Городок в табакерке
Архив- Зиц-зиц-зиц, - отвечала царевна. - Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
Владимир Одоевский. "Городок в табакерке"
Самое простенькое, "советское" пианино, которое, по моему опыту, есть инструмент, мягко скажем, не слишком музыкальный, стоит сегодня в магазине около девяти миллионов рублей. То есть дороже полутора тысяч долларов. Электронное пианино от Casio под названием Celviano (один из целой линейки музыкальных инструментов этой фирмы, не самый крутой, но близкий к этому; я бы сказал - среднеидеальный) - 1340 долларов. Весит раз в пять меньше. Занимает столько же площади, но вдвое более скромный объем ввиду отсутствия "верхушки". Позволяет играть звуком пианино (Piano I), рояля (Piano II), пианино электрического (я бы назвал это звуком электрооргана, на котором так блестяще играл в свое время обаятельный негр - Джимми Смит, введя электроорган в число классических джазовых инструментов), клавесина, духового (церковного, если угодно) органа, вибрафона, хора струнных и человеческого вокала (подробности - ниже). Причем - любым из этих звуков отдельно или двумя на выбор - одновременно. Позволяет разделить клавиатуру в произвольном месте и назначить клавишам левой части звук струнного контрабаса или электрической бас-гитары. Позволяет записать два исполнения по 3 тыс. звуков каждое. Позволяет потом играть на фоне одной из этих записей, то есть можно сначала сыграть партию баса, записать ее, включить и вышивать по канве мелодии-импровизации. Позволяет, естественно, брать аккорды и вести полифонию: описываемая модель - до 32 звуков одновременно; есть модели и на 64 звука, хоть я, правду сказать, плохо себе представляю, как эти 64 (и даже 32) взять одновременно, разве что на помощь рукам привлечь собственную филейную часть или играть втроем, в шесть рук.
Еще Celviano позволяет подстраивать себя под любой плохоподстраиваемый музыкальный инструмент (гобой, например) на полтона вверх и вниз совершенно плавно; позволяет выбрать из пяти темпераций - от пифагоровой до современной равномерной, а также играть в нетемперированных (чистых) мажоре и миноре.1 Позволяет задать "барочный" строй (во времена барокко нотой ля записывался звук не с частотою 440 герц, как сегодня, а 415 герц) и играть старые вещи так, как их задумывали авторы. Позволяет, само собою, любое транспонирование, так что человек, привыкший стучать исключительно по белым клавишам, в до мажоре или ля миноре, на деле может воспроизводить мелодии буквально в любой тональности; кроме того, настроив до на си бемоль или ми бемоль, можно по одним и тем же нотам играть дуэт с духовым инструментом, скажем, с саксофоном (знающие - поймут, не знающим - не важно, почему так). Позволяет задавать объем помещения - от комнатки до концертного зала. Позволяет регулировать "мягкость" клавиатуры и "яркость" звука. И многое-многое другое, даже для перечисления чего пришлось бы вместо "Огорода" заводить целую "Плантацию" или, как шутят пересмешники, - "Фазенду".
Кроме того, являясь MIDI-совместимым музыкальным инструментом, Celviano может подключаться к MIDI-входу, MIDI-выходу (имеет даже "сквозное" MIDI-гнездо), то есть может служить музыкальной клавиатурой для компьютера, внутри которого может стоять как угодно сложная и дающая практически любые возможности звуковая карта: запись и обработку любых сэмплов, стандартный (128 вместо восьми челвиановских) или расширенный набор инструментов и так далее, - а может, наоборот, служить усилителем-звукоизвлекателем для любого другого вводящего MIDI-устройства. 2
Можно признать, что сама по себе "звуковая плата" Celviano (в смысле универсальности) - вещь не из самых прохладных (cool), но, как известно, любая универсальность идет в ущерб специализации.
Специализация же Celviano, как пианино, прямо-таки великолепна. Известно, что одной из проблем электронных клавишных инструментов является то, что очень трудно добиться при нажатии на клавиши того же ощущения, которое возникает при игре на инструменте классическом. Самая, например, простенькая клавиатура (то есть нечувствительная к силе нажатия) и рядом не стоит даже с "советским" пианино, зато вполне соответствует, скажем, аккордеону. Правда, у аккордеона есть меха, которые можно сжимать-растягивать очень даже творчески, а у простенькой клавиатуры - нету. Поэтому клавиатуры посложнее (от двухсот, приблизительно, долларов) - к нажиму чувствительны и при сильном нажатии издают звуки (команды на извлечение звуков) более громкие, чем при слабом. Следующая ступенька - так называемые тяжелые клавиши, то есть похожие на, скажем, фортепианные, когда нажатие должно произвести работу несравненно более энергоемкую, чем замыкание контакта: удар по струне, цепляние за струну (клавесин) или открытие воздушного клапана (орган).
У меня дома стоит клавиатурка нажимочувствительная, но без тяжелых клавиш. Скажу по чести, мне тяжесть клавиш ни к чему, я всю жизнь играл по преимуществу на духовых и струнных, так что привычки к фортепиано у меня нету и так и так, - но даже нажимочувствительность кажется мне недостаточной, неидеальной.
Конструкторы Celviano пошли по лесенке усложнений и приближения к природе еще дальше - у электронного пианино есть "молотково-рычажная система", то есть тяжесть фортепианных клавиш не имитируется, а буквально повторяется-моделируется. Я это почувствовал сразу и идеально, да и юный маэстро, восемнадцатилетний консерваторский студент Никита, которого я специально взял в Casio с собою в качестве эксперта, к этой части инструмента никаких претензий не высказал.
Тут уже другой разговор - правильно ли идти по пути все более точной имитации традиционных инструментов или лучше делать электронные инструменты именно электронными и использовать именно их особенности и возможности. Эдуард Артемьев, замечательный композитор, приводит свои соображения (близкие ко второму варианту) в интервью, помещенном в этом же номере журнала, в теме, - но нужно признать, что на пути тактильной имитации конструкторы Celviano достигли, пожалуй что, идеала.
На пути же имитации звуковой… Когда я, заходя в Casio, присаживался к Celviano (а не сделать этого просто было немыслимо - так изящно, красиво, заманивающе исполнен3 инструмент), то, сказать честно, разницы в звуке со звуком пианино железно-деревянного просто не замечал. Никита был призван как раз для того, чтобы дать экспертную оценку именно этого вопроса.
Оценка звуков Piano I и Piano II была весьма высока, пока речь шла о, что называется, средне-обычной игре. Но… но, когда Никита чуть прикоснулся к клавишам (знаете, как это бывает? показывают в кино иногда: музыкант, склонивший ухо к инструменту и внимательно слушающий умирающие звуки тихого аккорда) и спросил: "Слышите?", - я и впрямь услышал: вместо совершенно особого, на гитарный флажолет похожего тембра едва затронутых молоточком струн я услышал стандартного фортепианного тембра звук с сильно уменьшенной амплитудой. Надеюсь, я высказался понятно.
Это, впрочем, более чем естественно: технология wave table, примененная и в Celviano, не способна в принципе на абсолютно точное воспроизведение тембров реального инструмента: несколько записанных натуральных звуков потом обрабатываются математически. Когда речь идет о, скажем, флейте, всякому понятно, что ее звук в малой октаве и в четвертой - это практически разные звуки (потому звуки флейты и всех прочих инструментов обычно записывают на нескольких высотах), но на самом деле даже звуки, разделенные тоном-другим, имеют разные окраски. А записать каждый звук каждого инструмента - не хватит никакой памяти, ни резвости процессора, и, главное, уйдет концепция электронной музыки. Я уж не говорю о том, что невозможно записать весь набор "штучек", которые проделывают на своих "живых" инструментах профессиональные музыканты": легкое сползание, специальная "атака", гуляющий угол смычка. Может, как раз поэтому сэмплеры, довольно удовлетворительно имитируя тутти струнных, пасуют перед скрипкой соло…
Итак, тембровые тонкости фортепианного pianissimo Celviano не передает. В остальном - очень похоже. Идем дальше. Электроорган. Ну, поскольку Celviano в высшем смысле электроорган и есть, он идеален. Другое дело, что никто не знает, что такое, в сущности, электроорган. Лично мне очень нравится электроорган Джимми Смита, у меня несколько его компактов, я часто их слушаю.
Клавесин Celviano похож на клавесин довольно мало. Хоть это, вообще говоря, поправить было бы можно. В отличие от фортепиано, где молоточки бьют по струнам, в клавесине за струны цепляются специальные крючки. И когда крючок струну отпускает, происходит некий добавочный, чуть ли не паразитный призвук, который, тем не менее, несмотря на паразитность придает особую окраску клавесинному голосу, некий милый акцент, как, помните? у героини "Варшавской мелодии". Celviano акцента этого, к сожалению, не передает.
Орган, по словам Никиты, очень похоже в двух центральных октавах, ниже же и выше похож не слишком, но очень (!) красив. Чего, на мой вкус, достаточно с головой.
Вибрафон вроде похож, но когда ударяешь по трубке вибрафона настоящего и - на педали - оставляешь без воздействия, трубка звучит едва ли не минуту. У Celviano же звук прекращается сильно раньше.
Про хор струнных и человеков говорить нечего - это явно добавочные краски из разряда "звуковых плат", такими они и могут восприниматься.
Когда мы с Никитой вышли из ЦМТ, я спросил: "Согласился бы ты поменять свое пианино на Celviano?" (Никита - флейтист, фортепиано для него - инструмент "общеобразовательный", у пианиста я бы и спрашивать не стал). Никита подумал и ответил: "Нет". "Почему?" - поинтересовался я. "Н-ну… - не вдруг ответил Никита. - Мое пианино хорошее… теплое… Я не хочу лишаться возможности слушать, как умирают тихие аккорды. А моя звуковая плата Turtle Beach как сэмплер позволяет много большее". "Но тебя же никто не заставляет отказываться от звуковой платы. Можно ведь просто подключить Celviano к компьютеру". Никита снова задумался и изрек: "Нет, если человек не пианист… и если у него нет довольно хорошего и, главное, родного пианино - Celviano вещь классная. У нее столько возможностей!"
Мне же показалось, что если человек любит музицировать - как угодно хорошо и увлеченно, - но не является профессионалом4, - ему буквально во всех отношениях (включая денежные) приятнее и выгоднее купить именно электронное пианино такого класса, а не натуральное. И сына своего, не будь столь сильного сопротивления с его стороны музыке как таковой, а со стороны жены - всему электронному и компьютерному, - учил бы только на таком пианино, а не на натуральном, ибо с его (электронного) помощью можно очень много сверх просто игры о музыке узнать. Почувствовать. Попробовать.
Князь же Одоевский написал почти двести лет назад: "Ну теперь вижу, - сказал папенька, - что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты это еще лучше поймешь, когда будешь учиться механике".
Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.
1 Подробности о темперации любопытствующие могут почерпнуть из статьи Андрея Шипилова "Хорошо темперированный PC" - в теме номера.
2 Разумеется, что, кроме очень, на мой слух, недурных усилителя и динамиков, встроенных в Celviano, у инструмента есть и линейный выход, так что вы при желании можете удовлетворить любые свои на этот счет капризы.
Еще: есть два (!) гнезда для наушников, то есть, не терзая слух и нервы домочадцев и соседей, на Celviano можно играть не только в две, но и в четыре руки!
3 Слово применяю намеренно.
4 Впрочем, когда станет профессионалом и точно узнает, что за инструмент (инструменты) ему нужен, вряд ли уже захочет отказываться от удобств и удовольствий и электронного пианино. Елена Кушнерова, моя хорошая подружка, пианистка мирового класса, живущая в Баден-Бадене и гастролирующая по всему миру, довольно высоко оценивает все эти, как она их называет, пианолы и одну такую имеет у себя дома, довольно часто к ней прибегая.