Архивы: по дате | по разделам | по авторам

3D или fx?

Архив
автор : СТАС ГРИШИН    23.02.1998

Написать сие произведение меня сподвигло письмо читателя, опубликованное в "КТ" # 4 (232), с просьбой помочь разобраться с 3D-ускорителями.

Мой собственный "опыт" основан на общении с "коллегами по несчастью" (также озадаченными выбором 3D-ускорителей) и многочасовыми странствиями по вебсайтам производителей.

Решив купить компьютер, я поставил себе целью найти ускоритель, который бы справлялся с играми (да, речь идет только об играх, а не о профессиональных графических приложениях) наиболее известных производителей. Кстати, по моим наблюдениям, чем крупнее производитель игрушки, тем больше всяких устройств поддерживается его программами. Мой же выбор был значительно облегчен тем, что я издавна являюсь фанатом серии "Wing Commander" компании Origin (или, точнее, Electronic Arts), которая поддерживает много любимого мною и ненавистного другими производителями "железа", в том числе приобретенный как-то по случаю Gravis Ultrasound MAX. И на этот раз на коробке с "Wing Commander: Prophecy" (который я приобрел, еще не имея даже подходящего для его запуска компьютера) значился весьма обширный список поддерживаемых ускорителей.

Таким образом, задача несколько упростилась. Мой выбор оказался ограничен следующими малопонятными названиями: 3Dfx, Nvidia Riva 128, Matrox Mystique, Rendition 2200, ATI Rage Pro, 3DLabs Permedia 2.

Далее я направился на www.gamespot.com/features/3dcards/, где и провел многие часы, изучая помещенный там отчет о 24 ускорителях, как PCI, так и AGP.

Итак, что же я выяснил.

  1. есть несколько производителей, которые делают чипсеты (перевести дословно не позволяет слабое знание языка, я так понял, что речь идет об основных микросхемах, которые и выполняют основную работу) и на основе которых, другие компании могут собирать свои карты.
  2. есть несколько производителей, которые делают чипсеты только для себя.На основе данных GameSpot (точнее, по частоте появления там карт с тем или иным чипсетом) я сделал вывод о двух наиболее популярных чипсетах. Лидерами оказались 3Dfx и Nvidia Riva 128. Более того, 3Dfx оказался явным лидером, так как на официальном сайте производителя, число компаний-партнеров оказалось явно больше (19 против 11 у Riva128). Не секрет, что чем большую поддержку имеет тот или иной чипсет, тем больше у него шансов на выживание. 1:0 в пользу 3Dfx.

    Однако дальнейшее расследование показало следующее… Во-первых, у 3Dfx сейчас есть два готовых чипсета: 3Dfx Voodoo Graphics и 3Dfx Voodoo Rush. Различия между ними таковы: 3Dfx Voodoo Graphics - это только 3D-ускоритель. То есть вам понадобится еще 2D-ускоритель, если вы хотите быстро играть в "плоские" игры. Как сказано на сайте 3Dfx, "most popular 2D accelerator cards will work with your Voodoo Graphics-based card". Там же, чуть ниже, приведен ответ, что делать, если ваша 3Dfx Voodoo Graphics не работает с картой на основе чипа S3 968/868. Тем не менее, так как компьютера у меня еще не было, я для себя отметил, что не надо покупать карту на основе S3 968/868. 3Dfx Voodoo Rush - это чипсет со слабым (но все-таки хоть каким-то!) 2D-ускорителем, помимо прочего, может работать в окошке, а не только в полноэкранном режиме, как 3Dfx Voodoo Graphics.

    На этом, наверно, можно было бы завершить описание продуктов 3Dfx, если бы не одно "но". На сайте 3Dfx находится совершенно изумительное описание нового, находящегося в стадии разработки чипсета Voodoo2 (или V2). Компания обещает, что V2 втрое превзойдет упомянутые чипсеты по производительности и обеспечит работу в полноэкранном режиме с разрешением 1024x768. Объявленная возможность "кластеризации" (подробности на www.3Dfx.com/products/faq.html) меня не очень привлекла. 3Dfx планирует показать работающие карты на основе V2 уже на следующей "Comdex", появление их в продаже ожидается первом квартале 1998 года.

    Надо сказать, что, выбирая "железо", я учитываю, насколько быстро оно может подешеветь (а не гонюсь за максимальной производительностью сегодня). Поэтому факт скорого появления чипсета V2 оттолкнул меня от сегодняшних карт 3Dfx (на том простом основании, что они морально устареют через пару месяцев). Однако факт остается фактом, и чипсеты 3Dfx на сегодняшний день поддерживаются большинством производителей игр. Кстати, я бы выбрал Canopus Pure3D (PCI-карта, дополнительная информация от GameSpot - по адресу www.gamespot.com/features/3dcards/3dacc3.html), если бы меня кто-то спросил, что подарить мне на день рождения.

    Итак, я приступил к изучению Riva128. Надо сказать, что уже во время просмотра GameSpot мое внимание привлекла карта ASUS 3DexPlorer (AGP-карта, дополнительная информация на www.gamespot.com/features/3dcards/agp2.html). Привлекательная цена, высокая производительность и приличная оценка сразу привлекли внимание. Кстати, оценка была снижена только из-за неуверенности тестеров в поддержке, которую может оказать ASUS, новый игрок на рынке 3D-ускорителей. Меня это не испугало, компании ASUS я вполне доверяю (как позже выяснилось, не зря), поэтому я решил выбрать именно эту карту. Несмотря на относительную молодость чипсета, построенные на нем карты уже предлагают такие производители, как STB Systems Inc., Diamond Multimedia, Micron Electronics, Dell Computer, Gateway 2000, Canopus Corp., ASUSTeK Computer Inc., NEC, ELSA, - поэтому хочется верить, что и производители игр будут его поддерживать. К сожалению, рассказать о планах Nvidia мне нечего, так как на сайте компании информации не густо.

    В заключение отмечу, что мое мнение может, конечно же, не совпадать с мнением некоторых читателей, поэтому я настоятельно рекомендую всем интересующимся 3D-ускорителями посетить указанные мною сайты, а также взглянуть на результаты тестов GameSpot по адресу www.gamespot.com/features/3dcards/table.html.

    P. S. Я знаю, что тесты на GameSpot не первой свежести. Тем не менее ничего более свежего мне на глаза не попалось.

    P. P. S. Перечитав статью, я заметил, что не упомянул о следующем. Существующие на сегодняшний день чипсеты от 3Dfx являются processor-dependent. То есть, насколько я понял, карта на их основе оставляет центральному процессору часть операций с плавающей точкой. В связи с этим владельцы Pentium II получат большую производительность по 3D-акселерации, чем владельцы процессоров 6-го поколения компаний AMD и Cyrix, а те, в свою очередь, будут в выигрыше по отношению к обладателям компьютеров с процессорами 5-го поколения. Чипсет V2 (как объявлено) будет меньше зависеть от производительности CPU.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.