Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Торжество разума на отдельно взятом острове

Архив
автор : Алексей Узуев   03.11.1997

Для начала - немного общей информации. Сингапур, или официально - Республика Сингапур, - крошечное островное государство в Юго-Восточной Азии. Несмотря на небольшие размеры, это государство, которое по существу является единым мегаполисом, сегодня находится в числе крупных деловых и финансовых международных центров, своего рода "ворота" для делового мира в Юго-Восточной Азии. Благодаря удачному географическому расположению Сингапур с давних пор - один из крупнейших портов в регионе, что способствовало его превращению в центр торговли и коммерции. Однако не только выгодная позиция на карте способствовала бурному росту экономики страны. Начиная с 70-х годов, когда в экономике была достигнута стабильность и обеспечена практически полная занятость, Сингапур пошел по пути развития высокотехнологичных отраслей, стал активно привлекать иностранные инвестиции, государственные расходы на науку и образование резко выросли. Сейчас международная специализация Сингапура - это электронная, и прежде всего компьютерная индустрия, очистка нефти, химическая и фармацевтическая промышленность. Отличительная особенность сингапурской экономики - это ориентация преимущественно на экспорт ввиду относительно небольших размеров внутреннего рынка. Это же, соответственно, приводит к сильной зависимости сингапурских производителей от внешних рынков, основными из которых являются США, Малайзия, Япония, Гонконг, Таиланд, Тайвань. Сингапур инвестирует средства за границей, прежде всего в близлежащих государствах, таких как Мьянма и Таиланд. С другой стороны, в Сингапур активно привлекается иностранный капитал путем крупных вложений в развитие инфраструктуры, капитальное строительство, производство. После обострения отношений между Соединенными Штатами и Филиппинами именно Сингапур стал американским плацдармом для проникновения в регион. Но речь сейчас не о геополитике.

Претензии Сингапура на центральное место в деловой жизни Юго-Восточной Азии так бы и оставались в прожектах государственных чиновников, если бы не понимание первостепенной роли информационных технологий в современном мире вообще и в экономике в частности. В 1980 году Министерство торговли и промышленности Сингапура представило первый проект плана развития экономики на последующую декаду. Ключевое место в нем отводилось компьютеризации как основному фактору повышения эффективности производства, уровня знаний и профессионализма. По существу, в этом документе на правительственном уровне декларировалось, что Сингапур стремится быть не только страной-производителем информационных технологий и аппаратных средств, но и их активным потребителем, использующим эти технологии как средство производства и определяющий фактор экономического развития. Был создан Комитет по национальной компьютеризации (CNC - Committee For National Computerization), и запущена в действие Программа компьютеризации государственных служб (CSCP - Civil Service Computerization Programme). Таким образом, воплощение программы компьютеризации всей страны государство решило начать с себя и показать пример всей нации. Дальнейшим шагом стало основание Национального компьютерного совета (NCB - National Computer Board). К 1984 году в различных министерствах и ведомствах Сингапура были созданы 34 системы, в основном использовавшиеся для автоматизации административного и финансового управления.

Середина 80-х ознаменовалась замедлением экономического роста Сингапура. В этих условиях был создан второй национальный план развития информационных технологий. Относительное ухудшение экономической ситуации не только не заставило сингапурцев отказаться от активного развития IT, но напротив, информационные технологии уже прямо были названы как средство конкурентной борьбы Сингапура на мировом рынке, IT-индустрия в плане рассматривалась как отрасль, ориентированная на экспорт. Следующим этапом в компьютеризации страны было ее распространение на корпоративный сектор и в домашние хозяйства. Государственные институты были связаны в единую сеть IDNet. Ну, и, наконец, в 1990 году в рамках программы долгосрочного развития "The Next Lap" ("Следующий Круг") была запущена третья фаза плана информатизации страны под названием "IT 2000". Цель этого проекта - превратить страну в единое информационное пространство.

Сингапур уже сейчас демонстрирует серьезные успехи в этом направлении. На это государство с населением 3 млн. человек приходится 10 процентов продаж hardware и software в мире! Уровень компьютеризации - самый высокий в Азии: один компьютер на четыре человека. Около 230 тыс. человек являются пользователями Internet. Число сингапурских Web-сайтов возросло с 350 в 1995 году до 5400 в нынешнем. На проекте "IT 2000" стоит остановиться особо, поскольку это уникальный пример, когда развитию информационных технологий придается статус ключевого направления развития целого государства.

В проекте записано пять основных целей:

  • Превратить Сингапур в глобальный центр, поставляющий информационные услуги по всему миру.
  • Улучшить с помощью информационных технологий качество жизни. С одной стороны, они должны повысить эффективность труда, уменьшить трудоемкость и, таким образом, увеличить количество свободного времени, с другой - изменить само представление о развлечении и отдыхе.
  • Ускорить экономическое развитие. Информационные технологии должны способствовать повышению конкурентоспособности различных отраслей сингапурской экономики.
  • Усилить связи различных социальных общностей в локальном и глобальном масштабе. Для Сингапура, в котором живут представители нескольких различных рас и религиозных конфессий, информационные технологии должны стать мостом между различными культурами.
  • Помочь раскрыть потенциал личности. Особенное внимание в этом аспекте уделяется использованию информационных технологий в образовании.

Intelligent Island, или Разумный Остров. Такое название дано в проекте "IT 2000" обществу будущего, которое будет представлять собой Сингапур. Примерно через пятнадцать лет Сингапур должен стать одной из самых передовых в мире стран по использованию информационных технологий. Все существующие системы коммуникаций: телефон, телевидение, компьютерные сети должны быть связаны в единую систему. Картина, которую рисуют часто в футуристических прогнозах информационного общества будущего, в Сингапуре существует в реальной и уже осуществляющейся программе. Утопия, скажете вы? Не думаю. План разрабатывался более чем двумя сотнями экспертов из самых различных областей. Тем более, зная, какой путь прошел Сингапур за последние 15-20 лет, добиться этого его жителям вполне по силам.

Не знаю, прочитали ли вы уже, уважаемый читатель, материал этого номера "Компьютерры", посвященный Малайзии, но если нет, то самое время сделать это сейчас. Пометьте карандашиком место, на котором вы остановились, и возвращайтесь поскорее. Прочитали? Ну и как, никаких ассоциаций не возникло? Правильно, все выглядит очень похоже, только вместо Smart Cities - Intelligent Island, и строить новых городов в Сингапуре не будут, просто потому, что негде. Именно поэтому я не буду подробно останавливаться на деталях плана "IT 2000", касающихся смарт-карт, компьютеризации школ, электронной коммерции и т. п. Возникает лишь законный вопрос: а кто первый все это придумал? Я не собираюсь проводить расследование, пусть сингапурцы с малазийцы сами в этом разбираются, замечу лишь, что если сингапурский план датируется началом 90-х, то малайзийскому всего-то пара лет от роду, так что вывод напрашивается сам собой.

Вообще, взаимоотношения сингапурцев и малазийцев - отдельная тема для разговора. Если вы зайдете и посмотрите сообщения на newsgroup soc.culture.singapore (или, соответственно, soc.culture.malaysia), то заметите, что в большинстве их culture и рядом нет. В Сингапуре к малазийцам относятся как к весьма недалеким (в прямом и переносном смысле) бедным родственникам, говорят, что если бы не нефть, не видать Малайзии процветания; и малазийцы отвечают не менее теплыми чувствами. Официальные лица Сингапура не раз позволяли себе несдержанные высказывания в адрес Малайзии, за которыми затем следовали официальные извинения. Однако все эти бытовые дрязги не мешают двум странам активно сотрудничать и торговать друг с другом (как-никак соседи). Например, почти вся нефть, добытая в Малайзии, рафинируется именно в Сингапуре.

Закончим небольшое отступление и обратимся к теме материала - Internet. Ясно, что в тех планах, которые строит сингапурское правительство, Internet занимает ключевую позицию. В свое время в Сингапуре существовали иллюзии, что можно превратить страну в мировой информационный центр, и не развивая Internet (чем не угодил Internet сингапурскому правительству - об этом чуть позже), были попытки создать свои собственные общенациональные сети, не использующие стандарты Internet (одна из них называлась Shine), но естественно, затем они с треском провалились. Сейчас продвижение Internet в Сингапуре идет полным ходом. Например, проект "Singapore One" - одна из основных составляющих программы "IT 2000". Этот проект - инициатива правительства, направленная на создание высокоскоростной широкополосной сети, которая в будущем и должна стать единым информационным пространством для Сингапура. Пилотный проект "Singapore One" был официально запущен в июне 1997 года премьер-министром Сингапура Го Чок Тонгом (Goh Chok Tong) на выставке "Asia Telecom" и должен завершиться в июне 1998 года. В отличие от многих других проектов сингапурского правительства к участию в "Singapore One" активно привлекаются как местные, так и западные компании. Сотрудничество осуществляется по трем направлениям. Первое - создание инфраструктуры сети. Высокоскоростную корневую сеть АТМ и сети локального доступа строят три местные телекоммуникационные компании. Второе направление - разработка, создание и внедрение технологий для такого рода широкополосных сетей. Здесь привлечены уже более тридцати компаний как из Сингапура, так и всемирно известные - Hewlett-Packard, IBM, Netscape, Silicon Graphics и многие другие. И, наконец, по третьему направлению - приложения и различные услуги - партнерами "Singapore One" являются около шестидесяти различных компаний и организаций. Среди них - Macromedia, NEC, Reuters, Andersen Consulting.

Немного подробнее об инфраструктуре сети. Корневая оптоволоконная сеть ATM будет обеспечивать трафик от 155 до 622 мегабит в секунду. Сеть будет соединена с остальным миром цифровыми кабелями, проложенными по морскому дну. В сетях локального доступа используются гибридные волоконные коаксиальные кабели (HFC - Hybrid Fiber Coaxial), допускающие одновременно услуги кабельного TV и применение методов ADSL (Asynchronous Digital Subscriber Line). Соответственно, человек, захотевший подключиться к сети "Singapore One", должен иметь в наличии либо кабельный модем, либо модем ADSL. Всем пользователям сети организаторы обещают скорость до 5 Мбит/с при получении данных и 768 Кбит/с при передаче. Однако существует еще одно требование - средства сети функционируют только на платформе Windows 95. Не могу сказать, прихоть ли это организаторов или длинные руки Гейтса. Стоимость подключения к "Singapore One" - около 22 долларов США в месяц.

Теперь поговорим о политике. Сингапур, несмотря на свою приверженность технократическим ценностям западной цивилизации, в остальном придерживается своего собственного пути. Многие из здешних законов иностранцу могут показаться странными или даже дикими. Например, если вы, находясь в Сингапуре, извините, не спустили за собой воду в общественном туалете, то вас оштрафуют на 150 сингапурских долларов. А вот если вам вздумалось после еды пожевать что-нибудь "без сахара", то тут вы уже штрафом не отделаетесь - в стране запрещено употребление жевательной резинки. В наказание за это преступление вас побьют. Палками. Сингапур не относят к числу стран с развитой демократией, несмотря на республиканское устройство и свободные выборы парламента и президента. Здесь существует институт цензуры, в том числе и политической, который осуществляет надзор за средствами массовой информации. Многие из западных изданий в Сингапуре подвергаются редактированию. И вот тут мы вплотную подходим к проблеме отношения государства к Internet. В Сингапуре существует организация под названием SBA - Singapore Broadcasting Authority. Она была основана 1 октября 1994 года, и в числе прочих одной из основных ее функций является регулирование развития Internet в Сингапуре. Эта организация выдает лицензии провайдерам, действие которых должно затем ежегодно возобновляться. 22 октября этого года SBA опубликовала документ под названием "Industry Guidelines On Singapore Broadcasting Authority's Internet Policy" - "Основные направления политики SBA в отношении Internet". А с 1 ноября 1997 года вступает в силу новый "Internet Code Of Practice" - документ, определяющий обязанности провайдеров и хозяев Web-сайтов, а также то, какие материалы подлежат запрету. В сферу интересов SBA входят материалы, касающиеся непосредственно Сингапура и способные повлиять на его национальную безопасность. К их числу SBA относит информацию, разжигающую расовую и религиозную ненависть. Другим основным полем деятельности SBA является порнография в Internet, точнее - попытки остановить ее распространение в Сингапуре. SBA также заявляет, что организацию не волнует, в каких целях граждане используют Internet у себя дома или на работе. Организация не регулирует применение Internet для деловых целей, так же как и электронную почту или IRC. Таким образом, SBA только ограничивает доступ к порнографическим сайтам и следит за сообщениями, появляющимися в различных newsgroup. Такие же обязанности SBA возлагает на провайдеров. Но даже этот круг задач представляется трудновыполнимым, поскольку ограничить доступ ко всем порносайтам просто невозможно. Тем более что ограничения затрагивают только пользователей, имеющих доступ к Internet через зарегистрированных ISP. Организации или лица, пользующиеся выделенными каналами, могут совершенно свободно получать доступ к любой информации.

Ни в одном из новых документов, посвященных регулированию развития Internet, ничего не сказано о необходимости политической цензуры, хотя известно, что ранее в Сингапуре существовала такая практика. Причиной таких изменений стал доклад Национального консультативного комитета по Internet (National Internet Advisory Committee), в котором говорилось о необходимости скорректировать политику SBA.

Что же подтолкнуло сингапурское правительство либерализовать свою позицию по отношению к цензуре в Internet? Думаю, что обыкновенный здравый смысл. Известно, что в регионе экономика традиционно имела большее значение, чем политика, и во многом из-за этого на такие глупости, как права человека, никто никакого внимания не обращал. Сейчас же в Сингапуре сложилась ситуация, когда на поле Internet столкнулись политические и экономические интересы государства. Осуществлять действенный контроль в Internet попросту невозможно, поскольку один из основных принципов глобальной сети - открытость и отсутствие каких-либо границ. Очевидно, что ограничение развития Internet никак не способствует получению тех выгод, на которые рассчитывает Сингапур. Поэтому если раньше закрытость сингапурского общества считалась необходимым условием прогресса, то теперь она становится его тормозом. Все происходящие в Сингапуре события - свидетельство того, что Internet становится не просто глобальной сетью, но явлением гораздо большего масштаба - социальным, политическим. Вполне возможно, что именно Internet послужит толчком для преобразования всего сингапурского общества. Но опять же это тема не для данной статьи.

Все грандиозные планы сингапурского правительства сейчас сталкиваются с жестокой реальностью нашего несовершенного мира. Я имею в виду валютный кризис, охвативший Юго-Восточную Азию летом этого года. Первым 2 июля обрушился курс тайского бата, за ним, как фишки домино, посыпались валюты остальных местных государств. Говорят, руку к этому приложил небезызвестный Джордж Сорос, а премьер-министр Малайзии и лидер АСЕАН Махатир Мохамад напрямую обвинил в кризисе именно его. И хотя сингапурский доллар пострадал не так сильно, как другие валюты, - падение его курса по отношению к американскому доллару составило около 11%, - кризис нанес ощутимый удар по котировкам на сингапурской фондовой бирже, индекс которой с 1 октября упал почти на 20%. Пока никаких корректировок в плане "IT 2000" это не вызвало, а вот в соседней Малайзии перенос столицы из Куала-Лумпур в Путраджайя уже отложен на неопределенный срок.

Может ли как-то пригодиться сингапурский опыт в России? Не уверен. Естественно, что, если мы не хотим остаться в ХХ веке навсегда, развивать и внедрять информационные технологии необходимо, и чем быстрее, тем лучше. Но вот строить планы, подобные "IT 2000", на мой взгляд, пока еще не время. Во-первых, никак нельзя сравнивать Сингапур и Россию хотя бы ввиду разницы масштабов. Во-вторых, напомню, что этот план был запущен, когда в стране уже много лет существовала политическая и экономическая стабильность и наблюдался устойчивый рост. У нас же слова "стабильность" и "подъем" пока не больше, чем слова. Хотя за время работы над материалом мне пришли в голову довольно неожиданные аналогии. Экономики Сингапура и близлежащих государств тесно взаимосвязаны друг с другом, а Сингапур - это центр финансовой и деловой активности региона. Тут, конечно, с большой натяжкой, можно провести параллели с Россией, а в роли Сингапура будет выступать, естественно, Москва. Превращая столицу в технологический и информационный центр международного масштаба, можно стимулировать развитие всей страны. Не случайно надежды на преодоление кризиса в Юго-Восточной Азии во многом связывают именно с Сингапуром. Уже сейчас Сингапур оказывает финансовую помощь соседней Индонезии. Пожелаем им всем удачи и вернемся к своим делам.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.