Соло на пиле
АрхивМоцарт.
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать! Никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Не правда ль?
А. Пушкин. "Моцарт и Сальери"
На заре туманной юности у меня был дядюшка, который на заре юности собственной, занимаясь оперной режиссурой, подружился со многими людьми, впоследствии ставшими великими. Например, с Арамом Ильичом Хачатуряном, чей скрипичный концерт я до сих пор не могу слушать без буквально физического наслаждения.
Я жил в те поры в Омске, и когда однажды Арам Ильич вместе с Государственным симфоническим оркестром приехал туда на гастроли, маэстро несколько раз побывал в у нас в гостях. Была названа масса народу, все было очень интересно, весело, - вплоть до танцев, где тапером вызвался быть сам маэстро. Много было рассказано им и всяческих историй, одной из которой я и собираюсь поделиться.
- Как-то в Лондоне, - рассказал Арам Ильич, - давали концерт… ну не то чтобы в мою честь, а, скорее, учитывая мое на нем присутствие. Естественно, включили в программу несколько моих вещей, в том числе - "Танец с саблями". Я сидел расслабясь, слушал с удовольствием, как вдруг, когда зазвучала кантиленная мелодия середины, буквально вздернулся: тембр был в точности тем, о котором я мечтал, когда сочинял эту музыку, но которого так и не сумел идентифицировать ни с одним известным мне инструментом. Я тогда присвоил эту партию альт-саксофону, но никогда этим решением по-настоящему удовлетворен не был, считая довольно печальным паллиативом. А тут! Я вгляделся в оркестр повнимательнее: человек во фраке, картинно сидя на стуле, выводил мелодию смычком на… пиле!
Я рассказал эту историю, поскольку в ней фантастически наглядно (для меня, во всяком случае) проявилась буквально жадность композитора к новым тембрам, жажда тембров, вожделение тембров. Причем, композитора совсем не формального, очень, на мой вкус, живого, в чем бы его ни обвиняла ждановская компания.
Валерий Белунцов, музыкант, композитор, компьютерщик, перу которого принадлежит основная (и две маленькие) статья этой "темы", приводит и другие примеры, вроде стаканов Римского-Корсакова, - но то примеры - академические. Этот же - живой!
Если пристально взглянуть на музыку, эту не слишком-то, в общем, широкую область человеческого труда (если оценивать не ее роль в цивилизации, а ее место, скажем, в экономическом процессе или процент занятых в ней работников), диву можно даться, как сильно она сегодня компьютеризирована. Сильнее, пожалуй, чем даже издательский бизнес (музыкально-издательское дело есть только малая часть области музыки), сильнее, чем военное ведомство, сильнее, чем банки. Снова, понятно, - в относительном смысле. Причем местами компьютеризирована в самой основе. То есть порою компьютер применяется в музыке не как вспомогательный инструмент, а как, простите за каламбур, инструмент исполнительский.
Формируя "тему", я намеренно отошел от ожидаемого (не то что читателем - мною даже самим!) потребительско-просветительского направления: какие бывают звуковые карты, клавиатуры, почем, как справляться с конфликтами по прерываниям, сколько чего стоит и так далее, - а попытался дать на предмет "серьезный", хоть и беглый (что определено журнальной спецификой) взгляд. А вопросы потребительские… Если музыка для человека важна по-настоящему, он может начать ею заниматься на компьютере с помощью самой дешевой звуковой карточки и алфавитно-цифровой стандартной клавиатуры. И по мере потребности менять одно, докупать другое, модернизировать третье. Он мало-помалу сам станет специалистом. Каталог вроде торгового, видит Бог, особо ему не понадобится. А когда понадобится, он обратится к "Мобиле".
Тем не менее на легкий компромисс я все же пошел, оставив в "теме" одну (пришедшую, кстати, самотеком) небольшую статью из "продуктовых", хоть, по счастью, и не вполне "продуктовых" - ""Эффект Виталия Палыча", или первые MIDI-впечатления" Дениса Коновальчика, а сам вношу свой скромный вклад, посвящая нынешний "Огород Козловского" пианоле от Casio.
Засим - в путь. Я заявил эту тему, едва появившись в "Компьютерре", девять месяцев назад, - ровно столько ее и готовил. На мой вкус, она удалась - я читал ее материалы взахлеб. Если же выйдет так, что ваши, читатель, интересы никак не попадают в очерченный мною круг - будьте снисходительны. Главное достижение демократии - это возможность слышать (удовлетворять) не только (и даже не столько - оно и так слышно!) большинство, но и меньшинство.