Ирландия: виртуальный путь
АрхивВведение. Кельтский лев
Об Ирландии у нас знают мало. Между тем история экономического подъема этой маленькой (3,6 млн. человек) островной страны на западной окраине Европы могла бы дать пищу для размышлений тем людям, которым не безразлично будущее России.
Лет двадцать или тридцать назад Ирландия была бедной страной с отсталой, в основном аграрной, экономикой. Инфляция достигала 20% в год, специалисты уезжали за океан, а безработица была национальным бедствием. В этих условиях правительство приняло смелое и до сих пор, несмотря на все достигнутые успехи, не очень популярное решение - открыть двери иностранному капиталу. В Ирландии нет богатых сырьевых ресурсов. Зарубежных бизнесменов привлекли низкооплачиваемая квалифицированная (уровень среднего и высшего образования в стране традиционно высок) англоговорящая рабочая сила, европейская культура и политическая стабильность. Все, что оставалось сделать правительству, - это предложить инофирмам льготные условия налогообложения и провести соответствующую пропагандистскую кампанию. Задачу облегчила поддержка мощной (около 70 млн. человек) зарубежной диаспоры, не утратившей связи с исторической родиной.
Результат не замедлил сказаться: европейские и американские корпорации начали размещать свои подразделения на ирландской земле. Сначала это были примитивные "отверточные" производства, потом - более современные и технологичные. Естественно, возникли новые рабочие места, вслед за иностранными предприятиями начали развиваться местные, у людей появились оптимизм, уверенность в завтрашнем дне и гордость за свою страну. По аналогии с "азиатскими тиграми" Ирландия была прозвана "кельтским львом". В результате сегодня экономика Ирландии основана на высокотехнологичном производстве, ориентированном на внешний рынок. 80% продукции экспортируется, главным образом в Европу, и 40% экспорта составляет электроника и программное обеспечение. Инфляция побеждена, жизненный уровень населения стремительно приближается к европейским стандартам. Конечно, осталось немало проблем, но кризис уже позади. Время думать о будущем.
Дорога в век информации
Ирландия - европейская страна с характерной для Европы социальной рыночной экономикой. В таком обществе многое зависит от государства. Оно облечено солидными полномочиями, но и принимает на себя немалую ответственность, в том числе и за будущее страны. В 1997 году плодом государственных раздумий о завтрашнем дне в Ирландии стал объемистый документ, озаглавленный "Information Society Ireland: Strategy for Action". Он представляет собой программу вступления страны в эпоху информации, программу, которая должна вывести Ирландию на передний край прогресса и обеспечить ей место в элитарном постиндустриальном клубе. В документе описаны предпосылки, намечены цели и выбрана стратегия их достижения - с точки зрения специально организованного правительством органа Ireland's Information Society Steering Committee (далее - Комитет), призванного претворить в жизнь упомянутую программу.
Информационное общество
Это понятие уже на слуху. Тем не менее, определение этому термину каждый, наверное, даст свое. В понимании Комитета, в информационном обществе недалекого будущего:
- интенсивно производится, передается и используется информация;
- факторы времени, расстояния и местоположения теряют свое значение;
- все финансовые операции осуществляются электронным путем;
- труд и быт коренным образом меняются под воздействием компьютерных и коммуникационных технологий.
Целый раздел программы посвящен тому, как, по мнению Комитета, изменится жизнь при переходе к информационному обществу. Вот краткое изложение положений этого раздела.
Во всех домах будут установлены компьютеры, подключенные к современным сетям связи. Сети свяжут дома граждан между собой, а также с библиотеками, больницами и поликлиниками, школами, офисами, местными и национальными властными структурами и пр. Сети позволят многим работать, не покидая дома. Отсутствие жесткой привязанности к месту работы изменит социальные отношения: больше людей будет трудиться вне жестких административных структур, заводя собственное дело или работая по найму, но на более гибких, нежели сейчас, условиях. Это изменит структуру предприятий, сделав их менее централизованными и забюрократизированными, и приведет к возникновению "виртуальных фирм". Такие фирмы будут оперативно организовываться для выполнения конкретной работы и безболезненно распадаться после ее завершения. Они будут обходиться без офиса и (почти) без постоянных работников. Сотрудники таких фирм могут находиться в разных местах, возможно, даже в разных странах, и координировать свою работу с помощью компьютерных сетей.
Информационное общество будущего превратится в "общество непрерывного обучения", которое не будет замкнуто в стенах школ и университетов, а рассредоточится среди различных общественных институтов. Парадигме учебы, которая заканчивается после выпускного бала в школе или университете, придет конец. Во многих случаях учителя и ученики будут общаться между собой через компьютерные сети. Сами преподаватели также будут непрерывно переучиваться.
Переход к информационному обществу часто сравнивают с индустриальной революцией. Ясно, он будет означать если не коренную ломку, то серьезное изменение экономических и социальных отношений в обществе. Ясно также, что информационное общество открыто не для всех, и в самое ближайшее время сформируется новое мировое разделение труда, при котором одни страны будут обрабатывать информацию, а другие по-прежнему довольствоваться традиционным материальным производством. Кто будет доминировать в новом мире, абсолютно очевидно. Для того чтобы войти в клуб и не остаться на обочине, предупреждает Комитет, нужно действовать. Предпосылки для развития есть. Но необходимы серьезные перемены - технологические, экономические и социальные.
Технология
Казалось бы, Ирландия с ее высокотехнологичной индустрией лучше многих стран технически подготовлена к новой эпохе. Наверное, это так, но все-таки уровень информатизации страны не соответствует поставленным целям. По данным исследований Комитета, только 20% ирландцев пользуется компьютером и 5% - Интернетом или другими онлайновыми службами. В бизнесе ситуация получше: 50% предприятий пользуется электронной почтой, уровень осведомленности менеджеров существенно превосходит среднестатистический. Впрочем, оснастить офисы и квартиры компьютерами, принтерами и модемами - не проблема. Проблема - телекоммуникационная сеть. До последнего времени ирландские телекоммуникации находились практически целиком в руках государственного монополиста - компании Telecom Eireann. Последствия монополизма традиционны: высокие цены (тариф на местные телефонные звонки в рабочее время составляет 6 долларов в час) и проблема "последней мили". Тем не менее, Telecom Eireann удалось построить хорошую опорную оптоволоконную сеть, каналы связи с внешним миром также отвечают современным требованиям. По мнению Комитета, в информационную эпоху каждый дом необходимо подключить как минимум к каналу связи ISDN, а некоторым предприятиям потребуются каналы с пропускной способностью до 34 Мбит/с. Для этого необходимо расширить опорную сеть и решить проблему "последней мили", что требует больших вложений. Как считает Комитет, первоочередной задачей является демонополизация рынка телекоммуникационных услуг и привлечение на него частного капитала - естественно, под государственным контролем. В первую очередь, должна быть создана законодательная база либерализации этого рынка и разработаны адекватные процедуры лицензирования и государственного контроля. На переходный период правительство должно создать льготные условия инвестиций в телекоммуникации, контролировать тарифы и поощрять внедрение новых технологий. Комитет также наметил основные направления развития: для предприятий, это подключение к оптоволоконной сети, а для населения, в основном, - модернизация существующей телефонной сети (доведение ее до уровня ADSL) и использование для передачи данных сетей кабельного телевидения.
Экономика
Обеспечение граждан и предприятий доступом к компьютерам и линиям связи - не самоцель. На основе информационных технологий необходимо модернизировать экономику страны и привести ее в соответствие с реалиями информационного общества. Развитие информационных технологий означает, с одной стороны, расширение и усиление отраслей, непосредственно связанных с обработкой и передачей информации; с другой, для традиционного бизнеса, - расширение рынка, возникновение новых способов дистрибуции, сервиса и маркетинга, а также появление принципиально новых товаров и услуг. Особые надежды в Ирландии возлагаются на "индустрию содержания" (content industry), то есть производство фильмов, музыки, радиопрограмм, издательскую деятельность и рекламу. Ирландцы не без оснований полагают, что богатая и находящаяся сейчас на подъеме культура их страны, помноженная на технический гений компьютерщиков, позволит стране завоевать прочные позиции на бурно развивающемся рынке мультимедиа. Конечно, государство не должно чрезмерно вмешиваться в экономику, поэтому в этой части программа, в основном, ограничивается призывами к предприятиям активнее осваивать информационные технологии. Впрочем, чтобы эти призывы не были пустым звуком, их внедрение предлагается подкреплять налоговыми льготами. Наиболее серьезным станет государственное участие в "индустрии содержания": Комитет считает необходимым создание специального комплекса, Digital Park, на территории которого будут располагаться предприятия этой индустрии.
Образование
Информационное общество должно работать на человека, но пользоваться его благами и участвовать в его создании могут только достаточно подготовленные люди. Ирландия гордится своей системой образования. Она дает прекрасные фундаментальные знания и по праву считается одной из лучших в Европе, но в своем нынешнем виде непригодна для подготовки Homo informaticus. В 1996 году лишь 65% школ имели хотя бы один компьютер, а в престижных университетах уровень обеспеченности компьютерами составлял от одного PC на 10 студентов до одного на 30. Этот уровень в несколько раз ниже рекомендованного Советом Европы. Впрочем, преподаватели многих учебных заведений слабо представляют, что делать с компьютерами: очень мало и соответствующих программ, и подготовленных надлежащим образом людей. Эта ситуация воспринимается Комитетом как очень серьезная. Комитет предложил выделить вопросы образования в отдельную программу - "National Learning Initiative" ("Национальная образовательная инициатива"). В рамках этой программы предложено предоставить образованию соответствующую материальную базу (компьютеры, линии связи), переработать учебные планы и обеспечить переподготовку преподавателей. Кроме этого, вузы планируется сделать центрами развития информационного общества - исследовательскими, обучающими и координирующими.
Только школьного и институтского образования, однако, недостаточно. Концепция информационного общества предполагает образование людей в течение всей их жизни (life-long education). Информационные технологии развиваются очень быстро, профессии зарождаются и умирают, а от работников требуются новые и новые навыки. Поэтому людям необходимо непрерывно учиться, и основную заботу по их обучению должны взять на себя фирмы. До сих пор ирландские компании, следуя британской традиции, практически не уделяли внимания переподготовке сотрудников, и правительство обязано переломить эту традицию. Кроме того, оно должно позаботиться о том, чтобы привить хотя бы минимальные навыки жизни в информационном обществе (в котором вряд ли кому-либо удастся избежать общения с компьютерными терминалами) представителям незащищенных социальных групп - работникам низкой квалификации и безработным.
Государство
Государство должно обеспечить необходимую базу строительства нового общества и само соответствовать этому обществу. В первую очередь, оно должно разработать соответствующую законодательную базу в области телекоммуникаций, защиты интеллектуальной собственности и защиты частной жизни граждан в новых условиях. Кроме того, оно должно обеспечить использование информационных технологий в своих взаимоотношениях с гражданами, для того чтобы сделать их более эффективными. Граждане должны иметь возможность быстро, легко и практически бесплатно получать всю интересующую их информацию о деятельности правительства и своих отношениях с государством (например, налоговыми и социальными службами) по электронным каналам; эти же каналы предоставят возможность эффективной обратной связи. Наконец, на государстве лежит тяжесть воплощения в жизнь таких ключевых пунктов программы, как демонополизация телекоммуникаций, развитие сетевой инфраструктуры и проведения реформы образования.
Первые шаги
Программа "Information Society Ireland: Strategy for Action" стала достоянием общественности в апреле. Естественно, ее полный текст доступен через Internet. На законный вопрос, а что сделано за прошедшие полгода, мне ответил Терри Ландерс (Terry Landers), сотрудник правительственного агентства Forfas, которое занимается вопросами развития науки и техники. Итак, за неполные шесть месяцев:
- Создана и приступила к работе правительственная Комиссия по информационному обществу (Information Society Commission). Комиссия организовала шесть рабочих групп: по инфраструктуре, обучению, предпринимательству, правительству, законодательству и информированию населения. Эти рабочие группы должны разработать программы действий для государственных и коммерческих организаций.
Готовится и к концу года будет представлен проект создания комплекса Digital Park.
- Разработана программа модернизации системы образования Schools I.T. 2000. В ее рамках предусматривается установка в ирландских школах до 2002 года 30 тыс. новых мультимедийных компьютеров и переподготовка 14 тыс. учителей (половины от их общего количества). Напомним, что численность населения в Ирландии примерно в 3 раза меньше, чем в Москве.
- Организована правительственная комиссия по регулированию рынка телекоммуникационных услуг. Сделаны первые шаги по либерализации этого рынка: частная компания ESAT Telecom получила разрешение на прокладку оптоволоконного кольца вокруг Дублина и подводного кабеля в Европу.
- В рамках участия в программе государственный оператор связи Telecom Eireann объявил о намерении подключить все школы страны к Internet. Кроме того, Telecom Eireann реализует проект "Information age town" ("Город информационной эпохи"), в рамках которого в одном из городов Ирландии (по результатам общенационального конкурса им стал Эннис, небольшой городок неподалеку от Шеннона) все дома, офисы, учебные заведения и общественные службы будут за счет компании оснащены компьютерами и подключены к линиям ISDN. Стоимость этой программы составит 16 миллионов долларов.
Конечно, пишет Терри, это неплохое начало. Но предстоит сделать гораздо больше.
Заключение. Ну и что?
Какое нам дело до того, что происходит в Ирландии? Условия России не имеют ничего общего с ирландскими, и на место в информационном обществе нам рассчитывать не приходится. Да и наше правительство вряд ли будет задумываться о подобных программах. На нефти-газе свою жизнь проживем - не хуже других.
Это так. И, тем не менее, на мой взгляд, нам не вредно знать об этих инициативах. Во-первых, чтобы понять, какими вопросами и на каком уровне должно заниматься правительство страны. Во-вторых, чтобы задуматься о том, как могла бы войти в информационное сообщество если не вся Россия, то ее образованная, думающая и динамичная часть, готовая существовать в глобальном информационном пространстве. Элементы инфраструктуры уже появляются в столицах и академгородках, причем без какой бы то ни было поддержки государства. Если эти узлы будут связаны спутниковыми или оптоволоконными каналами, если столичные и зарубежные фирмы озаботятся использованием недорогих рабочих мозгов в провинции, если хотя бы в этих центрах дети смогут прилично изучить компьютеры и английский язык, дверь в новую эпоху будет для России, по крайней мере, приоткрыта. Ожидать поддержки этих программ от закосневшего государственного руководства бесполезно. Их реализацию, в своих собственных интересах, мог бы поддержать частный бизнес. Часы идут.