Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Уроки жизни

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    16.03.1998

Пишите, что хотите, но это будет еще одна колонка о "повременке". Надеюсь, последняя.

Разбирая почту, я, кажется, понял, что мне больше всего не нравится в этой истории. Конец социализма ознаменовался бурной публицистической активностью и происходил в обстановке всеобщего разгильдяйства, благодаря чему многим работающим удалось выкроить время для интенсивного самообразования и привести в порядок свой, извините за выражение, менталитет. Однако, те, кто в лучшие годы перестройки проходил курс наук в школе или вузе, были поставлены перед естественным выбором: или жрать, что дают, или махнуть рукой на дипломы и аттестаты. В большинстве, школяры советским обществоведением давились, но глотали. Вот так они упустили свой исторический шанс получить полезные знания, а теперь оказались не готовы воспринимать уроки жизни.

Не думайте, будто я совсем отстал от поезда. Я слышал, что в программах появились курсы политологии, и знаю, что многие студенты инженерных специальностей параллельно получают дипломы экономистов. Однако, будучи близко знаком с преподавателями истории КПСС, политэкономии и научного коммунизма, которые занимаются сейчас всеми этими богоугодными делами, я не склонен строить иллюзий.

Дискуссия о повременке показывает: среди сограждан 18-30 лет свирепствует экономическая безграмотность. Они гораздо хуже подготовлены для жизни в современном обществе, чем ненавистные им начальники МГТС, и вообще, они едва ли не большие совки, чем были мы в их годы при советской власти. Кто не видит в этом ничего плохого, пусть бросит в меня камень. Полетят они не раньше начала следующей недели, а пока я продолжу тему в ее самой интересной части.

Экстремистское крыло критиков повременки разоблачает ее как "очередную попытку правительства" запустить лапу в карманы граждан. Несколько раз мне встретился забавный вариант этой теории: мол, правительство целит в карманы новых русских, а попадает, то ли по неловкости, то ли умышленно, не туда. Впрочем, дело не в деталях, а в самом подходе. Сходным образом в свое время приспешники Горбачева обвиняли своих противников в том, что те рвутся к власти - как будто не в этом состоит задача любого политика просто по определению.

В самом деле, каждый день ваш карман ощупывают множество алчных глаз. Ваших денег хочет и семья, и Уильям Гейтс, и уличный торговец, продающий "Компьютерру", и милиционер, слоняющийся у входа в метро, и преподаватель, и наниматель, и конкурент, и так далее. Это - нормальное состояние общества. В этом смысле правительство и МГТС точно такие же участники рыночных отношений, как и все вышеперечисленные.

Вообще говоря, чем шире распространено вот это похвальное стремление граждан завладеть чужими деньгами и чем сильнее оно проявляется, тем выше уровень общественной мотивации, и тем быстрее развивается экономика. Но при условии свободы торговли, то есть если деньги и товары переходят из рук в руки по свободному соглашению сторон, каждая из которых пребывает в своем уме и надлежащим образом информирована о происходящем. Иначе это называется мошенничеством, воровством, разбоем, вымогательством и так далее - смотря по тому, какая совокупность правил нарушена. А если общество не защищает эти правила, то экономика деградирует.

Для России характерны сразу две напасти: во-первых, что бы ни говорили моралисты, здесь неприемлемо низкий уровень мотивации граждан, а во-вторых, не обеспечивается свобода торговли. Что касается монополий, то они не опасны сами по себе. Монополии приносят вред постольку, поскольку занимаются недобросовестной конкуренцией - то есть, опять-таки, нарушают свободу торговли. В этом смысле хуже всего госмонополизм, опирающийся на прямое насилие.

Как крупное предприятие, монополия имеет некоторые преимущества, однако они не бывают настолько велики, чтобы гарантировать ее положение. На практике, неуязвимы те монополии, которые приходится принимать как меньшее из зол. Конкуренция кабелей, трубопроводов и дорог могла бы разорить даже самую богатую страну.

Однако, вернемся к повременке. Вот вам теорема для самостоятельного доказательства на досуге: мошенниками, разбойниками и вымогателями выступают не связисты, а те, кто хочет иметь услуги телефонии по цене, которая много меньше даже себестоимости ее эксплуатации. Я далеко не поклонник МГТС, но, разобравшись, приходится признать, что ее противники в этом споре ведут себя принципиально хуже.

Теперь сместимся от крайней позиции к центру. Очень многие читатели соглашаются с тем, что МГТС имеет право получать за свои услуги столько, во сколько они обходятся ей самой, с учетом амортизации основных фондов, и даже получать прибыль. Но они спрашивают: а почему же наш труд оплачивается так скудно? Почему то, что правильно для МГТС, не распространяется на наши зарплаты?

Действительно, средние доходы граждан в России еще очень долго не достигнут уровня развитых стран, поскольку ни одна из них не имеет на своей шее подобного наследия. Будьте уверены, гораздо более половины бывших советских людей доживут свой век, не научившись и не начав работать. Однако демократическое государство найдет способ достать средства на содержание своих избирателей: не налогами, так таможенными пошлинами. Самое компетентное, самое честное правительство будет делать то же самое: отбирать деньги у работающего меньшинства и распределять их неработающему большинству.

Тех, кто готов впасть в патриотическую истерику, я очень прошу раз в жизни взглянуть фактам в глаза. Каковы бы ни были причины, кто бы ни был виноват, но большая часть России, очевидно, не зарабатывает себе на жизнь. Однако почему же массового голода нет, отопление зимой как-то работает, электричество подается и телефон звонит? Чудес не бывает. Советские механизмы перераспределения материальных благ продолжают действовать.

Постепенное их ослабление будет иметь два следствия: уменьшение стоимости жизни за счет снижения цен и увеличение прибыльности предприятий. Второе - источник нашей зарплаты. Но сможем ли мы взять с государственного и частного капитала свою долю, которую высвобождает распадающаяся административная система социализма, если нам и сейчас уже недоплачивают?

Положение в среднем может быть сколь угодно тяжелым, но каждый из нас - исключение. Мы работаем, как минимум, не хуже, чем наши коллеги в благополучных странах. Пусть умрет советская модель эксплуатации большинством меньшинства. Неужели мы не найдем способа получить то, что нам причитается?

Способ, конечно, есть. Это все та же свобода торговли, на этот раз - торговли трудом и рабочими местами. Надо сталкивать работодателей лбами, заставлять их конкурировать на рынке труда. Надо отучиться верить нанимателю, принимать на себя ответственность за его бизнес или карьеру. Ни в коем случае нельзя работать для тех, кто не платит.

За письмами нынешних студентов угадывается опыт их родителей. Родители рассказывают, как их уговорили поступиться "социальными гарантиями", как обещали процветание. Дети решают: не дадим себя в обиду, не позволим отобрать последние остатки советских удобств.

Я поставлен перед необходимостью сказать детям открытым текстом: не верьте родителям, никто их не обманывал, они получили все сполна, но не смогли воспользоваться свободой. Лишение бесплатной телефонии - это пустяки по сравнению с тем, что начнется, когда придется расставаться с бесплатным жильем. А вы - не подражайте им, будьте другими.

Мой адрес для конфиденциальной переписки изменился. Теперь пишите на:

me@snarky.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.