Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Учиться, учиться и еще раз учиться!

Архив
автор : Александр Александров   09.03.1998

Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…

Классик

Активно идущие сейчас процессы внедрения информационных технологий, автоматизация производства, развитие корпоративных сетей порождают все новые и новые профессии. А объем знаний и умений уже привычных всем нам системных инженеров, программистов и администраторов сетей должен непрерывно пополняться, чтобы они использовали новые средства и системы максимально эффективно. Соответственно растут и расходы компаний на обучение персонала. Например, по оценке аналитика Эндрю Дейли (Andrew Dailey) из Gartner Group, приведенной в докладе на конференции "Корпоративные системы комплексной автоматизации", 15-20 процентов общего бюджета на закупку и внедрение ERP-систем отводится на подготовку персонала.

В современных условиях коллективной работы в среде корпоративной системы смещаются акценты занятости представителей каждой из групп специалистов. Скачкообразный рост числа компьютеров и рабочих станций, инсталлируемых на них прикладных и сетевых приложений, усложнение кабельного хозяйства и активного сетевого оборудования и т. д. приводит к необходимости привлечения все новых и новых компьютерных инженеров, системных аналитиков и других специалистов.

Например, по оценкам экспертов ЗАО "ЛАНИТ", используя самые упрощенные правила расчета необходимого числа персонала отделов информационных технологий (ИТ), получаем:

  • один сетевой администратор - на пятьдесят пользователей, если занимается администрированием все время; или на двадцать пять пользователей, если совмещает работу администратора с другой работой;
  • один системный инженер - на сто пользователей, или на десять серверов, или на два территориально удаленных друг от друга подразделения организации.

Число специалистов, помимо прочего, сильно зависит от структуры конкретной информационной системы. (См. А. Э. Чернин. Выгодно ли учить персонал информационных систем? Мир ПК, май '97, с. 140-143.)

Перманентный апгрейд программного и аппаратного обеспечения образует замкнутый круг, или, вернее сказать, "беличье колесо" с несчастным специалистом по ИТ внутри. С одной стороны, поток новых средств и систем постоянно нарастает, с другой - системные администраторы, инженеры и программисты, не успевая хорошо освоить старое, вынуждены браться за изучение нового. Крупные московские учебные центры отмечают 2-3-кратное увеличение числа прошедших обучение, сертифицированных инженеров и сисадминов ежегодно.

Сфера интересов и состав слушателей курсов постоянно расширяются. В частности, по данным "Сетевой академии ЛАНИТ", из числа специалистов, получивших в прошлом году сертификаты системных инженеров и администраторов, примерно по 40 процентов обучались работе с продуктами компаний Microsoft и Novell, немногим более 10 процентов отдали предпочтение Unix-системам фирмы SCO, и около 10 процентов слушателей изучали программное обеспечение для компьютеров RS/6000.

Примерно 60 процентов слушателей составили москвичи, 40 процентов представляли региональные организации.

В регионах России, не имеющих хороших учебных центров, обостряется проблема обучения и сертификации специалистов. У перегруженных текущей работой компьютерщиков и программистов нет свободного времени, а у предприятий - средств на дальние командировки для обучения своих работников. С другой стороны, многие российские предприятия стремятся эксплуатировать мощную компьютерную технику, современное программное обеспечение квалифицированно и с максимальной отдачей. В этой ситуации, возможно, помогут мобильные, разъездные обучающие курсы, работающие по следующей схеме: команда преподавателей приезжает в крупный промышленный регион, предварительно сколачиваются учебные группы от различных компаний, без отрыва от производства (в вечернее время, выходные дни, плавающий график и т. п.), проводится обучение, принимаются экзамены, выдаются дипломы и сертификаты.

Еще одна примета времени - рост числа компаний, внедряющих у себя новые информационные технологии, и, как следствие, нехватка специалистов по работе с комплексными системами автоматизации предприятий, местных знатоков ERP-систем. Лишь немногие российские системные интеграторы готовят консультантов по работе с интегрированными пакетами производственных программ. Остро стоит этот вопрос и для наших консалтинговых компаний. Пока без помощи фирм-поставщиков систем комплексной автоматизации эту проблему не решить.

Важнейший элемент в структуре любой корпоративной сети - это пользователь. Зачастую люди, будучи хорошими бухгалтерами, экономистами, технологами, далеки от компьютеров и программ и не могут реализовать свои знания и опыт в корпоративной сетевой среде. Подготовка пользователей к работе с корпоративными приложениями чрезвычайно актуальна, и число слушателей-пользователей, по прогнозам экспертов, будет расти особенно интенсивно.

В представленных вашему вниманию материалах приложения мы постарались осветить все эти и некоторые другие вопросы. А в новой, но уже вызвавшей много откликов рубрике "Как сисадмин сисадмину…" опубликованы впечатления о канадских курсах подготовки инженеров и администраторов корпоративной сети.

Адрес для переписки: alexand@computerra.ru.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.