Люмьеры наших дней
АрхивЗачем?
"Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" Фотография -чудесная технология, но всегда хотелось запечатлеть еще и движение. В былые времена находились смельчаки, которые покупали любительские кинокамеры. Но таких было немного. И дело тут даже не в цене (если мне не изменяет память на название, ЛОМО-214 с трансфокатором стоила 140 рублей). Очень уж много мороки было с дальнейшей обработкой: самостоятельно проявлять довольно сложно, посылать в лабораторию - долго и ненадежно, да и приличную пленку не всегда можно было купить, приходилось использовать "Свема" и "Тасма" (то, что называлось метким словом "СовКолор"). О том, чтобы сделать копию фильма, никто и не мечтал. Записать синхронно звук возможности не было, а добавлять потом, пользуясь примитивными синхронизаторами - уж проще застрелиться.
|
Наконец, наступила эпоха бытовой видеозаписи. Появились первые портативные записывающие видеокамеры. Нам "повезло": ввиду государственной монополии на внешнюю торговлю те VHS-монстры до нас не доходили. Ну, а когда "оковы рухнули", за границей появились уже достаточно компактные и не слишком дорогие камеры стандартов Video-8 и VHS-C, которые вскоре дошли и до нашего рынка.
Достоинства видеокамеры в сравнении с кинокамерой очевидны: высокая емкость кассет (девяносто минут для Video-8 против трех минут для Супер-8 - при сравнимой цене), запись звука, не требуется проявка, неразрушающий монтаж, легкость копирования, практически неограниченный срок хранения магнитной ленты. Разрешающая способность бытовой видеокамеры примерно соответствует кинокамере формата Супер-8.
Рано или поздно владелец видеокамеры понимает, что отснятый материал смотрелся бы лучше после дополнительного монтажа: удаления каких-то фрагментов, наложения титров и музыки. При перезаписи с камеры на видеомагнитофон это сделать не так-то просто, а подчас (например, добавить переходы, титры, эффекты) - и невозможно, однако выход есть - монтировать результаты видеосъемок на компьютере.
Выбор видеокамеры
Этот раздел предназначен для человека, еще только собирающегося приобрести видеокамеру (или того, кто купил дешевую модель и, испытав жестокое разочарование, решил выбрать что-нибудь получше). Обилие моделей видеокамер разных производителей может поставить потенциального покупателя в положение буриданова осла. Я постараюсь показать, какие классы камер существуют и какие параметры и наборы функций они имеют.
Видеокамера (video camera recorder, camcorder) представляет собой, грубо говоря, телекамеру, объединенную с видеомагнитофоном.
В качестве светочувствительного элемента во всех современных камерах используется ПЗС - прибор с зарядовой связью (по-английски - CCD, Charge Coupled Device). В профессиональных и высококлассных полупрофессиональных камерах используется три CCD - по одному на каждый цветовой компонент; световой поток разделяется на три спектральных области с помощью так называемых дихроичных зеркал. В менее дорогих массовых устройствах используется один датчик CCD, на который нанесен решетчатый цветной фильтр. Это несколько снижает чувствительность и разрешающую способность, однако этот уровень вполне приемлем для непрофессиональных применений. Число элементарных ячеек на CCD, определяющее его разрешающую способность, зависит от класса камеры. Дешевые камеры могут иметь от 220 до 330 тысяч ячеек, камеры лучшего класса - 470 тысяч, камеры с цифровой стабилизацией изображения - 570 тысяч, максимальное значение - 680 тысяч.
По сравнению с фотопленкой, датчики изображения на CCD имеют очень высокую чувствительность (ценой меньшей разрешающей способности). Минимальная освещенность для различных моделей составляет от 0,2 до 4 лк, то есть позволяют снимать в условиях сумерек или слабо освещенной комнаты без дополнительной подсветки1. Однако в таких условиях съемки на изображении появляется заметный шум. Некоторые камеры имеют цифровое подавление шума, но я не могу сказать, насколько оно эффективно, так как не работал с ними. Камеры со стабилизатором изображения обычно по спецификациям имеют худшую чувствительность: например, Sony TR670E - по паспорту 4 лк, подобная же модель без стабилизатора (TR480E) - 0,8 лк; однако я полагаю, что это освещенность, при которой еще работает стабилизатор, и реальные значения одинаковы. Чувствительность может зависеть и от установленного фокусного расстояния - при большом увеличении светосила объектива падает.
Хоть камера и не имеет механического затвора, однако выдержка может изменяться электронным способом - путем изменения времени накопления зарядов на CCD. Типичный диапазон выдержек - от 1/50 до 1/5000 с. Некоторые камеры имеют специальный режим съемки с увеличенной выдержкой - больше времени одного кадра (до 1/3 с), но он, конечно, непригоден для съемки движущихся объектов. 2
Выдержка и диафрагма подстраиваются в большинстве камер автоматически. Обычно предусматривается несколько режимов регулировки с различными приоритетами выдержки и диафрагмы. Многие камеры имеют режим компенсации фонового света, однако результаты съемки в таком режиме могут вас разочаровать, и я рекомендую использовать его только в самых исключительных случаях. Камеры высокого класса (а также многие аппараты среднего класса производства JVC) имеют ручную подстройку экспозиции и/или ручную коррекцию автоматической подстройки.
Цветовой баланс (или баланс белого) обычно подстраивается автоматически. Некоторые камеры выполняют постоянную подстройку в ходе съемки, некоторые - в течение нескольких секунд после включения питания. Камеры высокого класса (и, опять же, некоторые камеры JVC среднего класса) имеют, кроме автоматической подстройки, ручную фиксацию баланса и несколько предустановок для различных условий освещения (например, для искусственного и дневного света), что более удобно, так как при этом на баланс не влияет преобладающий цвет снимаемой сцены.
Большинство камер имеет объектив с переменным фокусным расстоянием (трансфокатор, по-английски - zoom). У разных моделей диапазон изменения фокусного расстояния составляет от 10 до 21 крат. Многие камеры имеют еще так называемый цифровой зум - картинка может дополнительно масштабироваться путем цифровой обработки. Однако он сильно ухудшает качество изображения, и я рекомендую пользоваться им только в исключительных случаях.
|
Более широкий диапазон зума не всегда означает большее значение максимального фокусного расстояния - он может быть расширен и в сторону меньших чисел. Это увеличивает угол зрения и помогает при съемке на близком расстоянии (например, в условиях жилой комнаты).
Скорость изменения фокусного расстояния обычно меняется в зависимости от силы нажатия на клавиши зума (разные модели имеют 2-4 градации скорости).
Учитывая то, что угол обзора зависит не только от фокусного расстояния, но и от размера CCD, в спецификациях на камеры обычно указывается еще и эквивалентное фокусное расстояние, соответствующее фотоаппарату с 35-миллиметровой пленкой.
Обязательная принадлежность современных камер - автофокус. Следящая система непрерывно "играет" фокусом, оценивая, в каком положении изображение более резкое, то есть содержит больше высших частот, и соответственно изменяет фокусировку. Однако не во всех условиях эта система срабатывает правильно, поэтому рекомендую приобретать только камеру, имеющую еще и ручную фокусировку (некоторые дешевые модели лишены этой возможности). Обычно диапазон фокусировки очень широк - многие камеры позволяют снимать предметы практически в упор (поле зрения при этом составляет около 10-12 мм по высоте). При увеличении фокусного расстояния минимальное расстояние фокусировки увеличивается.
Часть камер имеет стабилизатор изображения (Steady Shot или Stabilizer), компенсирующий дрожание рук и общую тряску, например, при съемке из транспортных средств. Стабилизатор, грубо говоря, состоит из датчика движения и устройства, изменяющего направление оси оптической системы камеры. Стабилизаторы бывают оптическими и цифровыми. В оптическом изменяется направление оптической оси системы, например, с помощью специальной жидкостной призмы. Такой стабилизатор используется в более дорогих моделях, имеет более широкий диапазон компенсируемых углов (хотя, возможно, обладает большей инерцией) и позволяет использовать всю поверхность CCD. В камере с цифровым стабилизатором используется не все изображение, снимаемое с CCD, а только его часть. Датчик движения определяет, какую часть изображения использовать, чтобы картинка казалась неподвижной. Такое устройство дешевле, однако снижается эффективная разрешающая способность (или требуется CCD с более высоким разрешением).
Стабилизатор, хотя бы цифровой, резко улучшает удобство пользования камерой и качество съемки. Он дает хорошие результаты даже при съемке из самолета, несущегося по взлетно-посадочной полосе, и при съемке на ходу (хотя это требует некоторой тренировки для плавности шага). Однако он не компенсирует медленное дрожание рук, которое все же имеет место быть.
Непременной частью видеокамеры является видоискатель, который бывает монохромным (на основе обычной электронно-лучевой трубки) или цветным (на основе жидких кристаллов, с числом элементов от 120 тыс. до 180 тыс.). Цветной видоискатель бывает как традиционный, с окуляром, так и в виде экрана (некоторые модели имеют и тот и другой). Монохромный видоискатель несколько дешевле, однако он не дает всех удобств цветного. Во-первых, в нем очень трудно искать объект, например, в толпе или за листьями, то есть на неоднородном фоне при примерно одинаковой яркости. Во-вторых, цветной позволяет во время съемки оценить правильность цветового баланса изображения, что тоже очень важно. Некоторым не нравится заметная зернистость картинки в цветном видоискателе, однако монохромный обычно имеет примерно такую же (а может, и худшую) разрешающую способность. Цветной видоискатель типа экрана менее удобен, так как заставляет держать камеру на весу, из-за чего увеличивается ее дрожание и могут быстро уставать руки. Традиционный же видоискатель с окуляром обеспечивает дополнительную точку опоры, что уменьшает дрожание камеры. Наличие цветного экрана дополнительно к обычному окуляру может казаться более престижным, однако реальной пользы от него мало (единственное полезное применение - съемка с поднятых рук или из-за угла), и он вряд ли оправдывает свою цену. Не случайно камеры высокого класса имеют обычный окуляр.
Для записи звука камеры имеют встроенный микрофон (моно или стерео). Некоторые камеры (например, Sony серий TR-2000 и TR-3000) имеют микрофон с переключаемой диаграммой направленности, правда, в режиме "теле" микрофон становится монофоническим. Встроенный микрофон имеет недостаток - воспринимает шум камеры (рокот вращающегося барабана), поэтому у некоторых высококлассных камер микрофон вынесен вперед. Многие камеры имеют также вход для внешнего микрофона. Большинство камер имеет функцию подавления шума ветра (у некоторых - включается автоматически), которая реализована обычно с помощью фильтра, подавляющего низкие и инфранизкие частоты.
Перейдем к записывающей части камеры, то есть видеомагнитофону.
До недавнего времени использовалась только аналоговая технология записи, однако сейчас появились новые цифровые технологии - DV и MPEG (не считая профессиональных форматов).
Аналоговая запись выполняется на ленту шириной 1/2 дюйма (12,7 мм) в форматах VHS и S-VHS (обычно на кассеты Compact, то есть VHS-C и S-VHS-C, однако существуют и модели под полноразмерные кассеты) и на ленту шириной 8 мм в форматах Video-8 и Hi-83. Форматы VHS и Video-8 имеют, что называется, consumer grade, то есть потребительское качество, и обеспечивают горизонтальное разрешение в среднем 250 линий. Форматы S-VHS и Hi-8 имеют повышенное разрешение - до 400 линий, но на более дорогой пленке и аппаратуре. Для такого повышенного качества даже придуман специальный термин - prosumer (Pro Consumer) grade. Большинство 8-миллиметровых камер имеет Hi-Fi-звук (моно или стерео), среди камер VHS звук качества Hi-Fi менее распространен. 8-миллиметровые кассеты имеют емкость до 90 минут (очень редко 120 минут). 4 Кассеты VHS-C имеют емкость до 45 минут (изредка - 60 минут) при примерно такой же цене, что и 8-миллиметровые, то есть их удельная цена выше. Кассету формата VHS-C можно проигрывать на обычном VHS-магнитофоне, вставив ее в специальный адаптер.
Как правило, видеокамеры имеют линейный A/V-выход для подключения к видеомагнитофону или телевизору. Некоторые укомплектованы еще и модулятором для подключения к антенному входу. Камеры Hi-8, S-VHS и DV имеют кроме обычного (Composite) видеовыхода еще и специальный S-Video-выход (иногда называемый Y/C), в котором сигналы яркости и цветности передаются по отдельным проводам во избежание возникновения взаимных помех. Некоторые камеры стандартов Hi-8, S-VHS и DV позволяют вести запись с линейного входа.
Появившаяся около двух лет назад цифровая технология записи DV (или DVC - Digital Video Cassette) 5 обеспечивает очень высокое качество изображения (500 линий, что сравнимо с качеством телевещания) при разумной цене (1500-3000 долларов). Оцифрованный видеосигнал сжимается до потока 25 Мбит/с и записывается на ленту шириной 1/4 дюйма (6,35 мм) наклонно-строчным методом, причем барабан вращается со скоростью 9000 об./мин. (в шесть раз быстрее, чем в VHS или Video-8). Одно поле занимает шесть (PAL) или пять (NTSC) строчек записи. Принцип сжатия подобен JPEG и MPEG - дискретно-косинусное преобразование с последующей адаптивной квантизацией и кодированием кодами переменной длины. В отличие от MPEG, который использует кадры трех типов, схема сжатия DV предусматривает кадры одного типа. Одновременно сжимается полный кадр (пара полей). Первое поле обрабатывается само по себе (как Intra-кадр в MPEG), для второго поля кодируется разность от первого, с компенсацией движения (как Predicted-кадр в MPEG). Такая комбинированная схема сжатия обеспечивает возможность покадрового редактирования (не доступную для MPEG), при большей степени сжатия, чем M-JPEG и MPEG-Intra, хотя при записи быстро меняющихся сцен иногда возникают искажения. Звук пишется также в цифровом виде - два канала по 16 бит на 44,1 кГц или четыре канала по 12 бит на 32 кГц.
В видеокамерах используются кассеты емкостью до 60 минут, кассеты для стационарных DV-магнитофонов вмещают до 4,5 часов.
Некоторые DV-камеры (в частности, производства Sony и Matsushita) имеют цифровой интерфейс IEEE-1394, называемый также FireWire6, который позволяет передавать данные, например, на PC. Сейчас этот интерфейс продвигается как унифицированная высокоскоростная шина для периферии PC с претензией на вытеснение SCSI, - по крайней мере, его сортов с параллельной шиной7. Miro Computer Products и Fast Multimedia уже выпустили платы с интерфейсом IEEE-1394, ориентированные на видеоприложения. Кроме того, Adaptec выпустила комбинированную плату SCSI+IEEE-1394. По слухам, Intel собирается включить контроллер IEEE-1394 в состав разрабатываемого сейчас чипсета BX, что превратит этот интерфейс в стандартную принадлежность PC.
Недавно появилась первая MPEG-камера - Hitachi MP-EG1A8. Она сжимает в реальном времени видеоданные по стандарту MPEG-1 и записывает их на PCMCIA-винчестер емкостью 260 мегабайт (20 минут). Кроме того, она может работать как цифровой фотоаппарат с JPEG-сжатием, записывая на диск до 3 тыс. фотографий c разрешением 704х480 (или 1 тыс. фотографий с 10-секундным звуком). Однако высокая цена (MSRP 2499 USD) снижает ее привлекательность (компактные DV-камеры стоят дешевле 2000 долларов). Кроме того, формат MPEG не допускает редактирования с точностью до кадра9, а качество его еле дотягивает до простого VHS (да и то при ручной подстройке параметров сжатия, что невозможно в реальном времени).
Какую камеру выбрать? Буду откровенен: в дешевой камере вы рано или поздно разочаруетесь. Более-менее приемлемые модели начинаются примерно с 900 долларов, хорошие - с 1200-1300. Читатель может найти хорошую подборку описаний различных моделей камер в журнале "Потребитель" (http://www.potrebitel.ru). Я бы рекомендовал приобретать аппарат со следующими характеристиками:
- объектив с не менее чем 12-кратным оптическим зумом, обязательно наличие возможности ручной фокусировки;
- цифровой зум желателен (более 2х уже смысла не имеет), но не обязателен;
- стабилизатор изображения (лучше - оптический);
- CCD с не менее чем 470 тыс. элементов;
- цветной видоискатель очень желателен;
- желательно наличие ручной регулировки или коррекции экспозиции. Хорошо, если будет фиксация экспозиции;
- желательно наличие ручной регулировки баланса белого (или фиксированных предустановок и/или фиксации);
- Hi-Fi-звук, лучше - стерео;
- режим половинной скорости (LP) не обязателен, но полезен на случай нехватки кассет;
- Hi-8 или S-VHS, если бюджет позволяет. В этом случае желателен еще и S-VHS-видеомагнитофон.
Раз уж вы собираетесь редактировать видео с помощью компьютера, возможности создания спецэффектов и наложения титров для камеры не обязательны.
Если бюджет позволяет, то надо покупать камеру стандарта DV (2500 долларов и выше). Выбирайте модель, имеющую интерфейс IEEE-1394. Компактные DV-камеры за счет слабой оптики и малого набора дополнительных возможностей, по моему мнению, не оправдывают своей цены по сравнению с хорошей Hi-8- или S-VHS-моделью. Как правило, в компактных камерах недоступны ручные регулировки.
Некоторые считают, что выгоднее приобрести камеру в Штатах. Однако там продаются только модели стандарта NTSC. Фильм, записанный в NTSC, неудобен тем, что не все имеют видеомагнитофон и телевизор, понимающие этот стандарт. Может случиться, что вы захотите показать или переписать фильм своим друзьям, а они не смогут его просмотреть. Если же выполнять преобразование стандарта (в частности, требуется изменить частоту полей с 59,94 до 50), теряется качество.
Карты видеоввода/вывода
Поскольку несжатый поток видеоинформации современные жесткие диски пропустить не в состоянии, карты захвата используют сжатие. Обычно используется так называемый Motion JPEG (M-JPEG), при котором каждый кадр сжимается по стандарту JPEG, кроме того, пара полей может сжиматься, как один кадр. Иногда используется MPEG-I (он же editable MPEG), при котором каждый кадр сжимается по стандарту MPEG-1 как Intra frame. Анонсирована карта, реализующая сжатие с использованием wavelet, однако она так и не выпущена. M-JPEG, MPEG и wavelets подразумевают сжатие с потерями, причем чем выше его степень, тем заметнее искажения (артефакты) 10.
Раньше выпускались карты преимущественно для шины ISA, затем их вытеснили карты для PCI. Первые карты для PCI не могли пересылать данные в режиме Bus Master, и это повышало нагрузку на систему и ограничивало максимальную скорость передачи данных. Все современные карты работают в режиме Bus Master.
Типичная карта для ввода/вывода видео имеет аппаратный кодер/декодер стандарта M-JPEG, вход и выход для композитного видеосигнала стандартов PAL, NTSC (иногда SECAM), а также вход и выход S-Video, в которых сигналы яркости и цветности разделены. Композитный видеосигнал используется в обычной бытовой видеотехнике, S-Video используется устройствами стандартов S-VHS и Hi-8. Некоторые карты имеют также канал ввода/вывода звука.
Ниже я позволю себе краткий обзор карт видеоввода/вывода любительского и полупрофессионального уровня.
miroVIDEO DC2011 - PCI-карта с M-JPEG, обеспечивает поток до 3,5 Мбайт/с, однако не использует передачу данных в режиме Bus Master. Кодирует 50 полей по 288 строк на 768 линий в секунду (или, что то же самое, 25 кадров по 576х768). Иногда пишут, что она кодирует 50 полей 576х768, однако в действительности это размер полного кадра (а их - 25 в секунду). Имеет драйверы под Windows 95 и NT 3.52/4.0. На смену ей пришла новая модель DC20plus, обеспечивающая поток до 4 Мбайт/с в режиме Bus Master, но не работающая под NT. Есть вариант для Macintosh - miroMOTION DC20.
miroVIDEO DC30 - PCI-карта с M-JPEG, обеспечивает поток до 6 Мбайт/с с полным разрешением (768х576х25fps), благодаря использованию режима Bus Master. Ввод в форматах NTSC, PAL, SECAM; вывод - NTSC, PAL. Имеет встроенный звуковой тракт. Стоит сейчас меньше 800 долларов. На смену вышла новая карта - DC30plus, обеспечивающая поток до 7 Мбайт/с. Имеет драйверы только под Windows 95 (как и все остальные современные карты производства miro). В комплекте прилагается полная версия редактора Adobe Premiere 4.2. Драйвер под NT обещают с прошлого года, но его выход до сих пор задерживается. Существует вариант для Macintosh - miroMOTION DC30.
FAST AV Master12 - по параметрам и качеству примерно аналогична DC30, имеет кроме драйвера под Windows 95 еще и драйвер под Windows NT 4.0 (по отзывам, однако, не совсем отлаженный).
miroVIDEO DC10 - PCI-карта для начинающих, с M-JPEG, обеспечивает поток до 3 Мбайт/с, работает в режиме Bus Master. Стоит сейчас около 400-450 долларов. Фактически представляет собой облегченный вариант miroVIDEO DC30 - та же плата, но не припаян звуковой кодек и отсутствует второй M-JPEG-кодек.
Максимальное разрешение по горизонтали - 384 линии. Это не является серьезным недостатком, поскольку камеры Hi-8 обеспечивают 400 линий с CCD, а пишут те же 380. Разрешение же камер Video-8 составляет менее 300 линий. Сейчас вместо этой карты выпускается miroVIDEO DRX, практически не отличающаяся по параметрам, комплектуется вместо Ulead MediaStudio видеоредактором MGI VideoWave.
22 июля объявлено13, что отделение видео-продуктов (включая линии miroVIDEO и miroMOTION) фирмы miro Computer Products AG будет продано фирме Pinnacle Systems, Inc. Как это отразится на выпускаемых продуктах, пока не ясно.
Truevision Bravado 100014 - PCI-карта с неплохими параметрами (примерно соответствует miroVIDEO DC20), но недавно снята с производства. По слухам, на смену выйдет Bravado 2000, но никаких официальных данных нет.
Карты семейства Targa компании Truevision предназначены для профессионалов, поэтому я о них не рассказываю.
С начала лета выпускается карта Matrox Rainbow Runner15, предназначенная для использования совместно с видеокартой Matrox Mystique, но на российском рынке я ее что-то не видел. Она использует M-JPEG-сжатие; кроме того, содержит аппаратный декодер MPEG. У нее есть некоторые проблемы, в частности отсутствие возможности установки произвольной скорости потока (только возможность выбора из четырех ступеней качества изображения).
Diamond Multimedia выпускает карту захвата под названием Video Crunch It 2000 (http://www.diamondmm.de/diamondde/eng/products/ video/vcr2000.htm), однако в России она не появлялась (да и за границей о ней ничего не слышно, судя по ньюсгруппе rec.video.desktop).
Карты с интерфейсом IEEE-1394
miroVIDEO DV100 - плата c интерфейсом IEEE-1394, имеет два внешних разъема и один внутренний (каждый двунаправленный). Компрессия/декомпрессия DV-потока выполняется программным кодеком (без аппаратной поддержки), лицензированным у Sony, поэтому для ее использования необходим довольно мощный процессор. Для вывода на аналоговые устройства (видеомагнитофон или телемонитор) необходимо дополнительное оборудование, например miroVIDEO DC30. Цена устройства - 600 долларов (для владельцев DC30 - 500 долларов).
miroVIDEO 1394 - комплект из miroVIDEO DC30 и miroVIDEO DV100, по цене 1394 долларов (совпадение?).
FAST DV Master - производитель называет эту систему профессиональной (цена тоже соответствующая). Кроме интерфейса IEEE-1394 содержит аппаратный DV-кодек и аналоговый интерфейс (аудио и видео). Поддерживает ввод/вывод компонентного видеосигнала (YUV).
Карты, использующие MPEG, такие как Broadway (http://www.b-way.com) и MPEGator (http://www.darvision.com), имеют ограниченное применение и не годятся для качественного монтажа. Во-первых, они захватывают только одно поле каждого кадра, ухудшая тем самым временное разрешение. Во-вторых, они обеспечивают горизонтальное разрешение только до 352 линий, что недостаточно для редактирования видеоматериала Hi-8/S-VHS. Обе позволяют захватывать изображения в формате MPEG с Intra-кадрами, который пригоден для редактирования и проигрывания выходного файла на телевизоре или видеомагнитофоне. По цене эти карты превышают качественные M-JPEG-карты вроде miroVIDEO DC30 и FAST AV Master.
Карты для шины ISA, такие как Creative Video Blaster, miroVIDEO DC1, FAST MOVIE MACHINE, FAST FPS60, сняты с производства, но изредка попадаются в продаже (что странно, за них просят совершенно неразумные деньги). Рассматривать их всерьез даже не стоит.
Кружатся диски…
Что еще требуется для видеомонтажа? Диск, да побольше (таблеток от жадности не предлагать!). Десять минут видео при скорости потока 1,5-2 мегабайта в секунду займут 900-1200 мегабайт плюс 110 мегабайт под звук. А для Hi-8/S-VHS требуется поток не менее 3-4 Мбайт/с. Соответствующий объем понадобится также для записи смонтированного AVI-файла (известные видеоредакторы, к сожалению, не могут собирать фильм из кусочков на лету). Цена дисковой памяти сейчас составляет менее 10 центов за мегабайт, причем чем вместительнее диск, тем ниже удельная стоимость (при объеме свыше 6 гигабайт - от 6 до 8 центов за мегабайт).
Большинство современных E-IDE-дисков имеет достаточную скорость передачи данных для записи исходного материала без потерь кадров с потоком 2-3 мегабайта в секунду. Даже мой прежний WDAC 31000 (два года уж ему) вполне тянул 1,5 Мбайт/с. Современные же диски обеспечивают скорость более 9 Мбайт/с на внешних цилиндрах и около 5-6 Мбайт/с - на внутренних. Сейчас возможные варианты таковы: Seagate Medallist Pro емкостью от 2,5 до 6,4 Гбайт, Quantum Fireball ST на 6,4 Гбайт (подойдет и более дешевый Quantum Bigfoot CY на 6,4 Гбайт), Western Digital WDAC34000 на 4 Гбайт или WDAC35100 на 5,1 Гбайт (скоро появится WDAC36400), Maxtor DiamondMax на 5,1 Гбайт или появившийся недавно Maxtor DiamondMax1750 объемом 7 Гбайт. В ньюсгруппе rec.video.desktop многие сообщают, что успешно используют эти диски и для Hi-8/S-VHS-материала.
|
В общем, покупайте один или два винчестера по 6 гигабайт - запас карман не тянет. Лучше два: один для рабочих, другой - для исходных и выходных файлов. Наличие двух дисков резко повышает скорость обработки файлов: ведь обычно при редактировании видео из одного или нескольких громадных файлов создается выходной файл, а из-за особенностей организации дисковой кэш-памяти в Windows 95 копирование больших файлов в пределах одного физического диска выполняется очень медленно. Один диск может быть скоростной (Maxtor, Seagate, WD, Quantum Fireball ST), другой - помедленнее, например, Quantum Bigfoot CY. Я взял в качестве медленного диска Bigfoot на 6,4 Гбайт. Хочу заметить, однако, что скорость его вполне достаточна для ввода/вывода видео с потоком 2 Мбайт/с.
В качестве быстрого диска я приобрел Quantum Fireball ST на 6,4 Гбайт (после того как в июле цена его упала до совершенно невероятной цифры - 360 долларов; а сейчас он стоит еще дешевле). Это весьма достойный винчестер (совсем недавно это был самый быстрый E-IDE-диск, да и сейчас он в первых рядах), а по соотношению цена/производительность - просто рекордсмен. Оказалось, что шумит он не столь сильно, как ожидалось, однако греется изрядно. Мне пришлось для начала приклеить обычный вентилятор от процессора - так, чтобы поток воздуха шел вдоль верхней крышки диска. Затем я купил новый ATX-корпус, имеющий посадочное место под диск, обдуваемое вентилятором источника питания. Теперь диск едва теплый даже после продолжительной работы. Плохо лишь то, что посадочное место всего одно, - если захочется прикупить еще один Fireball ST, придется ставить дополнительный вентилятор.
Пусть это и не относится к дискам, напомню просто по ходу изложения: для ввода/вывода (особенно для перевода в MPEG) и редактирования видео необходим мощный процессор, например iP-200MMX, и не менее 32 мегабайт оперативной памяти.
Кроме того, понадобится стример для архивного хранения исходного материала и монтажных файлов. По моему опыту, недорогим и достаточно надежным устройством является "Арвид 1052" (см. http://www.arvid.ru). При скорости 325 Кбайт/с он пишет 1,1 гигабайта в час. На четырехчасовую кассету войдет 4,4 Гбайт.
Ввод видео в компьютер
Для качественного ввода исходного материала в компьютер рекомендую обратить серьезное внимание на звуковую плату (если на карте видеоввода/вывода нет своего кодека). Дешевые модели Sound Blaster имеют совершенно неприемлемое отношение сигнал/шум. Хорошие результаты могут быть получены со звуковыми платами фирмы Turtle Beach (исключая TB MonteCarlo). Впрочем, и они могут потребовать некоторой доработки. 16
Для собственно процесса ввода рекомендую использовать простую, но обеспечивающую все необходимые функции, программу VidCap (это свободно распространяемая программа VidCap32 компании Microsoft, поставляется в комплекте многих карт).
Несколько советов по использованию VidCap. В диалоге Edit/Preferences установите Maximum Number Of Frames 32000 и Video and audio synchronization: No master. Первый параметр определяет объем, который будет выделен под индекс кадров. Типовой объем файла обычно не превышает этого числа. Второй параметр указывает, что после завершения capture значение частоты кадров не будет корректироваться для получения одинаковой длительности аудио- и видеопотоков. Корректировка необходима при работе со старыми картами, не обеспечивающими точной тактовой частоты. С новыми же это напротив нарушает синхронизацию.
Не забудьте установить формат звука в диалоге Options/Audio Format. Рекомендуемые значения - 44100 Гц, 16 бит, стерео или моно в зависимости от возможностей вашей видеокамеры.
|
При задании частоты кадров учтите, что для стандарта PAL требуется выставить 25, а для NTSC - 29,97 (а не 30, как многие думают). Как известно, полный телевизионный кадр состоит из двух полей: одно содержит четные строки, другое - нечетные. Это позволяет повысить частоту кадров (для снижения мерцания) при неизменной частоте строк и полосе частот видеосигнала. Если при вводе видео отбросить одно поле, то часть информации будет потеряна и движения объектов станут более прерывистыми. Число полей в кадрах (1 или 2) учитывается при задании формата кадра и не влияет на число кадров в секунду.
Если смонтированное видео предполагается выводить на видеомагнитофон, то исходный материал лучше вводить в формате с двумя полями (576 строк для PAL или 480 для NTSC). Если же его предполагается только конвертировать в MPEG, то можно вводить в формате одиночных полей (288 или 240 строк).
Обязательно укажите имя записываемого файла (команда меню File/SetCapture File), иначе будет создан файл c:\capture.avi или с именем последнего записанного файла (что уж совсем нежелательно). Кроме того, при выполнении этой команды VidCap запросит, какой объем выделить под создаваемый файл. Не следует указывать объем с запасом, так как неиспользованное место не будет освобождено. Если не требуется предельно большая скорость потока, то можно оставить значение по умолчанию (1 Мбайт). Не следует также использовать команду File/Save Captured Video As… - она выполняется через простое копирование, что приводит к лишним (иногда значительным) затратам времени и требует свободного дискового пространства.
При выборе длительности записываемого фрагмента помните, что AVI-файлы объемом свыше 2 гигабайт не могут быть прочитаны (в силу внутренних ограничений RIFF-формата, который используется и в файлах QuickTime). VidCap не проверяет размер в ходе записи, поэтому запросто может создать (в Windows 95 OSR2) файл, не пригодный для обработки. Кроме того, записанные в VidCap файлы, превышающие 1 гигабайт, не могут быть просмотрены через Media Player (хотя и пригодны для обработки программами редактирования).
Следует также учесть, что скорость потока, указываемая в диалоге параметров видео, не включает в себя аудиопоток, который может достигать 172 килобайт в секунду, то есть почти 10 процентов от видео.
Расположение файлов лучше спланировать так, чтобы при операциях редактирования информация считывалась с одного физического диска и записывалась на другой. Например, исходные файлы записывать на первый диск; держать их, разделенные на видео- и аудиопотоки (см. ниже), - на втором диске; а проект и выходные файлы записывать снова на первый.
Настройте усиление в тракте записи звуковой карты. Для этого можно использовать стандартный Sound Recorder (в русском варианте - "Фонограф") или (лучше) звуковой редактор Sound Forge (поставляется с некоторыми картами miro). Откройте Mixer (двойным щелчком по иконке громкоговорителя на Taskbar) и выберите линейный вход. При использовании Sound Recorder нажмите кнопку "Record" и в микшере установите такое максимальное усиление, при котором индикатор уровня (в микшере) при самых громких звуках не зашкаливает в красную область. Однако не всякий драйвер звуковой карты имеет такой индикатор. Sound Forge имеет свой, более удобный индикатор уровня. Для измерения уровня сигнала запустите эту программу и нажмите кнопку "Record" (красный кружок), в появившемся диалоге отметьте флажок "Monitor". С помощью Sound Forge можно также измерить уровень шумов, необходимо только пометить флажок "DC Adjust" и провести калибровку постоянного смещения, нажав "Calibrate".
Для отображения приходящего видео включите пункт меню Options/Preview (правда, в этом случае отображения не будет во время записи файла), а если сочетание "плата ввода плюс видеокарта" позволяет, то Options/Overlay (это обеспечит более качественное и плавное отображение). Однако не стоит включать Overlay, если требуется очень большая скорость потока, на пределе возможностей системы.
При вводе видео программа VidCap показывает, сколько кадров было введено и сколько из них потеряно (dropped). Обычно наличие большого числа потерянных кадров говорит о том, что скорость диска недостаточна для выбранной скорости потока или во время ввода помешали какие-то фоновые системные процессы. Однако кадры могут потеряться и в случае, если на исходной ленте встретился незаписанный участок. Потеря 1-2 кадров происходит из-за сбоя кадровой синхронизации в момент перехода от чистого участка к записанному и наоборот. Это можно считать нормальным явлением. Сбой синхронизации, однако, может привести к нарушению группирования четных и нечетных полей, что визуально проявляется как пренеприятное дрожание изображения, особенно на неподвижных сценах. Поэтому записанный AVI-файл надо внимательно просмотреть через телевизор (не на мониторе компьютера!) на предмет выявления таких артефактов.
Иногда рекомендуют для надежного захвата (capture) запретить виртуальную память, ограничить максимальный объем дисковой кэш-памяти и т. п. Это не обязательно, так как программа VidCap использует стандартные процедуры записи AVI-файлов в обход дисковой кэш-памяти, не вызывая, таким образом, ее раздувания. Однако ограничить кэш-память все же полезно - через нее идут прочие файловые операции, и работа с большими файлами вызывает чрезмерное ее разрастание. Для этого в файл system.ini необходимо добавить строку в секции [vcache]:
MaxFileCache=размер в килобайтах
Каждая конкретная комбинация аудиокарты и карты видеоввода может иметь свой временной сдвиг видео относительно звука (например, при использовании miro DC10 и Turtle Beach Tropez звук запаздывает примерно на 2,5 кадра). Это смещение необходимо измерить и в дальнейшем учитывать. Для этого подключите к плате видеокамеру (в режиме камеры) и введите изображение чего-нибудь вроде режиссерской хлопушки (например, возьмите две ложки и ударьте одной об другую). Загрузите полученный файл в видеоредактор - в режиме покадрового просмотра легко увидеть, сдвинут ли звук удара относительно изображения и насколько. Сдвиг может появиться также при выводе сформированного AVI-файла; это можно проверить, выведя тот же файл с изображением удара ложек на видеомагнитофон и введя запись обратно в компьютер. (Впрочем, на комбинации Tropez+DC10 сдвига не отмечено.)
Редактирование
В комплекте с miroVideo DC10 поставляется программа Ulead Media Studio VE 2.5 - продукт, по моему опыту, чрезвычайно отстойный17. Сейчас с платой DRX, выпущенной на замену DC10, поставляется MGI VideoWave, но и он, по отзывам, довольно примитивен. С miroVIDEO DC30 поставляется Adobe Premiere 4.2, который имеет более продуманный интерфейс, хотя во многом непоследовательный и довольно далекий от интуитивно понятного.18 Да и стабильность Premiere оставляет желать лучшего - с драйверами miro он образует взрывоопасную смесь. Поэтому не забывайте почаще сохранять проект. Premiere особенно любит "падать" после добавления файлов в пустой проект и после добавления титров.
Принцип редактирования в Premiere прост: в окне Construction имеется временной ряд (timeline), на него помещаются отрезки видео и аудио (clips)19, которые образуют нужную последовательность. На временном ряде по умолчанию имеется два трека A и B (аудио и видео), трек переходов T, дополнительный трек аудио X1. Можно добавить треки наложений (superimposition) S1-S99. Вся информация о редактировании сохраняется в файле проекта (с расширением .ppj).
Новый проект создается по команде меню File/New/Project. Вам будет предложено выбрать из нескольких типов проектов. Выберите, например, Online Video PAL. Советую сразу же подправить его параметры (см. "Вывод результата") и сохранить под новым именем.
Обычно исходный материал сбрасывается в виде большого AVI-файла. Этот файл (или файлы) надо поместить на временной ряд (на трек A или B), после этого его можно резать на кусочки (ненужное удалять, нужное перемещать), добавлять титры и переходы.
Для вставки исходного материала в проект выберите команду меню File/Import/File (или два раза щелкните по окну Project). Появится стандартный диалог, откройте в нем ваши AVI-файлы. Указанные файлы будут вставлены в проект. Перетащите их на временной ряд.
Если исходный файл разделен на два отдельных (AVI и WAV), их надо поместить на временной ряд на одноименные аудио- и видеотреки и сдвинуть друг относительно друга для компенсации сдвига, возникшего при захвате.
Редактируемый материал отображается на временном ряде в виде маленьких кадриков (их размер и режим показа можно установить, щелкнув правой кнопкой по заголовку окна Construction). Просмотреть материал в полном разрешении можно в окне Preview или на экране телевизора, подключенного к выходу карты видеозахвата. Если нажать мышкой на линейке с временными отметками и водить вправо-влево, в окне Preview будут показаны соответствующие кадры (причем картинка покажется с учетом всех переходов и фильтров). Если нажать мышкой на полоске выше временных отметок (курсор на ней приобретает вид треугольника), переходы и фильтры не будут отрабатываться, но будет воспроизводиться звук.
Так как разрешение для miroVIDEO DC10 в режиме PAL составляет 384х574, то окно Preview оказывается вытянутым в два раза по вертикали. В диалоге Make/Preview Options установить нормальное соотношение сторон не получается, потому что Premiere в силу своей безграничной мудрости стремится сохранить отношение сторон, указанное в Make/Output Options. Поэтому, если хотите иметь нормальное окно просмотра, укажите в Output Options размер 384х288, а перед созданием файла результата (команда Make Movie) установите обратно 384х576.
После вставки файлов советую сразу же разрезать их на отдельные клипы (то есть кадры в киношном смысле этого слова) и набрать в окне проекта комментарии к каждому клипу; желательно также набрать слова, которые в них произносятся. Это поможет ориентироваться в проекте. При этом сразу же можно удалить явно ненужные и бракованные клипы. Команда Find Clip в контекстном меню, выводимом по нажатию правой кнопки мыши в окне Construction, находит клип в проекте; такая же функция в контекстном меню окна проекта находит клип на временном ряде. Первый кадр клипа зачастую имеет искаженные цвета и искривленные линии в верхней части кадра, поэтому его лучше сразу же удалить. Для этого удобно пользоваться окном Trimming. В нем показываются последний кадр предыдущего клипа и первый кадр следующего. Вы можете изменить их длину с помощью кнопок -5, -1 (укоротить) и +1, +5 (удлинить). Имейте в виду, что для кнопок правого клипа выводятся неправильные всплывающие подсказки (tooltip) - Add перепутано с Trim.
Клип разрезается функцией Razor (вызывается клавишей R) или Edit/Razor At Cursor Line (разрезает сразу все треки). Для удаления клипа укажите его видеочасть правой кнопкой и выберите из возникшего меню команду Ripple Delete20. Однако этим можно пользоваться лишь тогда, когда аудио- и видеочасти клипа связаны. Если они принадлежат разным файлам, их необходимо логически связать. Нажмите L, укажите видеотрек клипа, затем аудиотрек. Одним из недостатков Premiere является то, что связь треков при разрезании клипа теряется.
Premiere имеет функцию отката (Undo), но только на одно действие.
Для вставки пустого места на временной ряд нажмите M (multiple track select) и укажите на клип, следующий за необходимой позицией. Оттащите клип вправо на нужное расстояние.
Перемещать клипы можно по принципу drag'n'drop. Для одновременного перемещения нескольких клипов пометьте их с помощью функции multiple select (вызывается кнопкой E) и используйте drag'n'drop. К сожалению, функции Copy/Cut/Paste не работают для нескольких выделенных клипов.
Для изменения длительности клипа установите курсор мыши на его начало или конец, при этом он приобретает вид двусторонней стрелки. Нажмите клавишу мыши и тяните до нужной длины (как для изменения размеров окна). Скорость воспроизведения клипа при этом не меняется, меняются лишь его начальная и конечная точки в исходном файле.
Если хотите сделать переход между двумя клипами, перетащите один из них на другой трек, так, чтобы они перекрывали друг друга по времени примерно на одну секунду. Откройте окно Transitions, выберите нужный тип перехода и перетащите его на трек T (между треками A и B). Если перекрываемые части клипов содержат важный материал, который может стать незаметным из-за перехода, используйте стоп-кадр. Для этого отрежьте по одному кадру, растяните полученные клипы до требуемой продолжительности перехода и через контекстное меню (по правой кнопке мыши) вызовите диалог Frame Hold и отметьте Hold On: In Point, если это был последний кадр, или Hold On: Out Point, если это был первый кадр. Если в кадре есть движение, то следует установить флажок Deinterlace, иначе изображение будет дрожать.
Для вставки титров создайте новый титр по команде File/New/Title. Установите правильный размер для используемого видеостандарта (по умолчанию размер изображения составляет 320х240, что соответствует NTSC). Для PAL требуется 384х288. При вводе текста учтите, что не весь кадр реально выводится на телеэкран. Выводимая часть обозначена в окне редактирования титров пунктирным прямоугольником. Релиз Premiere 4.2 не позволяет вводить в титры русские буквы (и специальные символы европейских алфавитов) с клавиатуры из-за тривиальной ошибки. В демонстрационной версии, имеющейся на www.adobe.com, эта ошибка исправлена. Смотрите http://www.aha.ru/~alegr/prem_ttl.htm. Чтобы обойти эту ошибку, наберите необходимый текст в редакторе Notepad и перенесите его через буфер обмена.
Многие сообщают о серьезных проблемах синхронизации звука с изображением при работе над NTSC-материалом. Это может произойти по нескольким причинам. Те, кто редактирует на Premiere в формате Apple QuickTime (таких на PC немного) столкнулись с тем, что QuickTime вместо частоты 29,97 кадра в секунду использует ровно 30, из-за чего на каждую тысячу секунд набегает секунда ошибки. При работе с AVI-файлами ошибка возникает, если при вводе видео вместо 29,97 кадра в секунду указать 30. Я исследовал эту проблему: создал тестовые клипы, прогнал их через весь технологический цикл и нашел, что если во время ввода частота кадров установлена правильно, то проблем не возникает, синхронизация обеспечивается идеальная. Я использовал miroVIDEO DC10 и Turtle Beach Tropez (Classic).
У Premiere иногда возникают большие проблемы с AVI-файлами, имеющими аудиотрек. Он неправильно отображается (не обновляется), если позиция от начала клипа больше 65536 пикселов экрана, то есть эффект зависит от масштаба вывода. Иногда необходимость отображения аудиотрека вызывает долгое чтение файла, чтение видеотрека также замедляется. Вероятно, программа не оптимально работает с индексом кадров. Чтобы избавиться от этого, разбейте файл на отдельные аудио- и видеотреки. Чтобы извлечь аудиотрек в отдельный WAV-файл, импортируйте AVI-файл в проект, откройте его в Project window и выберите команду File/Export/Waveform… Укажите для создаваемого файла те же параметры, что использовались при Capture. Затем создайте AVI-файл, содержащий только видеотрек. Для этого выберите в меню команду Make/Make Movie и в Output Options уберите отметку с пункта Audio, после этого запишите выходной файл. Следите, чтобы параметры видео совпадали с параметрами исходного файла, иначе он будет рекомпрессирован, и качество его ухудшится, да и операция создания нового файла будет выполняться очень медленно.
Вывод результата
Перед тем как выводить результат редактирования на видеомагнитофон или в MPEG-файл, требуется записать его в AVI-файл, который создается по команде Make/Make Movie…21 Если файл создается для вывода на видеомагнитофон, в диалоге Make/Compression укажите следующие параметры:
Compressor - соответствует вашей карте захвата видео;
Quality - 100% (будет использовано при сжатии участков, содержащих видеоэффекты);
Frames Per Second - должно соответствовать используемому стандарту (25 или 30). Программа воспринимает только целые числа, но при указании 30 и частоте кадров проекта 29,97/с выходной файл будет создан с правильной частотой 29,97 fps;
Optimize Stills - не играет особой роли. Если включено, то в файл будет записан только один кадр для последовательности одинаковых кадров (например, в титрах), что несколько сократит его размер;
Limit data rate to и Recompress - оставьте непомеченными.
В диалоге Make/Output Options установите:
Output: Entire Project as AVI Movie, то есть полный проект в виде AVI-файла. Другой вариант - Work Area - выводит часть проекта, обозначенную желтой линией вверху окна Construction.
Size: 384х576, отметку с 4:3 Aspect убрать.
Type: Field 1
Параметры аудио в этом диалоге установите такие же, какие использовались при вводе, то есть 44100/16 bit, Uncompressed. Обязательно поставьте Interleave: 1 frame, в противном случае файл более одного гигабайта не сможет быть проигран через Media Player.
Если параметры устанавливаются в первый раз, имеет смысл сохранить текущие установки в качестве стандартного набора. Для этого откройте диалог Make/Presets… и нажмите "Save". Наберите описание (например, Установки для PAL video) и имя (Pal Video). После этого вы сможете создавать новые проекты, пользуясь выбранными ранее установками.
Для вывода подготовленного AVI-файла на телевизор или видеомагнитофон лучше использовать старый добрый Media Player. При использовании карт miro будет автоматически запущена программа установки режимов.
Для получения лучшего качества изображения укажите вывод на S-Video, даже если используется композитный (обычный VHS) выход - драйверы miro ограничивают полосу частот цветности при установке Composite-выхода, что вызывает заметный сдвиг сигнала цветности относительно яркости.
Недостатком Media Player является то, что он не может проиграть несколько файлов один за другим. Поскольку объем AVI-файла не может быть больше 2 Гбайт, длительность одного фрагмента при потоке видео 2000 Кбайт/с и звука - 176 Кбайт/с ограничена примерно 15 минутами. Если фильм получился длиннее, разбейте его на небольшие части и выводите по отдельности. Существует также возможность проиграть несколько файлов непосредственно из Premiere (File/New/Sequence, File/Export/Print To Video), однако это не работает. Безгранично мудрые разработчики Premiere вместо стандартного MCI AVI-драйвера решили использовать собственные процедуры. Результат вышел плачевный - из-за непродуманной буферизации файлы проигрываются рывками. Можно, однако, запустить Media Player несколько раз посредством bat-файла. Создайте с помощью любого текстового редактора файл aviplay.bat следующего вида:
start /w mplayer /play /close file1.avi
start /w mplayer /play /close file1.avi
…
start /w mplayer /play /close file_n.avi
Вместо file1, file2 и т. д. подставьте имена частей фильма.
Учтите, что по окончании одного файла до начала следующего пройдет порядка 0,5-1 секунды, поэтому резать фильм следует в тех местах, где интервал не помешает.
Если вы используете плату производства miro, не забудьте разрешить использование miro AVI cache для проигрывания AVI-файлов (устанавливается через программу miroVIDEO control, AVI Cache Adjust/Use as default) и отмените синхронный старт (там же, Synchronized start). FAST AV Master имеет подобный драйвер.
Для формирования файла, который пойдет под сжатие по стандарту MPEG-1, необходимо установить несколько другие параметры. Make/Output Options:
Size: 384х288,
Type: Full Size Frame
Если еще установить Make/Compression/Special Processing Settings…/Cropping Left: 16, Right: 16, то результирующий файл будет иметь формат 352х288, то есть стандартный constrained MPEG-1. Однако если файл предполагается затем проигрывать на компьютере в полноэкранном режиме, Cropping лучше не ставить, а то картинка будет заметно растянута по горизонтали.
Сейчас известно несколько программ - MPEG-компрессоров: например, Xing Mpeg Encoder (http://www.xingtech.com) или LSX Mpeg Encoder (http://www.ligos.com). Обе используют MMX-команды (хотя могут работать и на обычном Pentium). Кроме того, LSX Mpeg Encoder может сжимать видео и по стандарту MPEG-2.
Надеюсь, изложенное поможет вам освоить еще одно полезное применение персонального компьютера - редактирование видео.
1 Я даже снимал комету Хейла-Боппа. Было видно светлое пятнышко - ядро, однако для хвоста чувствительности уже не хватило. Изображение полной Луны вызывает насыщение ПЗС, на неполной Луне видна теневая часть, освещенная светом, отраженным от Земли. Кроме того, CCD воспринимает не только видимую часть спектра, но и ближнюю часть инфракрасного диапазона (около 1,5 мкм). Например, в ней видно излучение пультов дистанционного управления бытовой электроникой. Можете попробовать использовать связку мощных ИК-светодиодов в качестве ночного прожектора для скрытой съемки.
2 Интересный эффект возникает, когда при большой выдержке быстро изменяется зум.
3 Спор, что лучше - 8 мм или VHS, столь же бесплоден, как и Macintosh vs. PC (хотя и не достигает такого накала страстей). Кому нравится поп, кому - попадья, а кому - и попова дочка. Замечу только, что у лент Hi-8 Metal Evaporated (ME) отмечают несколько больший уровень выпадений и меньшую долговечность записей, чем у S-VHS. Однако ленты Metal Particles (MP), похоже, этим не страдают.
4 P5-120. Встречающиеся в продаже кассеты P6-120 предназначены для NTSC-камер. При использовании в PAL-камерах их емкость составляет около 85 минут.
5 http://www.adaptec.com/firewire/1394dvcs.html.
6 Первое поколение было разработано фирмой Apple. Интересно то, что интерфейс USB, активно продвигаемый сейчас в качестве стандартной (низкоскоростной) шины для PC, "родом" также из Apple - это усовершенствованный ADB.
7 Эти претензии имеют под собой веские основания: более высокая пропускная способность (400 Мбит/с; в следующих поколениях еще выше), большее число присоединяемых устройств (до 63), самоконфигурируемость, возможность "горячего" подключения и менее дорогие кабели (две витых пары),.
8 http://www.mpegcam.com/hitachi/Specs.html.
9 Фрагмент может начинаться только по границе Group Of Pictures (GOP), поэтому может потребоваться рекомпрессия нескольких кадров, ухудшающая качество. Кроме того, рекомпрессия может потребоваться, если нужно изменить параметры изображения - яркость, насыщенность и т. п. Поскольку MPEG-сжатие вносит больше артефактов, чем M-JPEG, повторное сжатие может недопустимо ухудшить качество изображения. Это явление обычно называют GIMGO - Garbage In, More Garbage Out. Если исходный материал имеет невысокое качество (высокий уровень шумов), то сжатие его с потерями (то есть MPEG или MJPEG) привносит больше искажений, чем сжатие качественного материала. В полной мере это проявляется при рекомпрессии MPEG-файлов.
10 Существует lossless JPEG (то есть без потерь), однако он обеспечивает сжатие только в 1,5-2 раза. Применяется в системах фирмы Matrox Video.
12 http://www.fastmultimedia.com.
13 http://www.miro.com/e/e1-news/e12-pressreleases/e124-digitalvideo/pinn.html.
16 Необходимо добиться, чтобы стальная скоба крепления платы не имела контакта с "аналоговой землей", то есть той частью общего провода платы, к которой подключены аналоговые схемы. На качественных платах "аналоговая земля" отделена от "цифровой" и соединяется с ней только в одной точке, причем через дроссель - чтобы импульсные токи от переключения цифровых схем не создавали помехи аналоговым цепям. Однако зачастую даже на таких платах аналоговая земля соединена со скобой, что сводит на нет усилия разработчиков по снижению шумов. Точками соединения являются крепящие винты и металлические втулки аудиоразъемов.
Для изоляции винтов необходимо наклеить два слоя скотча на открытые части платы в месте касания скобы и под шляпку винта, затем проколоть скотч, стараясь, чтобы он облепил края отверстия. Для изоляции разъемов необходимо также наклеить два слоя скотча на скобу поверх отверстий, в которые выходят разъемы, и проколоть скотч с таким расчетом, чтобы края отверстий были им облеплены. Вместо этого можно и просто рассверлить отверстия.
С платой видеоввода надо проделать те же действия. Кроме того, не следует пользоваться стандартным строенным (или сдвоенным) аудиовидеокабелем: лучше пустить видеосигнал по одному кабелю, а звук - по другому, это также снижает уровень помех.
Хорошие результаты дает применение фильтра для подавления синфазной помехи (так называемый симметрирующий фильтр). Чтобы изготовить такой фильтр, найдите (например, на Митинском рынке) ферритовое кольцо M1500 или M2000 диаметром примерно 30 мм, приобретите там же метр тонкого коаксиального кабеля РК-75 и разъемы типа тюльпан ("папа" и "мама"). Намотайте кабель на кольцо до заполнения и припаяйте разъемы. Фильтр следует включать в видеотракт.
С помощью описанных выше ухищрений мне удалось улучшить отношение сигнал/шум от 55 дБ (невзвешенное) до 70 дБ (измерялось при видеокамере в состоянии "Стоп" и включенном on-screen display). До этого в канале звука была слышна даже наводка от кадровых синхроимпульсов.
17 Создается впечатление, что авторы Media Studio не то что не читали литературы по построению пользовательских интерфейсов и не проводили тестов на простоту применения (usability test), но просто не видели приложений с продуманным UI (хотя бы MS Office). Кроме того, VE-версия не умеет создавать выходной файл без полной рекомпрессии исходного.
18 Например, стрелки "влево" и "вправо" работают только в активном окне Controller, но не в окне Construction или Preview; плюс множество других мелких неудобств. Учитывая то, что Adobe выпускает программы в первую очередь под Macintosh, в голову приходят сомнения: неужели это и есть знаменитый user friendly applish user interface style?
19 Из своего кинолюбительского опыта я помню, что такие отрезки следует называть кадрами, отдельная же картинка (frame) называется кадрик, но уж коль скоро все привыкли, что frame - это кадр, то отрезки я буду называть клипами.
20 Физически клип остается в файле и его можно использовать в другом месте.
21 Новая карта miroVIDEO DC30+ позволяет выводить фильм любой длины непосредственно из окна Construction редактора Premiere, без создания промежуточных файлов (модуль miro InstantVIDEO).