Архивы: по дате | по разделам | по авторам

1. Как, по-вашему, действительно ли российским фирмам необходима автоматизация? Есть ли от нее толк?<br>2. Часто можно слышать, что автоматизации российских фирм мешает некая "российская специфика". Как вы думаете, в чем она заключается?

Архив
10.11.1997

Николай Красилов,
президент корпорации "Галактика"

1. Сама по себе автоматизация (а особенно автоматизация "бардака"), безусловно, не нужна. Вопрос надо ставить так: как изменить технологию управления фирмой, чтобы решить задачу выживания предприятия, или задачу улучшения финансовых показателей, или задачу построения стратегически устойчивого предприятия, или задачу контроля над предприятием со стороны собственников. Поставив вопрос таким образом, понимаешь, что без оперативной и достоверной информации решить его невозможно. А откуда берется эта информация - из системы, или собирается вручную - это уже вопрос в каком-то смысле второстепенный. Поэтому ответ на второй вопрос зависит от того, с чьей позиции рассматриваются результаты автоматизации. Если задачей автоматизации является повышение управляемости, то, как правило, толк от автоматизации есть!

2. Специфика, на мой взгляд, заключается в следующих моментах. Во-первых, специфично само состояние экономики России - нет денег. Во-вторых, не всегда понятно, в чьих интересах проводятся работы по автоматизации. В-третьих, для России характерно заниженное представление заказчика о цене на продукты и, в особенности, на услуги по внедрению. И, в-четвертых, в стране существует приличная прослойка "временщиков", которым безразличен результат, с их "мотивированностью" на отдельные решения.

Дмитрий Фуфаев,
заместитель генерального директора компании "Олвит"

1. Современным фирмам, будь то российские, или африканские, автоматизация необходима. Вопрос состоит в том, что понимать под автоматизацией? Факс-аппарат новой конструкции или наличие электронной почты, использование новейших технологий телекоммуникаций - все это элементы автоматизации организации. Если понимать под автоматизацией - компьютеризацию, то в каждой фирме этот вопрос может быть решен по-разному. Это и наличие бухгалтерских программ, подготовка договоров и писем с помощью текстовых редакторов, ведение собственных баз данных. Чем более коммерческой является организация, тем более она восприимчива к новейшим технологиям.

2. Не думаю, что существует "российская специфика". Я часто общаюсь с представителями европейских компаний. Могу утверждать, что российские бизнесмены более информированы в вопросах компьютеризации и готовы применять новейшее программное обеспечение. Западные коллеги консервативнее. Иногда можно слышать, что учиться применять компьютер не обязательно. Он уже воспринимается как бытовой прибор, что-то вроде кофеварки с дистанционным управлением. Если программное обеспечение требует минимальных умственных напряжений, то зачастую от него отказываются. С другой стороны, клиент заказывает музыку, и может быть именно в этом состоит великая сермяжная правда. "Российской спецификой" можно назвать лишь отсутствие линий поддержки, сопровождения и тому подобного "лишнего" и "ненужного" сервиса.

Аскар Туганбаев,
менеджер дилерского отдела компании CHS

1. В том или ином виде автоматизация сделала бы более эффективной работу большинства российских фирм (похоронным компаниям она бы только помешала зарабатывать большие деньги при сохранении текущего уровня смертности). Более явно проявляется автоматизация производства (для любых товаров - от тракторов до медицинских справок). При соблюдении грамотного баланса вложенных в автоматизацию средств и полученной (прогнозируемой) отдачи автоматизация является "витамином роста" для любого предприятия.

2. "Российская специфика" - это отсутствие людей. Людей способных принимать правильные решения и отвечать за свои поступки.

Алексей Кривоногов,
программист

1. Автоматизация необходима. Сейчас, может быть, не сильно много пользы от этого, но в самом ближайшем будущем это станет актуальным. Там уже вопрос будет стоять так: "Кто не успел, тот опоздал".

2. Основная российская специфика - в отсутствии конкуренции. Торговля идет успешно, доходы постоянны, так зачем напрягаться? Такое отношение, в общем-то, и мешает, причем не только автоматизации.

Леонид Бирюков,
менеджер по внешнеэкономической деятельности

1. Думаю, что необходима.

2. Как ни странно, но в автоматизации российских фирм есть не одна, а две специфики (не совсем по-русски получилось, ну да ладно). Первая - это наше родное законодательство. Я сразу оговорюсь, что речь пойдет об "1С-бухгалтерии" и разного рода АРМ для работы с таможней. "1С" я доволен, специфика тут - только вечное стремление нашего правительства сделать больше заморочек нашему бухгалтеру. Постоянно новые формы, отчеты… Хорошо еще, у нас поставщик хороший ("Астро-Софт") - всегда поможет.

По роду работы мне часто приходится сталкиваться с пакетами типа "АРМ таможенного декларанта". Так вот, из-за постоянно меняющихся требований таможни этот продукт должен обновляться чуть ли не еженедельно. Просто беда какая-то, так как в таможню, кроме бумаг, надо нести еще электронный вид декларации (заметьте: не вместо бумаг, а вместе с ними!) в DBF-формате, а этот формат меняется минимум раз в месяц, плюс каждую неделю выходят новые указания и приказы. Так что требуется обновлять программу еженедельно. Соответственно, программисты вынуждены закрывать глаза на некоторые мелкие баги, но к ним виснут еще и та-а-а-акие "тараканы", что когда я звоню им, то девушек прошу удалиться. Кстати, инспектора со своей стороны жалуются на свои АРМ.

Вторая "специфика" - это наши программисты, которые "самые программисты в мире". Они почему-то предпочитают писать программы так, как им удобно. Ну, написал наш программист программу. Для себя. Ему-то тут все известно и очевидно. А мне (ладно мне, а вот тетеньке бухгалтеру)? Все вроде работает, виснет, правда, иногда, но считает правильно (бывает, и неправильно). Отчеты иногда формирует, иногда не формирует. Новая "фишка" от "1С" - сетевая. Время от времени виснет так, что можно только RESET нажимать. Причем виснет не из-за программы, а из-за того, что кто-то что-то не так нажал. Черт с ним - висит и висит, но ведь данные - "ку-ку", пусть за один день, но "ку-ку". Я это к чему: надо делать так, чтобы нажатие любой кнопки не приводило к "вису". Чтобы все было очевидно.

Мораль. Автоматизация нужна, без нее к счастливому капиталистическому будущему пути нет. Мешает правовой беспредел (в смысле - обилие законов и подзаконных актов и их постоянное изменение), снобизм программистов, которые считают, что если они это знают, то об этом знают все. Нет, господа хорошие, я очень хорошо помню, как объяснял, что такое (очевидный для меня) двойной щелчок мыши.

Олег Герасимов,
инженер

1. Думаю, да. Однако нужно понимать, что автоматизация - не самоцель. Она должна служить определенным целям. Российским фирмам она необходима, но, как и во всяком деле, голова должна быть на месте и руки расти оттуда, откуда положено. Иначе автоматизация превратится в бардак и неразбериху, и толку от нее не будет.

2. К российской специфике я бы отнес следующее. Во-первых, это то, что мы привыкли называть страшным словом "менталитет": в России автоматизация почему-то представляется в виде страшного, огромного, но очень доброго зверя, который придет и все за тебя сделает. Весь цивилизованный мир рассматривает автоматизацию как инструмент, лишь помогающий в работе, но вовсе не освобождающий от нее. Во-вторых, для России характерно слабое понимание сути автоматизации. Заказчик видит эту суть лишь в том, чтобы понаставить компьютеров да провести сеть. Кстати, отсюда еще одна "загадка российской действительности": заказчик готов платить за "железо" - компьютеры, кабели и прочее, но не готов платить за услуги - разработку проекта, его поддержку и сопровождение.

Александр Пережогин,
студент инженерно-экономического факультета Ярославского государственного технического университета

1. Исходя из собственного практического опыта, осмелюсь утверждать, что, в большинстве случаев, под термином "автоматизация" на российских промышленных предприятиях понимается широкое применение офисных программ типа Excel, Word и тому подобных для подсчета финансовых коэффициентов и составления аналитических записок для руководства. Тогда как примеров реально действующих систем автоматизации производственно-хозяйственной, финансовой, учетной, сбытовой деятельности предприятия найти очень трудно, если вообще возможно.

Не стоит, очевидно, доказывать потребность и пользу автоматизации для любой организации, будь то магазин, рекламное агентство или фирма по производству рогов и копыт. Так что ответ на вопрос "нужна или не нужна автоматизация российским фирмам", по-моему, совершенно очевиден: нужна чрезвычайно! Нужна для того, чтобы быстро реагировать на быстро меняющиеся внешние рыночные условия, для того, чтобы выпускать конкурентоспособные товары, для того, в конце концов, чтобы нормально функционировать, а не еле-еле держаться на плаву.

2. Позволю высказать предположение, что "русская специфика", которая иногда упоминается в связи с решением той или иной проблемы в нашей производственно-экономической сфере, отчасти связана, во-первых, простите за грубое слово, с дураками и, во-вторых, - нет, не с дорогами, но с элементарной недостаточностью инвестиционной активности нашего рынка. Системная интеграция и комплексы автоматизированных систем - не самый дешевый товар, и нашим предприятиям иногда просто не по силам произвести автоматизацию своей деятельности самостоятельно.

Ответы собирал Юрий Сакун

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.