Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Полумесяцем бровь

Архив
автор : Евгений Козловский   23.02.1998

Где-то около двух (с лишним?) лет назад я напечатал в "Компьютерре" небольшую, но совершенно восторженную заметку "Он" о цифровом фотоаппарате от Casio - QV-10. Это была совсем простая игрушка с картинками в четверть VGA-экрана, сильно помятыми JPEG'ом, - но восторг был оправданным: первая игрушка такого рода, попавшая мне в руки (и достаточно широко доступная на российском рынке).

Потом через меня проходили все новые и новые модели от разных производителей, мне уже неловко становилось отчитываться за них перед читателями "Огорода": увеличивалось разрешение, появлялись то вспышка, то зум, то всякие экстравагантности вроде "быстрых серий" или панорамы с автоматической склейкой, менялись носители, - однако перехода количества в качество, по моему вкусу, не происходило. Все, что было прежде, можно было назвать либо "карманными проекционными сканерами", либо "видеокамерами с уменьшенными возможностями". Легкий сдвиг в направлении фотоаппарата проделал, по-моему, "Олимпус", произведя описанную мною "Огородов" пять назад цифровую "мыльницу" Olympus C-820L. Но к мыльницам в холодном высшем смысле я равнодушен.

Поэтому, получив от Алексея Кострова, директора по маркетингу фирмы Citilink, предложение попробовать еще один цифровой фотоаппарат, я начал капризничать: дескать, все это очень одинаково и скучно, дескать, ничто меня уже не интересует, кроме однообъективной зеркалки от Olympus (даже приложил ее картинку, взятую на сайте), - все остальное вряд ли заинтересует и меня, и моего читателя. Обладающий ангельским терпением г-н Костров ответил мне, что речь идет именно об этой камере, причем о старшей ее модели с разрешением 1280х1024 пиксела, или 1,41 гигапиксела (в американской нотации - D600 L, в европейской - C-1400 L), и что он готов доставить ее мне в любое удобное для меня место. Но меня уже сорвало, я оседлал "жигуленка" и двинул в сторону улицы Народного Ополчения.

Едва увидав камеру, сделанную совершенно в стиле младшей пленочной зеркалки от "Олимпуса" - IS-100, - я понял, что попал. Что "встретил девушку: полумесяцем бровь, на щечке родинка, а в глазах - любовь…" Это был настоящий фотоаппарат, и я не знаю, что бы я с собой сделал, если бы качество производимых им картинок оказалось посредственным…

Но - не оказалось. Я послал один из первых снимков фотографу-профессионалу и большому знатоку компьютерных технологий, связанных с изображениями, чьи статьи и эссе, надеюсь, вы время от времени читаете в "Компьютерре" - Косте Боярко, и получил от него в ответ вот какие слова: "А вот что касается images в аттачменте, - это ЧТО? Цифровой камерой? Впрочем, может быть, артефакты ПСЗки спрятались за квантованием JPEG, но я с уверенностью мог сказать, что сие отсканировано с живого слайда…"

Теперь, хоть меня и упрекает кое-кто из читателей в перегруженности "Огорода" параметрами и характеристиками, чистая информация.

  • однообъективная зеркалка класса все же "продвинутой мыльницы", как и ее пленочный прототип - IS-100, и даже с большим в мыльничную сторону уклоном: вручную задать можно только две жесткие области фокуса - районы сорока сантиметров и двух с половиною метров, - да есть возможность мерить и закреплять расстояние и экспозицию по центральному пятну и корректировать экспозицию в пределах от +3 до -3;
  • трехкратный оптический зум с фокусным расстоянием (в пересчете на тридцатипятимиллиметровую пленку) от широких 36 мм до скромного телевика в 110 мм и относительным отверстием от 2,8 до 3,9 (закрывается диафрагма всего до 7,8, но при наикратчайшей выдержке в 1/10000 секунды это не так страшно);
  • встроенная весьма интеллектуальная вспышка с ограничением эмиссии, режимами "против красных глаз" и принудительного включения при недостатке освещения;
  • скорость затвора от ? секунды;
  • приведенная к пленочным параметрам чувствительность - 100 единиц ISO;
  • время записи снимка большого разрешения - около 6 секунд; столько же уходит на зарядку вспышки;
  • макро-режим;
  • два разрешения: 1280х1024 (которое можно записать в двух режимах JPEG-компрессии: малом и среднем) и 640х480;
  • носитель информации - специальная сменная флэш-карточка, похожая на микродискету; емкостью, по умолчанию, 4 мегабайта (стоит около 60 долларов), но есть и 8-мегабайтные, а к середине года "Олимпус" обещает 64-мегабайтные; на 4-мегабайтную входит, в зависимости от сюжета (разные сюжеты по-разному сжимаются), 4-5 кадров при минимальном сжатии и 12-20 - при среднем; снимков же маленького разрешения - немереное количество, больше ста; при переносе картинки малого сжатия на компьютер в JPEG-формате она занимает чуть больше мегабайта; при раскрытии в tif-формате - три с половиной;
  • питание от четырех батареек AA или такого же размера аккумуляторов Ni-MH (которые, с маркой "Olympus", по желанию могут прилагаться к камере, равно как и зарядное устройство; зарядка происходит за два-три часа, после чего камера работает весьма долго: специально эксперимента не ставил, тем более что вспышка включается не на каждый кадр, - однако два-три дня средней интенсивности съемок вполне обеспечивается); аккумуляторы других фирм, но вполне совместимые, продаются и в магазинах по недорогой цене;
  • дата и время съемки по вашему желанию фиксируются, но не на поле изображения, а где-то тайно, и могут быть в любой момент выяснены;
  • естественно: LCD-мониторчик для просмотра снятых кадров (во время съемки не работает, да при зеркалке - и не нужен), на нем же - система настроечных меню; еще один, традиционно "олимпусный" ЖК-дисплей для выяснения текущих параметров съемки;
  • возможность автоматического слайд-шоу и просмотра до девяти отснятых кадров одновременно;
  • легкое стирание как выбранного кадра, так и всех сразу; протекция от стирания - либо путем заклейки флэш-дискеты, либо с компьютера;
  • роскошное олимпусовое стекло и апробированная сотнями тысяч пользователей система автофокуса - правда, без инфракрасного локатора, что снижает точность в сильно темной темноте;
  • автоспуск - увы, без дистанционного управления;
  • возможность прямой печати на специальный сублимационный принтер (пока не видал) в разных режимах;
  • соединение с компьютером по COM-порту либо с помощью специального PCMCIA-устройства, в которое непосредственно вставляется флэш-дискета для быстрой перекачки картинок (тоже не видал, но увижу - непременно куплю);
  • удобный софт и TWAIN-драйвер.

Можно привести еще десяток-другой подробностей, но мне сегодня хочется как можно больше места оставить фотографиям, буду даже просить верстку убрать заставку.

Подводя итог: потрясающее ощущение подлинной фотосъемки, да еще и в привычном (для меня) стиле "Олимпуса". Недостаток некоторых возможностей психологически (да, думаю, и практически) полностью компенсируется возможностью увидеть сделанный снимок прямо сейчас; стереть, если не понравился, переснять. Что же до разрешения и качества оптики и автоматики - они выше всяких похвал: "Умри, Денис - лучше не напишешь!" Можно, конечно, вообразить следующую модель, сделанную по образцу уже не IS-100, а IS-3000, но разница там будет, надо полагать, в чисто "фотографических" деталях - как между IS-100 и IS-3000; электронику, на мой вкус, можно оставить практически не тронутой.

Более или менее серьезные не то чтобы недостатки - отклонения от мечты:

  • сравнительно низкая чувствительность;
  • сравнительно медленное время записи кадра;
  • отсутствие возможности открытия затвора на произвольное время;
  • отсутствие возможности записывать без компрессии вообще, хотя, сказать честно, как я ни приглядывался к "малокомпрессированным" снимкам, как намеренно ни "зашарпливал" их - MPEG-искажений разглядеть не мог;
  • недостаточное число принудительных, ручных установок;
  • невозможность менять оптику - но это, скорее, концептуально; я ведь намеренно выбрал пленочный Olympus с точно такой же невозможностью; другой разговор, что буду ждать с нетерпением "расширяющей" и "удлиняющей" насадок, которые для пленочного - существуют;
  • операционная температура - не ниже 0 градусов (что, впрочем, не помешало мне отснять камерой две флэш-дискетки в Суздале, при окружающем морозе в 28 градусов: камеру под курткой грело тепло моего сердца, которого хватало с запасом и на выбор кадра, и на все сопровождающие его "танцы").

Буквально на днях г-н Кузнецов переслал мне новость об аппаратах, которые этих неидеальностей лишены. Привожу с сокращениями:

- Начало очередного года для цифровой фотографии было отмечено выпуском профессионального цифрового фотоаппарата, разработанного совместно компаниями Kodak и Canon…

…Фотокамера DCS 520 позволяет достичь разрешения около двух миллионов пикселов на снимок и, по утверждению Kodak, способна работать с двенадцатью последовательными кадрами при скорости до трех с половиной кадров в секунду. Другие нововведения включают систему, которая позволяет вести съемку при слабом освещении и обеспечивает работу жидкокристаллического дисплея для быстрого просмотра отснятого материала.

В отличие от большинства цифровых фотоаппаратов, DCS 520 работает, как обычная зеркальная камера, то есть выбор объекта для съемки ведется непосредственно через объектив, а не через видоискатель, как в большинстве цифровых фотоаппаратов. Вдобавок объективы на DCS сменные, что обеспечивает дополнительную гибкость в работе…

…Новый фотоаппарат, который поступит в продажу в марте, не дешев - он будет продаваться по цене 14995 долларов…

Лишены - но и цена выше более чем в десять раз (C-1400 L продается в Citilink'е, www.citilink.ru, где-то за 1400 долларов, но, говорят, что в течение года она должна упасть до тысячедолларовой отметки)! А разница между полутора и двумя гигапикселами, видит Бог, принципиальна только в редких случаях.

В качестве доказательства демонстрирую рекордный трюк. Номер исполняется без предохранительной сетки! Дайте барабанную дробь! Погасите свет! А теперь - закройте журнал и посмотрите на обложку: снимок сделан мною лично с помощью камеры C-1400 L от Olympus!

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.