Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Учебный бизнес: тенденции и прогнозы

Архив
автор : МАРАТ УДОВИЧЕНКО    09.03.1998

Наша академия проводит обучение специалистов по авторизованным курсам западных партнеров, среди которых такие крупнейшие производители программного обеспечения, как Microsoft, Novell и SCO, а также по курсам, основанным на собственных разработках компании, - SmartSity Box, "АйТи-СКС" и т. д. Опыт, накопленный нами за три года преподавательской деятельности, позволяет поделиться некоторыми наблюдениями о тенденциях, имеющих место на современном российском рынке обучения в области информационных технологий.

Специализация учебных групп по продуктам и системам поставщиков программного обеспечения

Прежде всего хочется отметить неуклонный рост популярности авторизованных курсов по программным продуктам компании Microsoft (особенно это касается MS Windows NT 4.0), а также курсов, связанных с Интернет-технологиями. Растущий спрос на обучение по программам "MS Internet Information Server" и "Configuring SCO Internet FastStart" отражает, на наш взгляд, повышение значимости глобальной сети и технологий ее использования.

"География" слушателей

Здесь наблюдается сокращение доли "московских студентов", по сравнению со слушателями, приезжающими к нам из регионов (см. диаг. 2).

Если еще два года назад две трети наших слушателей представляли Москву и область, то сегодня те же две трети составляют приезжие из самых разных регионов России.

Это означает, что в области авторизованного обучения происходит активная борьба за региональные рынки. Вообще, смещение бизнеса в области информационных технологий из Москвы в регионы является характерной тенденцией последних лет. Качественно меняется "портрет" заказчиков крупных сетевых и телекоммуникационных проектов. Среди них все больше появляется крупных региональных промышленных объединений, тогда как еще два-три года назад среди основных клиентов нашей компании были московские банки и крупные госструктуры. Сегодня на местах растет потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов - именно сертифицированных - практически по всему спектру современных информационных технологий. Важным аспектом деятельности региональных учебных центров является помимо подготовки персонала, обслуживающего информационно-вычислительные комплексы, также подготовка пользователей крупных информационных систем.

В то же время в регионах все еще наблюдается недоверие к "местному" обучению. На диаг. 3 представлено распределение общего числа слушателей в московском центре и в региональных представительствах. Многие специалисты предпочитают пройти обучение в одном из московских учебных заведений, несмотря на то, что в регионе существуют учебные центры, предлагающие те же программы по курсам Microsoft или Novell.

Поэтому основной целью развертывания региональной сети представительств современного российского учебного центра является полная эквивалентность качества местного обучения московскому, причем сразу, с момента открытия нового филиала. Должна использоваться единая система учебных курсов, при необходимости преподаватели из Москвы выезжают в региональные учебные центры (и наоборот).

Перспективными партнерами на местах для продвижения авторизованного обучения (как по курсам зарубежных производителей, так и по специализированным российским курсам) могут также стать неавторизованные учебные заведения, специализирующиеся в основном на подготовке пользователей.

Еще одной важной тенденцией является возрастание роли Интернета в качестве источника информации об образовательных программах. В последние месяцы до 60-70% слушателей наших курсов указывают Web-сервер в качестве первого источника информации об образовательных программах. При этом несколько десятков слушателей ежемесячно записываются на обучение через наш сайт.

Расширение спектра учебных курсов

Авторизованные курсы западных производителей сегодня уже не могут удовлетворить всех потребностей в обучении современным информационным технологиям, поэтому крупнейшие российские учебные центры активно выходят на рынок с курсами собственной разработки. Например, если вернуться к первой диаграмме, то можно отметить, что среди учебных программ академии существенную (27%) долю занимают курсы по собственным технологиям компании "АйТи". Прежде всего, это курс "Структурированная кабельная система АйТи-СКС" и курс по технологии SmartCity Box.

Особенности подготовки инженеров корпоративных информационных систем

Курсы по самым современным технологиям (СКС, цифровая телефония и т. д.) накладывают специфические особенности на проведение обучения. Прежде всего, следует отметить две из них:

  • необходимость существенного увеличения доли практических занятий в процессе обучения с целью подготовки специалистов, способных действовать в реальных условиях;
  • привлечение высококлассных специалистов-практиков, имеющих уникальный личный опыт реальных инсталляций.

Это означает, что в будущем учебным центрам предстоит не только увеличить число классов, но и основательно нарастить материальную базу, обеспечивающую, во-первых, всем необходимым инженера-практика и, во-вторых, позволяющую моделировать различные ситуации, возникающие в крупных корпоративных информационных системах.

Кроме того, в области подготовки инженеров преимущество получают учебные центры, созданные крупными компаниями-интеграторами. Преподаватели в таких центрах часто являются инженерами, которые работают с крупными корпоративными сетями, консультируют клиентов, участвуют в реализации проектов, а потому знают свой предмет "изнутри" - гораздо лучше, чем "книжный" инструктор, получивший только теоретическую подготовку.

Новые формы обучения

В условиях возрастающей конкуренции на рынке авторизованного обучения компаниям приходится искать новые формы и методики преподавания. Так, например, идя навстречу потребностям клиентов, нужно предлагать достаточно широкий спектр новых услуг, в частности:

  • вечернее обучение - без отрыва от производства, по программам, специально разработанным для такой формы подготовки слушателей;
  • выездное обучение, позволяющее региональному заказчику сэкономить время и деньги своего предприятия, а также адаптировать программу курсов к реальным условиям работы;
  • интенсивное обучение - подготовка квалифицированных слушателей в кратчайшие сроки к сдаче экзаменов в тестирующих центрах.

В данной статье обозначен ряд тенденций, которые, на наш взгляд, будут определять пути развития авторизованного обучения в области высоких технологий, обучения, направленного на подготовку ключевых специалистов для обслуживания и разработки крупных корпоративных информационно-вычислительных комплексов. Нам кажется, что эти тенденции характерны не только для Академии "АйТи", но и для других учебных центров, работающих в этой нише сертифицированного обучения.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.