Архивы: по дате | по разделам | по авторам

В офисе или дома?

Архив
автор : Александр Милицкий   09.03.1998

Призрак бродит по Европе, призрак работы на дому. В этой статье мы попытались сделать обзор проблемы в расчете на внимание и руководителя провинциальной фирмы, и администратора предприятия, пусть даже расположенного в столице, но далекого по роду своей деятельности от современных информационных технологий.

1. Зачем?

Рынок вакансий - палка о двух концах. Работодатель не только приобретает нужного сотрудника - он предлагает тому рабочее место, также являющееся товаром, а соискатель выступает при этом в роли потенциального покупателя. И чем более конкурентоспособной выглядит вакансия, тем больше шансов у работодателя выиграть в конкурентной борьбе и заполучить нужного ему работника на приемлемых условиях.

Одним из наиболее живучих мифов нашего времени является миф о безработице. В соответствии с широко распространенным заблуждением, если из суммарного числа мужчин и женщин, пребывающих в трудоспособном возрасте, вычесть общую численность рабочих мест, можно получить величину избытка невостребованной рабочей силы, которая заставит работников быть сговорчивее и нетребовательнее, а работодателю полностью развяжет руки в кадровой политике. Ибо если сотрудник и его работодатель чем-либо друг друга не устроят, у порога биржи труда найдется немало желающих занять освободившееся место.

Да, что-то подобное и впрямь наблюдается там, где речь идет о неквалифицированном труде или повально распространенных специальностях, таких, как водители или машинистки. Однако с ростом квалификации безработица принимает ярко выраженный структурный характер. Так, свежеиспеченному бухгалтеру, только что окончившему трехмесячные курсы, довольно сложно найти хоть какую-то работу, но вместе с тем, бухгалтеров хронически не хватает, о чем свидетельствуют многочисленные объявления отечественных и зарубежных компаний, предлагающих заработную плату порядка 1500-3500 долларов в месяц. Работодателей интересуют отнюдь не любые лица, имеющие за душой "сертификат об окончании" с печатью очередных курсов-однодневок, а работники с высшим образованием, знанием языков, валютных операций и операций с ценными бумагами, владеющие персональным компьютером, знакомые с зарубежными системами бухгалтерского учета, хорошо ориентирующиеся в российском и зарубежном налогообложении, а главное - имеющие продолжительный опыт работы в солидной компании. А таких довольно мало, и получается заколдованный круг: чтобы устроиться на подобное место, соискатель должен уже иметь некоторый стаж работы на аналогичной должности, чтобы получить его - необходимо сначала поработать в другой фирме. А там при собеседовании тоже первым делом спросят об опыте работы…

Аналогичная ситуация и с другими специальностями. Множество юных компьютерщиков безуспешно ищет места "сотрудников отдела поддержки", а квалифицированных Unix-администраторов и программистов не хватает. Нетрудно найти сколько угодно "менеджеров по рекламе" или "менеджеров по продажам" за 200 долларов плюс проценты, но отсутствие квалифицированных менеджеров соответствующей специализации нередко приводит к тому, что многие фирмы вынуждены откладывать в долгий ящик весьма перспективные проекты. Немало людей владеет основами компьютерной графики и верстки - число вакансий по соответствующей специальности существенно меньше. Однако разброс месячной заработной платы - от 200 до 2000 долларов в месяц, и серьезное рекламное агентство, прибыли которого прямо зависят от качества рекламы, предпочтет взять на работу одного верстальщика или дизайнера за 2000, нежели десять по 200 долларов. Чем выше требуемая квалификация сотрудника, тем незаменимее он становится, и тем труднее найти работника, удовлетворяющего всем пожеланиям. В результате на определенном профессиональном уровне соискатель вакансии перестает смотреть на работодателя снизу вверх, а впоследствии - может позволить себе придирчиво выбирать один из многих предлагаемых ему вариантов. И если вам позарез нужен именно такой работник, ваше предложение должно выглядеть в его глазах конкурентоспособным.

Несмотря на то, что экономика Соединенных Штатов уже несколько десятилетий не испытывала каких-либо глобальных структурных преобразований, разброс в уровне оплаты различных представителей одной и той же специальности достигает там 5-7 раз. Это свидетельствует о том, что профи являются дефицитом даже в достаточно стабильном рыночном обществе. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов темпы научно-технического прогресса и степень его влияния на все сферы современной жизни. Любая перспективная технологическая новинка вызывает мгновенный спрос на специалистов в области, зачастую не успевшей даже получить устоявшегося названия, и ожидать, пока данная специальность попадет в программу учебных заведений, а будущие сотрудники успеют получить в них образование и набраться соответствующего опыта - означает заведомо оказаться в аутсайдерах. В общем, нравится нам это или нет, но с ростом квалификации специалиста неизбежно наступает момент, когда спрос на его услуги превышает предложение, и он оказывается в положении богатой невесты на выданье.

Многие работодатели, пускаясь в соревнование за ценных специалистов, полагают, будто могут сделать свое предложение привлекательным, просто-напросто установив уровень оплаты более высокий, чем у конкурентов. Увы, - это заблуждение, хоть и широко распространенное. Американская поговорка утверждает: "Никто не покупает сверла диаметром 3/8 дюйма - люди покупают дырки диаметром 3/8 дюйма". Для работника, подбирающего себе место, сумма месячного дохода является лишь одной из составляющих емкого и сложного понятия "качества жизни" - составляющей, без сомнения, важной, но далеко не единственной, а порою даже и не определяющей. Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда менее денежная работа поблизости от дома предпочитается более доходной, но требующей ежедневных поездок через весь город. Для многих семейных людей весьма важной является возможность встречать ребенка из школы или ухаживать за престарелыми родственниками. Некоторые относятся к числу "сов" и предпочитают работать по ночам. Кто-то ощущает дискомфорт и не может как следует сосредоточиться в переполненном офисном помещении, кого-то сильно раздражает запрет на курение на рабочем месте или, наоборот, не расстающийся с сигаретой сосед по комнате, кто-то параллельно с работой продолжает получать образование, а кому-то позарез требуется домашнее диетическое питание. И чем дальше, тем в большей степени эти факторы оказывают свое влияние на рынок рабочей силы. Так, около половины объявлений специалистов околокомпьютерных специальностей, публикуемых в тематических телеконференциях, в той или иной форме содержат требование свободного графика или надомного режима работы, а не так давно возникшая отечественная ассоциация программистов RPA вообще ставит надомную работу с координацией, осуществляемой через компьютерные сети, во главу угла политики трудоустройства своих членов.

В общем, начиная с некоторого уровня "разумной достаточности" заработной платы материальные потребности работника вполне удовлетворяются, и, чтобы заставить его примириться с какими-либо из перечисленных неудобств, потребуется непропорционально большое увеличение оклада. Гораздо более дешевым для работодателя способом победить в конкурентной борьбе было бы попросту предоставить своему сотруднику те удобства, которые обеспечиваются работой на дому. Как ни странно, это не только позволит заполучить нужного специалиста, но и повысит эффективность труда и сэкономит немалые деньги.

Действительно, человек, работающий в комфортных для него условиях, за одно и то же время успевает сделать больше и притом с более высоким качеством: в Соединенных Штатах повышение производительности за счет перевода сотрудников на надомный режим составляет, в среднем, 15%, а по отдельным отраслям и до 40% - но это не единственная выгода подобной организации труда. Организуйте работу на дому половины служащих офиса - и вы сможете вдвое снизить расходы на аренду помещений (при московских ценах порядка 500 долларов за квадратный метр в год и минимум 6 кв. м. на одного сотрудника это составит немалые деньги). Замужние женщины перестанут выкраивать момент отлучиться с работы в магазин, да и болезни детей и вызванные ими больничные по уходу перестанут в самый неподходящий момент нарушать четко запланированный график ведения работ. Курильщики прекратят проводить треть рабочего дня в специально отведенных для курения местах. Люди, живущие через полгорода, не будут тратить время на передышку после толкотни общественного транспорта или утомительного ожидания в автомобильных пробках. Периоды сессий на вечерних и заочных отделениях вузов перестанут быть кошмаром для руководителей, обязанных предоставлять отпуск работающим студентам. Наконец, многие квалифицированные специалисты предпочтут работу дома полному рабочему дню в офисе даже в том случае, если потеряют при этом 100-200 долларов в месяц - таким образом, у вас появится возможность существенно экономнее распоряжаться фондом зарплаты.

Однако возможность работы на дому осуществима далеко не всегда. В первую очередь, в любой организации существует ряд рабочих мест, перенос которых к сотруднику на дом либо вовсе невозможен, либо сопряжен со значительной потерей эффективности: дежурный специалист службы поддержки пользователей, например, должен в любой момент быть готовым оказать немедленную помощь; работа менеджеров, принимающих заказы по телефону, эффективна лишь в случае наличия нескольких телефонных линий. Абсурдно говорить и о переводе на надомный режим уборщицы, электрика, курьера. Но и в ситуациях, когда оплата труда может быть оценена сдельно: в страницах, килобайтах или в единицах типа "сделать до пятницы", - также возможен ряд препятствий.

Если сотрудник по роду деятельности должен поддерживать постоянные тесные контакты с коллегами в рамках совместной работы над крупным проектом, даже самые современные средства коммуникации не всегда способны заменить личное общение. Например, в свое время попытка компании IBM перевести команды программистов, разрабатывающих коммерческое программное обеспечение, на надомную работу не увенчалась успехом: эффективность их труда заметно снизилась, эксперимент был вскоре прекращен, а сотрудники - возвращены к традиционному режиму работы. И хотя сегодня уже появляются средства, позволяющие свести к минимуму необходимость личных встреч между входящими в одну рабочую группу коллегами: видеоконференции, удаленный разговор "с карандашом и бумагой в руках" и даже специальное программное обеспечение для совместной разработки документов и чертежей, эти перспективные новинки не всегда способны заменить живое общение, да и их внедрение порою обходится недешево.

Кроме того, существует немало проблем чисто психологического характера. Как ни странно, среди начальников встречаются люди, искренне убежденные, будто факт пребывания служащего на рабочем месте с девяти до шести представляет собой самостоятельную ценность вне зависимости от того, насколько данный работник при этом реально загружен, и какую долю рабочего дня он затрачивает на бесцельное расхаживание по офису. Трудно сказать, чем объясняется подобное маниакальное стремление контролировать каждый шаг своих сотрудников - комплексом собственной исключительности и незаменимости или убеждением, что "все кругом дураки и лентяи". Но чем бы оно ни объяснялось, подобный руководитель скорее предпочтет найти замену работнику, нежели позволить тому работать дома даже в том случае, если второй вариант ощутимо выгодней.

Впрочем, сами работники тоже далеко не ангелы, и некоторые из них совершенно неспособны к продолжительному непрерывному труду, кроме как из-под палки. Такой сотрудник, будучи переведен на надомный режим с заданием составить отчет к следующей пятнице, сначала будет попросту наслаждаться свободой, уповая на значительный запас времени, первые скромные трудовые усилия приложит за пару дней до момента сдачи задания, просидит без сна всю последнюю ночь и все равно не уложится в отведенные сроки. Многие руководители объясняют нежелание связываться с надомным режимом именно необходимостью постоянного личного контроля деятельности подобных персонажей. Но приставить к каждому лентяю надсмотрщика с плеткой нереально и на территории предприятия, а будет ли он вместо работы пить чай на собственной кухне или рассказывать анекдоты в курилке офисного здания - для конечного результата малосущественно. Если подобный сотрудник оказывается выявленным, его попросту следует заменить более подходящей кандидатурой. Впрочем, поскольку наиболее выгодным для работодателя является перевод на надомный режим работы высококвалифицированных специалистов, проблема ежеминутного контроля за ходом выполнения работ теряет свою актуальность.

Перечисленные нами соображения носят достаточно общий характер. На практике в каждой конкретной ситуации плюсы и минусы приходится взвешивать заново, причем решения о том или ином режиме работы принимаются не для организации или ее подразделения в целом и даже не для определенной вакансии, а для каждого конкретного работника по отдельности. Об этом свидетельствует тот факт, что в объявлениях серьезных работодателей практически не встречается выражений типа "свободный график" или "работа на дому". Данный вопрос поднимается только на собеседовании с соискателем, а то и еще позже, после прохождения им испытательного срока. Тем не менее, можно попытаться составить типовую характеристику надомного работника отечественной фирмы.

Квалифицированный специалист, как правило, имеющий высшее образование. Владеет собственным компьютером. Обязанности сводятся, в основном, к тому или иному роду работы с информацией: составлению и редактированию текстов, дизайну, компьютерной верстке, программированию, анализу данных и т. п. Доля рабочего времени, затрачиваемого на работу с людьми, сравнительно невелика, причем большинство контактов производится дистанционно. Труд носит, в основном, индивидуальный характер: получив рабочее задание и необходимые исходные данные, он самостоятельно изготавливает продукт (документ, иллюстрацию, исходный код программы) и передает фирме либо непосредственно следующему участнику технологической цепочки. Продукт его труда может быть измерен в каких-либо сдельных единицах (страницах, килобайтах, рисунках), причем время, затрачиваемое на сам процесс выполнения работы, не является сколь нибудь существенной характеристикой при условии своевременности выполнения поставленной задачи.

Индивидуалист по характеру, предпочитающий нести ответственность исключительно за собственную работу, не иметь подчиненных, ни от кого не зависеть и не быть связанным никакими внешними условиями, кроме рабочего задания и сроков его выполнения. Приверженец традиционных ценностей, в число которых входят семья, стабильность, личная свобода, творческое самовыражение и профессионализм. Прогрессивен в технических и организационных вопросах, консервативен в стиле одежды и образе жизни. Постоянно стремится к повышению уровня квалификации и овладению новыми знаниями как в своей, так и в смежных областях. Комфорт и качество жизни оценивает достаточно высоко, чтобы отказываться в их пользу от более денежных, но чем-то неудобных для него предложений. Знает цену себе и своей квалификации, скорее предпочтет отказаться от работы вовсе, чем понижать установленную им для себя планку минимального уровня оплаты труда.

2. "У них" и "у нас"

Отечественная реальность далеко отстоит от голливудских фильмов, где герой не просто лишен повседневной необходимости появляться в офисе, но даже не знает в лицо непосредственного начальника.

В первую очередь, в российских условиях вряд ли может быть корректно употреблен сам термин "домашний офис". Ведь офис - не просто рабочая комната с письменным столом, компьютером и телефоном, это помещение, предназначенное для встреч, переговоров, заключения сделок. Переводя с новояза на старомодный русский - "присутствие". И разница не только в требуемой обстановке или площади помещения, а в функциональных особенностях его использования. Например, менеджеру крупной фирмы для приема заказов и телефонных переговоров с клиентами единственной телефонной линии явно недостаточно. Однако средний уровень заработной платы в Соединенных Штатах существенно выше, а стоимость телекоммуникационных услуг - напротив, ниже, чем в России. В результате, если американскому работодателю выгодно раскошеливаться на дополнительную телефонизацию работающих дома сотрудников подобного профиля, у нас затея теряет всякий смысл, в особенности, если речь идет о квартире не совладельца фирмы, а наемного работника: расходы окажутся необратимыми в случае его увольнения. Поэтому секретарей на домашних телефонах содержат сегодня разве что фирмы, либо не имеющие средств на аренду офисного помещения, либо занимающиеся криминальным бизнесом и вынужденные принимать меры предосторожности.

Другая распространенная категория пользователей домашнего офиса за океаном - разнообразные маклеры и брокеры, осуществляющие операции через персональный компьютер. В России, однако, подобному препятствуют строгие требования ФАПСИ. Единственным отечественным аналогом данной категории пользователей являются кустари-одиночки, подвизающиеся на ниве обмена жилплощади и тому подобных посреднических операций.

Наконец, достаточно многочисленная в Соединенных Штатах группа лиц, работающих в домашних офисах, - владельцы небольших частных или семейных фирм, предоставляющих юридические, консалтинговые и информационные услуги, - в силу исторических причин практически не имеет в России прямых аналогов. Если в США работа дома не только престижна, но и, в соответствии с федеральным законодательством, дает существенную скидку при уплате налога на недвижимость, - у нас домашний офис мелкой фирмы еще долго будет ассоциироваться с бездомными кооперативами-однодневками времен перестройки. При этом совершенно неважно, насколько велика и хорошо оборудована квартира - потенциальный клиент будет относиться к такой фирме с предубеждением. Поэтому, как только подобное частное или семейное предприятие встает на ноги и зарабатывает первые свободные деньги, оно сразу вкладывает их в аренду или покупку ассоциирующегося с солидностью и престижем отдельного офисного помещения, даже если для удовлетворения реальных потребностей вполне достаточно домашнего офиса, размещенного в одной из комнат городской квартиры.

Еще одно существенное различие России и стран Запада происходит от несовпадения социально-политической и экономической ситуации в этих государствах.

С одной стороны, сильно различается масштаб цен. Годовой доход американского специалиста с высшим образованием, но без особых профессиональных заслуг начинается от 40 тыс. долларов, что составляет около 3300 в месяц, а доходы незаменимого на своем месте опытного сотрудника в несколько раз выше. В наших же условиях наемный работник, не занимающийся коммерческими операциями, не входящий в долю от прибыли предприятия или конкретного проекта и получающий при этом заработную плату больше двух с половиной тыс. долларов встречается реже, чем белая ворона. Такие люди есть, но их мало, это работники высочайшей квалификации, доходы же подавляющего большинства их коллег ниже в 2,5-3 раза, причем в данном случае речь идет об уровне московских окладов, в провинции они оказываются еще более низкими.

С другой стороны, сегодняшний российский рынок намного динамичнее и нестабильнее американского. Чаще образуются и распадаются фирмы, при приеме на работу в меньшей степени принимаются в расчет формальные характеристики и в большей - реальные профессиональные и деловые качества работника. Нередко карьерный рост сотрудника, занимающий на Западе не один десяток лет, происходит в России за считанные месяцы. Работники, в среднем, меньше привязаны к конкретному работодателю, чаще меняют работу в связи с переходом на более удобную, интересную и высокооплачиваемую, или же, напротив, из-за тяжелого финансового положения компании.

В результате отечественные предприниматели относятся к обеспечению своих работающих дома сотрудников необходимым оборудованием и инфраструктурой совсем иначе, чем их западные коллеги. Если для руководства больницы Св. Винсента в Бирмингеме оказалось оправданным ради роста производительности труда перевести на надомный режим работы машинисток, обеспечив каждую компьютером и двумя отдельными телефонными линиями, - для диктовки голосом и передачи набираемых данных обратно в больницу, - многие российские руководители попросту не рискнут раздать работникам на руки компьютеры стоимостью тысячу долларов каждый. В то же время сами специалисты, стремящиеся не попадать в зависимость от конкретного работодателя, который может по той или иной причине смениться в любой момент, предпочитают приобретать необходимые для работы инструменты за свой счет. Сегодня это явление стало массовым, и строка "имею собственный персональный компьютер с модемом" прочно занимает место в резюме по соседству со списком оконченных учебных заведений и перечислением профессиональных навыков. Таким образом, принимая специалистов на надомную работу, работодатель может существенно сократить накладные расходы по оборудованию рабочих мест.

Различие в масштабах цен в России и Соединенных Штатах особенно ярко проявляется в области телекоммуникационных услуг. Например, подключение к Интернету обходится в Москве, в среднем, приблизительно в 1-3 долл. за час, тогда как в США за абонентскую плату порядка 30-50 долл. в месяц можно работать в Сети без ограничения времени (увы, недавно появившийся в ассортименте отечественных провайдеров flat-rate пока что не выдерживает критики с точки зрения качества предоставляемых услуг и вряд ли пригоден для использования в деловых целях). Если же сопоставить эти цифры со средним уровнем заработной платы работника, дисбаланс окажется просто огромным. В результате американский рецепт работы дома, когда сотрудник подключается к корпоративной компьютерной сети через своего Интернет-провайдера, для нас неприемлем - ведь для заокеанского работодателя расходы на такое подключение не превышают одного процента от заработной платы сотрудника и вполне компенсируются повышением производительности его работы при переходе на надомный режим. В то же время российскому предпринимателю, рискнувшему опробовать подобный рецепт, затея может обойтись в суммы порядка 200-500 долларов в месяц при восьмичасовом рабочем дне и пятидневной неделе работающего дома сотрудника, что сопоставимо с затратами на заработную плату и вряд ли может быть компенсировано выгодами надомной организации труда.

Сегодня в США одним из генеральных направлений развития технологии удаленной работы является создание для работника комфортной "прозрачной" среды, такой, чтобы работа дома была не отличима от пользования корпоративной локальной сетью с использованием таких ее ресурсов, как файл-серверы, серверы приложений и т. п. Однако пропускная способность обычной телефонной линии ограничена и для подобных целей явно недостаточна. Поэтому создатели программного обеспечения, предназначенного для этих целей, ориентируются на использование цифровых телефонных линий ISDN, обладающих пропускной способностью 64 кбит/с и выше. К сожалению, операторов связи, предоставляющих услуги ISDN, немного даже в столице, а в подавляющем большинстве других российских городов они попросту отсутствуют. Да и стоимость такого подключения пока еще столь высока, что вряд ли какая отечественная компания пойдет сегодня на подобные затраты.

Перечень значимых различий между условиями в России и США можно продолжать еще долго. Так или иначе, легко видеть, что значительная часть приходящих из-за океана концепций, аппаратных и программных разработок, а также готовых решений попросту не проходит в отечественных условиях.

3. Как?

Итак, взять и использовать одно из рекламируемых готовых решений мы не можем. Что делать?

Сотрудник фирмы, работающий дома в информационных областях, должен иметь возможность тем или иным образом получать файлы с необходимыми исходными данными и в аналогичной же форме передавать фирме результаты своей работы. Вариант поездок туда и обратно с коробками дискет вряд ли подходит: если приходится ежедневно убивать пару-тройку часов на дорогу, несущественно, ездит ли сотрудник туда работать или только переписать требуемую информацию.

Помимо получения необходимых исходных данных и отправки результатов труда, работающий дома должен иметь возможность оперативно обменяться информацией с руководством и с коллегами, состоящими с ним в одной и той же технологической цепочке, причем этот обмен может быть как двунаправленным, так и коллективным. Телефон не является в данном случае эффективным средством: в большинстве случаев он не позволяет вести многостороннюю беседу. Да и застать на месте вечно занятого начальника или имеющего свободный график коллегу-надомника порою практически невозможно, так что оптимальным способом для не слишком срочной связи явился бы обмен сообщениями, которые дожидались бы адресата и были бы им прочитаны, когда он окажется в пределах досягаемости. Снабдить всех работников пейджерами или автоответчиками - удовольствие не самое дешевое, и, к тому же, из числа перечисленных задач этот способ решает только одну. Гораздо удобнее использовать модем. Разумеется, полностью исключить необходимость личного общения не удастся и тут, однако в этом случае вполне реально сократить необходимую частоту поездок на работу до одного-двух раз в неделю, например, установив удобный распорядок еженедельных совещаний рабочей группы.

Каким образом можно решить перечисленные задачи наименьшей кровью и с наибольшей выгодой в наших непростых отечественных условиях? Путем наиболее современным и эффективным, с одной стороны, и функционально гибким, с другой, является комплексное решение с элементами intranet.

Intranet - корпоративная сеть, основанная, как и Интернет, на технологии TCP/IP и использующая те же самые протоколы передачи данных, формы представления информации и, во многом, программное обеспечение. Такая сеть может быть полностью закрытой и недоступной извне или иметь выход в Интернет - в зависимости от потребностей компании. Организация работы удаленных сотрудников на основе подобной схемы требует проведения практически тех же мероприятий, что и постоянное подключение корпоративной локальной сети к Интернету по выделенной линии, поэтому ее внедрение в ряде случаев может потребовать весьма небольших расходов.

В состав корпоративной локальной сети входит сервер, подключенный к Интернету по выделенной линии со скоростью передачи данных 64 или 128 кбит/с - в подавляющем большинстве случаев ее вполне достаточно. Через этот сервер, отделенный от локальной сети брандмауэром, осуществляется возможность выхода в Интернет с расположенных в офисе рабочих мест и обеспечение сотрудников доступом к электронной почте. Он же может использоваться и в качестве Web-сервера, играющего роль "витрины" компании. К этому же серверу подключаются модемы на входных телефонных линиях, по которым в сеть входят работающие дома сотрудники фирмы. Линии могут быть специально выделены под передачу данных или в их качестве могут в нерабочее время использоваться уже существующие в офисе телефоны. Наиболее эффективным является применение так называемых серийных линий. Техническое обеспечение рассматриваемой системы требует, не считая так или иначе существующих в штате фирмы сотрудников отдела поддержки, дополнительного привлечения всего одного специалиста - системного администратора.

Какие возможности дает подобное комплексное решение? Во-первых, удаленные сотрудники получают доступ к любым необходимым для их работы файлам, размещенным на корпоративном FTP-сервере; как к внутренней, так и внешней электронной почте; к коллективным дискуссиям - в том числе и проводимым в реальном времени, а также к корпоративным базам данных. При достаточном качестве связи и наличии оборудования могут проводиться многосторонние голосовые и видеоконференции. Возможен поиск необходимых документов по определенным признакам либо по ключевым словам. При этом подключение удаленных пользователей, расположенных в том же городе, не будет требовать текущих расходов, исключая введенную в некоторых городах повременную оплату за пользование телефоном; связь же иногородних сотрудников, имеющих точно те же возможности, будет осуществляться через Интернет и обойдется компании в 1-3 доллара за час, что, безусловно, дороговато для многочасовой работы в режиме on-line, но вполне приемлемо, если речь идет о передаче нескольких рабочих файлов.

Все сотрудники фирмы, работающие как в офисе, так и дома, получают доступ к информационным ресурсам глобальной сети Интернет. При этом, поскольку при использовании выделенной линии плата взимается в виде фиксированной помесячной суммы и не зависит от объема передаваемой информации, предоставление сотрудникам доступа к Интернету не потребует специальных расходов. В то же время, бесплатный доступ к Сети "по долгу службы", так же, как бесплатные обеды в офисе или предоставление месячного билета на проезд в общественном транспорте, является привлекательной составляющей предложения работодателя, повышающей его шансы "отбить" нужного специалиста у конкурентов.

Разграничение уровня доступа к различным корпоративным информационным ресурсам может быть осуществлено чрезвычайно гибко, так что данная организация удаленной работы вполне соответствует самым строгим требованиям информационной безопасности компании. Кроме того, возможно ограничение вида доступа к тем или иным ресурсам, благодаря чему можно не бояться, что кто-то из сотрудников станет использовать Интернет в целях развлечения, непроизводительно загружая канал и транжиря драгоценное рабочее время.

Клиентское программное обеспечение, необходимое для подобной работы, имеет удобный, интуитивно понятный интерфейс. Сотрудникам, имеющим хотя бы минимальный опыт работы в Интернете, какое-либо дополнительное обучение вообще не потребуется, ибо им придется работать с уже знакомыми браузерами и клиентами. Информация отображается в удобной для восприятия форме HTML-документа.

Появляется возможность коллективной работы удаленных друг от друга сотрудников над одним и тем же файлом - начиная от совместного рисования несложных схем и заканчивая коллективным редактированием документов. Учитывая, что в ряде случаев действительно "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", нарисованная за минуту схема проезда или изображение какого-либо устройства окажется точнее и нагляднее пространных телефонных объяснений. Перечень специализированного программного обеспечения, предназначенного для этих целей, постоянно растет: о подготовке подобных средств объявил ряд ведущих разработчиков программного обеспечения, таких, как Microsoft, Lotus и Novell.

Расходы на приобретение специализированного программного обеспечения могут быть в достаточной степени минимизированы. Целый ряд браузеров, включая Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer, а также многочисленные клиентские программы и плагины бесплатно или условно-бесплатно доступны через Интернет. Основная часть программного обеспечения сервера на PC-платформе, начиная с операционных систем Linux и FreeBSD, также может быть приобретена бесплатно и абсолютно легально.

Да и разовые расходы на оборудование, необходимое для организации подобной системы не слишком высоки: 3300-3800 долларов, что окупается экономией на оснащении компьютерами рабочих мест, начиная уже с приема троих-четверых сотрудников-надомников, имеющих собственные компьютеры.

Текущие расходы будут состоять из абонентской платы за пользование информационным каналом (в зависимости от используемой технологии и пропускной способности - до 1 тыс. долл.), оплаты собственно доступа к Интернету (500-800 долл.) и оплаты труда системного администратора (порядка 1 тыс. долл.), что в сумме составит 1,5-3 тыс. долларов. Эти расходы компенсируются приемом на надомную работу уже десяти-пятнадцати человек - именно настолько меньше аппетиты в отношении заработной платы большинства квалифицированных специалистов в случае получения ими возможности работать дома. При этом не стоит забывать об экономии на аренде помещений, трудно поддающемся отвлеченной оценке, но отнюдь не малом повышении производительности и качества труда работающих дома сотрудников, а также о выгодах, получаемых от возможности доступа к Интернету всех нуждающихся в этом работников; о возможности размещения рекламы в Сети и множестве других преимуществ, привносимых современными информационными технологиями. Таким образом, реальный положительный экономический эффект может оказаться весьма заметным.

Наконец, подобная система не потребует кардинальных перестроек в случае, если время подтвердит перспективность идеи intranet, и в один прекрасный день встанет вопрос о переводе всей внутриофисной локальной сети на TCP/IP-технологию. Если же прогнозы о тотальной смене стандартов так и останутся прогнозами - и в этом случае никто ничего не потеряет. Таким образом, внедрение данного решения позволяет при не слишком значительных капиталовложениях эффективно использовать современные информационные технологии, не рискуя вскорости вновь оказаться перед необходимостью реорганизации.

 

Немного о паллиативах

Хотя использование TCP/IP-технологии и является наиболее современным, удобным и эффективным способом организации удаленной работы сотрудников, на практике сегодня далеко не каждый руководитель пойдет на ее внедрение.

- Рассмотренное решение не влечет существенных дополнительных вложений в том случае, если организация уже подключена к сети Интернет. Как разовые (прокладка выделенной линии, приобретение сервера), так и текущие (абонентская плата за подключение к Сети, заработная плата квалифицированному системному администратору) затраты в этом случае уже предполагаются по умолчанию, и преимущества от надомной организации труда ряда сотрудников могут повысить эффективность этих вложений. Однако если компания, в силу специфики своей деятельности, не испытывает потребности в подключении к Сети по выделенной линии или не имеет для этого свободных средств (последнее особенно актуально для провинции, где концентрация капитала меньше, а расценки провайдеров, напротив, выше, чем в Москве) - руководство фирмы может счесть данные расходы нецелесообразными.

- Весьма существенной экономия оказывается в случае перевода на надомный режим сотрудников, располагающих собственными персональными компьютерами. В Москве сегодня трудно найти высококвалифицированного специалиста в области, связанной с обработкой информации, не располагающего необходимым ему для работы инструментарием. В то же время в провинции домашние компьютеры распространены куда меньше, чем в столице; причем до сих пор довольно велик парк устаревшего оборудования, вплоть до машин на 286-х процессорах. Поэтому в ряде случаев в роли сдерживающего фактора выступает нежелание работодателя нести затраты, связанные с приобретением или модернизацией компьютерного парка. Играет роль и психологический фактор: если современные компьютеры все-таки приобретены, многие руководители предпочтут установить их перед глазами у себя в офисе, нежели раздавать на руки сотрудникам.

- Ряду руководителей, особенно далеких по роду деятельности от информационных технологий, свойствен определенный консерватизм. Многие из них охотно пошли бы на затраты, если бы убедились в преимуществах новой организации труда, однако не желают тратить деньги на сомнительное, с их точки зрения, экспериментаторство. В результате получается замкнутый круг: чтобы средства были выделены, нужно попробовать, а чтобы попробовать - необходимо выделить деньги.

- Комбинация перечисленных объективных и субъективных факторов и приводит к тому, что при всей привлекательности и эффективности применения современных технологий удаленной работы значительное число отечественных компаний не торопится их внедрять. Особенно остро проблема стоит в провинции. Каким образом в этих случаях можно попытаться достичь приемлемого, хотя бы временного компромисса между затратами и решением задач организации удаленной работы сотрудников?

Достаточно приемлемым способом минимизации затрат является создание в головном офисе фирмы корпоративной BBS (Bulletin Board System - электронной доски объявлений). BBS представляет собой компьютер, оснащенный одним или несколькими подключенными к телефонной сети модемами и специализированным программным обеспечением. Удаленный пользователь связывается с BBS по телефонной линии при помощи какой-либо терминальной программы.

Установив связь с BBS, пользователь вводит идентификатор и соответствующий пароль, после чего попадает в главное меню станции. Он может просмотреть предназначенные для него сообщения и оставить письма, адресованные другим пользователям. Возможна и организация коллективного общения, когда письмо приходит не к конкретному адресату, а к группе лиц, имеющих доступ к соответствующей конференции - этот способ удобен для публикации приказов и распоряжений руководства, обсуждения текущих рабочих вопросов какого-либо подразделения и т. п. Наконец, пользователь имеет возможность скачать с BBS файлы с необходимой ему информацией (Download) и передать на станцию результаты своей работы (Upload). При этом существует возможность разграничения уровня доступа различных пользователей, что решает ряд проблем обеспечения информационной безопасности.

Конечно, подобная организация работы имеет существенные недостатки по сравнению с TCP/IP-технологией, зато заметно дешевле.

Несколько удобнее применение FTN-технологии, разработанной в ходе создания компьютерной сети FIDOnet. В отличие от Интернета, использующего для магистральных соединений оптоволоконные линии, спутниковую связь и другие каналы с большой пропускной способностью, FIDOnet изначально технологически привязана к использованию обыкновенных телефонных линий, что в достаточной степени соответствует рассматриваемой нами ситуации. FTN-технология основана на работе в режиме off-line: пользователь пишет личные письма конкретным адресатам (netmail) и послания в тематические конференции (echomail) в удобное для него время на локальной машине, после чего упаковывает и готовит их к отправке специальной утилитой. Наконец, почтовая программа (mailer) сама, в соответствии с расписанием работы, прозванивается по назначению, предъявляет пароль, передает исходящие сообщения и принимает отложенную для данного пользователя почту, которую он распакует и прочтет, когда сочтет это для себя удобным. Точно таким же способом осуществляется и пересылка файлов - достаточно "заказать" нужные и указать подлежащие отправке, и можно спокойно идти спать, а компьютер с упорством железного идиота будет дозваниваться, пока не выполнит задачу.

Таким образом, использование FTN-технологии позволяет автоматизировать процесс обмена информацией между офисом фирмы и работающими дома сотрудниками. Исчезает необходимость синхронизировать распорядок дня сотрудников - если для телефонного разговора необходимо, чтобы оба его участника одновременно находились вблизи телефонного аппарата, здесь ограничения личного графика практически отсутствуют. Информация "выстреливается" сжатыми пакетами, благодаря чему намного эффективнее используется телефонная линия и экономятся немалые средства в случае передачи данных из другого города. Использование FTN-технологии не исключает возможности работы с BBS. Если пользователю необходимо поработать в режиме on-line, например, порыться в каталогах и отыскать нужный файл с заранее неизвестным названием, он имеет и такую возможность.

Главное достоинство FTN-технологии, несмотря на то, что она давно и безнадежно морально устарела, - дешевизна ее внедрения. Она должна рассматриваться, скорее, как временный паллиатив или испытательный полигон, позволяющий "малой кровью" обкатать организационную схему перевода на надомный режим части сотрудников. В случае если идеология покажет себя перспективной и выгодной в условиях конкретной компании - переход на более современную, удобную, эффективную и гибкую технологию TCP/IP станет только вопросом времени.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.