Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Интернет

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    12.01.1998

Обстановка

Последние два года Интернет был центром генерации идей и выявления новых деловых возможностей. Казалось бы, понятие "сеть" по смыслу прямо противоположно центру, то есть, точке. Однако Интернет - большая система, построенная из одинаковых элементов, и в этом смысле - концептуально единая. Между этими аспектами - большой системой и простым набором системообразующих технологий - как раз и разворачивалось большинство сюжетов развития. Люди сначала придумывали и внедряли новые полезные модификации и расширения основ, а потом уже осознавали и пытались преодолеть общесистемные последствия их распространения.

На этот раз у меня осталось впечатление, что новаторство в Интернете - не то, чтобы прекратилось, но приобрело более рутинные формы: словно бы уже найден алгоритм изобретения технологий и структур. Зато очень сильно чувствуется начавшийся переход к промышленному освоению и новых возможностей.

Достаточная плотность населения Сети уже давно достигнута, рост его численности стабилизировался, и всем более или менее ясно, что это за люди. Ресурс созрел для коммерческой эксплуатации. Есть несколько областей, в которых, похоже, накапливается потенциал для нового рывка. Самое очевидное направление - раскрыть Интернет для "компьютерно-безграмотных" слоев человечества.

Одно из старейших и очень показательных решений - электронная почта. Ею по-прежнему пользуется относительно мало народа. По состоянию почтового сообщения можно судить, происходят желанные для бизнеса сдвиги в социологии Сети, или пока нет. Наше профилирование выставки показало беспрецедентно высокую активность в области малтимидийной и, особенно, видеопочты. Десятки фирм пытаются протолкнуть… высоко интегрированные решения для полных "чайников", то есть, пытаются создать технологию e-mail "для остальных". Расчет явно на то, что перед возможностью несколькими щелчками мыши отправить любимой тетушке видеоклип со своим изображением и речью народ не устоит.

В большом и в малом

Нью-йоркская фирма Bigfoot Partners, L.P. начала свою деятельность в Сети с того, что создала службу поддержки единого бесплатного почтового ящика. Не беспокойтесь, это очень мало похоже на другие бесплатные почтовые ящики. Вообще, в Интернете мало-помалу наступает пора по-настоящему бесплатных ланчей - и, кстати, состоящих не из одного только сыра.

В самом деле, услуга Bigfoot (www.bigfoot.com) - не что иное, как простое и честное перенаправление почты на какой-то один адрес, который пользователь задает сам. Никаких дополнительных сведений о себе он сообщать не обязан, и никакой рекламой его насильно не пичкают. По желанию можно сообщить свои реальные "реквизиты", которые Bigfoot передает своей и (косвенно) другим поисковым системам. Благодаря этому ваши знакомые могут находить вас в Сети. Почтовый адрес Bigfoot обязуется сохранять за вами пожизненно (правда, на определенных условиях, в числе которых - не использовать его в коммерческих или преступных целях, не приставать к другим пользователям, и так далее).

Реклама Bigfoot приглашает каждого просветиться и влиться в поток Э-волюции. Что ж, доля почтового трафика в Сети не так уж велика. Если даже все ее пользователи начнут концентрировать свою почту в одном месте и перенаправлять в другое, это не станет катастрофой. Но вот если так начнут гонять потоки push'ей и broadcast'ов… да, с сетевой адресацией надо срочно что-то делать.

Забыл сказать: bigfoot - это, собственно, "снежный человек". На выставке этот Йети продвигал свою новую систему услуг, "ключом" к которой является недавно выпущенный собственный Web-браузер. Он, естественно, характеризуется как легкий, интуитивный, дружелюбный, и так далее.

Боюсь, я слишком развращен, чтобы оценивать такие программы. Прежде всего, на мой взгляд, не составляет большого достижения сделать маленький браузер, опирающийся на уже существующие в операционной системе пользователя ресурсы - такие, как майкрософтовский интерпретатор HTML. А что касается интуитивности и дружелюбия, то, по мне, все они - порядочная гадость.

Как бы то ни было, продукт, поэтически названный NeoPlanet, сочетает в себе собственно браузер и некую систему организации знаний пользователя о сетевом пространстве, которая, как и следовало ожидать, выглядит значительно лучше простейших "закладок". Не взялся бы кто скачать его и написать обзор? Файл совсем маленький, всего полмегабайта. Жду вашего письма.

Фирма Inforia (www.inforia.com), основанная всего два года назад, уже стала легендарной. Ее продукт Inforia Quest получил самые лестные отзывы и несколько наград, а история о команде юных гениев в возрасте от 10 до 20 лет обошла страницы азиатской и американской печати.

Хотя Inforia, по замыслу тех, кто ее придумал, это информационная утопия, работники фирмы охотно подчеркивают как свое азиатское происхождение, так и мотивы дружбы между народами в своей деятельности. А сделали они лучшую, по мнению независимых экспертов, многоязычную метасистему, которая запрашивает более 100 поисковых машин, фильтрует результаты, устраняет дубликаты, проверяет целостность ссылок и подает пользователю некую квинтэссенцию полезной информации, находящейся в Сети.

Следующие проекты Inforia - offline browser, названный Inforia Net Library, и корпоративный сервер для распространения малтимидийной информации. В этой фирме некоторые видят Microsoft XXI века. Состоится информационная утопия или нет, но при первой возможности я скачаю их клиентский софт (он, между прочим, стоит всего 20 долларов) и посмотрю, почему все от него в таком восторге. Приглашаю всех попробовать и рассказать.

Бизнес Inforia вновь, уже не в первый раз заставляет задуматься о роли физических ограничений в системах массового обслуживания, на которых основывается современная рыночная экономика. В начала нынешних биржевых беспорядков, после того, как в первый раз "провалился" индекс Доу-Джонса, обитатели киберпространства подняли нешуточный шум: перегрузка каналов и серверов Интернета привела к тому, что огромное количество желающих погреть руки на повышении акций не смогли получить доступ к своим брокерам. До появления Интернета им пришлось бы дозваниваться до брокерских контор или стоять в очередях, а еще раньше - пробиваться в здание биржи, которое, временами, тоже не вмещало всех желающих. Страх подумать, как выглядели бы биржевые процессы, не будь этих естественных тормозов.

Как известно, один дурак может задать столько вопросов, что с ними не справятся все поисковые серверы мира. В этом отношении аппетиты таких, как я, ограничены только необходимостью разбираться в ссылках. Продукция Inforia и других поставщиков сетевых агентов грозит во много раз увеличить нашу поисковую производительность и раздразнить любопытство. На поисковые серверы обрушаться новые потоки "хитов", но вот увеличит ли это их доходы от рекламы? "Электронным агентам" реклама пока ни к чему.

Электронные подарки

Накануне Рождества в Интернете вновь входит в моду слать друг другу подарки. Фирма InternetPerks (www.internetperks.com) создана как раз для того, чтобы поставить киберподарочный бизнес надлежащим образом. По сути, эта идея близка к тому, что давно делается в материальном мире. Вот начнется новый год, и сотрудники компьютерных фирм Москвы начнут, как обычно, дарить друг другу одинаковые записные книжки, ручки, футболки и прочие культтовары, отличающиеся только заказными надписями.

Пока подарочная коллекция InternetPerks состоит лишь из пяти предметов: полезных программок и справочников, которые клиент может поместить на свой сайт и раздавать посетителям. Само собой, в них встраиваются напоминания о дарителе. Здесь самое время заметить, что perk - это не точно подарок, а жаргонное сокращение от слова perquisite, значение которого варьирует от "премия" до "привилегия". Это я к тому, что удачный perk привязывает посетителя гораздо прочнее, чем надпись на авторучке. Он даже может заставить его возвращаться.

Появление таких компаний, как InternetPerks, сулит блистательные перспективы изобретательным программистам и дизайнерам. Многие, вероятно, помнят замешательство, в которое повергали софтверный бизнес мелкие игрушки типа "Тетрис". При всей их бешеной популярности никто не мог понять, как можно брать деньги за несколько десятков килобайт кода - и вот начинали составлять наборы или белыми нитками пришивать дурацкие картинки. Что угодно, лишь бы раздуть объем до одной дискеты.

На днях мы с Козловским получили подарочек от неизвестного (или, по крайней мере, не назвавшегося) корреспондента: программку размером 250 Кбайт. Запускаешь - на экране поверх окон появляется коробочка, из которой под музыку выходит атлетическая красотка в характерном красном халате и колпаке. Она прогуливается по десктопу, раздевается, а затем вместо нее появляется бирка с хохочущим дедом Морозом (виноват, святым Клаусом). Тут рука тянется проверить, на месте ли кошелек и не осталось ли на диске дурной болезни.

Храбрый Козловский своей копией подарка насладился сразу и заключил, что он безвреден. Я подождал несколько дней, потом запустил дареную программу и прошел по следу. Оказалось, красотка и еще кое-какие интересные штуки распространяются с сайта www.codehammer.com, причем народ за ними буквально ломится. Один из добровольных помощников пишет, что как только он выложил файлы на свой сайт, ftp-трафик возрос до предела, а когда через канал прошло 20 гигабайт, его провайдер потребовал прекратить это безобразие. Легко представить себе, что такая лавинообразно распространяющаяся остроумная поделка легко разнесет по всей Сети "визитные карточки" многих сотен сайтов, которые вовремя сообразят ее приютить.

Нам с Козловским повезло, но, в принципе, подарки не делают жизнь в Сети безопаснее. Поэтому представляется как нельзя более уместным появление продукта eSafe Protect, который недавно начала поставлять израильская фирма eSafe (www.esafe.com), являющаяся подразделением известной EliaShim.

Разработчики называют технологию eSafe Protect модным словом sand box (напоминает о тех ящиках с песком, в которых добровольные защитники российских столиц тушили зажигательные бомбы). В него можно "засунуть" любую гадость, чем бы она ни была - обычным исполняемым файлом, Java-апплетом, ActiveX control'ом, и так далее. Сетевой подарок выполняется в специальной изолирующей программной среде, которая следит за его поведением.

Лично у меня, впрочем, возникает вот какой вопрос: а что если на следующем шаге этой борьбы пушки с броней злодеи создадут технологию, позволяющую программе обнаруживать, что она выполняется в "ящике с песком" и прикидываться безвредной? Нельзя же, в самом деле, правдоподобно сымитировать все мыслимые входы во все существующие API, не будучи их разработчиком.

Кому достанется телефонная будка?

На стыке сразу нескольких "горячих" технологий находится прогрессивное и яркое решение: так называемые малтимидийные киоски. Одна из ролей, в которой они, что называется, нашли себя, это публичные терминалы Интернета.

Еще одна израильская фирма Golden Screens Interactive Technologies (www.gsit.com) показала на "Comdex" первые малтимидийные киоски своей будущей системы GS PLANET (Public Location Access NETwork). Golden Screens рассматривает их как "таксофоны будущего" и намерена вскоре покрыть своей сетью США, а за ними и весь остальной мир. Технология уже отработана американским отделением фирмы, которое находится, к слову сказать, тоже в Нью-Йорке.

Дело, конечно, не в киосках: сами по себе они, попросту, наиболее заметная часть - примерно, как грибы, выдающие присутствие грибницы. В действительности, Golden Screens решает задачи интеграции компьютерных систем. Через ее киоски будет возможно принимать и посылать электронную почту, заказывать билеты и места в гостиницах, пользоваться информацией и услугами правительственных агентств и местных администраций, покупать товары, выполнять банковские и биржевые операции, и так далее. Учитывая, что все это будет происходить через Интернет, нетрудно понять, что Golden Screens намерена предоставить самым разным фирмам и организациям всепроникающую глобальную сеть доступа.

Действительно, Golden Screens применяет некую комбинацию Java, CORBA и технологий Web, с помощью которой, по ее собственным словам, она может легко, быстро и безопасно "раскрыть" миру любую частную специальную компьютерную систему. Ничего из перечисленного не является сколько-нибудь существенным новшеством. Похоже, Golden Screens - одна из тех израильских фирм нового поколения, которые сделали своей специальностью решение самых трудоемких и запутанных задач. Между прочим, среди создателей и ключевых людей этих бизнесов нередко обнаруживаются бывшие советские ЕС-овцы.

Деятельность таких технологических посредников-объединителей может быть очень прибыльной, но, с другой стороны, рыночная ниша, которую они стремятся занять, может оказаться миражом или закрыться в любой момент. Успеет ли Golden Screens капитализировать свои способности интегратора и утвердиться в роли провайдера доступа к информационным услугам из общественных мест?

Начни она два года назад, сейчас ее перспективы можно было бы считать надежно обеспеченными. Но даже в прошлом году большие компании еще не верили в перспективы электронной коммерции. Сегодня все иначе, и примеры можно подбирать на каждом шагу. После успешного похода на азиатские рынки, Нью-йоркский Citibank теперь занялся освоением киберпространства. Он и раньше присутствовал в Сети, но теперь готовится предложить полный пакет банковских услуг, включая возможность оплаты счетов (в смысле, bill), покупки и продажи ценных бумаг и даже открытия новых расчетных и сберегательных счетов (в смысле, account). Все это, без дополнительной оплаты, станет возможным после выхода новой версии клиентского софта, поддерживающего, в числе прочего, 128-битную криптографию.

Citibank намерен "социализировать" своих клиентов. Они и раньше могли общаться с сотрудниками банка по электронной почте, а теперь обещаны, например, электронные конференции с управляющими и ведущими экспертами банка по инвестициям. Мне показалось интересным вот еще какое обстоятельство: фактически, Citibank выносит в Сеть тот же пакет услуг, который ранее был реализован в его новых банкоматах. Таким образом, созданы все предпосылки для полной интеграции клиентской среды, в которой банкоматы сами станут терминалами доступа к Интернету, выполненными по технологии малтимидийных киосков.

Энергетическая корпорация Флориды решила начать устанавливать собственные киоски, через которые потребители смогут оплачивать свои счета. В киоске будет и телефон, с помощью которого клиент сможет задать вопросы живому клерку. Вот еще один потенциальный провайдер или потребитель из многих - причем любой, у кого хватит сообразительности встроить в свой киоск браузер Web, - получит возможность обслуживать всех остальных.

Со стороны компьютерной промышленности за разработку золотых жил электронного бизнеса взялись такие силы, как, например, IBM. Она ведет совершенно беспрецедентную по масштабам компанию, направленную на то, чтобы утвердить свой образ поставщика решений самого разного уровня и назначения - от малого бизнеса до глобальных сетей обслуживания и от торговли до "сетефицированных" автомобилей. Это было главной темой ее экспозиции, а от лозуга "Are you ready for e-business?" в сопровождении новой буквы алфавита, "коммерческого е" (на манер @, то есть, коммерческого at), просто не было проходу.



Рисунок 1. "Он готов…".

При таком раскладе Golden Screens и другим посредникам, которые сами не являются провайдерами услуг, может достаться работа простых операторов независимых терминальных сетей. Тоже неплохо, однако не идет ни в какое сравнение с ролью глобального интегратора, к которой Golden Screen примеривается.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.