Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Эффект Виталия Палыча", или Первые MIDI-впечатления

Архив
автор : Денис Коновальчик   17.11.1997

С IBM PC и профессиональным синтезатором жизнь познакомила меня практически одновременно - около семи лет тому назад. Тогда, еще заканчивая лицей, мы с друзьями частенько сбегали с уроков, чтобы остаться в тиши соседнего ВЦ наедине с советской "Искрой", дарящей пользователю все прелести настоящей ХТ-шки, в том числе: настоящий винчестер (на 5 мегабайт!), цветной (зеленый) монитор и… одноголосный PC-speaker, бывший неподдельным предметом вожделения для всех любителей музыки из наших рядов, выжимавших из него все, что угодно: от популярной тогда "Ламбады" до крутых спецэффектов в самодельных игрушках. Не стоит, наверное, поэтому долго объяснять, как ошеломил тогда меня синтезатор "Роланд" во Дворце культуры, где занималась наша самодеятельная группа. Уже на первых занятиях меня, как подающего надежды клавишника (сказались семь классов музыкальной школы), подпустили к этому инструменту и дали понажимать на его плоские прямоугольные кнопочки. Впоследствии я даже научился различать все восемь треков - от баса до мелодии, а заодно не вызывать когда не следует, форматирование трехдюймовой дискеты с аранжировками шефа, беззаветно преданного электронно-музыкальному чуду. "Эффект Виталия Палыча" (так звали нашего руководителя) жив во мне до сих пор: то и дело форматируя "трехдюймовку" на своей PC, я мучительно пытаюсь вспомнить, выключен ли секвенсор...

Потом учебный год закончился, но желание синтезировать музыку осталось. После "Роланда" была "Ямаха" в том же лицее, которой некоторое время мы распоряжались в свое удовольствие и даже записали несколько собственных композиций. Потом нас завертела учеба в институте, и все закончилось. Цены на синтезаторы снижались весьма незначительно, и желание завести компьютер перевесило. Так и появилась в нашей семье "четверка", голосок которой, правда, обладает не лучшим тембром из известных в природе. В связи с этим частенько (особенно во время игр) ее невежливо приходилось упрашивать помолчать. Друзья, заводя музыкальные карты, звали в гости и предлагали присоединяться. Сестра поступила в музыкальный лицей, и мне помузицировать в свободное время "для души" за пианино стало невозможно. А душа нуждалась в творчестве.

Случай исправить положение представился в Питере, куда наша делегация ездила на студенческую олимпиаду по программированию. В ходе одной из экскурсий по магазинам мы чересчур неосмотрительно зашли в компьютерный отдел, где я увидел настоящую MIDI-клавиатурку несколько аскетичного вида, с 49 клавишами, невзрачной кнопкой на корпусе и незатейливым ценником, повествующим о том, что дешевле, чем за "миллион четыреста" ее (вкупе с вожделенной звуковой картой с WaveTable) не заполучить. Всю последующую ночь меня терзали музыкальные кошмары, а на следующий день, собравшись с духом, я "ограбил" всех членов нашей делегации и исполнил-таки свою мечту.

В большинстве случаев, покупая синтезатор, вы сразу приобретаете весь инструмент с полным набором его возможностей (как в случае с обычным пианино), но существенно расширить этот набор впоследствии вам вряд ли удастся (если вы только не присоедините свой "киборд" к компьютеру). Вникнув в инструкцию, вы изучите все кнопки на лицевой панели "Ямахи" или "Роланда", научитесь форматировать диски, ознакомитесь с местным пользовательским интерфейсом и файловой системой (я не шучу!), станете великим специалистом по реверберации звука, наконец, проникните в святая святых - секвенсор, с которым на пару и будете создавать свои бессмертные творения. На этом процесс вашего обучения можно считать успешно завершенным, и вряд ли что-то вас с вашей клавиатурой впредь удивит или напугает (кроме совсем уж аварийных случаев).

Совсем не так дела обстоят с клавиатурной MIDI. Отныне вас будет волновать только музыка (возню с диском и всевозможными настройками оставьте на совесть старушки Windows). Из невзрачной приставки к вашему компьютеру вы сможете вылепить все, что вам угодно: от плейера до многоканального микшера. Все зависит от пакетов, которые вы используете, и вашего музыкального дарования. По сути дела, покупается "кот в мешке": лишь всевышний знает, какие музыкальные программы (кроме инсталляционных) вам положили в пакет с клавиатурой и музыкальной картой. Но в случае, если предлагаемый набор вас не устраивает, вы всегда можете заменить нелюбимую программу той, какую только пожелаете (с пресловутого Митинского рынка или с ближайшей BBS). Нередко обширные анналы музыкального софта имеются у своеобразных "архивариусов" - обладателей объемистых накопителей и дружелюбного характера, которые сами редко балуются музыкой. Спектр таких программ довольно широк: в их числе можно назвать и волновые редакторы тембров, и микшеры, и нотные процессоры, и MIDI-редакторы... Изо всех этих разновидностей свое предпочтение я отдал двум последним. Вкратце опишу свои любимые программы.

Простой MIDI-редактор Band-ln-The-Box, честно приобретенный мной в MIDI-наборе, позволяет за пару минут состряпать сопровождение для голоса, так называемое "минус один". Из моих друзей им больше восхищались поклонники авторской песни - люди, для которых правильно расставить аккорды по тактам - привычное дело. После расстановки аккордов нужно выбрать стиль аккомпанемента из имеющихся в наличии (широкий спектр от польки до рок-н-ролла), если требуется - записать какую-нибудь партию для подголоска - и "зациклить" проигрывание на нужное количество куплетов. По ходу исполнения можно менять не только тембр подголоска или аккомпанирующего трека, но и весь "оркестр" разом, при этом гарантируется сыгранность и совместимость аккомпанирующей "банды". Несколько подобранных таким образом песенок- и веселый вечер в компании семейного караоке обеспечен. Из простоты этого пакета вытекают и его основные недостатки: на подголоски отведена лишь одна дорожка, что не позволяет записать что-либо выдающееся; аккомпанирующий стиль задается разом для всей композиции, и во время исполнения его не сменишь.

Наибольший интерес моей второклассницы-сестры вызвал пакет Visual Arranger 1.0 фирмы с ностальгическим для меня именем Yamaha. В анналах его библиотек есть все, чего душе угодно: в предложенном ассортименте (160 одних только стилей, не считая вариаций и всевозможных проигрышей) любители "Ямах" найдут все сэмплы, знакомые им по синтезатору этой фирмы, и кое-что еще. Интерфейс этого пакета понятен даже малышу: настоящая "наскальная живопись". Все компоненты (сэмплы, аккорды, подголоски) рассортированы по жанрам и находятся на разных страницах блокнота. Слово "композиция" при работе с данным пакетом обретает свой первоначальный смысл - складывание целого из кусочков. Каждый аккомпанемент снабжен собственной иконкой, ткнув в которую мышкой, можно его прослушать и, если подходит, - вставить в аранжировку. По такому же принципу ищутся нужные аккорды. Правда, с их сортировкой по тональностям авторы явно перестарались - собрали в кучу все, что, на их взгляд, пригодится в данном стиле (есть даже готовые "квадраты"), а если хочешь применить нестандартный гармонический ход - приходится прибегать к долгим поискам. Автоматически аранжируются не только аккорды, но и мелодия - к вашим услугам затейливые подголоски, шумовые эффекты, вплоть до птичьих трелей, уместных в выбранном стиле. Пяток-другой минут - и готов шлягер! Для занятий с детьми это средство поистине уникальное: научившись разбираться в стилях и тембрах, а главное, поработав с этим самостоятельно, они не только могут приобрести опыт настоящей композиции, но и понять настоящую цену многих современных эстрадных "откровений".

Но увы - серьезных, оригинальных вещей с помощью такого пакета не создашь - уж слишком гнетет груз готовых наработок. Перепробовав много разных редакторов, я выбрал пакет Studio 4.0 for Windows 95 фирмы MidiSoft. Самой выдающейся его особенностью является универсальность: по сути, это MIDI-редактор, "владеющий" нотной грамотой и предоставляющий возможности микшера. Число дорожек, предоставляемых им для композиторских изысков, программно не ограничено (и зависит лишь от возможностей звуковой платы), что владельцам той же "Ямахи" и не снилось. Такое обилие записываемых партий вполне позволяет замахнуться на настоящую симфонию или хотя бы композицию в духе Поля Мориа. Все сотворенное на клавиатуре "на лету" преображается в нотную запись, причем интерпретация подвластна вашему контролю. Например, непрофессиональному пианисту трудно добиться идеального следования метру: чуть неровно сыгранные "четверти" с "восьмушками" при переводе в нотный текст нередко превращаются в устрашающие нагромождения лиг. Во избежание этого с помощью "квантования" (Quantize) можно добиться искупления допущенных "грехов". А если что-то сыграно не так, как надо, вооружаешься "карандашом", "ножницами", "клеем" и напрямую правишь ноты.

Записанные дорожки можно произвольным образом копировать, переписывать, склеивать, расщеплять надвое, транспонировать вверх и вниз… При этом строго будут учтены диезы и бемоли, стоящие при ключе. "Ре диез" с "ми бемолем" программа не спутает ни при каких обстоятельствах (даже если пользователь "ни в зуб ногой" в нотной грамоте, и этого все равно не оценит). Учитывая то, что уже теперь многие школьники не хотят учить русский язык, уповая на "Орфо", не удивлюсь, если в недалеком будущем ученики музыкальных школ спросят у своих преподавателей: "А зачем нам зубрить сольфеджио, если MIDI-компьютер со Studio правильно запишет все диктанты?". Наверное, лучшим ответом будет заставить этот же компьютер сыграть Бетховена или Дебюсси по нотной записи. Уверен, что "оригинальность" машинной трактовки этих произведений доконает даже людей, далеких от музыки. По крайней мере, лучшей иллюстрацией того, как НЕ надо играть инвенции Баха, для моей сестры было скорострельное и безжизненное компьютерное исполнение.

Как и в любом деле, при сочинении музыки главное - это начать. Иной раз и неплохо иметь под рукой готовые сэмплы с аккордами, задающими тональность и темп - но в данном пакете их нет. Можно было бы задействовать встроенный микшер и вставить аккомпанирующий трек из того же Visual Arranger'a, да вот беда: смикшировать можно лишь WAV-файлы, а таких ни один из перечисленных мною редакторов не создает. Поневоле вспомнишь бессмертные гоголевские строки: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…"

Для любителей песенного жанра Studio дает возможность подписывать нотный текст словами (Lyrics). Правда, делать это не очень удобно: переносы приходится указывать явно, да и текст вводить отдельно для каждого такта: "Ми-ла-я мо-я" (стоп! конец такта), "сол-ныш-ко лесно-е"... Как бы тут пригодилось то же "ОРФО" с его словарем переносов! Набрав таким образом несколько песен, возможно, вы захотите издать собственный сборник. Тут ничего невозможного нет, но… единого общепринятого формата для записи нотных текстов не существует, в связи с чем в Word или PageMaker вам придется переносить либо картинку, вырезанную из окна программы (что зачастую весьма неудобно, учитывая тот же скроллинг), либо отсканированный лист с напечатанным нотным тестом (страдает качество). Думаю, что назревает необходимость дополнить существующие пакеты типа Office музыкальным редактором, совместимым с приложениями и поддерживающим специальный нотный формат, а наряду с "распознавалками" текстов разработать программы, читающие ноты с листа и "с голоса".

Отмечу, что мной описаны лишь первые и самые яркие впечатления от домашних MIDI-занятий (а конца им пока не видно). MIDI-комплект считаю самым удачным семейным приобретением после покупки компьютера. А любителям музыки дарю свой совет: если вдруг при походе в компьютерный магазин вы увидите возле компьютера вожделенную клавиатурку, и ваши глаза загорятся лихорадочным огнем, знайте, что вы не одиноки. Не мучайте себя, купите сразу плод своих мечтаний - ведь в каждом из нас глубоко внутри сидит свой Виталий Палыч.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.