases.sybase, comp.dcom.fax, comp.dcom.isdn, comp.dcom.lans.ethernet, comp.dcom.modems, comp.graphics.algorithms, comp.lang.ada, comp.lang.apl, comp.lang.asm.x86, comp.lang.basic.visual.misc, comp.lang.c, comp.lang.c++, comp.lang.java, comp.lang.java.api, comp.lang.java.gui.
Надеюсь, что эта информация поможет программистам, используя Интернет, быстрее найти ответы на возникающие в процессе работы вопросы.
Реклама своей продукции через телеконференции малоэффективна из-за "качества" контингента, населяющего телеконференции. Представляется более продуктивной организация своих собственных телеконференций (это вполне реально и не очень сложно и дорого), а наиболее перспективной видится реклама через WWW-страницы и "рекламный спаминг". Разместив свою рекламу на WWW-странице и зарегистрировав ее на всех мыслимых поисковых Интернет-машинах, вы гарантированно получите поток читателей вашей рекламы на уровне 100-200 человек в день. Если же вы действительно предлагаете что-то интересное, то поток посетителей вашей страницы будет значительно выше. Мне кажется перспективным и метод спаминга. (Однако многие провайдеры, мягко говоря, не одобряют его, так что сначала уточните у своего Интернет-провайдера, что вам за это грозит. Так, например, "Адмирал Телеком" немедленно вас отключит без возврата денег! А вот Peterlink относится к таким методам нормально.) Под спамингом подразумевается тотальная рассылка рекламных писем по всем доступным вам адресам e-mail. А их, доступных, может быть очень много. Так, недавно я видел компакт-диск, на котором было записано 20 миллионов e-mail адресов. И не надо думать, что такая массированная рассылка писем требует много времени. Я провел тест по рассылке 1000 писем с использованием программы, которая была на компакт-диске с e-mail-адресами. Это заняло у меня при скорости соединения модема 7200 бит/с всего 5 минут! К тому же программу можно при желании запустить на сервере одного из провайдеров, и тогда рассылка займет очень немного времени, так как Интернет-провайдеры, порой, имеют скорость соединения с Интернетом 2 мегабита в секунду и более.
Послать сообщение в телеконференции со своим обратным адресом - значит получить сотни рекламных писем от рекламных агентов со всего мира. Эти ребята автоматически, с помощью специальных программ, выуживают e-mail-адреса людей, пишущих в телеконференции, и нагружают их рекламой! Это называется Интернет-маркетингом. Но это на самом деле и не так уж и страшно. Теперь многие Интернет-провайдеры имеют антиспаминговые фильтры. Да можно и слегка зашифровать свой обратный адрес. Например, добавить в начале адреса любую букву или цифру, а в теле письма написать, что для получения правильного обратного адреса эту букву надо удалить.
Теперь немного поругаем обычный on-line. Совершенно очевидно что 90% вашего on-line времени тратится на загрузку картинок, а без них Интернет выглядит неполноценно и, как правило, теряются некоторые элементы управления, кнопочки и т. д. Например, если www.yahoo.com загрузить без картинок, пропадет возможность проиндексировать свою страницу - эта кнопочка сделана сугубо графической. С другой стороны, для начинающих и средней квалификации программистов Интернет с on-line доступом является достаточно хорошим справочником, содержащим ответы на многие вопросы, плохо освещенные в стандартных хелпах, поставляемых с компиляторами C/C++, Delphi, Java. Также в Сети можно довольно быстро найти ответы на нестандартные вопросы программирования API Windows 95/NT. Для начала рекомендую взглянуть на специализированный Windows NT-ориентированный сервер Beverly Hills Software NTAdvantage (www.ntadvantage.com). Он содержит много довольно грамотных статей о плохо документированных особенностях Windows NT.
Ответы на нестандартные вопросы по Win16/32 ищите по адресу: www-scf.usc.edu/~wawda/Faq/windows.txt. В частности, там можно найти следующее.
- Обзор книг по программированию Windows 95/NT.
- Где найти исходники примеров программирования для Win16/32.
- Как точно измерять время под Win16/32.
- Как программно воспроизвести WAVE, MIDI и AVI-файлы.
- Как проверить, запущены ли другие копии программы.
- Как скрыть свою программу от таск-свитчера.
- Как определить, что другая программа закончила работу.
- Как вызвать 16-битную функцию/процедуру из 32-битного приложения, и наоборот.
- Как получить серийный номер жесткого диска (необходимо при разработке программ защиты от копирования).
- Как работать с CD (www.tfh-berlin.de/~s570959/cdworx.html).
- Как преобразовать файл BMP в JPEG (http://web.ukonline.co.uk/Members/julian.smart/) и т. д.
Как правило, программисты не являются профессиональными математиками. Однако в своей работе им часто приходится решать и чисто математические задачи, например, статистические, прогнозные или фильтрации статистических данных с использованием модного wavelet-преобразования. При этом чаще всего нету времени глубоко вникать в проблему. Наилучшим решением в таких случаях являются хорошие справочники по математическим проблемам. Их можно найти по адресам:
www.Stanford.edu
www-dsp.rice.edu/splib/wavelets/
www.mathsoft.com/wavelets.html
Для любителей программировать на Delphi/Pascal могут быть полезны серверы Delphi-Super-Page (ftp://ftp.cdrom.com/.6/delphi) и большой архив исходников на Pascal (http://users.aol.com/GDSOFT/swag.html или http://www.gdsoft.com).
Вопросы миди-программирования для Windows 95/NT детально освещены на сервере www.maxmidi.com/toolkit.
Вопросы программирования на ныне очень модном Java/JavaScript, подробности и тонкости HTML рассматриваются на сервере: www.clubi.ie/webres/. Там же можно найти справочники и руководства по Java и JavaScript.
Теперь немного о shareware. Shareware - это свободно распространяемые, в основном через Интернет, программы. Обычно их уровень несколько ниже уровня коммерческих программ. Однако, как правило, они имеют в себе некую "изюминку", реализуют какую-нибудь оригинальную идею. И главное их достоинство в том, что часто они распространяются с исходными текстами, из которых можно почерпнуть море интересной информации и идей. Наиболее известный архив shareware - это SimtelNet. Посмотрим, по каким темам можно в нем найти свободно распространяемые программы. Его адрес: http://oak.oakland.edu:/pub/simtelnet/win95.
Итак, что там есть, например, для Windows 95?
- Bbs - списки BBS, программное обеспечение для работы с BBS.
- Business - программы расчета налогов, бухгалтерии, прогнозирования курса акций и т. д.
- c/c++ - вопросы программирования на C/C++
- Clocks, calc, calend - электронные календари, часы, калькуляторы.
- Compress - программное обеспечения для сжатия данных.
- Database - вопросы программирования баз данных.
- Delphi - программирование на Дельфи.
- Diskutl - утилиты для работы с жестким диском и дискетами.
- Editor - макросы и сами редакторы текстов.
- Email - программное обеспечение для работы с электронной почтой.
- Fax - программное обеспечение для работы с факс-модемами.
- Font - большой архив нестандартных шрифтов типа TrueType.
- Graphics - программное обеспечение для работы с графикой.
- Html - HTML-редакторы
- Java - вопросы программирования на языке Java.
- Math - архив математических функций и процедур.
- Mmedia - программное обеспечение мультимедиа.
- Music - композиторские и обучающие музыкальные программы.
- Network - работа в локальных и глобальных компьютерных сетях.
- Virus - борьба c вирусами, антивирусные программы.
- Visbasic - программирование на VisualBasic.
Другой известный shareware архив "100 Shareware Links Page" (www.mamsofco.com/100sl).
Теперь о поисковых машинах типа www.altavista.com, www.excite.com, www.lycos.com, www.infoseek.com. Они осуществляют поиск по ключевым словам по всем доступным им WWW-страницам и телеконференциям. При создании этих машин подразумевалось, что если человек запрашивает поиск, скажем, по слову "vodka", то ожидает, что получит список документов, отсортированных по количеству появлений ключевого слова в этих документах. Вроде, разумно… Чем чаще ключевое слово появилось в тексте, тем более вероятно, что данный документ содержит интересную информацию. На практике рекламные агенты стали создавать WWW-страницы, содержащие тысячи повторяющихся ключевых слов. Представьте, вы набираете в поисковике слово "vodka" и в ответ получаете список страниц, содержащих тысячекратно повторяющееся слово "vodka" и в конце (или в начале) документа фразу типа "покупайте vodka только у нас". В результате можно считать, что рекламные агенты почти блокировали работу поисковых машин.
Вот тут и началась война поисковых машин и рекламщиков. Поисковики стали применять различные хитрые алгоритмы борьбы с ними. Рекламщики стараются "взломать" их. Поисковики снова усовершенствуют алгоритмы - ну, и так далее, по кругу или, скорее, по спирали.
С точки зрения конечного пользователя поисковых машин, все это привело к тому, что чистой рекламы в результатах поиска действительно стало намного меньше, но, с другой стороны, и полезной информации стало появляться в результатах поиска очень мало! Так, например, при поиске по некоторым словам, поисковики выдают на первые позиции документы, состоящие из нескольких тысяч слов, в которых ключевое слово встречается только один раз! Естественно, подобные документы, как правило, никакого отношения к ключевому слову не имеют. Это просто бесполезный шум. Приходится просматривать сотни страниц из результатов поиска, чтобы наткнуться действительно на что-нибудь интересное.