Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Почему ноутбук?

Архив
автор : АЛЕКСАНДР МУРАДЯН    22.12.1997

Действительно, почему? На фоне своих родственников-здоровяков, в мире десктопов и серверов ноутбук всегда выглядел эдаким субтильным юношей со слабым здоровьем. С возможностями посредственного десктопа, но по цене сервера. Да и наращивать его возможности технологическими новинками трудновато - новый надо покупать. На первый взгляд, перспектив никаких, покупатель долларом не проголосует, лети-ка ты, ноутбук, на свалку компьютерной истории, как предыдущие неудачники (Compaq Portable, IBM PCjr).

Носить шесть килограммов "портативных" вычислений не соглашался почти никто. А вот желающих таскать с собой портативные изделия (!) весом около трех килограммов нашлось предостаточно, кстати, больше, чем любителей платформы Apple (это отнюдь не камень в огород Apple). И, что самое удивительное, несмотря на целый букет недостатков (маленький и инерционный экран, всего 2-3 часа автономной работы, хорошее тепловыделение, помогающее согреваться в зимнюю стужу), меньше от этого он продаваться не стал.

Более того, за несколько лет продажи ноутбуков существенно возросли, и, по данным IDC, доля ноутбуков в мире выросла до 17 процентов. В особенности хорошо идут продажи в США, где на каждые 100 десктопов уже продается около 25 ноутбуков. Хотя, вроде, ничего революционного, в корне меняющего всю идеологию и подноготную мобильных вычислений за прошедший год не произошло. Ну, выпустили портативный вариант процессора MMX (Tillamook), емкость жестких дисков возросла до 4 Гбайт, и IBM обещает дальнейшее увеличение до 9 Гбайт, появились экраны с диагональю в 15 дюймов (!), видеокарты добрались до уровня в 4 Мбайт, стали внедряться видеоконференции, и так далее. Но все это давно используется в десктопах - возразят скептики и будут правы. Правда, не во всем. Все вышеперечисленные новшества появились в настольных компьютерах не так уж давно, к революционному росту производительности не привели, а для ноутбуков стали палкой о двух концах. Попытка не отстать от настольных систем в повышении производительности, минимальная память в 16 Мбайт, большие экраны привели к тому, что потребляемая мощность ноутбука приблизилась к критическим 25 ваттам, по достижении которых новейшие ноутбучные технологии вместе прожорливыми мобильными процессорами (до 9 ватт) и экранами (3,5 ватта) можно отправлять в музей, на полку, соседствующую с покрытой пылью MCA и забронированным местом для USB. Поэтому следующему поколению процессоров, предназначенных для настольных систем, в ноутбуки путь заказан. А наращивать мощность системы необходимо, чтобы не отставать от стремительно меняющихся процессорных инициатив и возрастания аппетита программного обеспечения на скудные ресурсы мобильного компьютера. Но все не так просто и ясно, как кажется на первый взгляд. Все недостатки и слабости ноутбука уравновешиваются его мобильностью и относительной независимостью от источника питания (розетки) при сравнительно высокой производительности. Именно эти ключевые факторы и играют главенствующую роль в выживании и дальнейшем развитии ноутбуков, которым приходится, с одной стороны, сдерживать недорогие (до 1000 долларов) палмтопы, которые обзаводятся цветными экранами и наращивают мышцы. Однако палмтопы могут конкурировать пока лишь с субноутбуками, доля которых в общих продажах мобильных систем составляет около 7 процентов по данным Dataquest.

С другой стороны, значительно более серьезен хлынувший на рынок вал недорогих (до 1000 долларов), но производительных настольных компьютеров от грандов компьютерной индустрии. Это привело к тому, что часть потенциальных покупателей мобильных систем предпочитают приобретать их. Если еще учесть и то, что избавление от старого компьютера с заменой на новый может составлять по данным IDC до 5 процентов от стоимости эксплуатации за все время жизненного цикла, перспективы мобильных систем выглядят не столь предпочтительно. А компьютеров таких, по данным той же IDC, будет в 1998 году 11 миллионов единиц. Понятно, что желающих поучаствовать в получении доли от этого лакомого пирога, находится более чем достаточно. Кстати, именно появлением привлекательных по цене настольных систем, а также хроническим дефицитом недорогих и качественных мобильных систем объясняется медленный (до половины ожидаемых, по данным IDC) рост продаж портативных систем в Европе, Азии и Африке. Поэтому было бы странным, если бы продавцы компьютеров, в том числе и те, кто имеют полную линейку продукции (ноутбук-десктоп-сервер), такие как HP, Compaq, DEC, IBM, Dell не поменяли стратегию борьбы за рынок мобильных систем, используя для этого ряд маркетинговых и тактических находок, прошедших успешную обкатку в борьбе за рынок настольных систем.

За рынок надо платить. Желательно немного

Планируемый рост продаж портативных компьютеров привел к тому, что правила игры для поставщиков мобильных помощников человека стали походить на полные драматизма сражения на рынке серверов и настольных систем, и сообщения в прессе стали больше напоминать сводки с фронта. Причем большинство перечисленных выше компаний действуют точно так же, как если бы действовали на рынке настольных систем.

Основными ходами для разжигания покупательского зуда стали массированные снижения цен. Стоит одному из поставщиков снизить цену на n процентов, сразу появляются желающие снизить цену еще больше. Особенно активно действуют в этом направлении HP, Compaq, IBM и Dell. Кроме снижения стоимости ноутбука, основные поставщики начали сужать модельный ряд, и используют для снижения стоимости перенятую из области десктопов сборку по заказу. Вот об этом стоит сказать особо. Широко применяемая мелкими сборщиками технология "заказали - собрал", которой, кстати, успешно пользуется и такой гигант, как Dell, построена на выпуске некоего полуфабриката, включающего в себя корпус, материнскую плату и, в ряде случаев, процессор. По мере поступления заказа от реселлеров или крупных заказчиков машина доукомплектовывается жестким диском, памятью, видеоадаптером, устанавливается необходимое программное обеспечение. Этот метод сборки позволяет сэкономить существенные средства и избегать затоваривания складов нераспроданной продукцией. Именно по пути сборки по заказу пошли многие поставщики мобильных систем, в том числе и IBM. Кстати, похожей методикой пользуются российские поставщики ноутбуков под собственной маркой, что позволяет им держать на свою продукцию достаточно привлекательные цены. А как же Toshiba, скажете вы, почему ни разу не упомянута компания, которая последние годы определяла лицо ноутбучного рынка, была своеобразным передовиком-ударником капиталистического труда? О Toshiba разговор особый.

Ничто не вечно под луной

Появившееся в начале ноября сообщение о том, что Toshiba утратила лидерство по продажам мобильных систем, если не шокировало многих, то удивление вызвало точно. Еще бы, в конце августа доля Toshiba на рынке - 32 процента, а доля следующей второй Compaq - 22. Через месяц - 25 процентов у Toshiba, 28 - у Compaq. И это Compaq, цены на ноутбуки которой всегда отличались от тошибовских на несколько сотен в худшую сторону, да и рыночные интересы лежали в области серверов и корпоративных поставок настольных систем.

Чтобы была понятна важность ценового фактора при прочих равных, необходимо привести средние цены на продукцию этих фирм за указанные месяцы.

Август:
Compaq - $2709
Toshiba - $2107

Сентябрь:
Compaq - $2394
Toshiba - $2294



Источник: Computer Intelligence.

Сброс цен более чем на 300 долларов позволил Compaq поднять свою рыночную долю почти на 6 процентов. Вот бы наши продавцы ноутбуков так же боролись за покупателя!

Хотя без последствий для Compaq и конкурентов этот выпад не остался - Toshiba, в свою очередь, сбросила цены на большинство своих моделей (см. таблицу) и вернула себе первое место уже в следующем месяце, ее лидерство на рынке ноутбуков было подвергнуто сомнению не только аналитиками, но и конкурентами.

Линейка продукцииНачальная ценаПроцент снижения
Satellite 220/225$1,59920%
Satellite Pro 430-460$1,29919%
Tecra 510-530$2,69915%
Tecra 740-750$3,09922,5%
Portege$2,99926%
Libretto$1,49925%

Источник: Computer Intelligence.

Примечание: Приведенные цены к российскому рынку не относятся.

Не в последнюю очередь определенный скептицизм относительно доминирования Toshiba был вызван целым рядом тактических и технических просчетов, из-за чего рыночная доля Toshiba стала уменьшаться. Основным "ляпом" большинство аналитиков считает чересчур длинный модельный ряд, вследствие чего потребителям приходится ориентироваться в хитросплетении конфигураций, цен, ориентации изделия на определенного покупателя. Конкуренты же до предела сократили модельные ряды и имеют две, максимум три продуктовые линии (например, у Compaq - Armada и Presario, у Dell - Latitude, Inspirion). Другим фактором, сыгравшим роль в уменьшении рыночной доли, стало отсутствие линии настольных и серверных компьютеров, неверные маркетинговые действия и медленный переход на старую, но испытанную технологию сборки по заказу. Кстати, отказ от дальнейшего выпуска линии настольных компьютеров Infinia означает, что Toshiba приходится отказываться от ряда интересных проектов, чтобы попытаться удержать свои позиции на рынке ноутбуков.

Кроме того, существенный рост продаж ноутбуков у Compaq и HP вызван не только агрессивной ценовой политикой, но и продажей больших партий ноутбуков наряду с серверами и настольными станциями корпоративным пользователям.

Еще одной причиной, вызвавшей недовольство розничных продавцов, были проблемы со своевременной отгрузкой продукции со стороны Toshiba и дефицитом на ряд популярных моделей.

Кстати, в борьбу на рынке ноутбуков включается и такой игрок, как Umax, которая известна была до этого как производитель сканеров и клонов Mac. Umax уже представила на "Comdex" прототип своего ноутбука на процессоре Pentium II (пока не ясно, с мобильным ли вариантом) с установленной версией Windows 98 и имеет определенные виды на место под солнцем. Нужно учитывать и тот факт, что большинство лидеров рынка уже выпустили ноутбуки с процессором Tillamook и продемонстрировали их на все той же "Comdex", и планируют представить "мобильные эквиваленты настольных компьютеров" с процессором Deschutes уже весной. Не забыты и пользователи с ограниченным бюджетом. Уже в этом году могут появиться ноутбуки, укомплектованные процессорами AMD Mobile K6 и Cyrix Media GX, по очень привлекательным ценам (от 1000 долларов), а борьба за потребителя мобильных систем продолжится с еще большим напряжением.

Выиграет ли от этого потребитель? Вне всякого сомнения. Технологически мобильные компьютеры дошли до критической точки. Следование в кильватере десктоп-технологий - путь в никуда. Чтобы удержать потребителей, необходимо предлагать не просто изделия с линейно наращиваемой мощью, за пару часов съедающие энергию нескольких батарей, а действительно мобильные решения, с приемлемой производительностью, с усовершенствованными "человеческими" характеристиками, более дешевыми компонентами и улучшенными возможностями обновления и энергосбережения. В состоянии ли нынешние производители ноутбуков решить эти проблемы, покажет время. Если не сделают они, сделают другие, рынок тем и хорош, что не терпит пустоты. Смогли же производители десктопов снизить стоимость настольных компьютеров до привлекательной, тысячедолларовой цены, улучшить пользовательские характеристики до приемлемых, а это делает внедрение компьютерных технологий в широкие слои населения вопросом времени.

И, все-таки, почему ноутбук?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.