Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Чтобы сельские леди и джентльмены продолжали свой утренний чай

Архив
автор : Евгений Козловский   09.03.1998

Написанная отнюдь не по заказу, но пришедшая в редакцию самотеком статья г-на Милицкого "В офисе или дома?" сразу привлекла мое внимание - несмотря на то, что в первом ее варианте наблюдался резкий крен в сторону устаревших коммуникационных технологий (г-н Кузнецов заметил остатки этого крена и в варианте окончательном, где они переместились во "врез", о чем написал в своих "Четырех колонках" и чем, надо полагать, крен нейтрализовал), а чисто практические прикидки-резюме, во что приблизительно обойдется тому или иному предприятию переход на новый стиль работы, - отсутствовали. Привлекла, повторяю, несмотря ни на что.

Дело в том, что за всю свою уже, увы, не короткую трудовую жизнь я, что называется, ходил на службу от силы в сумме года четыре, из которых полтора - в раннем студенчестве (по принуждению: Хрущев полагал, что студенты дневных вузов, не нюхавшие пороха, обязаны полтора года его нюхать по "вечерней" системе обучения), около года - по распределению после Политехнического, ну и остальное - вынужденно, по мелочам, в основном - сторожем, - поэтому идея "домашней работы" была мне всегда, мало что близка - органично присуща и даже "только и приемлема".

Помню биографическую ситуацию: в "тяжелые времена" я около года с нуля устраивал в Бюро пропаганды Союзгосцирка видеостудию: организовывал полный ремонт помещения, подыскивал аппаратуру, выбивал деньги и пр. Когда студия была практически готова, новый директор Бюро, то ли получив от "органов" предупреждение, что лучше бы, мол, меня около такой опасной службы не держать, чтобы я не воспользовался ее возможностями в антигосударственных целях (смешно? мне самому смешно, но в те поры смех этот заключал совершенно хинную горчинку), то ли озаботясь подысканием синекуры для родственника или друга, меня от моего детища отставил. Получил я должность в Бюро по большому блату (после Лефортова, если с улицы, - не брали уже и в сторожа), обидеться и уволиться означало остаться просто на нулях и содержании жены, - я попытался цепляться, качать права: не имеете, мол, права уволить - и так далее. "А никто Вас и не увольняет, - заявил директор. - Вас просто переводят на другую работу в интересах производственной необходимости". "И в чем же будет заключаться эта моя другая работа?" Директор (по фамилии Усов - страна должна знать своих героев) провел меня в одну из комнат конторы, показал канцелярский стол и стул возле него и сказал: "Вы должны приходить каждое утро в девять утра, садиться за стол и сидеть до шести вечера с перерывом на обед". - "А что делать?" - "А ничего!" Итальянская забастовка, инициируемая администрацией! Парадокс советской поры… Вообще говоря, итальянские забастовки (ходить на работу, но ничего там не делать 1) изо дня в день, из года в год вело большинство советских служащих (да многие российские ведут и до сих пор), но для меня такое "прожигание жизни" было неприемлемо просто… физиологически. Я ушел на пятый день, о чем, впрочем, никогда не жалел: все как-то более или менее устроилось, а чуть позже началось потепление, и стало находиться достаточно работодателей, которых результаты труда интересовали куда больше выполнения протокола.

Когда я около года назад (нигде к тому времени не служа лет пятнадцать, а находясь исключительно на "свободных хлебах") обсуждал с г-ном Кузнецовым условия моей предполагаемой работы в "Компьютерре", необходимость находиться в офисе (в случае, если вся работа будет делаться все равно) не более четырех дней в месяц была тем самым условиям, без которого я это лестное и во всех отношениях приятное предложение не принял бы все равно.

Если разобраться, сегодня можно не ходить в редакцию и эти четыре дня в месяц и буквально всю работу заместителя главного редактора делать дистанционно, - хоть и не без некоторых сложностей и экстравагантностей. Даже еженедельные редколлегии можно проводить с помощью технологии ICQ, а в идеале - как видеоконференции. Подготовка темы номера и так уже практически идет дистанционно. Выпуск журнала состоит из составления плана - вполне домашняя работа, получения материалов от коллег, которое и так идет чаще по e-mail, чем по локальной сети, передачи всего этого в литредакцию (совершенно дистанционный процесс) и, наконец, вычитки и подписи в печать готовой верстки. Последний процесс реально пока еще бумажный (да на бумаге часто замечается такое, чего на экране и не заметишь), но "твердую копию", снимаемую с "версточного" принтера, я точно так же могу снять со своего, получив с верстки "пэйджмэйкерный" файл. Другой разговор, что при выпуске номера еженедельника всегда поджимает время, что объем окончательных версточных файлов, включающих часто большие, в полиграфическом разрешении, картинки таков, что время обмена туда-сюда окажется для производственного графика неприемлемым. Но это уже вопрос чисто технический: быстрая выделенная линия, подведенная к моему дому, решила бы его на раз, хоть и не бесплатно. Пока что я не могу из дому с легкостью войти в локальную сеть "Компьютерры", но устроить это в принципе несложно, и непременно устроится, когда механизмы e-mail и FTP покажутся недостаточно удобными для обмена файлами. Пока же два эти механизма работают так, что, возможно, существующий недостаток комфорта мною и не замечается.

Разумеется, есть целый ряд производств (токарное, например) и должностей, которые с необходимостью требуют присутствия человека на службе. Есть и такие, что требуют этого присутствия в совершенно определенное время. Но сколько же есть работ, ничего подобного не требующих! Однако администрация чаще всего полагает, что "без пригляда" человек хорошо работать не станет. Видит Бог, будь я администратором, ни времени, ни сил не жалел бы, подыскивая людей, которые будут работать хорошо независимо от пригляда. Потому что те, которые не станут, и под приглядом ничего хорошего не сделают. Пригляд для того и нужен, чтобы его обманывать. Что с успехом испокон веков и происходило.

У меня есть знакомица, которую я никак не могу вытащить пообедать в рабочее время. "Почему??? - изумляюсь я. - Ты ведь занимаешь в фирме очень высокую должность. Ты делаешь свою работу. Ты и по вечерам думаешь преимущественно о ней. Почему твое начальство интересует, в какое именно время ты обдумываешь план очередной кампании? Какие у начальства основания полагать, что, сидя в рабочее время за рабочим столом ты запустишь в голову больше полезных компании мыслей, чем валяясь дома на диване?!" Знакомица пожимает плечами. Начальство знакомицы, я полагаю, если задать ему такой вопрос впрямую, пожало бы тоже: если предполагать, что моя знакомица недостаточно сознательно относится к своему труду и благу компании, - стоит ли ее держать на такой должности и на такой зарплате?

Но есть и другая сторона "домашней работы", и я попытался показать ее в постановке "Вопроса недели": "хождение на службу" для очень и очень многих, по преимуществу - женщин, есть в заметной степени тусовка, "хождение в клуб". Существуют, разумеется, службы и производства, где такая тусовка полезна, являя собою перенасыщенный раствор, в котором то и дело кристаллизуются новые идеи, - существуют, но редки (растворы концентрировать можно раз-другой в неделю на пару часов), а чаще всего служебная тусовка идет делу во вред. Впрочем, обычные для наших "работ" зарплаты, кажется, учитывают "тусовочный коэффициент", а принудительное лишение служащих традиционного удовольствия "пообщаться на службе всласть" может резко ограничить выбор работников. Хоть, возможно, и на благо бизнеса.

Недостаток технологических подробностей в основной статье темы я попытался компенсировать, заказав нашему новому редактору Сергею Леонову статью о виртуальных сетях и вопросах удаленного администрирования.

Мне кажется, что представленные в теме статьи ставят проблему достаточно рельефно для тех, кому прежде почему-либо не приходила в голову идея, по преимуществу, "дистанционной" работы, и раскрывают уже вполне реальную на сегодня возможность идею эту реализовать. Технологические подробности доступны из многих источников, в первую очередь - из Сети, да и профессионалов, умеющих провести идею в жизнь в каждом конкретном случае, найтись должно достаточно.

Если же окажется, что тема актуальна настолько, что вызовет поток писем читателей с вопрошанием о подробностях (меня это очень порадовало бы - не как редактора темы, но как человека, ненавидящего "ходить на службу"), тему можно будет развить в ближайшем будущем или посвятить ей одно из приложений.


1 Не могу удержаться от анекдота к слову. В одну из советских контор приехал на стажировку японец. Он каждое утро приходил на службу, вежливо кланялся присутствующим, произносил по-японски некую фразу, после чего склонялся к столу и трудился до окончания рабочего дня. Когда японец уже уехал, один из сослуживцев поинтересовался у случившегося переводчика точным смыслом ежеутренней фразы, полагая, что это традиционное приветствие. Ничуть не бывало! В переводе фраза звучала так: "Мне очень жаль, господа, что условия моего контракта не позволяют мне принять участие в вашей забастовке".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.