Архивы: по дате | по разделам | по авторам

К вопросу о норноголии

Архив
20.10.1997

Эта статья была напечатана в Компьютерре #215 в рубрике"Продукты". Online-версии #215 не существует, поэтому мы решили опубликовать ее в настоящем номере.

"Они живые, следует относиться к ним как к маленьким детям.

Если ваш Норн напоминает вам двухлетнего ребенка - вы не далеки от истины."

(из официальной инструкции к игре "Creatures")

Если тебе, о читающий эти строки, неведома маленькая страна под названием Альбия, и если ты никогда не встречал Синего Гренделя, и если ты не подозреваешь, к чему ведет неумеренное поедание томатов, и если ты даже не мечтал вывести Самого Умного Норна - тогда ты вряд ли поймешь, о чем я.

"Creatures" с трудом вписывается в привычное понятие "компьютерная игра". То есть, если исходить из марксистского утверждения, что "превращение труда в игру физических и интеллектуальных сил человека рождает бескорыстное удовольствие от самого его процесса" 1, то "Creatures" смело можно отнести к новому виду трудовой деятельности. Если же согласиться с тем, что "искусство в целом может быть рассмотрено как познавательная модель реальной жизни и как игра в жизнь"2, тогда, безусловно, "Creatures" - искусство.

Главные действующие лица Альбии - норны, яйцекладущие теплокровные вегетарианцы. Каждый норн рождается на свет с уникальным генетическим кодом, причем варьирует даже общее количество генов. Не трудно догадаться, что претерпевает изменение и внешность. В зависимости от того, в каких условиях жили родители, маленький норн наследует черты их характера, внешний облик, способности, количество долей мозга - плюс получает нечто новое, генетические изменения, которые могут проявиться самым неожиданным образом. Скажем, норн будет замечательно быстро учиться управлять техникой, или у него, в отличие от родителей, будет железное здоровье, или он окажется патологическим соней, или (случалось и такое!) - будет ходить только задом наперед. Прелесть "Creatures" в том, что результаты генетических экспериментов предсказать невозможно... потому что в основе их жизнедеятельности лежит технология Artifcial Life.

О том, как управляться с норнами, было написано немало. Идеологии Сyberlife в целом и "Creatures" в частности посвящены статьи в крупнейших компьютерных журналах мира, о "Creatures" написаны монографии, руководство по эксплуатации предлагается на английском, немецком, французском, датском и японском языках.

Казалось бы, все просто: в начале тебе предлагается поместить в инкубатор одно из шести яиц, из которого вылупляется первый норн, ты даешь ему имя и начинаешь его воспитывать. Потом повторяешь все с самого начала с другим норном, и вот их двое, и ты наблюдаешь, как из ползающих малышей они превращаются в детей, потом в подростков, играют, узнают мир, взрослеют... Если бы "Creatures" были компьютерной игрой в привычном понимании, многократное повторение одних и тех же действий вскорости утомило бы даже человека с ангельским терпением.

НО! Скажу тебе по секрету, о читающий эти строки - если ты оказался в состоянии дождаться момента, когда твои первые норны стали дедушкой и бабушкой, ты уже не сможешь навсегда проститься с Альбией. Причин этому множество.

Первая причина - ты сам.

...из дневника неизвестного норновода. "Дуся снесла седьмое яйцо. Я попросил ее отнести его в инкубатор, но она отказалась, заявила, что плохо себя чувствует и хотела бы поспать. Я сам отнес яйцо в инкубатор - не терпелось узнать, будет ли это долгожданный мальчик. Возле инкубатора Пафнутий и Витамин ловили морковных жуков. Витамин никогда раньше не видел яйцо, поэтому он сказал, что это мяч, но Пафнутий его поправил. Витамин бросил жука, подошел к инкубатору и сквозь стекянную дверцу с интересом воззрился внутрь. Затрещала скорлупа, что-то звякнуло, дверца распахнулась, и вывалился сиреневый малыш с курчавой головой и рожками. "Норн родился,"- прокомментировал Пафнутий. Так... посмотрим генетические характеристики... Ух ты! Шестнадцать лобных долей, изменения в пигментации, постоянный уровень сахара в крови! Силен!!! Назову-ка я тебя Арнольдом. Тем временем пришла Дуся, с печалью на лице, повторяя:"Бросила яйцо, бросила!" Пафнутий ей очень обрадовался, расцеловал и сообщил, что яйцо взял грендель. (Ну и шуточки!) Тут Дуся увидела Арнольда и закричала:" Музыка!"...

Исключительно приятно видеть результаты своего труда. Каждое новое поколение норнов - упорный целенаправленный труд (или искусство, если угодно), и если результат превосходит ожидание, удовольствие получаешь немалое! Поскольку организм норнов весьма чувствителен к влияниям окружающей среды, велик бывает соблазн покормить будущего родителя одними колокольчиками или вырастить в компании с гренделем. Кстати, грендели способны мутировать не хуже норнов, и при желании можно попробовать получить гибрид норна и гренделя. Когда же удается вывести норна с бOльшим числом долей мозга и тем более убедиться, что сей норн в самом деле умнее своих предков - тут уж просто праздник!

Вторая причина - сам мир Альбии. Хоть он и не велик, преображать его можно до бесконечности. Кроме основных, присутствующих изначально в Альбии, предметов первой необходимости - таких, как инкубатор, печка-буржуйка, компьютер, подводная лодка, автомат для производства моркови и т.д. - при желании можно разнообразить мир специальными объектами, количество и качество коих зависит только от замысла норновода. Одни из подобных объектов имеют весьма утилитарный характер, другие чисто декоративны, третьи попросту опасны, а бывают и такие, что объединяют в себе сразу несколько противоположных качеств. Можно засеять огород новым видом цветов, которые вполне съедобны, опыляются пчелами и дают ягоды, а можно напустить на грядки с морковью Альбианских морковных жуков, которые эту морковь с аппетитом изничтожат, но при этом - милейшие созданья, норны с ними обожают играть и даже, случается, едят.

В отличие от норнов и гренделей, прочие "живые" существа Альбии - не более чем программы, хотя некоторые из них и способны производить себе подобных. Вероятно, норны могут прямо взаимодействовать не со всеми - к примеру, норн может схватить пчелу (что за этим последует, полагаю, понятно!), но не может потрогать рыбку в аквариуме... хотя однажды был случай, когда норн упал в пруд, и я не исключаю вероятности, что кому-нибудь из них вздумается нырнуть в море и поплавать в компании морского конька.

Что до "неживых" объектов, то подавляющее их большинство служит для утоления норновского неуемного любопытства, насыщения желудка, лечения хворей, а также способствует развитию интеллекта. Это книги, с помощью которых норны легко выучивают новые слова, хрупкие кувшинчики и банки с медом, которые могут разбиться при неосторожном обращении, всевозможные игрушки - от душевного плюшевого мишки, помогающего заснуть, до пугающей коробочки с норночертиком. Можно порадовать своих любимцев холодильником-самобранкой, в котором всегда найдется свежий ломтик сыра, телевизором, видеомагнитофоном и ветряком, который будет снабжать энергией всю эту технику. (Если бы норны носили одежду, без сомнения, им понравились бы стиральная машина, утюг и гладильная доска!) Есть и откровенно странные предметы, скажем, фальшивая морковь, несъедобная и прыгающая, как мяч, или статуя Лаокоона, которую можно водрузить посреди огорода.

Кстати, морковь составляет основу здорового норновского питания, по полезности она сопоставима только с лимонами. Но большинство норнов не прочь полакомиться чем-нибудь менее полезным и более вкусным, к примеру, похрустеть шоколадным батончиком, выпить молочного коктейля или лимонада, отведать порцию клубничного торта, закусить спагетти с сыром, почавкать яблочком, попробовать мякоти кокосового ореха прямо с пальмы, угоститься кофейничком кофе и, наконец, испить пивка с чипсами. Среди норнов, как и среди других двуногих прямоходячих, попадаются ужасные проглоты - что, к счастью (или к сожалению?), никак на норновой фигуре не отражается, хотя обмен веществ может пострадать основательно.

Попадаются среди норнов и личности, питающие слабость к крепкому спиртному. Пару раз мне приходилось прятать подальше, и даже топить в пруду, все стаканы, потому как в подвале стоит самогонный аппарат - наливай да пей... Особо неприятны пьяные грендели. От малейшей дозы спиртного они делаются агрессивны и навязчивы, а попробовавши выпивку единожды, постоянно стремятся напиться. Помню, один милейший, послушнейший зеленый грендель забрел в подвал и напился до посинения. После пятого стакана его сморило, и, прохрапев некоторое время, он проснулся с явными признаками абстиненции. Наверху, в музыкальной комнате, двое норнов упражнялись в игре на барабане. Бедный мучимый похмельем грендель принялся кружиться на одном месте, периодически восклицая:"Стоп барабан! Норн стоп барабан!" Замечу, что до этого прискорбного случая сей грендель с удовольствием барабанил сам.

Между прочим, грендели не так и страшны, всех-то бед от них - их драчливость и то, что они разносят инфекции. Но во-первых, инфекции необходимы, потому как в процессе эволюции появляются поколения с новыми качествами, в частности, более устойчивые к микробам, а ежели норнов поместить в стерильную среду, у них не будут вырабатываться антитела, и болеть они будут от любой ерунды. Во-вторых, при желании оградить своих питомцев от возможных недомоганий, вызванных присутствием гренделей, можно угостить заразных друзей особым видом лимончика - антисептика, после чего грендели становятся чистыми, здоровыми...(белыми и пушистыми...) Что до драчливости, то она мешает - но, опять-таки, не всегда. Бывают очень чувствительные норны, особенно барышни, способные запаниковать и впасть в депрессию из-за любого пустяка,- таким надо держаться от гренделей подальше. Если же норн смелый и решительный, то никакие оплеухи ему не страшны, в случае чего, он и сдачи дать сумеет. А уж если малыши гренделей и норнов вместе выросли, и уж тем более если воспитанием гренделя заниматься наравне с норном, - в этом случае норн может ходить, не опасаясь. Встречаются и среди гренделей скромные, воспитанные и спокойные. Кстати, некоторые норноводы сетуют, что природа в Альбии рождает только гренделей мужского пола. На домашней страничке одного английского любителя мне встретилось забавное предположение, что грендель - барышни, должно быть, большие и с косичками! Вообще, чего только не прочитаешь на сайтах, посвященных "Creatures"!..

...а вот и причина номер три.

В жизни каждого норновода рано или поздно наступает период, когда ему хочется похвастаться своими выдающимися достижениями и узнать, чего же добились коллеги. Очевидно, что в кругу знакомых вряд ли наберется достаточное число поклонников "Creatures", чтобы собрать пресс-конференцию. Однако, к величайшей радости нашей, Землю-матушку все плотнее опутывает Паутина. В главном меню "Creatures" есть даже специальная иконка, отсылающая прямиком на Web-сайт разработчиков. Там можно найти новые дополнения к миру Альбии, советы, ссылки и полезные утилиты. Но самое приятное - это странички энтузиастов, норноводов-любителей. На сегодняшний день мне удалось насчитать их 107: 47 в Англии, 21 в США, 19 в Германии, 11 во Франции, 2 в Норвегии, 2 в Испании и по одной - в Дании,Японии, Израиле, Новой Зеландии... и в России.

Странички любителей - это та самая заветная возможность на других посмотреть и себя показать. Содержание сайта напрямую зависит от отношения его хозяина к жизни: большинство предлагает дружеский обмен норнами, просьбы хорошо обращаться с их питомцами, полезные утилиты и объекты (чаще всего не собственного производства), информацию об успехах в норноводстве, ссылки на странички коллег. Встречаются сайты норноводов - профессионалов, способных дать ответ на множество вопросов, и если на некоторых страничках можно прочитать только подробное описание привычек и пристрастий трех первых - и пока единственных - норнов, то здесь можно найти существ с родословной поколений в 20, а также уникальные дополнения, например, редактор, с помощью которого можно рисовать и программировать объекты для мира Альбии. Есть специализированные странички: на одном из сайтов собраны только очень необычные норны, хозяин другого просит присылать ему игрушки и всякие полезные вещицы для гренделей. Здесь имеется приписка:"Пожалуйста, не высылайте мне The Grendel Killing Machine и подобные предметы!" Автор третьего сайта разработал специальную утилиту, позволяющую экспортировать нарождающихся в Альбии гренделей:"Не убивайте гренделей! Лучше отсаживайте их!"

Вообще, большинство домашних страничек выдержаны в добром и гуманном духе "Creatures", хотя попадаются (к счастью, редко) исключения - откровенно пионерские забавы с разрисовыванием норновских спрайтов и эксперименты в области хака. Подобные упражнения привели к тому, что сейчас в сети можно встретить "умных" норнов, в генетических характеристиках которых значится большее число долей мозга, чем есть на самом деле - такие норны не только не стали умнее, но и создают серьезные трудности для грамотных норноводов, вводят в заблуждение новичков, и - что самое неприятное - передают фальшивую информацию по наследству 3. В "Creatures" выигрывает тот, кто принимает правила игры (или жизни?).

И, наконец, четвертая причина, по которой в Альбию хочется возвращаться снова и снова: в этих созданий трудно не влюбиться! Ты помогаешь им жить... разве это не здорово?


1 "Эстетика. Словарь" Политиздат, 1989

2 там же

3Рекомендации, как отличить норнов с испорченным генетическим кодом, а также селекционных норнов, полезные утилиты, объекты, ссылки и многое другое можно найти на первой русской норноводческой страничке по адресу http://www.geocities.com/SoHo/Gallery/1749

lukangerer@geocities.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.