"Comdex" - сказка без конца
АрхивМыслимое ли дело - дать хотя бы краткий обзор всему, что было на "Comdex/Fall '97", ведь на выставке представили свои экспозиции более двух тысяч компаний. Один из ресторанчиков, через дорогу от выставочного центра, зазывал посетителей плакатом: "На каждый стенд у вас есть примерно три минуты. Не теряйте времени даром, все встретятся у нас!" Не поддавшись соблазну в один миг встретиться со всеми посетителями, я попытался изучить стенды тех компаний, которые нам хорошо знакомы и стабильно присутствуют на российском рынке. Ведь именно их продукция в первую очередь дойдет до наших покупателей. А в обработке привезенных из-за океана "тысяч тон словесной руды" мне любезно оказали помощь редакторы и обозреватели "Компьютерры". Итак, начнем.
Нет, неправда, что новейшие разработки и проекты Sun Microsystems и Netscape Communications не нашли отражения на стендах "Comdex/Fall '97". Сама могучая IBM выступила пропагандистом достижений, вписывающихся в довольно размытые, но обширные границы объявленной корпорацией концепции "e-business".
В первый же день выставки на главном стенде IBM (а их у компании было аж семь!) была объявлена технологическая инициатива, получившая название Network Vehicle, что можно перевести как "сетевая машина" (машина здесь означает транспортное средство). В начинании участвует сама IBM и ее партнеры: Delco Electronics, Netscape Communications и Sun Microsystems. Задача поставлена амбициозная: обеспечить миллионы и миллионы людей, передвигающихся на автомобилях, удобствами совершенно нового уровня, дать им инструменты для продуктивного времяпрепровождения, повысить безопасность движения и, коль все остальное уже дано, - позволить не скучать в дороге.
Четыре участника объявили, что для реализации проекта ими будут использованы все доступные программные и аппаратные разработки, включая распознавание речи, средства беспроводных коммуникаций, спутниковые системы глобального позиционирования транспорта, специальные дисплеи, технологии Java, а также многие другие возможности Internet/intranet. Как полагают инициаторы проекта, Network Vehicle просто обречена на успех, и рынок для нее уже готов.
Dash - панель "сетевого автомобиля"
в "концептуальной модели".
Для того чтобы донести до посетителей все прелести "сетевой машины", на стенде IBM демонстрировалась ее "концептуальная модель" - на экране монитора в виде Web-страницы. Согласно этой модели водитель и пассажиры смогут вербально (то есть голосом) подавать команды движущемуся механизму. Например, определить местоположение отеля "Gold Coast" в Лас-Вегасе и ехать туда. У каждого из пассажиров - свой дисплей, смонтированный перед сидением. Водители, со своей стороны, могут смотреть на дисплеи, спроецированные прямо на ветровое стекло, не отрывая, таким образом, глаз от дороги. Фантазия авторов проекта не знает границ: они предлагают узнавать погоду, давать задание на поиск и воспроизведение музыкальных произведений, фильмов и спортивных соревнований. Каждому ездоку немедленно прочитываются поступившие в его почтовый ящик e-mail-сообщения: громким отчетливым голосом, но при этом (как особо отмечено) конфиденциально. Выбор обширен: пассажиры могут скользить по WWW, играть в игры, смотреть фильмы, общаться с друзьями… Водитель, конечно же, несколько ограничен в желаниях.
Замечательной возможностью Network Vehicle может оказаться тесное увязывание функций системы с решением прикладных задач угона автомобилей, вызова аварийных служб, медицинской помощи, сообщения точных координат нахождения. В числе функций, которые разработчики собираются ввести в концепцию Network Vehicle, - передача голосовых сообщений по электронной почте, прослушивание и голосовое оформление факсимильных сообщений.
Одной из находок и новых идей проекта Network Vehicle являются усовершенствованные управляемые (в том числе и голосом) цветные дисплеи, обеспечивающие пространственную реконфигурацию. Это должно обеспечить особую гибкость для электронной связи и доступа к информационным системам. Как запланировано, автомобили Network Vehicle будут оснащены системами спутниковой связи DirecTV и DirecPC от Hughes Electronics. В автомобиле будут интегрированы средства цифровой сотовой связи, обычной телефонной связи, доступа к Internet и приема радио- и телепередач.
Именно этот автомобиль IBM показывает
как Network Vehicle.
Какой же вклад внесет в проект каждая из сторон? IBM предоставляет, естественно, развитые средства распознавания речи. Delco Electronics обеспечивает высокоскоростные оптоволоконные шины передачи данных в мобильных объектах Mobile Media Link и высококачественные специализированные дисплеи. Sun Microsystems, понятное дело, обеспечивает поддержку технологий Java. А что же Netscape? Конечно же - Communicator для браузинга, адаптированный к новым чудесным дисплеям!
Естественно, участники проекта пригласили другие компании включиться в разработку и продвижение в промышленность новых, а главное - открытых стандартов Network Vehicle. Как отмечается, возникновение новой концепции - а следовательно, новых рынков - может оказать благотворное влияние на компании, которые находятся в застое или ищут новые точки приложения сил - это могут быть in-vehicle-приложения.
Участники проекта уже провели и проводят рабочие встречи с представителями автомобильной промышленности. Демонстрируя чудеса компьютеризованных и "осетененных" автомобилей, партнеры стремятся убедить автопромышленников в необходимости всеобъемлющего соглашения относительно концепции, инструментов и стандартов Network Vehicle. Принятие таких стандартов могло бы резко ускорить внедрение электроники в автомобили.
Как предполагается, к потребителям "сетевые машины" дойдут не так уж скоро - года через четыре, может быть, немножко раньше. В значительной мере этот срок будет зависеть от того, насколько быстро решатся производители автомобилей встраивать Network Vehicle в новые модели. А вообще-то, по комментариям специалистов IBM, большая часть предусмотренных проектом нововведений станет доступной для потребителей уже в течение 1,5 лет. Есть основания полагать, что затея четверки имеет хорошие перспективы.
Кроме того, на "Comdex" было объявлено о том, что IBM и милая русскому сердцу штутгартская Daimler-Benz совместно разрабатывают открытую клиент-серверную архитектуру для автомобильной электроники. Кстати, в октябре на car-show в Токио был продемонстрирован автомобиль Mercedes-Benz модели Maybach, оснащенный согласно требованиям этой архитектуры.
Уже в Москве я заглянул на сайт IBM, посвященный Network Vehicle (www.alphaworks.ibm.com/networkvehicle), и убедился в том, что информация на нем постоянно обновляется. Очень рекомендую! Там можно и потестировать концепцию - точно так же, как на стенде IBM в Лас-Вегасе.
Лелею надежду: может быть, в обозримом будущем автомобили станут настолько компьютерно-сетевыми, что и в России они будут по карману специалистам-компьютерщикам?
Но пойдем дальше…