До основанья
АрхивЛет тридцать назад в университетской среде ходил такой анекдот. Берут двух математиков - чистого и прикладного, дают им плиту, спички, кран с водой, чайник и ставят задачу: вскипятить воду. Оба решают одинаково: налить воду, зажечь плиту, поставить чайник, подождать, пока вскипит.
Тогда условия усложняют: есть налитый водой чайник и зажженная плита. Прикладной математик решает "в лоб": ставим чайник и ждем. Чистый математик предлагает нечто более остроумное: берем чайник, выливаем на плиту, и… задача сведена к предыдущей.
Тогда как раз создавались факультеты прикладной математики, которые славно потрудились, чтобы предотвратить компьютеризацию бывшего СССР. Из многих десятков лично мне знакомых "прикладных", обученных оптимизации народного хозяйства методом линейного программирования, выше администратора мини-ЭВМ на этой стезе никто не поднялся. Им еще повезло. "Чистым" пришлось переучиваться на программистов с нуля.
Анекдот с чайником вполне могли бы рассказывать о двух физиках - теоретике и экспериментаторе, о двух марксистах - большевике и меньшевике, а задолго до того - о каких-нибудь реалистах и номиналистах. Вот и в наши дни вокруг этой дилеммы крутится вся история новейших российских реформ.
Если помните, окончательный развал народного хозяйства СССР начался с так называемой "политики ускорения". Ее творцы верили, что им достаточно поставить чайник на плиту. Якобы есть наука, инженерия, рабочий класс, заводы. Надо ускорить разработку новых технологий, улучшить внешний вид, тару и упаковку, перераспределить инвестиции, напечатать еще немного денег, и все образуется. Результат налицо: задача сведена к предыдущей. Индустриализация России начнется с уровня если не Сомали, то уж наверняка Монголии. В 1913 году ситуация была получше нынешней.
Те, кто утверждает, что современная Россия является развитой страной, боюсь, просто не понимают, что такое развитая страна. Вот элементарный пример. В понедельник 17 ноября в Лас-Вегас на выставку "Comdex" съедутся двести пятьдесят тысяч человек. Цены в близлежащих гостиницах начиная с этого числа взлетают в два, а то и в три раза. Выставка продлится неделю, а в субботу 22-го цены придут в норму. Всего за сутки четверть миллиона участников со всей Северной Америки и Юго-Восточной Азии явятся и растворятся.
Бригада "Компьютерры" в количестве, на это раз, аж двух человек решила организовать поездку своими силами. Сетевых служб резервирования гостиниц нынче развелось видимо-невидимо, а российские туристические фирмы, хоть и пытаются осваивать Интернет, однако на практике их агенты справляются гораздо хуже опытного пользователя. Нам с Игорем Гордиенко предложили два-три бестолковых варианта, притом что я сам за первый час работы нашел их десятки.
К несчастью для нас, дешевые гостиницы, доступные для заказа "электронным" путем, компьютерная промышленность расхватала за два месяца до открытия. Тем не менее в Лас-Вегасе, который живет исключительно туризмом, нашлись десятки отсталых заведений, которые пока освоили только факс. У них и места есть, и цены не поднялись.
Мы списались с одной такой гостиницей - и напоролись в точности на то, за что боролись. Эти замшелые провинциалы потребовали оплатить первую ночь чеком или money order, то есть денежным переводом, хотя их прогрессивные соседи охотно брали деньги через "карточные" системы.
Так вот, ни чека, ни перевода мы им послать так и не смогли, хотя опросили знакомых предпринимателей, имеющих в своем распоряжении замысловатые шорно-офшорные структуры, исследовали банки, Western Union, обратились, наконец, и в туристические фирмы. Кажется, только на почту сходить не пробовали. Тупик. Хоть за границу выезжай.
По примеру Андрея Шипилова, все в "Компьютерре" сейчас обзавелись карточками, и уже не детскими электронными, а такими, которые от настоящих на вид не отличить. Разница в том, что наши карточки банк не кредитует. Российские банки своим клиентам не доверяют, и потому ни чековых книжек, ни кредитных карточек не выдают. В горбачевские времена внедряли систему, при которой кассир торговой точки должен был пересчитывать остаток и записывать его на корешке. Правда, делалось это не для нашего удобства, а чтобы связать пустые инфляционные деньги.
Электронные системы расчетов дали банкам инструмент, которого советские сберкассы не имели. Правда, понимающие люди говорят, будто по номерам наших "Виз" сразу видно, что они не кредитные, - но понимающих мало. Зато и злоумышленники, в случае чего, снимут со счета только то, что там есть. Есть же у сотрудников "Компьютерры" немного.
А если бы много? Мы позвонили в банк и спросили, могут ли они послать money order по поручению клиента. Девушки на том конце провода долго перекликались, перевирая наш вопрос. Наконец трубку взяла самая крутая. "Итак, - сказала она, - вы купили недвижимость в Лас-Вегасе и хотите ее оплатить со счета в нашем банке?" Поняв задачу, девушка обиженно сообщила, что такого в их списке разрешенных услуг нет. Ну, нет так нет - а мы с Игорем тоже не мистеры Твистеры.
Насколько я понимаю, карточные системы российские власти просто не могли себе позволить не допустить. Это тот случай, когда приходится импортировать производительные силы вместе с производственными отношениями. Если хочешь в глазах мирового сообщества притворяться правительством страны со свободной рыночной экономикой - приходится терпеть мелкие неудобства. На известных условиях и до известной степени даже гражданин СССР мог, скажем, получить наследство из-за границы. С подобными фактами, конечно, боролись - но не до конца.
Впрочем, у нас и VISA уже с известным матерным артиклем. Можете пойти и убедиться: "Сбербанк" не принимает в своих банкоматах карточки других банков. Некоторые специалисты, с которыми я обсуждал этот факт, просто не могли в него поверить. По условиям договора банк обычно обязан обслуживать все карточки соответствующей системы - а как же иначе? А вот так. И как знать, единственное ли это исключение?
Лично мне жаль, что не все российские задачи были сведены к предыдущим. В 1985 году были бумажки, называемые деньгами, - и остались. Были учреждения, называвшиеся банками, - и остались. Было советское руководство - и осталось. Вылить бы чайник на плиту, начать бы все с 1913 года или даже пораньше. Пусть граждане отвешивают друг другу золотой песок и учреждают банки, чтобы финансировать торговые операции. А государство придумает чеканить монету для удобства денежного обращения, и так далее.
Те, кого устраивает советское наследство, сейчас заговорят, что вот, мол, в семнадцатом разрушили все до основанья и ничего хорошего не вышло. Но именно по этой причине разумным людям и следовало бы теперь снести все эти странные сооружения, которые построены здесь вместо нормальных экономических механизмов.
Когда вы будете читать "тему" этого номера - вспомните про чайник и плиту. Не факт, к примеру, что если доброе правительство даст российским школам компьютеры с Интернетом, результат получится, как в Ирландии. Как бы не пришлось дожидаться, пока и эта задача сведется к предыдущей.
Напоминая мой адрес для конфиденциальной переписки snarky@cterra.com, я спрашиваю вас, господа, не знает ли кто, как послать money order в гостиницу США, и не объяснит ли, как удалось "Сбербанку" приватизировать карточки VISA? И еще, нет ли у кого-нибудь, кто собирается на "Comdex", лишнего места в гостинице для gordi@cterra.com ?