Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Искусство shareware

Архив
автор : Александр Каталов   23.03.1998

Удивительная все-таки наша страна, Россия. По количеству программистов (включая считающих себя таковыми) на душу населения мы наверняка занимаем одно из первых мест в мире (а скорее всего - действительно первое). И, одновременно, по количеству "безработных" программистов - уж точно первое. Причем безработными большинство на самом деле и назвать-то нельзя - по западным меркам. Все как-то пристроены, имеют постоянное рабочее место, получают зарплату, причем, порой, весьма неплохую - существенно выше средней зарплаты в нашей стране! Занимаются в большинстве своем действительно программированием. Да вот только довольных тем, что они делают, - совсем мало. Работа, мол, совсем неинтересная. "Гениальные" идеи реализовать не дают. И зарплата "плохая". "Да вот у меня друг недавно уехал в Штаты, так он там получает гораздо больше, а делает - гораздо меньше. А в университете я ему на всех экзаменах подсказывал! Но, вообще-то, я никуда ехать не хочу, а хочу здесь и, желательно, прямо сейчас", - вот стандартный ответ, когда встречаешь старого знакомого, и спрашиваешь, как у него дела. А ведь способ заработать неплохие даже по западным меркам деньги доступен каждому программисту, проживающему в России, причем не только в Москве или другом крупном городе, а даже и в глухой провинции. И нужны для этого только желание и умение поработать и, кроме того, хоть какая-нибудь связь с "внешним миром": Интернет, электронная почта, даже FIDO или, если совсем уж беда, просто телефон. Называется этот способ - разработка shareware-программ, и именно о нем я хочу рассказать.

Что писать

Начинающие программисты часто просят: "Дай мне идею, что написать, я программку напишу и поделюсь прибылью с тобой". К сожалению, это не срабатывает. Программа должна быть "выстрадана". Вам наверняка не раз приходили в голову мысли: "Как жаль, что нет такого-то "прибамбаса" - он сильно облегчил бы мне жизнь". Вот его-то вы сами и напишите. Программа должна зародиться внутри вас. Основное же в продаже shareware - не сама программа, а ее поддержка и сопровождение (об этом ниже).

Если же программа вам не интересна, то скоро вы уже и смотреть на нее не сможете - не то что отвечать на вопросы и исправлять ошибки, которые неминуемо будут. Идеальный вариант, если вы сами этой программой станете пользоваться, причем регулярно. А то бывает так: напишет программист какую-нибудь библиотечку - и ну пытаться ее продавать… Когда же на вопрос "А сам то ты ее используешь?" следует: "Да кривая она, мне гораздо удобнее заново написать или взять кусок исходника - у меня-то они есть!" Так ничего не выйдет. Если уж вы написали редактор для Web-дизайнера, то извольте сами в нем и "дизайнить". Если вы дизайном не занимаетесь, не лезьте писать - все равно у вас ничего дельного не получится. Если же вам неудобно: FrontPage, мол, лучше, да вы и привыкли к нему, представьте себе, что уж если вы, автор, знающий свою программу вдоль и поперек, не хотите ее использовать, то посторонний человек - точно не захочет. А вот если вам не хватает каких-либо возможностей в вашей же программе (которые имеются в других), то тут вам и карты в руки: доделывайте, совершенствуйте…

Итак, какую все-таки программу писать? Любую! Раньше большим спросом пользовались различные программы и утилиты для Интернета. Сейчас рынок ими насыщен. Вдобавок, гиганты типа Microsoft или Netscape включают все больше возможностей в свои пакеты, распространяемые бесплатно. Были очень популярны plug-in (вставки) для Netscape; когда-то эта фирма даже размещала информацию о них на своей домашней странице. К сожалению, сейчас там пробиться сложно: многие расширения вошли в состав самого пакета, многие фирмы (или технологии) были приобретены "китами". Хотя бывают и удачные примеры: скажем, почтовая программа The Bat! появилась совсем недавно, а, на мой взгляд, имеет очень неплохие перспективы.

Если вы знаток каких-либо САПР или мощных графических пакетов - проанализируйте, можно ли для них писать расширения или "вставки". Просмотрите, что уже имеется. Если вы, например, знаете какой-нибудь оригинальный алгоритм выделения контуров или фильтр, или популярный (имеющий шансы стать популярным) графический формат и сможете его реализовать в виде plug-in для Adobe PhotoShop, будьте уверены - ваш труд не останется незамеченным.

К тому же, многие фирмы создают ассоциации разработчиков. Членство в них не слишком дорого (100-300 долларов в год, редко - больше), но зато вы получаете много различных материалов: утилиты, исходные тексты, закрытую для посторонних информацию о внутренних форматах и прочее… Для членов подобных ассоциаций существуют закрытые группы новостей, Internet-конференции, предоставляются пароли для доступа к закрытым Web-страницам, выпускаются (и бесплатно рассылаются) журналы. Кстати, есть шанс, что о вашей программе напишут в одном из таких журналов или поместят на нее ссылку (а то и саму программу) на Web-сайте компании. Такая косвенная "рекомендация" "софтверного гиганта" может значительно увеличить число ваших пользователей (а значит, и количество денег в вашем кошельке).

Подобные программы поддержки разработчиков поддерживает большинство "грандов" программной индустрии. Причем некоторые из них будут помогать вам совершенно бескорыстно - в рамках существующих программ поддержки разработчиков, естественно.

А вот писать куда-либо о том, что вы уж такой классный программист и у вас есть гениальные идеи, - нет смысла. Идеи (и даже продукты) у вас никто не купит. В лучшем случае "купят" вас (то есть предложат вам работу за зарплату) - но обращаться в этом случае надо в рекрутинговые агентства. Что же, может быть, это наиболее удачный способ решить свои материальные проблемы - но это уже совсем другой разговор…

В общем, если даже вы уверены, что можете написать САПР, лучший, чем AutoCAD или графический редактор, лучший, чем PhotoShop, - шансов реализовать это у вас не много (если, конечно, за вашей спиной не стоит Билл Гейтс). Подумайте-ка, что именно у вас может получиться лучше, и нельзя ли это реализовать в виде plug-in: в вашем случае "пристроиться" за лидером - гораздо эффективней. И отбросьте ненужную гордость: мол, зачем это я своей гениальной утилитой буду продвигать какой-то там Corel - все на самом деле наоборот.

Написание игр - отдельная тема. В качестве shareware может пойти разве что компактная, но гениальная по своей простоте игра типа Tetris или Lines. Квест, стратегию или action вы в одиночку вряд ли потянете - лучше уж, если вы так уверены в себе, обратитесь в одно из CD-ROM-издательств (только не забудьте вначале написать полный сценарий игры и сделать прорисовку избранных сцен и персонажей - под голую идею денег вам никто не даст). И вообще, "если вы такой умный, почему же вы до сих пор не богатый", как говаривали в "забугорной" теперь Одессе.

Естественно, популярны (пока) любые утилиты для Windows 95. Если из сотен миллионов ее пользователей вы "зацепите" какую-нибудь одну тысячную долю процента - вам уже будет неплохо. Если вы хороший программист (или считаете себя таковым), владеете языком Си и (желательно) ассемблером и знаете все "потроха" Windows 95 - перед вами открывается широкое поле для деятельности! Выберите область применения своих сил и возможностей. Подумайте, чем вам было бы интересно (см. выше) заняться. Определите, будет ли эта программа полезна хотя бы вам самому (лучше всего - и кому-то из ваших друзей тоже). Сходите на несколько популярных Shareware-сайтов - посмотреть, что уже сделано вашими будущими конкурентами. Попытайтесь понять, чем будет отличаться ВАША программа: какую "изюминку" вы в нее внесете. Трезво оцените ваши возможности и - вперед!

Особо о конкурентах. Конкурировать с "монстрами" на равных не стоит даже и пытаться. Если вы думаете иначе - флаг вам в руки (см. про умных и богатых). Хотя и бывают исключения, но крайне редко. А вот конкурировать с кем-то из одной с вами весовой категории - shareware-программистом или небольшой фирмой - бояться не надо. Во-первых, места на рынке хватит всем. Во-вторых, вы должны быть уверены в своих силах: если у кого-то получилось, то у вас получиться тоже - и даже лучше! В-третьих, изучите динамику развития конкурента: когда создан их продукт, насколько часто он обновляется, как организована поддержка, какова его стоимость? Сильной стороной могут стать более низкие накладные расходы: в конце концов, вас вполне может устроить существенно более низкий месячный доход с продаж, который никогда не устроит американского программиста или, тем более, американскую фирму.

Как писать

Выбирая себе поле для деятельности, не забывайте о том, что времени у вас не так-то много. Если вы серьезно настроены зарабатывать себе на хлеб с маслом (а тем более, с икрой - черной лучше, чем баклажанной), то альфа-версия должна "задышать" у вас уже через месяц, максимум - через два! Даже если вы имеете в настоящее время твердый заработок, не стоит растягивать процесс на полгода: мол, не капает, ничего, подождут… Рынок очень быстро меняется, и к тому моменту, когда вы сделаете нечто, что можно будет кому-то показать, может случиться так, что никто и смотреть не станет - будет уже поздно.

Знакомая мне команда написала исключительно быстрый для своего времени пакет для трехмерной графики. Было это в те времена, кода даже 386-е компьютеры были большой редкостью, - а их пакет за счет оригинальных алгоритмов визуализации обеспечивал на 286-х компьютерах скорость выше, чем на сверхдорогих в те времена рабочих станциях! К сожалению, ими была выбрана достаточно узкая область применения - молекулярная биология. Расчет был таков, что на рынке пакетов стоимостью несколько десятков тысяч они смогут продавать его по цене в несколько тысяч, вдобавок для существенно более распространенной (и дешевой) платформы. Не сработало: выяснилось, что для потенциальных пользователей гораздо важнее не стоимость, не быстродействие и даже не возможности пакета (по этим параметрам он явно превосходил конкурентов), а репутация фирмы-разработчика и надежность (и программы, и разработчика). Одна ошибка при разработке нового косметического средства (а тем более - лекарства) обошлась бы фирме-пользователю гораздо дороже, чем вся экономия на программном и даже аппаратном обеспечении.

Зато пошли письма от университетов: нельзя ли приобрести версию пакета для учебных целей - но не за несколько тысяч, а за несколько сотен долларов? И тут была совершена следующая ошибка! Отдавать полную версию было жалко, и решили переделать пакет - сделать так называемую Lite (облегченную) версию. Вдобавок было решено реализовать ее для операционной системы Linux - мол, у "них" в университетах ее больше любят. Было потрачено еще несколько месяцев (календарных, а реально - человеко-лет!) на переработку. К моменту выхода Lite-версии по всему миру уже распространилась Windows 3.1, появилась Windows NT 3.1, а главное - программы конкурентов подешевели и появились в облегченных и даже shareware-вариантах. Ну а поскольку они обеспечивали сквозную совместимость и одинаковый интерфейс "снизу доверху", конкурировать с ними стало уже затруднительно (если не сказать - невозможно)…

Была предпринята последняя отчаянная попытка: оформить имеющиеся алгоритмы в виде библиотек для разработчика - для уже появившейся к тому времени в бета-версии Windows 95. Дальше уже и рассказывать не интересно. К тому времени, когда работа была закончена, появились процессоры Pentium, библиотеки 3DR от Intel и OpenGL и DirectX от Microsoft, потом - дешевые 3D-акселераторы и Pentium MMX; в общем, поезд ушел, и человеко-годы работы высококвалифицированной команды были потрачены впустую.

Так что настройтесь сразу на жесткий график работы и не забывайте, что новые версии (хотя бы "беты") вам также придется выпускать каждые два-три месяца (почему - объясню ниже).

Где и как размещать

Итак, появилась первая "пилотная" версия - самое время подумать, куда вы ее "положите". К сожалению, большинство shareware-сайтов не позволяют хранить вашу программу на их сервере: вы можете только указать линк на свою страницу, откуда ее можно загрузить. Исключения достаточно редки (хотя и бывают), да это и понятно. Ни один сервер, хранящий десятки тысяч ссылок и описаний программ, не способен хранить и сами программы. Ведь это приведет к тому, что сотни тысяч пользователей (а именно столько человек в день посещает наиболее популярные серверы) будут заходить на него не только для того, чтобы найти нужные программы, но и скачать их: никаких каналов не хватит.

Поэтому некоторые из них предлагают это как дополнительную - платную - услугу. Но зато при этом вы получите не только место для своей программы (причем немало - минимум мегабайт 10), но и вполне "пристойное" имя домена, например, www.ваше_имя.com, а также дополнительные услуги: рекламу на их страницах и/или возможность продавать свои программы on-line. Вас включат во всевозможные рейтинги, вы попадете на издаваемые хозяевами сайта CD-ROM и каталоги плюс прочие приятные мелочи.

Но - будьте внимательны! Обычно подобные услуги предоставляются всем, кто разместил хотя бы информацию о своей программе на сервере - причем бесплатно. А вот за открытие виртуального сервера с вас сдерут, вероятно, значительно больше, чем это стоит даже у российского провайдера. Минусы же здесь следующие. Во-первых, каналы крупных сайтов бывают сильно перегружены: кто хоть раз пытался скачать что-либо с www.microsoft.com, тот поймет, о чем я говорю…

Бывает, соединишься на замечательной для нашей сети скорости 33600 со своим провайдером и думаешь: погода хорошая, провода вроде подсохли, скачаю-ка я новый Service Pack объемом мегабайт так на тридцать… Начинаешь - и, бац: 300 байт в секунду… Еще один минус: вам придется закачивать туда свои странички, а тем более, софт, - причем достаточно регулярно. Или вот, представьте. Появился у вас финальный релиз, и вы спешите порадовать этим своих многочисленных пользователей. Как всегда, сначала всех об этом радостно оповещаете, мол, ура, качайте, все баги исправлены! А потом вспоминаете, что неплохо бы новую версию "запихнуть" на свой сайт. Ан нет: то ли у МГТС провода опять отсырели, то ли у C|Net'а линии перегружены - положить на место свою программу вы не можете. А пользователей-то у вас набралось уже немало, вы всех сдуру оповестили - и посыплются письма: где, мол, она, долгожданная! И останется вам разве что купить ящик "Балтики" (или Miller - кому что по вкусу) и потреблять его, пока "либо геморрой подсохнет, либо ангина подлечится"…

Куда как лучше с нашим провайдером! Возьмете вы тот же ящик пива, сложите его в рюкзачок, кинете, если не забудете (а если вы к этому ящику еще не приступили, то уверен - не забудете), туда же дискетку и поедете к своему провайдеру. Положат вашу программку на место старым дедовским способом - так что пиво ваше пойдет на пользу не только вашему делу, но и вашей печени: вам достанется существенно меньше. К тому же между третьей и четвертой бутылочкой вы сможете договориться о том, чтобы положить на свою страничку пару CGI-скриптов (провайдеры это делать не любят, но могут), а заодно и проконсультируетесь, как их писать. Так что патриотизм в этом деле вполне обоснован!

Вообще-то, если вы уже подключены к Интернету, то вам должна быть положена ваша личная "домашняя страничка" объемом 2-3 мегабайта - причем совершенно бесплатно. Поинтересуйтесь у своего провайдера, и если это не так, смените его - он, скорее всего, не единственный (если вы живете в крупном городе), а с таким подходом к бизнесу с его стороны у вас с ним все равно ничего хорошего не получится.

Естественно, если вы пользуетесь Unlimited, вам своя страничка, может быть, и не положена. Но, несмотря на всю привлекательность этого метода, откройте себе и нормальную повременку, хотя бы как дополнение! Иначе, как это обычно бывает, в самый нужный момент связи у вас не будет…

Провайдера стоит подобрать среднего, но крепкого. Монстры из первой тройки обычно ориентируются на корпоративных клиентов, выделенные линии и прочие прелести, сулящие повышенную прибыль. У мелких же - нет стабильности, плохие линии и вытекающие отсюда последствия типа низкой зарплаты обслуживающего персонала и очевидно плохого сервиса. А вот с провайдерами из "второго эшелона" работать одно удовольствие: связь хорошая, линий достаточно, каналы - широкие и, в то же время, круглосуточная поддержка, даже "девочки на телефоне" дают вполне осмысленные ответы в пределах своей компетенции, а если вопрос посложнее - вполне реально "достучаться" до "местного гуру".

Так что экономить на связи, конечно, нужно, но в разумных пределах. Пользовался я одно время сервером в одном из московских университетов. Все, вроде бы, шло замечательно. Ребята приятные. В силу личных отношений было у меня все бесплатно - и выход в Интернет, и сервер, и много других приятных мелочей, вроде регулярных распитий пива с самым главным ихним администратором. Начал я продавать свою программку - пошла. По мере развития, правда, были нарекания: что-то сервер у вас, ребята, медленный, достучаться сложно, и связь рвется! Но относил я все это на капризы клиентов, которым не терпится скачать и попробовать мою замечательную программу. Потом пошли звонки (то есть письма) потревожней. Писали пользователи, оплатившие предыдущую версию, и предъявляли претензии, что не могут скачать upgrade (который был обещан бесплатно). Я "напрягся" - хотелось как-то держать марку!

Окончательно же меня добило письмо из Германии. Какой-то студент из Гейдельберга написал, что слышал хвалебные отзывы о моей программе и решил ее скачать. Начал он этот процесс в 11 вечера (в 1 ночи по московскому!) а закончил к 4 часам утра (соответственно). И вот он на нее посмотрел - программа действительно классная, и он хочет оплатить регистрацию (а письмо-то пришло в тот же день утром, то есть спать он так и не ложился). Первой моей мыслью было подарить ему бесплатную регистрацию - "за мужество и волю к победе". Но я сдержал себя, решив, что их студенты получают стипендию побольше наших - не обеднеет. Но вот путем несложных математических расчетов вычислил, что всего две (!!!) регистрации в месяц полностью покроют расходы на месячную же аренду "виртуального" сервера (плюс, конечно, придется потратить не больше десяти регистраций на его открытие)! В тот же день я зарегистрировал свой сервер у нормального коммерческого провайдера. И что вы думаете? В первый же месяц количество регистраций увеличилось вдвое! Выводы делайте сами… Я уверен, что большинство пользователей (потенциальных) бросали свои попытки скачать мою программу уже через 5 минут (максимум) и больше уже на мою страницу не возвращались.

Сервер-то я перенес, а почту поленился - оставил себе халявную. И дело уже было не в моей жадности - просто лень было вносить изменения в многочисленные READ.ME, хэлпы и Веб-страницы, оповещать зарегистрированных пользователей и администраторов shareware-сайтов, и т. д. Очень скоро я понял, что леность - еще худший человеческий порок, чем жадность. В университете то ли крысы перегрызли коаксиальный кабель, то ли кто-то из студентов отрезал кусок себе на антенну для телевизора - но Сеть рухнула почти на неделю. Через неделю же в своем почтовом ящике я обнаружил несколько десятков писем от пользователей, которые не дождались от меня регистрационных номеров или поддержки и требовали вернуть деньги обратно. С учетом того, что из денег, которые я получил от них раньше, уже были вычтены комиссионные банка за обслуживание кредитных карточек, а накладные расходы на отправку денег обратно также пришлось нести мне - "оштрафован" я был на кругленькую сумму…

Так что почту свою я тоже перевел на коммерческого провайдера, сделал массовую рассылку информации о новом адресе (при помощи, кстати, подвернувшейся случайно shareware-программы WorldMerge). Заняло у меня это не больше одного дня, и уже через неделю практически все письма стали приходить на новый адрес. Старый почтовый ящик я по-прежнему иногда проверяю, но письма туда уже приходят не больше одного-двух в неделю, да и то не слишком срочные.

Конечно, читатель скажет: "Хорошо, мол, тебе - живешь в Москве, у вас там и провайдеров много, и цены низкие!" Вот вам маленький трюк. Найдите московского провайдера, который не берет фиксированной минимальной платы за пользование Интернетом, если вы им вообще не пользуетесь, и при этом открывает всем клиентам бесплатные домашние странички, - таких в Москве немало. Существуют также тематические сайты, которые открывают такие странички всем желающим - тоже бесплатно, - но вы при этом обязаны разместить на своих страничках их рекламу. Есть множество почтовых серверов, которые дают вам адрес для переписки по электронной почте с возможностью просмотра и отправки корреспонденции через Интернет - и при этом обеспечивают вполне приличную конфиденциальность и надежность. Об этом можно было бы написать немало - но, на мой взгляд, это опять же тема отдельного обзора…

Так что если у вас есть хоть какой-нибудь выход в Интернет - возможностей у вас не меньше, чем у программиста, живущего в Москве или Петербурге. Если нет выхода в Интернет, но есть доступ к электронной почте или даже к Фидо, и есть приятель, живущий в Москве, - тоже не все потеряно. Со временем вы вполне заработаете приличную сумму, переедете в Москву и проведете выделенную линию в свою уютную шестикомнатную квартирку с видом на Кремль…

А вот если у вас нет никаких коммуникаций - даже телефона - то шансов у вас, на мой взгляд, никаких, - странно даже, как к вам в таком случае попал этот номер "Компьютерры".

Как рекламировать

Еще до того как вы начали писать программу, необходимо иметь достаточно четкое представление о том, как вы ее будете рекламировать. Ведь мало только создать свою собственную домашнюю страничку - надо еще, чтобы о ее существовании, а следовательно, и о существовании вашей замечательной программы, узнали другие. Поисковые службы - первое, что наверняка придет вам в голову! Казалось бы, чего проще: зарегистрируй свою программу в AltaVista, робот автоматически посетит вашу страничку, проиндексирует ее, и любой из миллионов посетителей поискового сервера сможет легко ее найти… Как бы не так! Представьте себе, что вы написали крутой Web-редактор. И какие же ключевые слова должен ввести в поисковую машину пользователь, чтобы найти его? "WEB+EDITOR+COOL"? Не смешите! Ссылок будет на несколько десятков тысяч страниц, и вы даже не попадете в первую тысячу. А даже если и попадете - все равно вряд ли найдется кто-нибудь, кому придет в голову искать shareware-программу таким вот утомительным способом.

И тем не менее, "прописываться" в поисковые сервисы нужно, и вот по каким причинам: вас смогут найти пользователи, которые уже знают о вашей программе. "Так зачем им это нужно, если они и так про нее знают?" - спросите вы. А вот зачем. Многие пользователи вполне могут узнать о вашей программе от знакомых, встретив ее на одном из shareware-сайтов, прочитав в журнале или Web-обозрении или даже случайно зайдя на вашу страничку. Тогда у них могло не быть времени на изучение вашей программы, но название (или его часть) программы или фирмы они запомнили. Или, скажем, вы изменили адрес вашей страницы, информация на других страницах или в прессе осталась со ссылками на старый адрес. И вот тут-то им вполне сможет помочь поисковая машина - по более специфическому набору слов, скажем, "Ariadna+Web+browser+Russian", они вполне смогут вас найти (или, по крайней мере, ссылку на ваш сайт с какой-нибудь другой страницы).

Так что если вам предложат (как всегда, за символическую плату) "прописать" вашу страницу на 100-200-300 поисковых машин, не тратьте деньги, - вам данная услуга не нужна! Подпишитесь сами на несколько наиболее распространенных - много времени это не займет. Кроме этого, если у вас страничка оформлена не только на английском языке (а это - обязательно и обсуждению не подлежит!), но и на русском (стоит ли ее делать - вопрос спорный, зависит в большой степени от вашего патриотизма, так как деньги вы на этом вряд ли заработаете), то несомненно стоит прописаться и на российских поисковых серверах. В российском Интернете ваши шансы оказаться замеченными гораздо выше, и имеется вероятность попасть в Web-обозрения или даже в компьютерную прессу.

Кроме того, высокоэффективными могут оказаться поисковые машины, оснащенные не только средствами поиска, но и рубрикаторами - типа Yahoo!

Правда, как попасть в нужную категорию Yahoo! мне так и не удалось понять (последнюю попытку я предпринимал пару месяцев назад). Программы либо не появлялись ни в каких разделах вообще, либо оказывались в разделах совершенно неожиданных. Так, текстовый "фолдинговый" редактор для программистов с красивым названием "Оригами" оказался совершенно неожиданно в категории народных японских игр с тем же названием - хотя я и давал довольно подробное описание как самой программы, так и категории, к которой она относится. Новых пользователей мне это, конечно, не принесло, зато я получил весьма заманчивое предложение стать членом Клуба любителей оригами (игры) города Осака. По-видимому, уважаемые члены клуба прочитать описание к программе так и не удосужились.

А вот когда программа каким-то чудесным и неведомым мне способом все-таки попадала в "правильную" категорию Yahoo!, то те несколько дней, пока она носила отметку "Новинка" (New), количество "заходов" на мою страницу составляло по несколько сотен в день!

Другим, более эффективным способом является баннерная реклама. Но это, пожалуй, тема для отдельного исследования, и подробно на ней я останавливаться не стану.

А вот основным способом продвижения вашей программы может и должно стать ее размещение на специализированных сайтах - shareware-архивах. Существуют их десятки очень крупных, сотни просто крупных и многие тысячи средних и мелких! Конечно же, обойти их все вы никогда не сможете, тем более, разместить на них на всех свою программу. Существует несколько путей решения этой проблемы. Я бы рекомендовал следующее.

Как только у вас появилась самая первая альфа версия, разместите вашу программу на нескольких наиболее популярных серверах - таких, как www.shareware.com, www.windows95.com и прочие. Особенно себя не утруждайте: уже через неделю "держатели" средних и мелких архивов сами скопируют информацию о вашей программе на свои страницы. Через пару недель, когда у вас уже будет готова бета-версия, "пройдитесь" по Сети поисковой машиной, введя в качестве ключевых слов название вашей программы. Вы увидите, что ее описание появилось уже в нескольких десятках различных архивов, так что большую часть работы за вас уже сделали другие. Берегите свое время - вам оно еще понадобится для доработки вашей программы.

Почему я все время употребляю слова "описание программы", а не "программа"? Дело в том, что большинство shareware-архивов на самом-то деле размещают у себя не саму вашу программу, а всего лишь информацию о ней - размер файла, категория, условия распространения, краткое описание - и прямую ссылку на файл, лежащий на сервере ВАШЕГО провайдера. Теперь вы понимаете, почему я писал, что к выбору провайдера нужно подойти ОЧЕНЬ серьезно?

Конечно, бывают и исключения. Для того чтобы эти исключения обнаружить - и потратить минимум времени - воспользуйтесь поисковыми машинами, которые ищут в Сети не слова, а названия файлов (например, www.filez.com или подобными).

Теперь вам надо составить список серверов, с которыми вы будете "работать" постоянно. Составлять его лучше всего в виде HTML-файла со ссылками на основную страницу, на e-mail администратора сайта (зачем - объясню позже) и страницу, предназначенную для регистрации программного обеспечения. Список я рекомендовал бы составлять исходя из следующих критериев (комментарии - потом):

  • Крупные и широко известные shareware-архивы;
  • Shareware-архивы при компьютерных изданиях;
  • Shareware-архивы, публикующие обзоры и рейтинги программ и выпускающие CD-ROM'ы;
  • Shareware-архивы, размещающие программы на своем сервере;
  • "Национальные" или "территориальные" shareware-архивы, ведущиеся на языке "страны проживания" (но не на английском).

Естественно, все перечисленные категории могут пересекаться в любых комбинациях. Отобрать из них вы должны не более 20-30: больше вы сопровождать не сможете - вам же еще и программу писать нужно.

Итак, по порядку.

1. Крупные архивы. Подписываться на них нужно - по каким причинам, я уже писал выше. Посещают их сотни тысяч, а то и миллионы (!) пользователей в день, и хранятся на них тысячи, а то и десятки тысяч программ. В этом их сила и слабость! Ваша программа имеет шансы быть замеченной только в течение первых двух-трех дней, пока она висит на страничке "Что нового" (What's new!). Именно в это время ваша программа "расходится" (правда, еще не значит - раскупается) наиболее интенсивно. Информацию о ней копируют авторы мелких shareware-архивов. Именно в это время на нее обращают внимание Web-обозреватели. Именно в это время информация о ней поступает к большинству потенциальных покупателей. И именно поэтому вам необходимо выпускать обновленные версии (хотя бы "беты") не реже одного раза в месяц.

Если на архиве есть удобная разбивка по категориям (а такое есть не на всех), то через пару дней особо пытливые пользователи, интересующиеся именно той тематикой, которой посвящена ваша программа, смогут найти ее в соответствующей категории. Если в категории программы отсортированы по дате поступления - вам повезло, и она имеет шансы "продержаться" вверху списка еще несколько недель (правда, в некоторых категориях существенно меньше - всего несколько дней, так велик там поток новых поступлений). Программа же (точнее, версия), которая была выпущена более чем два-три месяца назад, считается безнадежным старьем, естественно, если она не супергениальна или не имеет конкурентов - но такое бывает крайне редко… Если же в категориях программы отсортированы по алфавиту, то шансов, что ваша программа будет заметна долгое время - практически никаких.

Итак, основной плюс больших архивов - широта охвата аудитории. Минус - короткий период этого охвата. Большинство таких архивов также выпускают CD-ROM'ы, причем нередко ежемесячно и с полным содержимым архива: четыре или даже больше дисков! Так что, однажды попав на этот архив, программа будет публиковаться очень долго. Правда, я слабо представляю, кто такие диски покупает, а тем более, ими пользуется, мне кажется - те же держатели мелких архивов для пополнения своих запасов…

Кроме того, у вас есть шанс, что вам присвоят какой-нибудь "award", например, "COOL", "GET IT!", "Editor's Choice" и т. п. В этом случае вашу программу поместят в отдельную категорию (сохранив ее, впрочем, и в тематической) или поставят рядом с ее описанием какой-нибудь значок, и это не просто приятно и престижно, но и весьма полезно: увеличивает число клиентов.

Общаться с администраторами таких архивов - истинное мучение! Притом, что поступают на них десятки программ в день, а администратор часто является еще и Web-мастером, и менеджером, он, естественно, не в силах отслеживать все неточности и отвечать каждому автору в отдельности. Для вас же каждая небольшая ошибка в описании программы на его сайте может оказаться фатальной (скажем, перепутают или просто не обновят дату выпуска - и программа окажется в самом низу списка, куда никто и не заглядывает. Кстати, рекомендую дарить администраторам (не всем, конечно) бесплатные регистрации - такой небольшой "подкуп" может помочь.

2. Компьютерные издания. Как правило, они "содержат" небольшие архивчики лучших программ, и напрямую послать туда свою программу нельзя. Обычно они выбирают то, что им нравиться на крупных архивах. Секретов раскрывать не буду: анализируйте их страницы и думайте! Прямые письма обычно не помогают, но от них иногда приходят запросы (обычно, после публикации какого-нибудь обзора) такого рода: "Один из наших подписчиков просил нас разместить обзор вашей программы на наших страницах. Пришлите, пожалуйста, нам ее описание". Бросайте все дела и пишите не описание, а целиком обзор - с картинками и т. д. Зарубежные (а отнюдь не только наши) обозреватели - народ ленивый и жадный, они любят получать гонорары за обзоры, написанные кем-то другим. Так что шансы опубликоваться у вас неплохие! Кстати, одним из таких "подписчиков", попросивших написать обзор вашей программы, вполне может стать кто-то из ваших друзей. В общем, поработайте головой - результат может превзойти все ваши ожидания!

Имейте в виду, что факт появления вашего обзора на страничке, принадлежащей журналу, вовсе не означает, что он будет опубликован и в печатном издании. Если у вас уже завязалась переписка с кем-то "оттуда", ведите себя понастойчивей и пользуйтесь представившимися возможностями "по полной".

Народ в компьютерных изданиях крайне вежлив и обычно присылает письмо (мне они приходят не реже двух раз в месяц): "Мы собираемся опубликовать обзор о вашей программе в журнале и, кроме того (если вам повезет - А. К.), разместить ее на компакт-диске, прилагаемом к изданию. Пришлите, пожалуйста, подтверждение вашего согласия". В качестве приложения почти всегда приходит форма, которую необходимо заполнить и отослать по факсу. Ziff-Davis же обычно присылает не только e-mail, но и письмо наземной почтой, и просит вернуть оригинал тем же способом. Повторяю, отвечайте и высылайте все материалы немедленно: обычно такие письма приходят за день-два до сдачи материала в номер! Если у вас несколько программ - высылайте информацию обо всех, даже если просили только об одной. Обозреватели, повторяю, народ ленивый, и найдя информацию об одной программе, на вашу страницу и заходить не будут. Не жмотьтесь - направьте им также информацию о программах, написанных вашими друзьями и знакомыми.

Не рассчитывайте, что вам пришлют номер журнала, а тем более, диск по почте и бесплатно. Ни в коем случае на этом не настаивайте - вас просто "выкинут" из номера. Лучше попросите сообщить вам, когда и в каком номере ваша информация будет опубликована, и постарайтесь достать его сами. В некоторых журналах рассылка номеров практикуется, причем вам вполне могут прислать не только журнал, но и футболку или даже пивную кружку (что приятней - футболок у меня таких уже много - но реже).

Очень хорошо, если ваша программа имеет интерфейс не только на английском или русском языках: национальные (например, французские и немецкие) версии существуют у большинства крупных изданий, и они активно ищут программы на родном для них языке. Постарайтесь реализовать это (я понимаю, что вы не полиглот, так что о том, как это сделать, напишу чуть ниже) и обязательно указывайте в описании своей программы - где только возможно.

3. На некоторых архивах публикуют обзоры программ - вещь для вас очень полезная. Сделайте, как и для журналов, все сами! Частенько Web-обозреватели и компьютерные журналисты "передирают" эти обзоры друг у друга - вам это только на пользу.

4. Архивы, размещающие программы на своем сервере. Весьма полезны, особенно если у вашего сервера не очень хороший канал. Разместите ссылку на вашу программу (лежащую на таких архивах) со своей домашней странички в разделе "Other places for downloads", предварительно отсортировав их по странам и континентам. Этим вы сильно облегчите жизнь себе, своим пользователям и даже своему провайдеру! Но не забывайте регулярно проверять их на предмет наличия там ваших программ: архив может прекратить свое существование или вашу программу по какой-то причине просто уберут оттуда, а также наличие последних версий (это, впрочем, обязательное правило работы с любыми архивами).

5. Национальные архивы - особая статья. Прочитать-то вы их не сможете - зачастую они существуют только на родном языке, - но вот польза от них может быть немалая! Во многих странах национальное самосознание развито настолько сильно (например, во Франции), что большинство страниц ведется в основном на "местном" языке. Вдобавок даже многие программисты там могут не владеть английским (а тем более - русским) языком. Вот здесь-то у вас появляются серьезные шансы на успех.

Чтобы сделать программу многоязычной придется изрядно повозиться. Все вы знаете, как плохо локализация сделана у Microsoft: и не лень же им было все свои пакеты (и даже операционки) перекомпилировать! Мало того, национальные версии имеют разное ядро, и появляются проблемы с поддержкой и обновлением.

Так что подумайте о локализации заранее (еще до того, как напишете значительную часть кода), этим вы сэкономите себе кучу времени в дальнейшем. Постарайтесь сделать так, чтобы все языковые ресурсы лежали у вас в отдельном файле (файлах) - тогда для выпуска версии с поддержкой нового языка вам не придется переделывать саму программу.

Далее, постарайтесь сделать так, чтобы добавлять новый язык можно было вообще без перекомпиляции программы. Скажем, путем хранения всех текстовых строк в обычном ASCII-файле. Перевести такой файл будет нетрудно: например, вы можете предложить это сделать пользователям в обмен на бесплатную регистрацию.

Когда у вас наберется четыре-пять языковых файлов - разложите их на своей страничке с обязательным указанием ваших добровольных помощников (e-mail адреса публикуйте только с их согласия). Желающих попереводить набежит очень много, особенно если вы пообещаете за это бесплатную регистрацию. Нам, например, удалось собрать переводы на пару десятков иностранных языков буквально за считанные недели - включая двухбайтовые кодировки (японский, китайский, корейский)! За подобные переводы здесь, в России, профессиональные переводчики запрашивали от 500 до 2000 долларов (за КАЖДЫЙ язык - в зависимости от его "редкости"). Нетрудно подсчитать, сколько было сэкономлено.

При переводе, кстати, крайне полезно заглядывать в "Windows 95 Interface Design Guide": в приложении (которое доступно в электронном виде на дисках MSDN - Microsoft Developers Network) приводятся переводы стандартных сообщений и пунктов меню (из Windows 95 и некоторых приложений от Microsoft) на несколько десятков иностранных языков!

Качество перевода - вопрос, конечно, немаловажный. Кто-то, может, попытается вас обмануть, но ошибки и огрехи перевода быстро "всплывут": как только он будет готов, пошлите его для проверки уже зарегистрировавшимся пользователям из страны "языка перевода". Можно, кстати, попросить их о переводе с самого начала.

После появления переводов интерфейса вашей программы на несколько распространенных языков популярность ее резко возрастет - о паре миллиардов китайцев стоит позаботиться.

Отношения с покупателями и бета-тестерами

Итак, программа начала "дышать", и появились первые пользователи. Пока она "живет" в бета-версии, естественно, вы за нее деньги брать не должны - такое (брать деньги за бета-версию, которая содержит множество ошибок) может позволить себе только Microsoft. Но то, что позволено Юпитеру (извиняюсь за перефразировку и аналогию)… Вы же, наоборот, напишите крупным шрифтом, что первые 50 пользователей могут зарегистрировать бета-версию бесплатно - прислав инфомацию о себе и краткий отчет, - в этом случае финальную версию вы им обещаете тоже бесплатно. Или, скажем, пообещайте каждому, кто найдет не менее пяти ошибок в вашей программе, бесплатную регистрацию. Или что-нибудь вроде этого.

Говорят, что Кнут, автор знаменитой книги "Искусство программирования ЭВМ" (она вышла даже в СССР в конце 70-х - начале 80-х в трех томах) выплачивал по 100 долларов каждому, кто нашел ошибку в примерах исходных текстов программ, приведенных в его книгах. Думаю, что на самом деле он не потратил ни доллара - не потому, что ошибок не было, а потому, что (я уверен!), никто не предъявил его чеки к оплате: все предпочли оставить их себе на память! А как бы вы поступили, получив чек, скажем, от Билла Гейтса?

Если серьезно, прикиньте, во сколько бы обошлось Кнуту набить все примеры на перфокарты (другого способа ввода тогда не было), оплатить машинное время на мэйнфрейме (в те-то времена), вычистить все баги, прогнать все по новой и, в конце концов, проверить, не наделали ли ошибок при наборе книги (я не утверждаю, правда, что он это не делал)! Это не значит также, что вы не должны сами тестировать свои программы и исправлять ошибки. Но использовать практически бескорыстный труд десятков помощников по всему свету - просто необходимо! К тому же, у людей, проживающих в других странах, совершенно другой (как это по-русски?) менталитет, так что педантичный немец или экспрессивный итальянец могут найти ошибки, которые вы никогда бы не нашли бы.

Как вам, например, следующее письмо (получено мною буквально на днях - естественно, перевожу с английского): "Обратите внимание, что версия 1.2 beta 2 вашей программы дает следующую ошибку <…> при запуске под Windows 98 beta 3. При этом указанная ошибка не проявляется при запуске под Windows 98 beta 2, а также при запуске версии 1.2 beta 1 и более ранней версии 1.16 вашей программы под Windows 98 beta 3!" Каково? Хватило бы у вас времени и возможностей на то, чтобы переформатировать несколько раз винчестер, поставить последовательно несколько различных версий Windows 98 (а ведь их еще нужно найти!), которая и сама-то пока работает крайне нестабильно, проинсталлировать несколько различных версий вашей программы, найти комбинацию (достаточно редкую), в которой она "рушится", и определить - виновата ваша программа или Windows 98, или диск с Митинского рынка, с которого вы эти самые Windows 98 проинсталлировали!

Так что активные бета-тестеры - ваш "золотой запас", вы должны их холить и лелеять, посылать им свежие и "глючные" бета-версии и поздравления с Рождеством (или Рамазаном, или Ханукой - главное, не ошибиться), интересоваться здоровьем собачки их любимой тещи и - дарить им бесплатные регистрации!

Есть такие уникальные тестеры и в России. Мне, например, посчастливилось познакомиться с отставным военным, который, работая в охранной фирме, в свободное от работы время занимается тестированием shareware-программ. Делает он это совершенно бескорыстно и весьма профессионально. Ошибки он находит в каких-то совершенно невообразимых комбинациях, проверить которые мне никогда не пришло бы в голову! Причем, когда я начал разбираться, откуда они "растут", выяснилось, что они весьма серьезны и вполне могли бы проявиться в гораздо менее безобидных ситуациях.

Когда после десятка обнаруженных им ошибок я послал ему бесплатный регистрационный номер (естественно, со скрытым меркантильным интересом - чтобы он проверил и те части программы, которые доступны только зарегистрированным пользователям!), он робко поблагодарил и написал, что самому попросить об этом ему было как-то неудобно… При встрече он показал мне табличку с двумя десятками программ, среди которых были как весьма известные, так и скромные (типа моей), и произнес: "Мне тут вчера из (последовало имя весьма известной фирмы) бету номер такой-то прислали - ну и багов же у них, больше двадцати за полчаса нашел!" О существовании данной версии мне не было даже известно, хотя я и числился в официальных бета-тестерах этой же программы этого же производителя.

Что касается общения с "рядовыми" пользователями, то это отдельная тема. При достаточной "раскрученности" вашей программы вы будете получать от 5 до 50 писем в день, даже если в ней нет ошибок (вы сами-то в это верите?). Причем письма будут самыми разными: начиная от сообщений о найденных ошибках и предложений ввести новые возможности и кончая вопросами о наличии версии программы для операционной системы QNX и просьбой прислать драйвер для какой-то новой модели магнитооптического дисковода (реальные случаи из моей практики!).

Будьте терпимы и постарайтесь отвечать на все письма, даже самые "тупые" (с вашей точки зрения). Пользователи это любят. Все больше пользователей считают, что заплаченные ими деньги идут на техническую поддержку, и вы должны их доверие оправдывать. Кроме того, если они останутся довольны, можете не сомневаться - они будут рекомендовать вашу программу всем своим знакомым, а то и предложат руководителю своей фирмы купить site license.

Если вы чувствуете, что перестаете справляться с огромным потоком идущих вам писем, рекомендую серьезно подумать о привлечении кого-то еще для работы с почтой, а то и организовать собственную небольшую фирмочку. Если, конечно, достойный процент приходящих писем содержит просьбу прислать информацию, вопросы, как зарегистрироваться…

Если же вы все-таки предпочитаете работать в одиночку, то спланируйте процесс следующим образом: скажем, в течение месяца вы работаете с пользователями, собирая предложения по добавлению возможностей в новых релизах и исправляя ошибки, а следующий месяц работаете над очередной версией. Делать и то, и другое одновременно, скорее всего, не получится.

Продажа

А вот теперь-то о самом интересном - как продавать свою программу? Если вы уже посетили несколько наиболее распространенных shareware-архивов, то наверняка заметили, что рядом с некоторыми программами стоит пометка "online registration". Не поленитесь и зайдите на www.windows95.com: там рядом со многими программами есть ссылка "Register Now!", нажав на которую, вы сначала увидите уведомление от вашего "Обозревателя сети" (о том, что входите в "закрытую зону"), а потом и форму, в которой вам предложат заполнить данные о себе и о вашей кредитной карточке. Если вы это сделаете, то через несколько часов (иногда даже минут) получите зарегистрированную версию, а соответствующая сумма (цена регистрации) будет списана с вашего счета.

Большинство крупных архивов создает собственные подобные службы. И уж ни разу я не видел, чтобы несколько архивов пользовались одной и той же службой. На самом деле, покупатели не слишком часто пользуются для регистрации ссылкой, которая размещена на странице shareware-сайта. Ведь им нужно вначале скачать и опробовать вашу программу, прежде чем принять решение о ее покупке! Поэтому подобные указатели производят скорее психологический эффект: пользователь запоминает, что вашу программу можно зарегистрировать через Сеть. А вот проводить регистрацию он будет скорее через ссылки, размещенные на вашей домашней странице или указанные в README или HELP-файлах! А вы уже можете указать одну или несколько регистрационных служб в соответствии с вашими вкусами или предпочтениями и чувством меры.

Чувство меры здесь особенно необходимо, так как если у вас будет слишком много ссылок, покупатели будут использовать их в соответствии уже с собственными предпочтениями. В результате службы для регистрации будут выбираться совсем уж случайным образом, и вам будет приходить много мелких платежей - а в этом случае накладные расходы на переводы могут сильно возрасти.

К сожалению, у некоторых пользователей нет кредитных карточек. Еще больше людей просто боится передавать номер карточки через Интернет, считает, что Сеть кишит хакерами, которым делать больше нечего, кроме как ломать достаточно серьезную (в настоящее время - раньше было проще) систему шифрования Netscape Navigator или Internet Explorer для того, чтобы перехватить информацию об их кредитных карточках. На мой взгляд, вероятность этого гораздо меньше той, что кто-то подслушает ваш (незашифрованный, естественно!) телефонный звонок, когда вы будете делать заказ по кредитке, или что коварный продавец перепишет ее номер, когда вы будете расплачиваться ею в магазине! Но переубедить таких людей вам все равно не удастся, поэтому об альтернативных способах оплаты стоит позаботиться заранее.

Многие из упомянутых выше служб принимают платежи не только online, но и по факсу, электронной почте и даже по телефону, а также принимают чеки и переводы денег на их банковский счет. Естественно, чем больше сервиса они предлагают, тем выше будут и их комиссионные, но жмотиться здесь не стоит: эти проценты как раз и перекрываются платежами от тех пользователей, которые предпочитают "традиционные" системы оплаты.

Бывают, конечно, совсем комические случаи… Получаю я пару месяцев назад красивый конверт из Голландии. Открываю, а в нем лежит купюра достоинством 20 долларов (напрасно у нас все-таки ругают почтальонов!) и короткое письмо. Пишет мне пользователь, к которому каким-то неведомым путем попала моя программа, и он желает ее зарегистрировать. Но так как он уже более года является безработным, то кредитной карточки у него нет. И вот он решил послать мне наличные - авось дойдет - и хочет получить свой регистрационный номер. Правда, у него, кроме всего прочего, нет ни электронной почты, ни доступа в Интернет, поэтому он сообщает свои домашние телефон и адрес - и очень ждет регистрации! Звонок в Голландию мне обошелся недешево, но как такому пользователю можно отказать?

Итак, выберите несколько подобных служб и зарегистрируйте в них вашу программу. Какую цену на нее назначить - дело тонкое. По моему мнению, оптимальная цена лежит в интервале от 15 до 30 долларов. Меньше - не стоит, так как среди многих пользователей бытует мнение, что чем дешевле программа, тем она хуже. Вдобавок не забывайте, что фирма, обслуживающая платежи, возьмет с вас 15-25% от стоимости программы. Более же высокая сумма отпугнет многих потенциальных клиентов. Посмотрите также, сколько стоят программы "конкурентов", но ни в коем случае не "демпингуйте": много денег на демпинге вы не заработаете, а себя можете скомпрометировать. Кстати, общепринятая практика - когда конкуренты тестируют ваши программы, а вы - их, так что отношения портить в любом случае не стоит.

Зарегистрироваться довольно легко: чаще всего достаточно просто заполнить стандартную форму договора и отослать ее по факсу или даже e-mail. Рекомендую связываться только с солидными фирмами, работающими на этом рынке хотя бы два-три года (например, PsL - www.pslweb.com), - у них все отлажено и никаких проблем быть не должно. Раз в месяц (или в квартал, или в год, или по мере накопления определенной суммы - по вашему желанию), они будут посылать вам чек (или делать перевод через банк - если, конечно, у вас открыт валютный счет) по тому адресу, который вы укажете в договоре. Если у вас есть знакомый за рубежом - договоритесь с ним: в конце концов, ему "отоваривать" чеки (или снимать деньги со счета) будет значительно проще, чем вам, даже если вы живете и работаете в Москве. Правда, о возможных последствиях - типа неприятного визита налогового инспектора - подумайте заранее. Нарушением законодательства такой способ не является, так как согласно заключенному договору вы просто передаете зарубежной фирме полномочия производить продажи вашего программного обеспечения на правах дилера, с выплатой соответствующих комиссионных, а вовсе не открываете счет за границей, как считают некоторые. Вот последнее - действительно противоречит российскому законодательству. И налоги со своих доходов вы тоже, вроде как, должны платить.

В общем, подойдите к вопросу творчески! Если у вас несколько программ, можно попросить фирму высылать вам один чек (или делать перевод) на все программы сразу или даже скооперироваться с кем-нибудь из знакомых. Если будут проблемы - пишите, может, что и посоветую.

О каждом зарегистрировавшемся пользователе фирма-"кассир" будет информировать вас, причем в тот же день (иногда даже минут через 15-20 после того, как им будет произведена оплата). Вам пришлют его e-mail, фамилию-имя, почтовый адрес, какую программу и сколько копий он заказал, в общем, всю информацию, которую пользователь сочтет необходимым о себе сообщить (кроме, естественно, номера кредитной карточки). Часть этой информации является обязательной - e-mail и фамилия, - так что вы всегда будете в курсе, кто, что и когда у вас приобрел.

Рассылку серийных номеров или регистрационных "заплаток" вы можете взять на себя, а можете предоставить это фирме-"кассиру".

И еще один момент: как уже упоминалось, разные фирмы подобного рода предлагают разный спектр услуг (за разные проценты, естественно), - трезво оцените, что именно вам нужно. Скажем, RegNow (www.regnow.com) дает своим клиентам доступ в "привилегированный" раздел сервера, где можно просматривать все регистрации за указанный период и много чего еще. У них, однако, и проценты побольше. Другие фирмы (например PsL) берут меньший процент, но при этом "штрафуют" вас за любую акцию, например, за возврат денег пользователю (money back бывает редко) или попытку приобретения программы по карточке, на которой нет денег (кодогенераторы не проходят, не бойтесь, но все равно бывает частенько, скорее из-за разгильдяйства покупателя, чем по злому умыслу), а иногда даже за любой звонок покупателя с требованием дать консультацию - если кто-то вдруг позвонит не вам, а в PsL. Так что заранее оцените свои потребности, соберите достаточное количество информации, сравнивайте и выбирайте. Выбор действительно есть.

Если же вы сомневаетесь, будут ли покупать вашу программу, то напрасно. Если она хоть чем-то оригинальна, если вы ее умело продвигаете и обеспечиваете техническую поддержку - несколько десятков пользователей в месяц вам гарантировано. При действительно хорошей программе и продуманном маркетинге речь пойдет о сотнях регистраций в месяц. А если вам повезет, вашу программу заметит кто-нибудь из крупных производителей программного или аппаратного обеспечения, - счет пойдет на тысячи или даже десятки тысяч. Подсчитайте и подумайте, какая у вас сейчас зарплата? Голова не закружилась?

Итак, засучите рукава, включайте компьютер - и за работу! Успехов вам!

Заключение

Программа написана, разрекламирована, начала продаваться, вы ее развиваете, сопровождаете, исправляете ошибки. Что дальше? Перечитайте данную статью с начала - надеюсь, вы ее сохранили, - и… садитесь писать новую.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.