Чужой среди своих
АрхивВ этом номере вы найдете первые материалы с проходящей в германском городе Ганновер выставки "CeBIT". За ними вскоре последует "тема номера". По прошлому опыту я хорошо знаю, что отношение к таким темам бывает полярное. С точки зрения одних выставочные обзоры лишь отбирают место у более интересных материалов, а другие, напротив, не видят ничего плохого в том, что время от времени "Компьютерра" пишет и о компьютерах тоже. Лично я считаю первичными и абсолютными технические достижения как таковые, а не всякие там поиски личного и национального самоопределения относительно них. Но читатели, конечно, имеют гораздо больше влияния на содержание "Компьютерры", чем я.
Впрочем, последние четыре темы номера про "Comdex/Fall '97", да еще и с перерывом в середине, были действительно чрезмерны. Последний выпуск вообще не должен был появиться на свет, но редакторы и авторы никак не могли очухаться после празднования Нового года, поэтому пришлось мне раньше срока пускать в ход все материалы, подготовленные штатными обозревателями.
С другой стороны, вы бы видели, сколько еще всего осталось не освещенным! Осенние "Comdex'ы" приносят огромное количество интересных новостей, которыми вся компьютерная пресса питается по нескольку недель. "CeBIT" - совсем другое дело. По главным новостным каналам прошли сообщения о выступлении Герстнера, о демонстрации 700-мегагерцового процессора Intel - вот, пожалуй, и все. Конечно, эта выставка по своему назначению скорее торговая - но ведь ее называют крупнейшей в мире…
"CeBIT" действительно лидирует с большим отрывом по числу участников, площади павильонов и количеству посетителей. Но имеют ли эти цифры отношение к делу?
Прежде всего, значительную часть экспозиции занимают телекоммуникационные компании, которым иной раз и показать-то нечего. Огромные стенды строятся для того, чтобы свидетельствовать о богатстве и могуществе их владельцев. Представленную на них полезную информацию можно было бы уместить на одном листе бумаги.
Павильон 22 демонстрирует разработки университетов и технических школ, а также научных учреждений, поддерживаемых властями страны и земель. Выставочный официоз представляет эту экспозицию как центр распространения идей, но ее реальное содержание сильно напоминает труды вузов бывшего СССР. Прямо сказать, зрелище жалкое, тем более что в соседних павильонах более совершенные аналоги многих студенческо-преподавательских самоделок выставлены в виде промышленных образцов.
Не исключаю, впрочем, что какой-то малый процент этого детского лепета может представлять коммерческий интерес, да и научная продукция университетов США тоже далеко не всегда бывает "на уровне". И все же большая часть экспонатов павильона 22 стоит там потому, что чиновники дали такую возможность, а во многих случаях даже обязали "ученых" выставлять свои творения, созданные за казенный счет.
Если не ошибаюсь, Александр Пушкин определил этот феномен примерно следующей формулой: "Отчего ж он заседает? Оттого, что есть чем сесть". Совершенно такое же объяснение можно дать присутствию на "CeBIT" науки и промышленности бывших советских республик. Проходя мимо одного из полупустых стендов, я заметил на нем непривычные шестидесяти- и стомиллиметровые кремниевые пластины со срезанными краями и взял одну из них в руки. В это время из будки выскочил стендист, который, пробегая мимо меня, бросил по-английски: "It's a toy". Оказалось, пластины принадлежали минскому объединению "Интеграл".
Двадцать третий павильон заполняют машины для производства пластиковых карточек. Значительную часть павильона номер 1, очень большого, отведена офисному бумагопереводящему оборудованию - от типографского до шреддерного. Несколько павильонов населяют местные консультационные софтверные фирмы, которые сваяли по случаю какой-нибудь программный комплекс и надеются продать еще пару-тройку копий налево.
Наконец, пролистывая официальные извещения о новых и наиболее интересных экспонатах, отнюдь не редкость встретить какую-нибудь Multiport Computer Vertriebs GmbH, предлагающую Starlet LS 120 Superdisk… "a parallel port solution for the new floppy standard. The laser servo disk drive stores 120 megabytes of data on a 3.5-inch SuperDisk. It is downward compatible and can thus read and write old floppies, too. The easy parallel port connection ensures fast plug and play with every notebook and PC. All necessary drivers and cables are included". Извините, что цитирую по-английски и целиком. Это для точности.
Если откинуть смежные отрасли, непотребные самоделки, перепродавцов и так далее, то физические показатели "CeBIT" уменьшатся как минимум вдвое. А надо бы еще учесть, что на одну такую германскую "выставку выставок" приходится несколько специализированных мероприятий в США. Короче говоря, крупнейшим объектом в компьютерном мире является не столько сама "CeBIT", сколько выставочный городок в Ганновере, в котором, кстати, будет проходить всемирная "Expo 2000".
По многим параметрам "CeBIT" это не международное, и даже не европейское, а чисто германское заведение. Даже служба новостей там работает только на немецком языке. Этим отчасти объясняется прохладное отношение международной прессы. Истинно всемирными являются выставки в США, на которых говорят и пишут по-английски.
Есть такая форма поддержки "своих": групповые экспозиции развивающихся стран, которые организуют торгово-промышленные ассоциации или даже министерства торговли. Такое впечатление, что все ганноверское шоу является для Германии чем-то в этом роде. На американских выставках выступают с речами герои частного предпринимательства, а "CeBIT" открывали Гельмут Коль, руководители земельного правительства и… Луи Герстнер.
Впрочем, государственная помощь не обязательно губит бизнес. Не исключено, что меры, способствующие продвижению на внешние рынки, приносят какую-то пользу. Фирмы Тайваня, по привычке теснящиеся в коммунальных "чайна-таунах", давно уже доминируют во многих областях. Информационные технологии Израиля или, скажем, Австралии год от года становятся все заметнее. В то же время государственные программы строительства компьютерной промышленности в Японии, Британии, Франции закончились вполне бесславно, а предметы законной гордости бывших советских народов продолжают выставлять отходы своих допотопных производств.
В павильоне малтимидиа был организован городок небольших американских фирм (многие из них уже хорошо известны на родине). По сему случаю издали сводный каталог "Американские технологии на "CeBIT"". Но по-настоящему крупных и влиятельных игроков вы там не нашли бы. Все они давно перекрасились в патриотические черно-желто-красные цвета, прилепили к своим именам суффиксы типа GmbH, распространяют сведения о себе только по-немецки, короче, вписались в панораму достижений германского народного хозяйства. Что касается фирм с германскими корнями, то они в большинстве либо делают то же самое, что их коллеги в Штатах (иногда - чуть лучше), или эксплуатируют местные культурные особенности.
В толпы участников и посетителей влилось несколько тысяч человек из России. Русская речь, слышится на выставке, а еще больше - в ганноверских магазинах. Для новой российской компьютерной промышленности Германия - образец и предел амбиций. К примеру, "Комтеки" на международную прессу вообще не рассчитаны. Там и местной-то никто не ждет.
Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки: