Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прыжок тигра

Архив
автор : ДАНИИЛ ТКАЧЕВ    03.11.1997

Необычное путешествие

Вы когда-нибудь попадали случайно или намеренно в незнакомую страну? Язык ее жителей вам неведом, только немногие местные жители знают ваш язык, да и тех днем с огнем не сыщешь. Я не раз оказывался в совершенно незнакомых мне местах, при этом приходилось опираться только на понимание ситуации и, не имея ни малейшей возможности вербального общения, изображать глухонемого - жестами и мычанием. Если судьба была к вам снисходительна и оберегла от подобных путешествий - вам крупно повезло.

Так и сейчас. Вот сайт с жизненно важной информацией, где все изложено на неизвестном языке. Полбеды - если вам знакомы хотя бы языки, например, романской или германской группы. Тогда хоть что-нибудь можно понять. Хуже дело, если приходится работать финно-угорской группой. К ней, в частности, и относится эстонский язык.

Можно ли считать невезением, но мне пришлось пару часов бродить по просторам эстонского Интернета в попытках узнать как можно больше об этой загадочной стране и ее сетевой жизни. Я вообще впервые "попал" в Эстонию, и мне сразу же бросилось в глаза почти полное отсутствие информации на английском языке (я уже не говорю о русском, который там просто не любят).

Даже если вам известно, что такое Internet surfing, и, тем более, если вы этим регулярно занимаетесь, думаю, вряд ли вам приходилось методично обходить сайт за сайтом из общего списка. Как некогда, будучи в неизвестном мне Нижнем Новгороде, я обходил улочку за улочкой, стараясь ничего не пропустить, и заглядывал в каждый магазинчик, - также гулял я по электронной Эстонии. Зная, что имена эстонских серверов заканчиваются на .ee, я набрал www.ee в надежде попасть на список сайтов типа www.ru и попал на нечто, похожее на Yahoo!. Приняв www.ee за отправную точку, спустя два часа я посетил треть упомянутых там сайтов.

Первый раздел - "Computers" - меня приятно удивил: заметив ссылки на компьютерные клубы, я решил, что мне предстоит интересная прогулка. Из двух компьютерных клубов работает только один - www.roke.ttu.ee. Если вы не знаете эстонский язык, то единственное, что может заинтересовать, - "мидишная" музыка из фильма "Твин Пикс", разливающаяся из динамиков сразу, как только загрузится страничка. Не знаю, можно ли объективно судить о популярности этого заведения, - я был 2153-м посетителем с сентября прошлого года. По-моему, маловато. Все попытки разобраться, что же это за клуб, оказались тщетны. Web-мастер, которому я отправил письмо с вопросами на английском языке, по-видимому, не затруднился на него ответить.

После первых тридцати минут "легкого серфинга" я насчитал более двадцати компаний, занимающихся системами защиты информации и сетей, и около семидесяти компьютерных компаний, рекламирующих и продающих различное оборудование. Некоторые из них производят продажу непосредственно с сайта, но каким образом - выяснить не удалось все из-за того же языкового барьера. Судя по числу провайдеров, проникновение Интернета в массы набирает обороты. Ссылки на сайты государственных правительственных организаций найти нетрудно, а ссылка на страничку президента Эстонии попадалась мне по меньшей мере раз пять. Среди провайдеров, коих мне удалось насчитать около двадцати, был один, предлагающий услуги по подключению к системе DirecPC, и один, предоставляющий доступ в Интернет по выделенному радиоканалу в некоторых крупных городах.

Вообще, к концу первого часа прогулок у меня создалось впечатление, что в настоящее время Интернет в Эстонии больше отвечает предъявляемым к нему требованиям, нежели в других уголках планеты. Если во всем мире (и в том числе в России) Интернет превращается в большую свалку всевозможной информации, среди которой найти что-то нужное по неопытности довольно сложно, то в Эстонии он больше похож на справочник "Желтые страницы". Сеть не содержит ничего лишнего, поисковые серверы работают безупречно и выдают то, что нужно. В России же - когда я спросил у Rambler.ru, что он знает о проекте "Прыжок Тигра", в ответ получил список ссылок на сайты, содержащие анекдоты про "новых русских". Чем можно объяснить такое халатное отношение поискового сервера к юзерам, я не знаю.

Образование в Эстонии стоит на первом месте. Такое заключение я сделал, узнав об упомянутом проекте "Прыжок Тигра", о котором расскажу чуть позже, и том обилии образовательной информации и разного рода документации, что переведены на эстонский язык. Я даже ради интереса не поленился скачать себе руководство по установке Slackware Linux на эстонском языке. Мне удалось найти более десятка онлайновых библиотек, из которых по меньшей мере половина государственные. Причем это самые настоящие библиотеки и найти в них интересующую книгу не составило труда. Правда, книг на английском или русском почти нет.

На просторах прибалтийского Интернета я обнаружил множество информационных агентств. Среди эстонских служб новостей и сайтов радиокомпаний я обнаружил один сайт, заслуживающий самого пристального внимания, - это обзор mass media территории всего бывшего Советского Союза. На сайте www.fox.tt.ee представлено огромное число ссылок на телекомпании, радиостанции, информационные агентства, газеты и журналы со всего БСССР.

"Прыжок Тигра"

В начале 1996 года правительство Эстонии создало Национальный комитет по компьютеризации системы образования, в задачу которого входила разработка проекта интеграции информационных технологий в средних общеобразовательных школах. В сентябре того же года было выделено 35,5 млн. эстонских крон (2,54 млн. долларов США) на осуществление проекта "Прыжок Тигра". Результаты вложений уже дают о себе знать. По уровню компьютеризации школ Эстония вышла на первое место в Европе.

Одна из целей "Прыжка" - в каждой школе должен быть оборудован хотя бы один компьютерный класс, подключенный к Интернету.

Просматривая документы проекта, доступные через Интернет, поражаешься скрупулезности и ответственности, с которыми правительство и общество подходит к разработке и осуществлению проекта. Было решено создать трехуровневую систему: государственный уровень, уездный уровень, школьный уровень.

На государственном уровне определяются основные и текущие цели, изыскиваются средства и назначаются руководители уездных управлений.

На уездном уровне отслеживается обеспеченность школ уезда инфотехнологией и степень компьютерной грамотности учителей; составляются программы развития инфотехнологии в уездной системе образования; ведется обмен информацией между школами уезда, министерством и целевым учреждением "Прыжок тигра".

Руководители проекта тщательно подходят к проблеме компьютерной грамотности учителей, понимая, что одного присутствия компьютеров в школе еще мало для полноценного образования. На государственном и уездном уровне ведется подготовка и обучение "компьютерной грамотности" преподавателей по всем предметам. В педагогических вузах обязательной дисциплиной стала информатика. При Таллиннском технологическом, Таллиннском педагогическом и Тартуском университетах действуют курсы повышения квалификации учителей. Разработана трехступенчатая программа: 8 баллов - нижняя ступень, 40 баллов - средняя ступень и 80 баллов - высшая, или магистерская, ступень. Каждый балл суммарно равен 40 учебным часам. После прохождения первой ступени учитель получает диплом преподавателя информатики. В Эстонии любое юридическое лицо имеет право открыть учебный компьютерный центр при наличии класса из минимум десяти компьютеров (на базе 486 или выше), сертифицированных специалистов с дипломом преподавателя информатики и минимальным набором лицензионного программного обеспечения: Windows, MS Office, Corel, Netscape.

Любопытно, преподавание информатики в эстонских школах отличается от оного в России. Вместо травмирования детей написанием глупых программ на Бейсике, эстонских школьников учат работе с операционной системой, MS Office, CorelDraw, PhotoShop, Netscape и другими современными программами. Сейчас каждая эстонская школа имеет возможность выхода в Интернет по коммутируемым каналам, а некоторые уже имеют постоянное соединение. К началу следующего тысячелетия планируется всем школам обеспечить постоянное соединение с Интернетом.

 

По данным разведки

В проект "Прыжок тигра" входят 37 организаций и частных лиц. На 1997 год проект профинансирован в объеме 35,5 млн. эстонских крон. Бюджет 1998 года увеличился почти в полтора раза и составил 50 млн. крон. Интересно, что он формируется не только за счет государственной казны - долю средств вносят частные компании.

На нынешний день 150 из 739 школ имеют постоянное соединение с Интернетом. Благоприятным фактором для развития Интернета и системы образования является близость Финляндии. По словам международного менеджера проекта Рины Рейнхольм (Riina Reinholm), Финляндия - признанный лидер в области образования и Интернета, и хорошие отношения с этой страной должны благоприятно отразиться на общем развитии Эстонии.


Немаловажным представляется, как говорят создатели проекта, препятствовать "виртуализации культуры". Правительство всевозможными методами поощряет создание эстоноязычных сайтов и переводов разного рода электронной литературы на эстонский язык. Многие европейские государства опасаются проникновения английского языка в их национальные культуры, и Эстония не исключение. В рамках образовательной программы создано несколько мультимедийных приложений, посвященных истории и самобытности Эстонской Республики.

Например, для школьников сельских школ разработана игра под названием "Деревья Эстонии". Судя по описанию, она представляет собой подробный справочник лесника: изобилует различными фотографиями, иллюстрациями и прочими сведениями о флоре эстонского леса. Кроме того, эстонские школы участвуют во всемирной программе изучения планеты "Globe", поддерживаемой правительством США (www.globe.gov). Она ориентирована на школьников и студентов, изучающих географию, геофизику, биологию, метеорологию и астрономию. На сайте, расположенном по адресу http://www.physic.ut.ee/globe/, зная эстонский язык, можно подробно узнать о деятельности эстонских школ в рамках программы "Globe".

Для старших классов и вузов созданы обучающие приложения для моделирования различных экономических ситуаций и экономики страны в целом. Junior Achievement - программа экономического обучения для молодежи, важное место в которой занимает выполнение задач по экономическому моделированию, рассматриваемых в основной и средней школе. Задачи по моделированию экономики и управления дают учащимся возможность разработать стратегию фирмы в условиях конкуренции и практиковаться в анализе финансовых отчетов, изучая при этом основные экономические концепции. MACROLAND позволяет изучать влияние решений в области государственной фискальной системы и монетарной политики на экономику государства.

Сейчас наука и прогресс развиваются стремительными темпами, и часто оказывается, что к моменту выхода в печать то или иное специальное издание устаревает. Особенно это касается информационных технологий. Наилучшая возможность заключается во введении учебных средств в компьютерную сеть, куда можно постоянно добавлять новые версии. В ходе осуществления "Прыжка тигра" составляются читаемые через WWW и загружаемые через FTP материалы по информатике, к которым добавляются подходящие для использования в школе упражнения. В конце концов, использование ресурсов Интернета в качестве учебного пособия позволяет сэкономить большие средства на печатных изданиях. Информация даже не требует дополнительной обработки и уже в том виде, в котором представлена в Сети, пригодна для использования в качестве учебников и методичек.

Проект "Прыжок тигра" - очевидный пример для подражания. Недоученность подрастающего поколения намного страшнее и опаснее "утечки мозгов". Нельзя продолжать использовать те методики обучения, которые применялись пятьдесят лет назад. Нельзя абстрагироваться от объективной реальности и пичкать школьников и студентов устаревшими знаниями, выдавая их за последние открытия. Трудно надеяться на развитие технологий, если студентам приходится учиться на оборудовании, которое старше их преподавателей. О какой компьютерной грамотности можно говорить, если школьникам запрещают пользоваться даже калькуляторами на контрольных. Ведь большинство аспектов освоения современной науки просто немыслимо без использования компьютерной техники. Обратитесь хотя бы к квантовой физике и нанотехнологии (см. "Компьютерра" #218).

Государство, претендующее на роль технологически развитого, пусть даже в потенции, не имеет никакого права экономить на образовании. Ибо, пожадничав сегодня, через несколько десятилетий оно понесет несоизмеримые потери, продавая вместо чипов песок и импортируя "Tamagotchi".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.