Великий китайский прыжок в Internet
АрхивПрежде всего, договоримся: речь пойдет о Китайской Народной Республике (КНР). Тайвань, Гонконг, Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии, может быть, и более интересны с прикладной точки зрения, но в силу того, что влияние мировых тенденций там значительно сильнее, чем в коммунистическом Китае, развитие Интернета в этих странах происходит, в основном, по известным всему миру законам. И в информационном плане, и в других (о чем речь пойдет ниже) - Интернет там относительно "прозрачен" и более-менее демократичен. В Китае же развитие Интернета идет несколько другими путями. Существующие в этой области тенденции при определенных условиях могут оказать серьезное влияние не только на сам Интернет, как универсальное средство межнационального общения, но и на общеполитические процессы в мире. Именно с этой точки зрения нам и интересен китайский Интернет.
Китайская специфика
В отличие от своих китаеязычных соседей, КНР подошла к Интернету сравнительно недавно. Буквально 3-4 года назад, когда во всем мире, в том числе и в России, уже "гуляли" сети ФИДО, "Спринт" и другие, многие, совсем не посторонние люди в Китае совершенно искренне не имели ни малейшего представления о том, что такое модем.
Китайское правительство подвела к необходимости "прорыва" в этой области сама логика экономических и социальных реформ. Не углубляясь в историю постановлений Госсовета КНР, инструкций ЦК КПК и других направляющих документов "партии и правительства" можно кратко сказать: с самого начала Китай пошел своим путем.
Начав в 90-91 годах практически с нуля, а именно, с внутренней всекитайской системы "CHINAPAC", китайцы сумели успешно внедрить имеющиеся, большей частью устаревшие технологии и системы передачи данных в новые, более передовые и универсальные. Первое e-mail подсоединение к Интернету было произведено 9 лет назад в Институте физики высоких энергий Академии наук Китая. Там же в апреле 1994 года было установлено постоянное соединение через 64 Кбит/с спутниковую линию. Оно позволило "запитать" первых провайдеров Интернета, которыми стали научные учреждения. В том же году в Китае полным ходом шла работа по созданию по меньшей мере трех крупномасштабных сетей с возможностью выхода в Интернет: Golden Bridge, SICNet (State Informational Center Network) и CERNet (China Education Research Network). К концу 95 - началу 96 года Китай, сделав мощнейший по материальным затратам и беспрецедентный по масштабам скачок в развитии средств телекоммуникаций и компьютеризации, вплотную подошел к необходимости обозначить свою политику по отношению к Интернету.
В начале 1996 года был принят целый ряд постановлений, с одной стороны, - открывающих Интернет для широкой общественности и мира бизнеса (до этого доступ к Интернету имели, в основном, только ученые), а с другой, - жестко регламентирующих порядок и правила предоставления услуг, процесс регистрации пользователей, условия пользования электронной почтой и IP- соединениями. Регламентация диктовалась, прежде всего, политическими причинами: китайские власти пытались таким образом избежать "тлетворного" влияния Запада и блокировать поступление крамольной информации по сетям извне Китая. И, надо сказать, властям это сполна удалось и удается вплоть до сегодняшнего времени. И дело тут не только в системах аппаратного, программного или административного контроля.
"Китайский Интернет" создавался и функционирует, согласно установкам властей, для развития обмена научно-технической, образовательной, коммерческой информацией ВНУТРИ КИТАЯ. Соответственно, обмен этот идет на китайском языке. Развитие китаеязычных, внутренних технологий и программ всемерно поощряется правительством. По существу, речь идет о становлении среди 1/5 части населения планеты своей собственной иероглифической сетевой среды. Интеграция этой среды в мировую, англоязычную, - не является "задачей номер один" для Китая. Иероглифический софт имеет лишь один существенный недостаток: невозможность понимания для не носителей языка. Во всем остальном для всех остальных (носителей) нет никаких неудобств. Существует лишь технически вполне разрешимая проблема выхода на англоязычные и другие ресурсы.
Таким образом, создавая совершенно полноценную, современную сеть, Китай изначально, в силу специфики языка и письменности, определенным образом ограничивает обратные связи своего Интернета с мировым. Административные ограничения, накладываясь на эту специфику, дают властям еще и дополнительные гарантии того, что доступ к Интернету не станет инструментом в руках оппозиционных элементов. Практически все пользователи в Китае поставлены в такие условия, что любое нарушение инструкций и запретов несет за собой самые суровые санкции в виде или лишения лицензии на провайдерскую деятельность, или отказа в регистрации. Самое интересное, что доступ к мировым ресурсам физически не ограничивается вообще. С пользователей, в крайнем случае, берется "подписка о неразглашении" (работники СМИ). Правда, для регистрации пользователя требуется справка о благонадежности из полиции. Основная же ответственность за "чистоту" сети ложится на провайдеров. Для них повсеместно определен круг рекомендуемых для подписки и постинга конференций и списков рассылки, обязателен мониторинг входяще/исходящей почты пользователей, жестко регламентируется содержание домашних страниц. Безусловно, - при наличии желания и умения, - китаец может выйти на мировые ресурсы и взять там ту самую "крамолу" в виде порнографии, речей Далай-ламы или talk'ов китайских диссидентов. Но, делая это, он уже точно знает, чем рискует. И, к тому же, после подавления студенческих волнений у молодежи, традиционно наиболее активной в Сети, резко поостыл интерес к политике. Оппозиционная информация не представляет особой ценности в среде, в которой рядовые пользователи вращаются.
Для коммерсантов в центральных городах Китая под опекой правительственных институтов начинают работать специализированные фирмы электронной коммерции. Данное направление имеет пока статус экспериментального и широко не афишируется. Выход на внешний рынок осуществляется, в основном, через вышеупомянутые "рекомендуемые" конференции и постинг на лояльных серверах Сингапура, Австралии и других стран. Очень активно в последнее время начал развиваться и Web-бизнес. Для последнего очерчен круг предпочтительных отраслей: СМИ, туризм, бизнес-консалтинг, транспортные услуги. То есть те, которые предполагают размещение на страницах более-менее статичной, не часто редактируемой информации и не требуют онлайн-постинга (во избежание все той же крамолы). Кстати, касаясь онлайн-услуг, надо отметить, что в силу этих самых страхов перед оппозицией, предоставление свободного постинга и даже простой feedback на коммерческих и правительственных серверах не в большом почете.
Желая, вероятно, далее "упорядочить" и пользователей, и провайдеров, Госсовет КНР поручил недавно одному из своих подкомитетов разработать порядок лицензирования деятельности ВСЕХ организаций, желающих работать с глобальными сетями. Подробностей этой инициативы пока нет, но известно, что нарушение установленных правил чревато немедленным отключением и штрафом в 1800 американских долларов. Какими дополнительными ограничениями это грозит рядовым пользователям - станет понятно после введения новых правил в действие. Нет, однако, никакого сомнения в том, что ни эти меры, ни более жесткие не затормозят поступательного развития Интернета в Китае.
"Интернет-революция"
Для Китая вообще, а в сфере Hi-Tech, особенно, характерны "суперскачки". Для примера: с 1994 по 1996 год было зарегистрировано 150 тысяч пользователей (по состоянию на конец 96 года). По состоянию на 1 июля 1997 года, то есть практически за полгода, их количество возросло на 100 тысяч (всего - 250тыс.). Эксперты прогнозируют рост числа пользователей Интернетом в Китае до 1 млн. в 2000 году, и 4,5 млн. - уже в 2005. (Напомним, что количество пользователей в Гонконге, воссоединенном с КНР 1 июля 1997 года и не учитываемом в этих прогнозах, составляет 275 тыс. при общей численности населения 6,5 млн. человек). Несмотря на многочисленные запреты, ограничивающие деятельность иностранных компаний в области предоставления услуг Интернет-соединений на территории Китая, многие североамериканские компании усиленно внедряются на этот рынок. В частности, Prodigy создала совместное предприятие и планирует инвестировать более 50 млн. долларов в развитие Интернета в Шанхае.
Китайские провайдеры не предпринимают практически никаких особых усилий для продвижения Интернета в массы. Без каких-либо специальных мер Сеть Сетей рекордными темпами овладевает умами и душами китайцев, для которых давно уже не "велосипед, часы и приемник", а "кредитная карточка, сотовый телефон и компьютер" являются "тремя необходимыми вещами".
Популярность, модность и престижность Интернета в Китае очень удачно вписывается в объемы продаж ПК. Статистика уже перестала кого-либо удивлять. В 1997 году, например, прогнозируется возрастание спроса на ПК на 50% (!). На руках у населения находится уже 6 миллионов "персоналок": второе место в Азии. Первое занимает Япония - 9 млн. По утверждению официальных лиц из министерства электроники КНР, к 2000 году Китай будет на первом месте. В любом крупном городе можно без труда обнаружить представительство, сервис-центр или, на худой конец, рекламу практически всех мировых компьютерных "брэнд-нэймов". Китайский студент в скверике университетского кампуса, сидящий на скамейке с Laptop P160 Texas Instruments, мало кого может удивить.
Но самым очевидным, вероятно, является то, что Интернет стал той самой палочкой-выручалочкой для китайских реформаторов, которые, кроме всех экономических, политических, социальных и демографических программ, поставили своей негласной задачей в рекордно короткие сроки вытянуть китайский техно-культурный менталитет на уровень передовых международных стандартов. На службу этой сверхзадачи китайской "интеллектуальной революции", сами того не ведая, поставлены сейчас через иероглифические и английские браузеры серверы Тайваня, Сингапура, вновь обретенного Сянгана, Австралии, США, Канады и других стран. Уже "подтянутые" до нужного уровня массивы информации на китайском и английском языках обогащают континентальных китайцев знаниями в самых различных отраслях и, одновременно, прививают им так необходимые навыки и культуру общения с внешним миром. Электронные бюллетени "китайского Интернета" доносят сообщения: открыт виртуальный магазин китайской книги (www.chinesebooks.net), открыт доступ в базу данных китайского законодательства (www.lawhk.hku.hk), создана страничка гуанчжоуской ярмарки - крупнейшей в Китае (www.cecf-gz.com)…
Однако все тот же иероглифический строй языка мешает и самим китайцам. Более или менее наполненный "вэб" приходится делать на двух языках - китайском и английском. Это сказывается, во-первых, на объеме, так как китайская кодировка довольно емкая, и, во-вторых, на "удобоваримости" его содержания. Посещая, например, страницу Информационного центра минэлектроники Китая (www.mei.ceic.go.cn), пользователь, не имеющий кодировки Big5, с трудом сориентируется в том, что ему предпринимать. Параллельное размещение китайских и английских символов создает невообразимый беспорядок. При насыщенности фрейма разнообразной информацией и ссылками, это мешает сконцентрировать внимание и отнимает много бесценного в Сети времени. К счастью, - такие примеры не показательны. Китайцы заметно входят во вкус электронной рекламы и коммерции и, надо отдать им должное, смело и со знанием дела используют английский в своих интересах. Многие странички - у "туристов", например, - часто бывают целиком на английском. Вэб-мастера стажируются за рубежом. Широко привлекаются иностранные специалисты, агентства и эксперты по вэб-бизнесу и сетевой рекламе. Довольно распространено размещение своих "мест" на иностранных серверах. Но, несмотря на это, все еще самой "хромой" частью китайской "паутины" остаются "торговые места".
Внутри КНР уже примерно 5 лет действует изощренная сеть компьютерной коммерции, охватывающая практически все, даже самые удаленные и наименее развитые, районы страны. Сеть базируется на развитой инфраструктуре корпунктов государственных СМИ. Она пока недоступна через Интернет на английском. И, вероятно, даже в ближайшие 2-3 года не следует ожидать от Китая открытия публичных онлайновых трейдинговых серверов. Free Posting - основа основ любой электронной коммерции - пока не входит в планы "модераторов" китайского Интернета. Ведь, если сложить воедино темпы компьютеризации и телефонизации населения, тенденции роста популярности Сети и интенсивность агрессивных talk'ов китайских диссидентов - то можно смело утверждать, что для властей любое подобие Free Speech On-Line равнозначно подпольной типографии где-нибудь в центре Пекина.
Необходимость развития электронной коммерции, безусловно, властями осознается, и, наверное, какие-то идеи и пути выхода из этой ситуации у них имеются. С той или иной долей уверенности можно прогнозировать передачу части business on-line полномочий "продвинутому" Сянгану (ех-Гонконгу) - наконец, подконтрольному. Может быть, появление простых поисковых бизнес-сайтов по Китаю в укромных уголках США (www.chinesebusinessworld.com) - как раз из серии осознанных попыток вынести "онлайн" и за пределы КНР, и подальше от оживленных политических перекрестков Нового Света.
Для выхода на внешние рынки в самом Китае широко распространены различные базирующиеся на электронной почте трейдинговые бюллетени и e-mail версии популярных трейдинговых сайтов. "Для внутреннего использования" (иероглифическая поддержка) предпочтение отдается гонконгским серверам. Глобальный маркетинг проводится через американские, тайваньские и сингапурские системы. Кроме того, традиционно популярны конференции use-net, тематические списки рассылки (например: TradeNet - трейдинг, China Law Net - китайское правоведение, chinanet@SDSC.EDU - различные околокитайские обсуждения и объявления), Web-серверы со свободным или частично свободным постингом (http://home.earthlink.net - Global Trade Opportunities Newsletter, http://commercenet.com.sg - сингапурский). Наиболее удобен и эффективен для электронной коммерции - mailing list TradeNet (см. www.TradeNet.org), обладающий целым рядом серьезных сервисных преимуществ (выбор по категориям, возможность помещать анонимные объявления, полная бесплатность) и очень объемный. В ближайшее время следует ожидать солидного прироста в семействе китае-ориентированных систем, так как не только гонконгские операторы, но и мировые лидеры Интернет-услуг "чувствуют тему" и "идут" в Китай, не считаясь ни с какими расходами. LinkAGE, к примеру, заключившая соглашение с китайским СП AI-DATA - AsiaInfo Services (США) и министерство почты и телекоммуникаций (КНР) - на аренду линий, потратила восемь месяцев на бюрократические "урегулирования" в коридорах власти и несет расходы в три раза большие, чем это подключение обошлось бы в США. Тем не менее, официальные лица LinkAGE заявляют, что они "испытывают оптимизм и уверены, что цены будут снижены с ростом спроса на услуги и приобретением китайцами большего технического опыта". Что касается спроса на услуги, - LinkAGE рассчитывает не менее чем на 10000 пользователей, желающих иметь "end-to-end соединение" с Китаем для бизнеса, торговли и производственных нужд.
По некоторым данным, китайцы активно ищут выходы на глобальные трейдинговые сети с целью подключения к онлайн-ресурсам мировых товарных и фондовых бирж. Большие надежды возлагаются на провайдеров подобного рода услуг в Гонконге. В рядах же последних нет единогласия: некоторые операторы считают, что их китайские коллеги безнадежно отстают по уровню предоставления и обеспечения услуг, и Гонконг не будет испытывать конкуренции с их стороны. Другие - более осторожны в оценках. По существу в Гонконге сталкиваются сейчас два разнополярных интереса: провайдеров бывшей британской колонии, мечтающих извлечь солидные выгоды от "присоединения к Гонконгу" полуторамиллиардного рынка, и интерес центральных властей КНР, стремящихся максимально полно и, по возможности, бесплатно использовать богатейший опыт и высокую техническую и технологическую оснащенность Гонконга в целях организации онлайн-услуг для финансовых и товарных операций китайских фирм на мировом рынке. Хотя в Гонконге на сегодняшний момент нет ни одного банка, имеющего Интернет-расчеты (только Citibank поддерживает direct dialup banking services), гонконгские банкиры уже начинают проявлять озабоченность в связи с возможными "виртуальными ограблениями". Интернет все-таки придет к ним - это событие не за горами, - учитывая такой громадный рынок потенциальных "кибер-покупателей".
Китайцы жадно впитывают передовой опыт business on-line. И если "шопинг", по-видимому, - дело следующего тысячелетия, то фондовые и товарные сетевые ресурсы - это прорыв, которого надо ожидать в самое ближайшее время. В предвкушении присоединения Гонконга правительством КНР была запущена и сейчас уже реализуется пилотная программа по организации в Гонконге "Медиа-центра" для продвижения китайских ценных бумаг на международный финансовый рынок. Следующим шагом будет формирование сети подобных центров непосредственно на территории КНР. Телекоммуникационные компании с мировым именем вносят свою посильную лепту в этот процесс. AT&T, к примеру, участвует в девяти проектах в провинциях южного Китая, связанных с созданием Electronic Data Exchange Network System для местных банков и административных органов. Причем, зарубежные эксперты отмечают очень высокий уровень подготовки китайского технического персонала и оригинального китайского программного обеспечения для этих систем. Единственная серьезная проблема, которая объективно тормозит процесс оформления интегрированных систем передачи данных, - это отсутствие высокотехнологичного оборудования. Несмотря на то, что последние три года в КНР наблюдаются невероятные темпы подъема электронной промышленности (общий объем производства в 1996 году - 36 млрд. долл., на 20% больше, чем в 1995 году; к 2000 году прогнозируется 120 млрд. долл.), китайцы самым непосредственным образом зависят от импорта, когда речь идет о Hi-Tech. Потребность в интегральных схемах, например, на 80% покрывается за счет импорта. И эта проблема будет, скорее всего, основной в развитии "сетизации" Китайской Народной Республики. Можно согласиться или не согласиться с мнением Симона Баркера - главы гонконгской New Century Group, - что "Китаю нужно сначала подрасти" (имеется в виду уровень обеспечения услуг). Время и только время покажет, как быстро и насколько добротно усвоят китайцы опыт своих зарубежных учителей. Но с техникой процесс будет гораздо более долгий, чем с обретением "хороших манер" в сервисе и западного стиля управления.
Закончить хотелось бы словами корреспондента информационного агентства "Рейтер", которые, на мой взгляд, наиболее полно отражают устремления китайского Интернета: "Китайское правительство осознает необходимость "поднятия" Интернета - если оно хочет поднять оперяющийся китайский Hi-Tech. А владельцы Интернет-услуг предвкушают огромные доходы от подключений, с извечной заботой китайцев о благе своих детей, которым они готовы отдать все, - лишь бы предоставить им возможность быть не хуже, чем все остальные".
Для тех, кто интересуется китайским Интернетом и, вообще, просто Китаем, Игорь Мажаров рекомендует посетить:
http://www.cernet.edu.cn - прекрасная картинка в китайском духе, старейшая сеть в Китае для целей образования и научного обмена;
http://chinapages.com - китайский вариант "Желтых страниц";
http://www.cnd.org:8020 - один из самых мощных новостных серверов, содержащийся на средства зарубежных китайцев ("хуацяо");
http://china-window.com/window.html - отличнейшая база данных по Китаю в самых различных сферах знаний (на английском языке);
http://www.ccbc.com - образец кооперации китайцев, в данном случае, с канадцами, - для продвижения знаний о Китае и иностранных инвестиций в Китай;
http://www.cei.go.cn - сеть экономической информации.
|