"Чужой народ"
АрхивОни живут рядом с нами. Они похожи на нас,
но у них другие ценности и другие обычаи.
Мы мало о них знаем, хотя нам
приходится сосуществовать…
Анонс к телесериалу "Чужой народ"
(излагаю по памяти)
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
Владимир Маяковский
Мини-тест
Начнем с небольшого теста (прикройте следующий абзац рукой - там правильный ответ). Какая категория людей, работающих с информационными технологиями, самая многочисленная?
Варианты ответа:
- Программисты
- Сетевые администраторы
- Системные инженеры
- Web-мастеры
- Web-дизайнеры
- Контент-провайдеры
- Другая (какая?)
Правильный ответ: это - пользователи.
Обсуждение результатов теста
Если вы ответили правильно - скорее всего, вы пользователь. Если же нет, вы, видимо, относитесь к одной из указанных в вариантах ответа категорий.
Позабыт, позаброшен…
Пользователей в России - миллионы, если не десятки миллионов. Специалистов по информационным технологиям (ИТ), вместе взятых, - сотни тысяч. Но о чем пишут российские компьютерные издания, когда обращаются к теме обучения информационным технологиям (приятно, что в последнее время это происходит все чаще)?
Пользователь - тоже специалист, только в другой области!
"Велика премудрость - работать с Microsoft Office! За двадцать минут можно самому научиться, если не полный идиот, конечно".
Любой специалист по ИТ охотно вспомнит массу забавных случаев, показывающих неспособность пользователей работать с компьютером. Тут и "бородатый" анекдот про any key, и мышь, двигаемая двумя руками, и многое-многое другое 1. Специалист глубоко убежден: стоит пользователю захотеть, и он легко самостоятельно освоит все необходимое для повседневной работы с компьютером. Но пользователь почему-то не хочет изучать компьютер, что и свидетельствует о его неполноценности…
Специалист по ИТ судит по себе. Для него освоение новых знаний в области информационных технологий - жизненная ценность и насущная необходимость. Без этих знаний у него не будет ни зарплаты, ни перспектив. Да и вообще ему очень интересно разбираться в новых продуктах! Поэтому в столовой учебного центра (где сам он, кстати, учится с бо-о-ольшим удовольствием и пользой для себя) говорит об Интернете, о новых версиях операционных систем, о борьбе компьютерной компании М с компьютерными компаниями N и О, и, конечно же, о том, как лучше настроить сервер…
А рядом с ним в столовой сидят пользователи, проходящие обучение в соседнем классе. И говорят они о новых правилах налогообложения (если это бухгалтеры), о предстоящих сделках (если это менеджеры по продажам), о семейных делах (если это друзья по работе). Но крайне редко приходится слышать, чтобы пользователи обсуждали в перерывах способы форматирования документов Word или отличия Excel 97 от Excel 95.
У пользователей другие жизненные ценности! Любой хороший бухгалтер знает, на какие счета отнести изменение курса доллара при перерасчетах по долгосрочному договору; любой хороший менеджер по продажам умеет убеждать клиента заключить сделку. Именно в этом состоят необходимые им знания и навыки (сомневаюсь, что многие специалисты по ИТ ими обладают). Но совершенно нелогично ожидать, что они будут с энтузиазмом и самостоятельно изучать, например, офисные продукты. Ведь это, в конце концов, только инструмент работы, как телефон и факс.
Так же, кстати, как и вся информационная система организации - всего лишь инструмент для достижения бизнес-целей. А сами бизнес-цели достигаются пользователями - от генерального директора до старшего помощника младшего референта. Однако об этом часто забывают не только специалисты по ИТ, что более-менее естественно, но и руководители. 2
Как учат пользователей за рубежом
По данным Gartner Group, необученный пользователь может затратить на выполнение своей работы в шесть раз больше времени, чем обученный. Реальные затраты при самообучении пользователей на 73% выше, чем при организованном их обучении 3 - воистину "время - деньги"!
Руководители компаний все лучше осознают, что обучение пользователей необходимо, и выделяют на это необходимые средства. По данным IDC, доля бюджета организаций, выделяемого на обучение пользователей ИТ, выросла с 4,5% в 1996 году до 6,3% в 1997 году. 4
В качестве примера глобального обучения пользователей можно привести фирму Ernst&Young. Ее стратегический план повышения квалификации пользователей в области ИТ предусматривает обучение с апреля 1996 года по апрель 1998 года 80 тысяч сотрудников в 110 городах по всему миру (в том числе 24 тысяч - в США). Основные направления обучения - работа с Microsoft Office 97, Lotus Notes, базами данных и знаний компании. Общий объем обучения - 240 тысяч человеко-дней, бюджет программы - 160 миллионов долларов. 5
Одна из крупнейших компаний в области обучения ИТ - New Horizons Computer Learning Centers - обучает в год около полутора миллионов человек в 28 странах. В ее учебных программах более 800 курсов по системным и прикладным программным продуктам Курсы делятся по уровням - начальный, расширенный, углубленный; продолжительность каждого курса - от 4 до 12 часов 6.
Мировой рынок обучения, по оценкам IDC, составил в 1997 году более 18 млрд. долларов, а в 2001 году достигнет объема 28 млрд. долларов 7. Понятно, что львиная доля этих сумм приходится на обучение пользователей - на одних специалистов столько потратить просто невозможно! Рынок обучения в США в 1997 году превысил 7 млрд. долларов.
Обучение пользователей в России
По оценкам IDC, объем российского рынка обучения специалистов по информационным технологиям в 1997 году составил примерно 32 млн. долларов 8. Получается, что российский рынок обучения в двести с лишним раз меньше рынка обучения США, но, на мой взгляд, это не соответствует общему соотношению дел в области информатизации. Мы, конечно, отстаем от США, но все-таки не во столько раз, какие бы критерии ни рассматривать!
Мне кажется, что такое различие в объемах обучения обусловлено именно ситуацией с обучением пользователей. Вообще говоря, рынок обучения пользователей, и достаточно активный, уже существует, но ориентирован он прежде всего на частных лиц, на тот сегмент потребителей, где (пока) определяющим критерием выбора является цена. И в Москве, и в регионах есть множество фирм, предлагающих обучение пользователей за 1-5 долларов в час. Скорее всего объем этого рынка обучения не был учтен в исследованиях IDC.
Если говорить о корпоративных заказчиках, то во многих российских компаниях отношение к подготовке пользователей до сих пор такое же, как три-четыре года назад - к подготовке специалистов. Тогда большинство руководителей отделов ИТ были убеждены, что их сотрудников направлять на обучение не надо - сами все должны знать. А если не знают - обучатся самостоятельно, на рабочем месте. Похоже на то, что сейчас говорится о пользователях?
За последние годы ситуация с обучением специалистов изменилась - фирменное обучение специалистов по ИТ бурно развивается, число учебных центров приближается к ста. Следует ожидать, что через год-два последует и перелом в отношении к обучению пользователей.
Уже сейчас западные компании и СП, работающие в России, обращают большое внимание на обучение своих сотрудников. Спрос на эффективное и высококачественное обучение для корпоративных пользователей растет, и учебные организации, ориентированные на максимальное удешевление обучения, его удовлетворить не могут.
В поисках контрагента по обучению пользователей компании все чаще обращаются к учебным центрам, уже зарекомендовавшим себя при обучении специалистов по ИТ. Они ожидают получить тот же уровень качества учебных пособий, тот же высокий профессионализм инструкторов, то же оснащение учебных классов - словом, ту же эффективность фирменного обучения.
Корпоративные заказчики готовы платить (и уже платят) за фирменное обучение пользователей 12, 15, 20 долларов в час, что вполне сопоставимо со стоимостью обучения специалистов. На первый взгляд, парадоксальное утверждение: дешевле обучить пользователя на 20-часовом курсе по 15 долларов в час, чем на 60-часовом по 3 доллара в час - становится очевидным, если учесть в затратах и время, на которое этот пользователь должен оторваться от своей непосредственной работы.
От обучения пользователей выигрывают и специалисты по ИТ. Во-первых, им приходиться реже выступать в роли "эникейщиков". Во-вторых, пользователи начинают более эффективно использовать информационную систему, на создание и поддержку которой специалисты тратят столько сил.
По нашим оценкам, потенциальный российский рынок обучения российских пользователей составляет десятки (!) миллионов долларов. Пока на этом рынке нет сколько-нибудь заметных лидеров. Но ситуация может и должна измениться!
Учебный центр "Сетевая академия ЛАНИТ", накопив опыт обучения специалистов по ИТ, применил его к разработке системы фирменного обучения пользователей. Эта система включает в себя эффективную методику обучения и фирменные учебные пособия, одобренные российским представительством Microsoft, систему подготовки инструкторов, систему оценки знаний слушателей до и после обучения.
Мы готовы к сотрудничеству со всеми организациями, заинтересованными в обучении российских пользователей! Опыт нашего общения с заказчиками и другими учебными центрами показал, что предлагаемая нами система обучения пользователей очень привлекательна и для потребителей, и для производителей услуг по обучению.
В конце концов, при всем различии жизненных ценностей каждый из нас по-своему пользователь…
P. S. Автор благодарен своим коллегам - пользователям Ольге Владимировой, Марии Черниной, Симону Епископосяну - за плодотворное обсуждение темы.
С автором можно связаться по E-mail: achernin@academy.ru.
|
1 См., например, "Компьютерра" #224
2 См., например, "Компьютерра" #222
3 Цитируется по: www.newhorizons.com/faqs/faq.html.
4 IDC Research #B14651 (цитируется по www.itta.org/ittalink4.htm).
5 www.ittrain.com/index-article2.html.
6 www.newhorizons.com.
7 www.itta.org/ittalink4.htm.
8 IDC Research #RU1234.