Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Автомобиль для битья о сугроб

Архив
автор : Евгений Козловский   16.03.1998

Из последних "Огородов" (судя по числу и эмоциональной насыщенности писем) самым популярным до сих пор остается тот, что был в номере 228-м: "Козни нечистого". Причем та его часть, которая касалась CD-рекордера, побила рекорд внутри рекорда. Я даже специальную "Переписку" этому делу посвятил. Но письма идти продолжают, а я, в свою очередь, продолжаю пробовать рекордер за рекордером. (Повторюсь: имею ощущение, что изо всех предлагаемых производителями, а следом - продавцами устройств и носителей, предназначенных к фиксации и транспортировке больших объемов информации, конкурентов компакт-дискам не вижу: достаточный объем, достаточная скорость записи, более чем приемлемая, пожалуй - минимальная, цена за информационную единицу и, наконец - главное! - реальный СТАНДАРТ: даже редкий ноутбук выпускается сегодня без устройства для чтения компактов, а о десктопах и говорить нечего.) Но… Но возникают проблемы. Сплошь и рядом. Одна за другой. Запарываются болванки. Шумит, скрипит, с дорожки на дорожку соскакивает звук. И прочее.

Письма с рецептами, как всех этих неприятностей избежать, сыплются не только в мой ящик, но даже в ящик г-на Кузнецова: "ламер Козловский ни хрена не понимает в компьютерах, вот это надо сделать так, то - эдак, систему переставить на вот эту, настройки в ней произвести вот такие, - и все будет ОК!" Ламер Козловский, может, и впрямь понимает в компьютере далеко не все, но, уверяю, если б ему пришла фантазия или необходимость в количествах едва ли не промышленных производить компакты (чем, судя по всему, авторы подобных писем и занимаются), он бы как-нибудь и с системой на этот предмет разобрался, и внимательно поизучал бы ФИДОшные конференции, сей теме посвященные, подписался бы даже; и в реестр залез бы по необходимости; а то, возможно, и специальный компьютер бы прикупил.

Но у ламера Козловского совсем другой подход, совсем другая точка зрения, да и потребности более ограниченные. Он смотрит с колокольни простого пользователя, ЛАМЕРА, который, независимо от того, может он разобраться в тонкостях или нет, НЕ ХОЧЕТ В НИХ РАЗБИРАТЬСЯ. Который желает купить рекордер, вставить его в компьютер и начать записывать на нем компакты по мере необходимости. То есть относиться к рекордеру точно так же, как может позволить себе сегодня отнестись к винчестеру, монитору или клавиатуре. Без колдовства, без "чур-чур". И надо признать, что до такого уровня разворота лицом к юзеру CD-рекордеры и поддерживающее их программное обеспечение, начиная с Windows 95, сегодня еще не дошли.

(В ответ на упомянутую выше "Переписку" я получил, в числе прочих, одно совершенно замечательное ироническое письмо от давнего моего корреспондента Юрия Волкова, любителя автомобильных ралли, на почве чего мы, кстати, и сошлись. В одном из предыдущих писем я посетовал ему на то, что, во время недавней поездки в Суздаль, когда ударили невероятные морозы, дорога стала такой скользкой, что мою "восьмерку" развернуло на ровном месте и ткнуло мордой в заледеневший сугроб. Вот что написал мне г-н Волков: "Все из головы не идет: как там Ваша "восьмерка"? Об сугроб под Суздалью Вы ее зря. Зря! Помнится, один корреспондент советовал Вам поставить исключительно для записи CD отдельную 486? Так вот, для того чтоб об сугроб - можно посоветовать купить "копеечку" или даже "пырзика". Задний привод, да полысей резину без шипов, да амортизаторы никакие, да несход-неразвал и по голому льду - очень способствует об сугроб где нибудь в безлюдном месте. А "восьмерочку" - эт зря, эт не стоит".)

Итак, в рамках условленной программы, "Столичный негоциант" (раньше он был "Московский", да, говорят, наш рачительный мэр за всякое упоминание имени вверенного ему города в названии чего-либо коммерческого стал собирать мзду) продолжает менять мне рекордеры для моей, читательской и отчасти собственной пользы, ибо внятный отчет о товаре помогает верно формировать торговый "репертуар".

Для тех, кто не помнит: началось с купленного "за кровные" рекордера Compro с Matsuchita 4х2 внутри (сейчас продаются новые модели Compro-Matsuchita: 8х4). Рекордер легко подключился и превосходно заработал, что породило "Колонку Козловского" с названием "Строчила". Беззаботная жизнь текла чуть больше полугода, после чего начались загубленные через раз диски, сбои системы и пр. Гарантийный срок на рекордер тогда еще не вышел (он, кажется, не вышел и до сих пор), но, с другой стороны, рекордер, в сущности, работал, и доказать, что пропала былая ясная безошибочность, было бы… затруднительно. Тем не менее, я поехал в "Негоциант", встретил там полное понимание ("Мы и сами замечали, что Matsuchita довольно быстро издыхают… но чего ж вы хотите? - стоят-то они соответственно") и готовность поменять Compro на легендарную Yamaha, про которую большинство моих корреспондентов пишет, что лучше нее машинки нету. (Некоторые, правда, смотрят на Teac, который очень хвалят в смысле надежности и выносливости: пятьсот [?] дисков за субботу-воскресенье! - не берусь опровергать, однако от слова Teac у меня лично возникает легкий нервный тик после давнего еще общения с читающим CD-драйвом; но "плохой экземпляр" далеко не всегда означает "плохое устройство" или "плохой производитель".)

Правда, Yamaha мне предложили не новенькую, а вернувшуюся с фирмы после гарантийного ремонта, что я встретил с полным пониманием, ибо сдал Matsuchita тоже не новую. Однако Yamaha даже не опозналась моим компьютером (впоследствии - и компьютерами "Столичного негоцианта"). Других под рукою в "Негоцианте" не оказалось, и я получил во временное пользование Philips 2х6, который чуть было не купил еще в первый раз, да чуть меньшая цена плюс отсутствие проблем с софтом (сейчас их нету и у Philips) повернули мой взгляд в сторону Matsuchita.

Philips работал в качестве строчилы отлично (с чтением, особенно "золотых" дисков, у него много хуже; не могу не упомянуть о парадоксе, который при обнаружении буквально заставил меня хохотать: из добрых четырех десятков "золотых" дисков, записанных в разное время, на разных рекордерах и болванках, категорически не читались Philips как раз те, что были записаны на болванках… Philips!!!), - но все время… врал. То есть вставляешь болванку, включаешь запись… Она происходит, потом оканчивается. И выскакивает табличка: "Диск не записался из-за такой-то и такой-то ошибки". Пытаешься открыть каталог - и впрямь ничего нету. Но стоит перезагрузить машину, как выясняется, что запись прошла отлично и все файлы легко и вполне читаются. Особенно эта особенность проявлялась, когда приходилось дописывать на "незакрытый" диск. Причем я не поленился и порасспрашивал разный народ: они обнаруживали тот же дефект, то есть дело не в экземпляре, а в модели, как минимум - в большой партии. Смириться с этим, конечно, можно (только первые таблички приводят в предынфарктное состояние, дальше уже смотришь на них спокойно, да и перезагрузка компьютера - дело не экстравагантное), но все равно как-то… неаккуратненько.

(Не проверял, но слышал, что рекордер от Philips и рекордер от HP - ровно одно и то же устройство, а разница в названиях вызвана OEM-соглашением/)

Тем временем в "Негоциант" пришла из ремонта очередная Yamaha (модель 400t, 4х6). Эта опозналась легко (системой), но не опозналась ни софтом от Adaptec, ни любимым моим Gear (правда, версия Gear 4.2, в которой добавлена возможность закрытия диска или сессии - на случай, если запись собственно данных произведена, и тут-то компьютер и завис, - Yamaha опознает уверенно, однако продолжает затрудняться при загрузке файлов из по-русски названных каталогов). Прилагается к Yamaha WinOnCD фирмы CeQuadrat, и версия 3.5 показалась мне достаточно привлекательной (предыдущая, третья, меня несколько разочаровала; я слышал, что появилась уже и четвертая). Итак, я приступил к записи. Данные легко записались даже на четырехкратной скорости (последнее время ее у меня существования я запускал Matsushita только на одинарной скорости - иначе количество нечитаемых файлов все резче отличалось от нуля), но при тестировании результата многие читались далеко не с первой попытки. Повторение записи на скорости одинарной в результате ничего не изменило. М-да… Это было несколько огорчительно, но, в конце концов, терпимо. Тогда я принялся за следующий тест: не главный, может быть, концептуально, но удивительно, как мне кажется, очевидный (ухослышный): скопировал звуковой компакт. Вне зависимости от скорости записи результат оказывался, хоть и в разной степени, отвратительным: полная нечитаемость на музыкальных проигрывателях, сбои половины дорожек при чтении на той же Yamaha (кстати, в качестве "читалки" Yamaha проявляет себя с самой лучшей стороны!), а те дорожки, что читаются, производят такое количество треска, провалов, пауз и непрекращающегося океанского прибоя при 3-4 баллах, что аж нехорошо становится на сердце.

Я снова поехал в "Негоциант". Меня выслушали, полагаю, безо всякого удовольствия, но, тем не менее, с полным пониманием и резюмировали с интонацией из известного анекдота про барина и кота: "Не любят они етого", - в смысле, что не любят фирмы как следует ремонтировать "гарантийный" брак. За деньги - другое дело, а вот гарантийный… Мне была вручена новенькая, той же модели Yamaha, которая заработала превосходно в смысле музыкальном, но график чтения дисков с данными остался зазубренный и даже с красными пиками. Впрочем, читается все равно все, так что на некоторую неидеальность внимание можно пока и не обращать. Относительно же надежности и долговечности Yamaha, как вы понимаете, собственных наблюдений у меня покуда нету.

К WinOnCD фирма CeQuadrat приложила и еще одну программку: PacketCD. Она запускается вместе с Windows 95 и сидит там в виде некоего резидента. Назначение ее таково: особым образом отформатировать CD-болванку с тем, чтобы она стала в систему в виде отдельного логического устройства, подобного винчестеру или, скажем, флоппи-диска. На которое в процессе работы можно просто записывать файлы, причем, в отличие от многосессионного режима обычной записи на компакт, добавка каждого очередного файла не отжирает заметного (мегабайт, кажется, под сорок) куска "служебного" пространства.

Не могу сказать, что такая идея показалась мне особо привлекательной - винчестеры нынче так емки и сравнительно недороги, что копить в отдельном каталоге информацию, предназначенную для последующей записи на компакт, несложно и необременительно, - но, с другой стороны, если даром - чего ж отказываться?

Я дважды провел форматирование с помощью PacketCD, и оба раза никакого дополнительного диска в системе моей не возникло, а болванки оказались загубленными, не поддающимися дальнейшему использованию. Так я и не понял, в чем тут дело: в накрученности ли системы, в качестве ли самих болванок (я пользовался дисками от Sony), в Yamaha ли, - но от дальнейших экспериментов отказался, ибо каждый такой стоит два-три доллара (сегодняшняя московская цена чистых болванок), немножко нервов и времени, употребляемого на поездку в магазин. Поскольку, как я уже сказал, возможность привлекательности сомнительной, я и отказался от нее с легкостью.

Другое дело, что до сих пор нигде не нашел софта, который, при совместимости с Yamaha, позволял бы записывать компакты загрузочные: большинство современных BIOS позволяют загружать компьютер с компакта, а вот как такие компакты делать - не сообщают. На "Горбушке" загрузочные компакты появились довольно давно, но их продавцы секретом не делятся. Может, и сами не знают, а, может, я не к тем обращался. Однако интерес к этому вопросу у меня остался, и, едва мне удастся его удовлетворить, я тут же поделюсь с читателями.

Если вы заметили, я пробую исключительно SCSI-рекордеры, хотя в последнее время все чаще появляются и IDE, причем, по отзывам, - устройства вполне работоспособные. Однако легкое мое недоверие к такому сочетанию (CD-запись + IDE) пока удерживает меня от очередной серии экспериментов. Зато появление сообщений о новой модели рекордера Plextor (12х4) вызвало живое мое любопытство, ибо устройства от Plextor всегда оценивались народом довольно высоко, а их не особая популярность вызывалась соответственной оценке высокой же ценою (в не столь уж и давние времена, когда Yamaha стоила под тысячу, Plextor стоил чуть ли не три).

Сегодня же цены на рекордеры упали до вполне бытовых: находятся в Москве в пределах от едва ли не двух с половиной до семи с небольшим (Plextor) сотен долларов. А про цены на болванки я уже написал выше. Так что, едва процесс CD-записи освободится от некоторых проблем (а это все же случиться должно), рекордеры, по моему разумению, должны хлынуть в народ совершенно "бурным потоком". Тем же, кого эти проблемы (не так их на самом деле и много) пугают не чересчур, советую приобретать рекордер уже сегодня.

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.