Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Каковы перспективы развития рынка и технологии shareware в свете распространения Интернет и электронных платежей? Вложили бы вы собственные свободные средства в проект shareware?

Архив
30.03.1998

Дмитрий Комиссаров,
президент компании "Арсенал"

1. В России в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: доставить пользователю программу легко, а получить за нее деньги чрезвычайно трудно. Разработкой shareware-продукции заниматься сейчас невыгодно, поскольку реально электронные платежи в России невозможны. Открыв счет в российском банке, компания не сможет принимать платежи по карточкам. Естественно, это сильно сдерживает развитие shareware в России. Карточки позволили бы упростить оплату программ, поскольку вряд ли большинство пользователей пойдет за этим в банк.

2. Нет. Крупной фирме выгоднее вкладывать деньги в коммерческий проект. Для того чтобы продавать shareware-продукт, необходимо ориентироваться не на российский массовый рынок, а на зарубежный. Потому что здесь, в России, пользователь не может оплатить покупку по Интернету. Во многом именно из-за этого объем продаж продуктов по Интернету в России и, например, в США отличается на порядки. В Штатах мы продаем по Сети наши переводчики и русификаторы. Так вот, на десять программ, купленных в США, приходится одна программа, купленная в России. Да и пиратство не позволит продавать достаточное количество программ. Например, Microsoft по статистике устанавливает лицензионное программное обеспечение примерно лишь на треть продаваемых в России компьютеров. Что уж говорить о shareware-программах, когда пользователь может вообще не заплатить за нее.

Я полагаю, что крупной компании пока просто невыгодно заниматься разработкой и продажей shareware в России. Здесь shareware-программа вряд ли разойдется более чем в пятистах экземпляров. Умножьте это число на стандартную для shareware-продуктов цену в 20-30 долларов и вы получите сумму, которую можно на этом заработать. Мягко говоря, она невелика, а ведь нужно учитывать, что компания несет значительные накладные расходы. А у программиста-одиночки, чьи расходы не идут ни в какое сравнение с расходами крупной фирмы, есть все шансы подзаработать на shareware.

Евгений Киреев,
генеральный директор компании "Агама"

1. Я полагаю, что Интернет и электронные платежи способствуют развитию shareware, причем, по моему мнению, shareware-технология весьма перспективна. Например, мы распространяем по Интернету наш shareware-продукт - программу MailReader. Оплата, правда, производится не по карточкам. MailReader лишь скачивается по Интернету, покупатель же оплачивает его через банк. В принципе, и для пользователей, и для нас схема продаж через Интернет вполне удобна и приемлема, к тому же это является неплохим способом выхода на зарубежный рынок. Хотя, конечно, оплачивает программу меньше половины пользователей. Отчасти это связано с тем, что для расчетов нельзя использовать электронные карточки, и возможность использовать их, вероятно, увеличила бы число покупателей. Однако мне кажется, что карточки пока не столь распространены в России, чтобы их применение заметно сказалось на продажах. Например, мы принимаем по Интернету заявки на MailReader, в которых пользователь указывает, каким образом он предпочитает оплатить покупку. Так вот, кредитную карточку в качестве способа оплаты предлагали считанные единицы (если не ошибаюсь, человек пять).

Выгодно ли продавать shareware-продукт через Интернет? Все зависит от того, есть ли у компании другие источники прибыли. Если бы мы продавали один лишь MailReader, это не окупило бы затрат на его разработку, содержание Web-сервера и пр. Здешние цены на канал в Интернет весьма высоки, связь не слишком качественная, сам MailReader - продукт довольно специфический, так что нам нельзя полагаться только на него. Хотя, пожалуй, можно найти и более дешевые способы представление программ в Интернете, что может явиться выходом для небольшой компании.

2. Трудно сказать… Это очень "опасное" решение - разрабатывать новый продукт, да еще и shareware. Я бы долго думал, прежде чем принять решение по этому поводу. Пока я не вижу такого проекта, в который можно было бы вложить деньги. Тот же MailReader сейчас находится в идеальной ситуации - у этой программы нет серьезных конкурентов, она действительно нужна, поскольку появилась как ответ на проблемы пользователей. И тем не менее, она продается не настолько хорошо, чтобы окупить затраты хотя бы на содержание отдельного Web-сервера. А высасывать из пальца новый продукт и вкладывать в него деньги - занятие рискованное.

Олег Слабнов,
директор компании "Бизнес СОФТ"

1. Интернет и электронные платежи, безусловно, будут способствовать распространению shareware-продуктов.

2. Нет. В данный момент мы концентрируем свои усилия на других проектах, перед нами стоят другие задачи, так что shareware-проекты нам не интересны.

Сергей Гладков,
директор Клуба голосовых технологий

1. Я полагаю, что Россия не минует того, к чему пришел Запад: рынок shareware существует, развивается и не собирается исчезать. Вопрос в том, насколько быстро это произойдет, поскольку shareware, по моему мнению, во многом держится на пропускной способности коммуникаций и эффективности платежей (как по карточкам, так и по чекам). Чеки в России вряд ли приживутся, карточная система не развита, а идти в сберкассу и платить, скажем, десять долларов за shareware-программу - лишняя головная боль. До тех пор, пока в России не появится развитая система платежей по карточкам, я не представляю, как будет развиваться рынок shareware.

Интернет как средство распространения shareware-программ мне представляется наиболее предпочтительным. Вообще говоря, в России, на мой взгляд, есть две системы распространения shareware - Интернет и Митинский рынок. Но если вы нашли в Сети хорошую и нужную shareware-программу и при этом сможете не выходя из дома заплатить за нее, то вряд ли вы поедете на рынок.

2. Думаю, нет. Если бы я создавал shareware-продукт, ориентированный на мировой рынок, то, пожалуй, вложил бы в него средства. Но от инвестиций в shareware для российского рынка я бы пока воздержался - слишком мало наберется пользователей, которые заплатят за продукт.

Борис Нуралиев,
президент компании "1С"

1. В настоящее время и в ближайшем будущем рынок shareware мне не представляется перспективным. Есть такая присказка: если продавать программы по Интернету, то деньги придут по пейджеру. Заметьте, крупные софтверные компании (Microsoft, Lotus, Symantec и др.), насколько мне известно, не продают shareware-программ, а те, что продают, крупными не являются. Интернет в основном ассоциируется у населения с чем-то бесплатным, с системой заказов, но не оплаты. Но даже система заказов по Интернету пока не очень эффективна. Например, наша система заказов для дилеров работает уже больше года, в день мы обслуживаем около 130 дилерских организаций. Из них по Интернету мы принимаем в среднем лишь 4-5 заказов.

Так что перспективы использования Интернета в торговле программным обеспечением вообще и shareware в частности сильно преувеличены. Продажа программного обеспечения по Сети не имеет нескольких важных предпосылок, чтобы превратить это занятие в индустрию. Во-первых, непонятно, для чего в таких условиях нужна дилерская сеть, благодаря которой распространяются значительные объемы программного обеспечения. Во-вторых, непонятно, чем полученная по Интернету копия программы лучше пиратской: отсутствует напечатанная документация, нет красивой коробки и т. д. То есть в этом случае теряются многие преимущества лицензионного софта перед пиратским.

Возможно, в дальнейшем Интернет станет одним из каналов распространения программ, но пока он остается милой, интересной игрушкой.

2. У нас есть свободные средства, но в проект shareware мы их не вкладываем. В России это пока невыгодно - затраты не окупятся. Не привыкли у нас люди платить за "мелкие" программы. В shareware-проектах отсутствует то, что образует "экономику софта", - нет дилерской сети, нет нормальной системы получения денег за дополнительные услуги, нет серьезных преимуществ перед программами, распространяемыми пиратским способом.

Денис Давыдов,
программист

1. Я думаю, перспективы весьма и весьма неплохие, особенно когда можно будет приобрести (зарегистрировать) пакет не вставая из-за компьютера (для многих именно необходимость отрываться от работы является сдерживающим фактором). А преимущества shareware-распространения программного обеспечения очевидны: понравилось - приобрел.

2. В данный момент вряд ли. Мне кажется, сейчас в России получить от этого реальную отдачу невозможно, но как только платежи через Интернет станут доступными широкому кругу людей, вложение средств в shareware-проекты окажется довольно выгодным.

Люба Ахметова,
менеджер по дилерской сети Cognitive Technologies

Безусловно, перспективы у рынка shareware существуют. Наша компания имеет положительный опыт вложения денег в shareware-продукты. Один из последних случаев - маркетинговая программа продвижения продукта "Cognitive Forms: Печать Платежных Поручений". Этот продукт предназначен для заполнения и печати платежных поручений и выполнен в точном соответствии с новым стандартом ЦБ РФ.

В преддверии перехода на новый формат мы выложили программу печати платежек нового образца на наш Web-сайт, которую можно бесплатно использовать до 15 марта. В течение первого квартала была получена масса положительных откликов - целые регионы наладили нормальную работу бухгалтерий. Теперь настало время получения денежных средств.

В каком-то смысле по принципу shareware продвигаются и другие наши программные продукты. Первое знакомство с "Евфратом" и OCR CuneiForm у пользователя тоже начинается с shareware. Затрачивая 2,5 доллара на изготовление диска, мы получаем 199 долларов, продавая профессиональную версию пакета. Выгода очевидна. А если брать в глобальном масштабе, то и корпоративный заказчик начинает работу с shareware.

Ответы собирал Юрий Сакун

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.