Капитализм без берегов
АрхивОставив в стороне идеологическую нагрузку слова "капитализм", мы обсуждаем его сегодня как набор технических возможностей для существования рынка капитала.
Капитализм - это та часть общественной и хозяйственной жизни, которая имеет дело с куплей/продажей предприятий, опосредованной ценными бумагами. Капитализм - это межотраслевые потоки капитала, обеспечиваемые рынком ценных бумаг. Капитализм - это особое спортивное и ответственное отношение к рынку.
Капитализм хочет быть массовым, глобальным и высокотехнологичным. Этими же тремя характеристиками обладает и Internet как среда деловой коммуникации. Неудивительно, что они встретились.
Если россияне станут капиталистами, произойдет это не без Сети. Воспроизводить сегодня дорогостоящие специализированные системы, распространившиеся в 1960-70 гг. на Западе, на мой взгляд - тупиковый путь. Ходить к брокеру с бумажками тоже никто не будет. И совершать сделки по телефону, на радость всем любителям послушать чужие разговоры (от бывшего КГБ до соседей-конкурентов) - дураков здесь нет.
Сегодня с удачной помолвкой Internet и рынка ценных бумаг их поздравляют два автора.
Дмитрий Большов сыграл роль того самого "перспективного клиента", на которого ориентируются проектируемые сегодня системы Internet-трейдинга. В своей статье он делится впечатлениями от двух обнаруженных им в российском секторе Сети прототипов таких систем. Это - то, что может пощупать руками любой, у кого есть доступ к Internet. Я не знаю, существуют ли еще в России прототипы таких систем, и практически ничего не слышал о попытках "интернетизации" других видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (отдельный вопрос - раскрытие информации и проекты ФКЦБ в этой области, см. тему номера в "Компьютерре" # 6 за этот год). Как узнаю - "Компьюномика" непременно вернется к этой теме.
У меня нет комментариев к тому, что увидел и услышал Дмитрий, кроме одного: ответы гг. Орлова и Чижова на вопросы о рисках и безопасности развеселили меня чрезвычайно.
Антон очень красиво говорит об "агентах с переданными полномочиями", однако это все "в будущем". Пока же, технологическая планка, которую КапиталИсты пытаются поднять так высоко, просто лежит на полу: тут и 40-битные ключи SSL (кто мешает использовать полноценные? Дядя Клинтон?), и протоколирование всех действий клиента, и ограничения на вывод денег из системы…
У "КапиталИста" классная бизнес-идея, и обидно будет, если в ходе ее реализации разработчики будут пытаться "втянуть" внутрь своей "Системы" институты другой Системы.
Где протоколирование, там и "полиция данных", где полиция, там и коррупция, где борьба с коррупцией, там и организованная преступность… А ведь именно эти институты и делают существующий рынок сравнительно дорогим и неэффективным. Мне кажется, воспроизведение государственности внутри частных систем - не наш путь, не капиталистический. Но это так, к слову пришлось.
Айан Григг (Ian Grigg) в статье "Цифровой трейдинг" представляет анализ новой отрасли в целом и описывает уникальный опыт своей компании в разворачивании системы налично-сертификатного оборота финансовых инструментов. Я пользуюсь случаем и искренне благодарю редактора Financial Times Virtual Finance Report Данкана Голди-Скота (Duncan Goldie-Scot) за разрешение опубликовать перевод этой статьи, которая задает "горизонт" представлений о том, к чему союз рынка ценных бумаг и Internet может привести.
В статье Григга показывается, что уже сегодня мы можем перенести в среду Internet все виды профессиональной деятельности (деятельности брокеров и дилеров, депозиторов и регистраторов и т.п.), осуществляемые на рынке ценных бумаг, а также обеспечить простой и эффективный "интерфейс" для непрофессиональных участников (частных инвесторов и эмитентов), снизив издержки всех участников по сравнению с традиционными инфраструктурами. Такой эффект, в общем-то, обычен при "интернетизации" какой-либо отрасли, и вывод сей - тривиален.
Менее тривиально предположение о том, что наличие глобальной деловой среды с транзакционными издержками, стремящимися к нулю, может повлиять на само распределение ролей на рынке ценных бумаг, на саму его, так сказать, архитектуру. Так, Айан Григ спокойно обсуждает вопрос о возврате к наличной модели рынка, а это в перспективе предполагает исчезновение депозиторов/регистраторов "как класса". Я могу добавить, что и роль брокера как посредника между частным инвестором и "внутренним" механизмом расчетов в такой модели становится номинальной, а граница между профессиональным дилингом и частной игрой размывается, подобно тому, как уже размылась граница между "биржами" и "внебиржевыми" системами.
Григг особо подчеркивает, что в разрабатываемой его компанией модели мира деньги - лишь один из финансовых инструментов. Мне кажется, к этому стоит добавить то, что деньги - наиболее простой инструмент, намного более простой, чем акция или даже облигация. Он прост для понимания, и прост в реализации; реализация же других инструментов предполагает решение очень многих вопросов (например, реализации "завернутого" в инструмент права голосования и т.п.), которых Григг предпочел в своей статье не касаться.
Я думаю, статья Анатолия Левенчука "Химия финансов" отчасти дополняет картину, рисуемую Григгом. Нужно заметить, что Левенчук - один из членов команды, которая достаточно рано начала прорабатывать эти вопросы. Результаты ее работы представлены, в частности, в материалах Института коммерческой инженерии (www.ice.ru). Я этими результатами впечатлен, но не могу не заметить, что эта команда "пролетела" мимо идеи стойкого крипто и возникновения финансовой криптографии как технической дисциплины, разрабатывающей надежные протоколы - по сути, той самой "химии финансов", за которую ратует Левенчук.
* * *
В конце XX в. рынок ценных бумаг - классический пример организованного, но неэффективного рынка, с сильными позициями регуляторов, представляющих как внешние по отношению к рынку силы (ведомственное регулирование), так и цеховые интересы отдельных категорий профессиональных участников рынка (саморегулируемые организации).
Как мог бы выглядеть в пределе "эффективный" рынок ценных бумаг?
- Процедура эмиссии и первичного размещения акций упрощена и удешевлена: первичное "прямое" размещение любого объема осуществляется путем открытой оферты в Internet.
- Возможности трейдинга (включения в торговую систему напрямую, или посредством "номинального брокера", представляющего собой автоматизированный интерфейс) доступны всем, стоимость совершения сделки - ниже однодолларового порога.
- Рынок посреднических услуг (включая и информационную поддержку принятия инвестиционных решений, и посредничество в совершении операций) открыт для конкуренции.
- Права инвестора защищаются путем раскрытия информации, включая собственную информацию эмитента и информацию из независимых источников (аудиторы, рейтинговые компании и т.п.). "Защита прав инвестора" из инструмента правительственного контроля (и политического давления, вспомните "обиженных вкладчиков" в Албании) превращается в перспективный бизнес.
Пока до этого далеко. Но дело, возможно, идет к тому, что ситуация вывернется наизнанку по причинам чисто технического и технологического свойства, и рынок ценных бумаг станет одним из наиболее эффективных. Ведь "ценные права", оформленные в "безбумажных ценных бумагах" - технически наиболее подвижный "товар", который может доставляться непосредственно в электронно-цифровой форме, приватно и аутентично.
Но, чтобы реализовать этот потенциал, и финансовым криптографам, и юристам придется поработать. Результат же - "капитализм без границ и берегов" - может выглядеть по меньшей мере забавно.